Современная методика развития детского голоса в ДОУ
статья по музыке (младшая группа) на тему

Бушмина Анна Владимировна
Применяются разные приемы занятия с детьми, тренингами их дыхания, дикции, различные творческие проявления, в первую очередь – вокальная импровизация. Разучиваем построчно с детьми каждую попевку – слова и мелодию, а затем показываю какие ритмические действия нужно произвести, исполняя ее вокально. В сопровождении фортепиано и без, развивать музыкальный слух, приучая отличать правильное и неправильное пение, высоту звуков, длительность, направление движений мелодии, замечать и исправлять ошибки (самоконтроль), помогать проявлению творческих способностей, применять навыки и умения в певческой установке – это правильная поза, взаимодействия звукообразования, дыхания, дикции, хоровое взаимодействие ансамбля и строя, правильное соотношение силы и высоты звучания, унисон, тембр, правильно передавать мелодию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_metodika_razvitiya_detskogo_golosa.docx32.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Современная методика развития детского голоса в ДОУ».

Выполнила:

Муз.р. МДОУ-34 Комб.в. г.Воскресенск.

 Бушмина А.В.

Проверила:

Пономаренко Н.И. ГБОУ СПО «МОКИТ»

 Егорьевск 2014г.


В дошкольном возрасте, когда выработка спокойной и плавной речи затруднена, руководящая роль музыки может иметь решающее значение.

До сих пор для нас актуальны теоретические базы разработок Д.Б.Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, И.А.Метлова.

«Запоют дети – запоет народ» писал К.Д.Ушинский. Системная работа над вокальной техникой позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребенка. Приоритет в работе индивидуально – дифференцированный подход к способностям каждого ребенка. Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный педагог – музыкант И.А.Метлов, в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологической возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. Большую роль отводя вокальной технике: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулке, входить в детскую жизнь. Это возможно, если и воспитатель любит песни и умеет петь». «Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения» заметила Н.А.Ветлугина. Для развития музыкальности у ребенка использую ее цикл песен – упражнения, для ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха.

Широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н.Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринужденность и легкость звучания, правильного дыхания. Обучая малыша вокалу, я учитываю, что голосовой аппарат ребенка хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка.

В нашем садике есть группы коррекционные, направленные на выработку плавной речи детям с затрудненным произношением.(логопедические)Легкость с которой ребенок воспринимает музыку и непосредственность этих восприятий, а так же способность быстро познавать содержание и простейшее средство выразительности, облегчает задачу оздоровления речи. Поэтому в нашем садике особенно важно уделять большое значение музыки и речи. Так при работе с детьми, важно учитывать роль связи слова, движения и музыки во всех видах музыкальной деятельности. Коррекционные задачи выполняются на всех занятиях. С помощью специальных подобранных упражнений, этюдов, заданий, игр. Среди средств логоритмической ритмики особо выделяются: Музыкально-речевые игры, совместно с логопедом артикуляционная гимнастика, чистоговорки, фонетические упражнения, упражнения на развитие правильного дыхания и т. д.

В процессе пения идет обучение и настройка голоса, привлекается художественный опыт и эмоции детей. Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребенка, позволяет выразить чувства, объединяет малыша и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.

Малыш – дошкольник живет играя, поэтому надо дать ему возможность сначала попеть один слог, затем другой. Удобно петь на слоги,  «Му», «Ма» и.т.д. «Ля-ло-лу, та-ти»….Важно помочь малышу лучше слышать свой голос. Достаточно предложить ему несколько заданий: Спеть вместе с мультяшным героем, используя (урок-презентации, сопровождающаяся звуком). Пение может сопровождаться демонстрацией нот на нотном стане (подготовительная группа). К приобщению пения, можно использовать область караоке. Богатый выбор компьютерных программ: Vocal Jam, Gala Kar и д.р. Они обладают обширными возможностями, обогащающими процесс исполнения: возможность исполнения в баллах, запись вокала, улучшенный звук, быстрый поиск песен.

Используя ресурсы сети internet, можно значительно пополнить методику с песенным репертуаром. Разнообразная аранжировка минусовок песен, современные технические устройства, выступают значительным стимулом для привития любви к пению.[1]

Стройное чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. Приучая детей слушать не только себя но и других, сливаться с общим пением, следить чтобы ни один голос не выделялся. Стремиться к одновременности пения, его выразительности, динамических и смысловых акцентов. Формирование происходит постепенно. У старших детей – заметный прием дает пение «цепочкой». Малышам -  «играя с песенкой». Например: «Петушок» в обр. М.Красева, «Зайчик» в обр. Лобачева и д. р. В средней группе,  варианты перекличек: «пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочередное пение. В подготовительной группе добавляем «песни-эхо» и пение «про себя».

Цель: научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

В работе с воспитателем используются консультации по охране голоса, беседы, семинары, где знакомятся с программными задачами, методами, приемами обучения детей пению. Индивидуальный подход к каждому воспитателю, оказывают большую помощь музыкальному руководителю при обучении детей пению, воспитатели умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей.

Применяются разные приемы занятия с детьми, тренингами их дыхания, дикции, различные творческие проявления, в первую очередь – вокальная импровизация. Разучиваем построчно с детьми каждую попевку – слова и мелодию, а затем показываю какие ритмические действия нужно произвести, исполняя ее вокально. В сопровождении фортепиано и без, развивать музыкальный слух, приучая отличать правильное и неправильное пение, высоту звуков, длительность, направление движений мелодии, замечать и исправлять ошибки (самоконтроль), помогать проявлению творческих способностей, применять навыки и умения в певческой установке – это правильная поза, взаимодействия звукообразования, дыхания, дикции, хоровое взаимодействие ансамбля и строя, правильное соотношение силы и высоты звучания, унисон, тембр, правильно передавать мелодию. Использовать технологии: визуальный показ мелодии (рукой), прием сравнений (птица, медведь и.т. д.), пение без ф-но, с голосом педагога.        Для разучивания песни с детьми активно используем такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Для работы  в ДОУ для меня близка позиция игрового обучения О.Кацер. Основные формы игрового обучения, являются накопленные и выстраинные обучающие игры, не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей, это помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье. Методика замечательна тем, что все процессы воспитания происходят незаметно для детей, непроизвольно. Эта методика соответствует потребностям растущего организма ребенка. В процессе этих игр, дети способны выполнить такой обьем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации. ИНТОНАЦИОННО-РЕЧЕВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА» О.Кацер,  Игровая методика обучения детей пению.

 Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»):

 

   Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в дорогу

   Шел он и пришел в удивительную страну, где говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять язык этой страны и поэтому всё время внимательно слушал, запоминал и повторял. Какой- то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: У-----О?

  Язычок не понял и переспросил: У-----О?

  На что незнакомец ответил: У----О.

  Язычок повторил: У-----О.

Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: У-----О---А?

Язычок переспросил: У----О----А?

На что незнакомец ответил: У-----О-----А.

Язычок повторил: У----О-----А.

Постепенно язычок стал понимать своего собеседника и продолжал разговор (применять с любыми фонемами).

-цокать языком

-произнести с повышением интонации

-произнести с повышением интонации

-произнести с понижением интонации

-произнести с понижением интонации

-произнести с повышением интонации

-произнести с повышением интонации

-произнести с понижением интонации

-произнести с понижением интонации

Список литературы:

  1. Тиличеева Е. «Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста» М, Музыка 1978г.
  2. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика» М, Владос, 2002г.
  3. Статья в журнале Волкова Г.В. «Музыкальный руководитель» №5, №6-2004г. №2-2005г.
  4. Статья в журнале Кацер О.В. «Музыкальная палитра» 2005г.
  5. Использование ИКТ в образовательном процессе М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» 2005г.
  6. Проект «Внедрение новых форм музыкального образования в ДС» Иванникова В.Е.
  7. О.В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению», учебно-методическое пособие «Музыкальная палитра» С.П.-2005г.


[1] Проект «Внедрение новых форм музыкального образования в ДС» Иванникова В.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая методика формирования и развития детского голоса

Как развить певческие навыки ребенка с помощью игровых упражнений....

Методическая разработка по использованию комплекса дыхательных и вокальных упражнений в работе по формированию певческих навыков и развитию детского голоса при постановки детской оперы М.Красева "Муха-Цокотуха"."

Данная методическая разработка-это серия интегрированных занятий, включающих в себя различные виды музыкальной театральной деятельности, а именно: пение,танец, актерское мастерство.Здесь предложены ра...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

"Методика развития детского голоса"

laquo;Методика развития детского голоса»  Пение – один из наиболее демократических видов искусства, доступных для каждого человека, не имеющего патологических слуховых и речевых нару...

Особенности методики развития певческого голоса обучающихся

В своей статье я рассказываю о вокальнл-хоровой работе с детьми дошкольного возраста...

Особенности методики развития певческого голоса обучающихся.

В этой статье я расскажу о вокальнл-хоровой работе с детьми дошкольного возраста...