Формирование интереса к народной музыке у детей дошкольного возраста
статья по музыке (старшая группа) на тему

Бабина Светлана Анатольевна

Формирование интереса к народной музыке у детей дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

Ф.И.О.: Бабина Светлана Анатольевна

Ученая степень, ученое звание:

Должность: Воспитатель

Место работы: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №113»

Телефон (рабочий, домашний, сотовый): 89179829626

Е-mail: princess.natali97@mail.ru

Тема доклада: «Формирование интереса к народной музыке у детей дошкольного возраста»

Тема статьи/методических материалов (для желающих опубликоваться):

Формирование интереса к народной музыке у детей дошкольного возраста.

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, можно выделить один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебный вопрос о приобщении к народной музыке детей дошкольного возраста.

Трудно переоценить ту пользу, которую может принести детский сад, если он будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса, в которой народная музыка займет заслуженное место.

Н.Я. Брюсова, внесшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне. "Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни".

Аналогичное мнение находим мы у Б.В. Асафьева в сборнике "Музыка в детском саду". Имея в виду один из принципов дидактики - доступность, он предлагает для обучения народную песню: "Каждый должен петь совершенно свободно… Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал… Такой материал дает народная песня, на которой и может вестись работа".

В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня - неоценимый материал для развития музыкально-творческих способностей детей, можно прочитать в научно-методических работах В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, О.А.Апраксинской, Е.Я.Гембицкой, В.А.Дышлевской, В.С.Попова, Ю.Б.Алиева, Д. Кабалевского, изданных в разные годы.

Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.

Психологи утверждают, что в процессе обучения происходит формирование личности дошкольника. Вкусы детей в этот период только еще формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными. Поэтому если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодичные интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать. Как указывал Б.Асафьев, уважение к народной песне само по себе не появится, как

не может появиться интерес в результате лишь того, что мы постоянно будем говорить, что "это - высокохудожественная музыка", перед которой "все должны беспрекословно преклоняться" Он пишет: "Надо помнить одно: нельзя рассчитывать в современном детском саду, ни на инстинктивную любовь к народной песне, ни на интеллектуальное постижение ее эстетико-художественных красот…", нельзя "внедрить в сознание дошкольников насильно уважение к тому, что не воспринято непроизвольно и свободно".

Отсутствие систематического слушания музыки своего народа, неумение применять на уроках различные педагогические методы и приемы, которые могут увлечь детей этой музыкой, являются одними из причин того, что дети не испытывают к ней достаточного интереса, а следовательно, родная песня не воздействует на их чувства и не вызывает эмоциональной отзывчивости.

Необходимым условием для полноценного восприятия народной музыки является активное участие детей в музыкальной деятельности как во время образовательной деятельности (хоровое пение, музыкально-ритмические движения игры, слушание музыки), так и в кружковой работе (кружок «Родничок»). В народной песне прекрасный музыкальный материал для дальнейшего укрепления и развития эстетических чувств и переживаний детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Накопление впечатлений - это лишь этап, способный вызвать более или менее стойкий интерес у дошкольников к народной песне. Нужны активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к народному творчеству. Такими методами в нашей работе являются:

  • исполнение или разучивание песен с детьми, слушание музыки;
  • беседа как путь развития диалоговой речи;
  • прослушивание сказок как путь накопления знаний о народном творчестве;
  • пение способствует созданию активной творческой сказок о музыке атмосферы;
  • сравнение и сопоставление сходных или, наоборот, контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведений;
  • музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.

Учитывая, что песня наиболее доступна для восприятия детей, имеет не только музыкальное, но и словесное содержание, нужно чаще брать в качестве распевания короткие народные русские песенки-распевки, например: русские народные песни "Ладушки", "Дождик" и другие.

Дошкольники видят, что хорошо исполненная учителем песня звучит красиво потому, что он выполняет необходимые условия: правильно сидит, верно держит голову, а главное - думает о содержании песни, старается петь интересно и выразительно.

При пении упражнения "Колыбельная" дошкольники вырабатывают умение петь мелодию спокойно, долго тянуть гласные и коротко произносить согласные.

В пропевке "Дождик" - петь весело, прислушиваться к звучанию других голосов. В процессе работы над этой песней большое внимание надо уделять развитию активности детей при ее исполнении. Внимание детей активизируется вопросами о содержании песни ... Постепенно восприятие становится более дифференцированным, точным и осмысленным, а не сводится лишь к сюжетному пересказу текста песни.

Воспитывая ритмический слух детей на интонациях народных песен, широко используется дидактический материал и наглядные пособия. Они создают благоприятные условия для проведения беседы о народных инструментах и танцах.

Учитывая, что у детей повышена двигательная потребность, в образовательную деятельность вводятся различные движения, музыкально-игровые приемы. Учитывается живой интерес детей и их эмоциональную настроенность, мы часто используются вопросы: "Почему", "А как ты думаешь?".

В процессе бесед нужно стремиться создать атмосферу творческой заинтересованности, выработать у детей желание к проявлению собственной инициативы. Проверка различными путями музыкальных знаний позволяет проследить, как развивается у детей интерес к народной музыке.

Уровень развития интереса к народной музыке определяется нами следующим показателям: эмоциональная восприимчивость детей на всех этапах работы (непосредственная реакция на музыку и активность детей); проявление любознательности к музыке.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее:

  1. учитывая, что дошкольный возраст является особенно перспективным в развитии музыкальной восприимчивости, необходима достаточная музыкальная нагрузка на память детей, которая создает запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народной музыке;
  2. музыкально-эстетический вкус будет развиваться тем успешнее, чем глубже дети будут изучать (слушать, петь) свою народную музыку.
  3. широкое использование народной музыки в образовательной деятельности повышает уровень музыкального восприятия, которое становится более дифференцированным, эмоциональным и осмысленным.

Список литературы:

  1. Программа "Искусство слышать" под ред. Д.Б.Кабалевского, М., Просвещение, 2004 г.
  2. "Русское народное творчество", "Экспериментальная программа", Н.С. Ширеева.
  3. "Воспитание музыкой ",Т.С. Вендрева, М., Просвещение, 1991 г.
  4. "Музыкальное воспитание в детском саду", выпуск 14, сост. О.А.Апраксина, М., Издательство - "Музыка", 1979 г.
  5. "Русский детский фольклор" М.Н. Малышкова, М., Просвещение, 1991 г.
  6. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград, Перемена, 1993 г.
  7. Воспитание музыкой. Д.Б. Кабалевский, Просвещение, 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста

Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста

Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста...

Формирование интереса к музыкальному фольклору у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕВведение ........................................................................................................... 3Глава I. Теоретико-методические основы приобщения дошкольников к музыкал...

«Организация общего взаимодействия педагога и родителей по формированию интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста»

«Организация общего взаимодействия педагога и родителей  по формированию  интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста» ...

Формирование интереса к народной музыке у детей старшего дошкольного возраста

Народное музыкальное искусство – это богатое культурно-историческое наследие, базовые знания о котором являются важными для каждой подрастающей личности. Музыкальное занятие можно рассматривать ...