Весенние звуки в музыке и природе
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему

Занятие напрвлено на развитие у детей внимательного отношения к окружающему миру. Учит их прислушиваться к звукам природы и сравнивать свои впечатления при прослушивании музыкального произведения. Развивает музыкальность, творческое воображение и пластику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie.docx27.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №6 Невского района Санкт-Петербурга

Тема: «Весенние звуки в музыке и природе»

Форма: Музыкальное занятие в старшей группе

Спиранди Э.К., музыкальный руководитель

2012 год

Цели и задачи: 

Научить прислушиваться к звукам окружающего мира.

Развивать внимательность, звуковые представления.

Прививать любовь к природе. Сравнить естественные голоса природы с изображением их музыкальными средствами.

Учиться прислушиваться к звукам живой природы, получать эстетическое наслаждение от шума качающихся деревьев, шороха листвы, дуновения ветра, шума дождя. 

Развивать музыкальность, творческое воображение, выразительную пластику, способности к импровизации.

Выразительно изображать животных: кузнечика, кошку, воробушка, лошадку, пчелку, барашка, поросят.

Раздаточный материал:

Музыкальные инструменты: бубны, металлофоны, треугольники, трещотки.

Демонстрационный материал:

Плакат с изображением инструментов симфонического оркестра, весенние картинки, аудиозаписи звуков природы.

Предварительная работа:

Слушание пьес Э. Грига «Весной» и «Ручеек». В группе – рисование пейзажей с изображением ручейка: солнечного, нежного, искрящегося, мрачного, тревожного, бурлящего, с камнями, большого, маленького, спокойного.

Разучивание стихов Ф. Тютчева, С. Есенина , Ю. Щербакова, В. Жуковского.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель

Дети

Сегодня мы с вами поговорим о природе, о весне. Весной природа оживает: тает снег, прилетают птицы, зеленеет трава и листочки на деревьях. После спячки просыпаются медведи, прилетают с юга птицы.

Дети читают стихотворение Ю. Щербакова

Упражнение с разноцветными лентами «Солнышко» Л. Кузьмичевой

Давайте расскажем стихотворение «Побежали капельки».

Побежали капельки  

В синеньких сапожках

Превратились капельки

В ручейки-дорожки.

Бежал ручей по камешкам  

По камешкам бежал

Потом в прозрачной лужице

Лежал, лежал, лежал.

Вот снова он помчался вскачь

И громко зажурчал

Увидел речку – прыг туда

И сразу замолчал

Наступила весна

Нам тепло принесла

Побежали ручью

Заболтали они

Сугробы осели

И потемнели

Веселые капели

Песенки запели

Солнце по небу гуляет

Тоже песни распевает

Пробудился медведь

И давай реветь

Птички не зевают

Ему подпевают.

До чего же хороша

Наша матушка весна

Фонограмма пения птиц

А сейчас мы послушаем отрывок из весенней оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Песня и пляска птиц» и сравним, похожи ли голоса птиц, нарисованные музыкальными средствами на настоящие. Пение и пляска птиц из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова

Похожи ли птичьи голоса на настоящие?

А чем они похожи?

А какие музыкальные инструменты изображают птиц?

Так весна изображена в симфонической музыке. А теперь послушайте фортепианную пьесу, где тоже изображена весна.

Звучит пьеса «Весной» Э. Грига

Какие настроения мы слышим в этой музыке?

Какое стихотворение подходит к этой музыке?

В музыке пьесы «Весной» тоже слышно, как струятся небольшие серебристые ручейки и переливаются на солнце. В конце музыка поднимается все выше и выше, как будто солнце светит все ярче, озаряя и согревая все вокруг. От этой музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками.

Давайте мы попробуем с помощью детских музыкальных инструментов оркестровать эту пьесу. Какие инструменты больше подходят для изображения весны?

Как будет звучать музыка: звонко, плавно?

А сейчас на детских музыкальных инструментах мы исполним веселую польку.

«Полька» Л. Лядовой 

Весеннюю капель и пение птиц можно изобразить и голосом: звонким, радостным. Давайте сейчас споем весеннюю песенку.

Песня «Сегодня мамин день»

Песня «Капель» В. Шестаковой.

Дети читают стихотворение С. Есенина «Черемуха»

Фонограмма журчания ручья

А теперь послушайте пьесу Э. Грига «Ручеек» и сравните, похожи ли звуки музыки на журчание ручья в природе?

Звучит «Ручеек» Э. Грига

Дети читают стихотворение В. Жуковского «Весеннее чувство»

Звучит фонограмма ветра.

Поздней весной в воздухе нависает гроза, дует сильный ветер, гремит гром и идет сильный дождь.

Давайте попробуем изобразить сильный грозовой ветер.

А какой еще может быть весенний ветер?

Давайте изобразим.

А теперь наш ветер будет дуть порывами.

Сейчас мы исполним танец «Дети и природа» О. Юдахиной, в котором изобразим разных животных, которые весной с новой силой начинают свои лесные заботы.

Тишина лесная –

Без конца

Без края.

Не простая тишина,

В тишине слышна весна

С гулким дятла молотком,

С кукушкиным хохотком

С бульканьем

И кваканьем

Цвеньканием

И кряканием…

Кто в лесу

Встречал весну –

Слышал

Эту

Тишину.

Выполняют упражнение.

Бегут

рукой показывают змейку

приседают

поскоки

подпрыгивают

сели на пол

У-у

буль-буль

кап-кап

«о» крещендо-диминуэндо

«р»- 5 ступеней вверх

«чик-чирик»

«ля-ля-ля» по трезвучию

Дети садятся на стулья.

Дети слушают музыку

Дети слушают аудиозапись.

Да.

Они высокие. Переливаются. Звучат трели как настоящие. Музыка легкая, виртуозная.

Деревянные духовые: флейты.

В начале пьесы музыка нежная, волшебная, будто природа только просыпается. В середине музыка грозная, мощная, бурная, взволнованная, призывная. В третьей части музыка восторженная, свежая, открытая, яркая.

Высоко, красиво, переливается, звенит, радуется приходу весны.

Весенние воды.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Металлофон, треугольник, колокольчики.

Тихо, отрывисто, нежно

Дети импровизированно оркеструют пьесу. 

Детский оркестр.

Дети поют песни.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом у проталинки,

В траве между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись стоит

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кучею

Ей песенки поет.

 Изображение ручья в музыке похоже на журчание настоящего ручейка. Музыка тоже бурная, стремительная, весело искрится, переливается. В низком регистре - тревожная, взволнованная, затаенная.

Легкий, легкий ветерок

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь

Очарованный поток.

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось

Перелетная весна?

Я смотрю на небеса

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

За далекие леса.

Дети с силой дуют.

Нежный, легкий.

Дети дуют слабо и нежно.

Дети изображают.

Дети исполняют танец.

Вывод:

Мы послушали много естественных голосов природы, узнали, какими музыкальными средствами их можно изобразить: пение птиц – высоким, нежным тембром флейты, капель – звонким, высоким голосом, ударами треугольника и металлофона, шум ветра – с помощью дыхания, журчание ручья – быстрыми пассажами на фортепиано.

Мы научились различать настроение в музыке и попытались передать его в своих рисунках и игре на детских музыкальных инструментах, в танце и в песнях.

Мы сравнили естественные голоса природы с изображением их в музыке и нашли много общего: если ручей бежит и бурлит его мощный поток, то музыка будет быстрая, тревожная, бурлящая; если весенние капельки звенят, капая с крыш, то и в музыке зазвучат высокие, звонкие, отрывистые нотки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»

Занятие первое.Тема «Музыка дождя».Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражен...

ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА на музыку П.И. Чайковского. Сценарий для подготовительной группы

Сценарий музыкального спектакля , в котором реализованы основные принципы ФГОС , используются новые технологии, классическая музыка Чайковского...

ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА на музыку П.И. Чайковского. Сценарий для подготовительной группы

Сценарий музыкального спектакля , в котором реализованы основные принципы ФГОС , используются новые технологии, классическая музыка Чайковского...

Природа в музыке или музыка в природе

Релаксация-  это процесс глубокого мышечного расслабления, снятие психического напряжения. Музыкальная релаксация обладает лечебным эффектом, снимает негативные эмоции, успокаивает нервы и очень ...

Презентация "Звуки музыки в природе"

Фея музыки приглашает вас отправится в увлекательное путешествие в мир звуков.  По средставм песен, игр, картин, танцев....

Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей

  Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...