Музыкальная сказка - основа для развития фантазий и творческих способностей дошкольников.
статья по теме

Михальчук Людмила Васильевна

  Образы сказки сопутствуют  человеку  с раннего детства.

 Ребёнок, лишённый  её  эмоционального  воздействия  остаётся обделённым  на   всю  жизнь:

 его фантазии не получают основы для развития.

  Сказки  закладывают  в ребёнке и нравственный  фундамент.  В сказке рельефно  очерчены

 полосы  тьмы  и света.  Вырастая  вместе  со сказкой, именно в ней,  ребёнок учится  различать

  добро и зло;  ему  открывается  справедливость  и  милосердие,  жестокость  и коварство.

 Сказка сочетает в себе бытовую конкретность  с обобщающими  условиями  воображаемого  мира.  Она не может существовать без чуда.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                 Музыкальный  руководитель

 Михальчук Л. В.  

                                 Доклад.                  

« Музыкальная  сказка  -  основа  для  развития  фантазии  

         и творческих способностей  дошкольников».

                         Задачи.

  1. Вызвать эмоциональный подъём и радость у детей.
  2.  Знакомить  детей  с лучшими   образцами  народной  и классической  музыки.
  3.   Развивать  творческие способности  и фантазию детей.

 « Что за прелесть  эти сказки…»

  В. В. Стасов.

  Образы сказки сопутствуют  человеку  с  раннего детства.

 Ребёнок, лишённый  её  эмоционального  воздействия  остаётся обделённым  на   всю  жизнь:

 его фантазии не получают основы для развития.

  Сказки  закладывают  в ребёнке и нравственный  фундамент.  В сказке рельефно  очерчены

 полосы  тьмы  и света.  Вырастая  вместе  со сказкой, именно в ней,  ребёнок учится  различать

  добро и зло;  ему  открывается  справедливость  и  милосердие,  жестокость  и коварство.

 Сказка сочетает  в себе бытовую конкретность  с  обобщающими  условиями  воображаемого  мира.  Она не может существовать без чуда.  Добрые волшебники – звери,  птицы , фантастические существа – помогают герою пройти  через  испытания  и достичь желаемой цели.

 В этом  её глубокая  мудрость,  так  как чудо -  это осуществление мечты.   Рядом со сказкой живут  

 близкие ей жанры: мифы, предания, легенды, былины, игры,  обряды.  В них раскрывается богатый  мир фантазии,  проявляется отношение человека к нему.  Жизнь проходила  в  непрес-

танном  труде  и была тесно связана с природой, которая представлялась могучей силой,  дающей жизнь, но полной опасностей.  Она  была одновременно и противницей,  и  союзницей. Солнце, ветер, вода воспринимались  не просто, как стихии,  но как живые существа,  способные гневаться и радоваться, быть враждебными и благосклонными к людям. Поэтому, человек , живущий среди природы, никогда не чувствовал  себя одиноким  в  ней. Его воображение  одухотворяло всё, что его окружало, обыденное превращалось  в  чудесное. В доме за печкой  жил старик – домовик, в лесу леший, который мог завести путника в чащу. Реки и озёра  были населены русалками и  водяными,  встречи  с которыми  тоже небезопасны. Одушивлялось  не только пространство.

 Весна приходила за Морозом, но  и она уступала  Лету,  и люди  строили свою жизнь согласно  с этим  природным  ритмам, череду я труд и отдых. Отдых  - это  праздник , выраженный  в играх и обрядах.

 Праздники  и развлечения,  проводящиеся  в  детском  саду, идеально подходят для развития фантазии и творческих  способностей,  детей, так  как,   в них  часто используются  сказки  народные,  авторские:  литературные,  оригинальные  и  в разных интерпритациях. Сама  сказка   часто имеет вид свободной импровизации,  со множеством  повторов, что облегчает её запоминание. В дошкольном возрасте  дети  мыслят образами, конкретными понятиями, а  в сказках они  ярко очерчены:  добрый,  злой,  хитрый,  завистливый и т д.,  что облегчает их понимание.

 Участвуя в сказке, исполняя  роль  определённого  персонажа,   ребёнок  может  глубоко прочувствовать  его  характер.  В дальнейшем  он  обязательно перенесёт эту модель в  свою жизнь.  Можно, таким образом,  ненавязчиво как бы лепить  его  душу,  заложить фундамент его поведения в обществе и в нравственном  плане,  и  в творческом. Выбирая сюжет для исполнения, нужно ориентироваться  на следующие  требования: доступность, интерес  к сюжету, последовательность  и  логичнось  действий, учёт возрастных особенностей, нравственная направленность  сюжета сказки: победа  добрав над  злом.

 Из всех видов искусств музыка  может  наиболее   полно  развить  фантазию,  дать простор воображению ребёнка,  так как она часто  не бывает привязана  к  конкретному  образу.

 Музыка обладает и конкретностью: ( например,  пьеса А. Гречанинова  « Котик заболел», « Котик выздоровел»), и вариационными  возможностями:( например,  пьеса  Гедике « В лесу»).  Можно много раз говорить ребёнку,  что лисичка  хитра,  кокетлива, игрива   при исполнении роли , но  стоит подключить  музыку  и образ сразу обретает  яркость;  ребёнок  быстрее в него включается ,

 откликаясь  эмоционально.  Музыка  подчёркивает и углубляет образы   персонажей,  помогает войти в них является связующей нитью  перехода  от одного действия к другому, отражает настроение героев,  оказывает  стимулиющее  действие  на  ребёнка,  вдохновляет  и  будит  воображение.

 Развитие творческих способностей начинается  с  маленьких  конкретных  образов  в младших группах. Например, в сценарии « Ёж и огород»   дети  изображают  горошков, умеющих легко прыгать и кататься: Мы – горошки маленькие, но зато удаленькие,

                         Как подпрыгнем высоко – не поймает нас никто!

 Ребёнок,   говоря  эти слова,  легко подпрыгивает на соответствующий  текст,  делая это с видимым  удовольствием, подчёркивая  прыгучесть  этого образа,  видно, что он прочувствовал  эту особенность  образа.   Качественный  литературный  текст  также  способствует  созданию

 яркого  образа, ведь  литература  и музыка  - наиболее  близкие виды  искусства.

 В среднем  возрасте дети способны  изобразить и две, три характерные  черты образа.

 Так, в сценарии  « Заяц – грибник» ребёнок  отражает  в  характере персонажа  его лень, весёлость, испуг  интонацией,  жестами,  повышением  или  понижение голоса.

 В младших, средних  группах образы имеют свою  особености:  они не должны быть очень страшными, пугающими, а иметь  весёлую  привлекательность. (  Чебурашка,  кот  Леопольд  и мышки,  Красная шапочка, волк,    беззаботные поросята  и  т. д.).

 В старшем  дошкольном возрасте дети разыгрывают  уже целые сценки, изображают  более разнообразно  и по – своему, образы  героев. Так,  в сценарии  « Колосок»  по укр.  нар.  сказке, оба мышонка  показывают  нам  то шаловливых,  то хитрых,  то  ленивых   мышат   с большим  объёмом мимики,   жестов,  движений,  каждый   по – разному. Бывает  достаточно  словесной  подсказки, а жесты они  сами находят.   Дети  старшей  группы  уже вступают  в диалог друг с другом, могут подыгрывать   друг другу и  вызывать  более  эмоциональный  отклик  у  партнёра , стимулировать  его творческий   отклик.

  В подготовительной  группе  дети  играют целые  спектакли. Образы  персонажей  углубляются, имеют  несколько  характеристик, показываются  в развитии. Так, в сценарии « Незнайка на луне»,

  лентяй  превращается  в добросовестного  ученика.  В   спектакле  изображается  постепенный  накал эмоций. Здесь  можно привлечь и  знания детей, и  какой – то  жизненный опыт,  сравнения

  с  другими образами, сопоставления.  Персонажи  в старшем и  и подготовительном  возрасте

 могут использоваться  самые разнообразные, потому что  они осознают, что  это всего лишь сказка и  потому,  что их более увлекательно  играть, правда,  иногда  бывают исключения, когда  ребёнок хочет играть только положительного героя, особенно,  если  это  касается  девочек.  

 Наблюдается  интересная  особенность  при выборе  ролей  для  детей.    Если учесть   характер наклонностей  к определённому  поведению,  его  склонности,  его привязанности,  амбиции

 и подобрать ему  соответствующую  роль,   то сыграть её  он может    очень  точно , свободно,  с удовольствием.  В дальнейшем, и  не имея особых  способностей,  он может справляться  и с другими ролями, не характерными для него.

 Таким образом, ребёнок  может  творчески  развиваться  и в дальнейшем  также  творчески подходить  и к своей будущей профессии.

  Музыка  в старших возрастах   используется  в большем  объёме  и более разнообразных характеристиках и как фон.:  море спокойное,  взволнованное,  бушующее;  

   солнце поднимается,   освещает мощным  светом  всё вокруг; ветер разыгрался или затихает;  тёмный  лес  зловеще  шумит т и т. д.  Музыка также помогает войти в образ, создаёт определённое настроение.

 Подводя итог проведённой  работе,  можно сказать, что на протяжении  всего дошкольного возраста, участвуя  в сказках   сначала    зрителями  пассивно, затем постепенно  вовлекаясь в  творческий процесс,  и , наконец,  разыгрывая  целые спектакли,  активно  действуя,  ребёнок пропускает  через  себя , прежде  всего  нравственный  опыт человечества и приобретает

творческий  подход  к жизни   и будущей  профессии.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие фантазии и творческих способностей у дошкольников»

Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей дошкольников....

Статья «Развитие фантазии и творческих способностей дошкольников»

Статья «Развитие фантазии и творческих способностей дошкольников»   …едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Н.В.Гоголь     В человеческой деятельности услов...

Сообщение из опыта работы «Основы сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников способствующие развитию личности и творческих способностей дошкольников»

Сообщение из опыта работы«Основы сотрудничества музыкального руководителя, с семьями воспитанников способствующие развитию личности и творческих способностей дошкольников»В соответствии с ...

Статья "Развитие фантазии и творческих способностей у дошкольников"

Развитие фантазии и творческих способностей дошкольников...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...