Формирование интереса к народной музыке у детей дошкольного возраста
статья по музыке (старшая группа) на тему
Формирование интереса к народной музыке у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА
Ф.И.О.: Бабина Светлана Анатольевна
Ученая степень, ученое звание:
Должность: Воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №113»
Телефон (рабочий, домашний, сотовый): 89179829626
Е-mail: princess.natali97@mail.ru
Тема доклада: «Формирование интереса к народной музыке у детей дошкольного возраста»
Тема статьи/методических материалов (для желающих опубликоваться):
Формирование интереса к народной музыке у детей дошкольного возраста.
Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, можно выделить один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебный вопрос о приобщении к народной музыке детей дошкольного возраста.
Трудно переоценить ту пользу, которую может принести детский сад, если он будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса, в которой народная музыка займет заслуженное место.
Н.Я. Брюсова, внесшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне. "Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни".
Аналогичное мнение находим мы у Б.В. Асафьева в сборнике "Музыка в детском саду". Имея в виду один из принципов дидактики - доступность, он предлагает для обучения народную песню: "Каждый должен петь совершенно свободно… Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал… Такой материал дает народная песня, на которой и может вестись работа".
В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня - неоценимый материал для развития музыкально-творческих способностей детей, можно прочитать в научно-методических работах В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, О.А.Апраксинской, Е.Я.Гембицкой, В.А.Дышлевской, В.С.Попова, Ю.Б.Алиева, Д. Кабалевского, изданных в разные годы.
Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.
Психологи утверждают, что в процессе обучения происходит формирование личности дошкольника. Вкусы детей в этот период только еще формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными. Поэтому если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодичные интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать. Как указывал Б.Асафьев, уважение к народной песне само по себе не появится, как
не может появиться интерес в результате лишь того, что мы постоянно будем говорить, что "это - высокохудожественная музыка", перед которой "все должны беспрекословно преклоняться" Он пишет: "Надо помнить одно: нельзя рассчитывать в современном детском саду, ни на инстинктивную любовь к народной песне, ни на интеллектуальное постижение ее эстетико-художественных красот…", нельзя "внедрить в сознание дошкольников насильно уважение к тому, что не воспринято непроизвольно и свободно".
Отсутствие систематического слушания музыки своего народа, неумение применять на уроках различные педагогические методы и приемы, которые могут увлечь детей этой музыкой, являются одними из причин того, что дети не испытывают к ней достаточного интереса, а следовательно, родная песня не воздействует на их чувства и не вызывает эмоциональной отзывчивости.
Необходимым условием для полноценного восприятия народной музыки является активное участие детей в музыкальной деятельности как во время образовательной деятельности (хоровое пение, музыкально-ритмические движения игры, слушание музыки), так и в кружковой работе (кружок «Родничок»). В народной песне прекрасный музыкальный материал для дальнейшего укрепления и развития эстетических чувств и переживаний детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Накопление впечатлений - это лишь этап, способный вызвать более или менее стойкий интерес у дошкольников к народной песне. Нужны активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к народному творчеству. Такими методами в нашей работе являются:
- исполнение или разучивание песен с детьми, слушание музыки;
- беседа как путь развития диалоговой речи;
- прослушивание сказок как путь накопления знаний о народном творчестве;
- пение способствует созданию активной творческой сказок о музыке атмосферы;
- сравнение и сопоставление сходных или, наоборот, контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведений;
- музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.
Учитывая, что песня наиболее доступна для восприятия детей, имеет не только музыкальное, но и словесное содержание, нужно чаще брать в качестве распевания короткие народные русские песенки-распевки, например: русские народные песни "Ладушки", "Дождик" и другие.
Дошкольники видят, что хорошо исполненная учителем песня звучит красиво потому, что он выполняет необходимые условия: правильно сидит, верно держит голову, а главное - думает о содержании песни, старается петь интересно и выразительно.
При пении упражнения "Колыбельная" дошкольники вырабатывают умение петь мелодию спокойно, долго тянуть гласные и коротко произносить согласные.
В пропевке "Дождик" - петь весело, прислушиваться к звучанию других голосов. В процессе работы над этой песней большое внимание надо уделять развитию активности детей при ее исполнении. Внимание детей активизируется вопросами о содержании песни ... Постепенно восприятие становится более дифференцированным, точным и осмысленным, а не сводится лишь к сюжетному пересказу текста песни.
Воспитывая ритмический слух детей на интонациях народных песен, широко используется дидактический материал и наглядные пособия. Они создают благоприятные условия для проведения беседы о народных инструментах и танцах.
Учитывая, что у детей повышена двигательная потребность, в образовательную деятельность вводятся различные движения, музыкально-игровые приемы. Учитывается живой интерес детей и их эмоциональную настроенность, мы часто используются вопросы: "Почему", "А как ты думаешь?".
В процессе бесед нужно стремиться создать атмосферу творческой заинтересованности, выработать у детей желание к проявлению собственной инициативы. Проверка различными путями музыкальных знаний позволяет проследить, как развивается у детей интерес к народной музыке.
Уровень развития интереса к народной музыке определяется нами следующим показателям: эмоциональная восприимчивость детей на всех этапах работы (непосредственная реакция на музыку и активность детей); проявление любознательности к музыке.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее:
- учитывая, что дошкольный возраст является особенно перспективным в развитии музыкальной восприимчивости, необходима достаточная музыкальная нагрузка на память детей, которая создает запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народной музыке;
- музыкально-эстетический вкус будет развиваться тем успешнее, чем глубже дети будут изучать (слушать, петь) свою народную музыку.
- широкое использование народной музыки в образовательной деятельности повышает уровень музыкального восприятия, которое становится более дифференцированным, эмоциональным и осмысленным.
Список литературы:
- Программа "Искусство слышать" под ред. Д.Б.Кабалевского, М., Просвещение, 2004 г.
- "Русское народное творчество", "Экспериментальная программа", Н.С. Ширеева.
- "Воспитание музыкой ",Т.С. Вендрева, М., Просвещение, 1991 г.
- "Музыкальное воспитание в детском саду", выпуск 14, сост. О.А.Апраксина, М., Издательство - "Музыка", 1979 г.
- "Русский детский фольклор" М.Н. Малышкова, М., Просвещение, 1991 г.
- Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград, Перемена, 1993 г.
- Воспитание музыкой. Д.Б. Кабалевский, Просвещение, 1989 г.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/08/04/aprr_001.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-199860-1360673819.jpg)
Формирование интереса к двигательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Формирование интереса к двигательной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-114232-1354540468.jpg)
Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста
Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-669838-1442609824.jpg)
Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста
Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827651-1475965239.jpg)
Формирование интереса к музыкальному фольклору у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕВведение ........................................................................................................... 3Глава I. Теоретико-методические основы приобщения дошкольников к музыкал...
«Организация общего взаимодействия педагога и родителей по формированию интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста»
«Организация общего взаимодействия педагога и родителей по формированию интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста» ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/13/picture-1443785-1670963587.jpg)
Формирование интереса к народной музыке у детей старшего дошкольного возраста
Народное музыкальное искусство – это богатое культурно-историческое наследие, базовые знания о котором являются важными для каждой подрастающей личности. Музыкальное занятие можно рассматривать ...