ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья по музыке на тему

В современном обществе в последнее время все чаще обсуждается проблема становления творчески активной личности, совершенствования ее духовного мира. Но нередко взрослые, акцентируя внимание на развитие интеллекта ребенка,  не замечают, как теряется, становится второстепенной его эмоционально-духовная сущность. А ведь творческая личность всегда успешна, поскольку она постоянно стремиться к совершенствованию и преобразованию окружающего мира.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современном обществе в последнее время все чаще обсуждается проблема становления творчески активной личности, совершенствования ее духовного мира. Но нередко взрослые, акцентируя внимание на развитие интеллекта ребенка,  не замечают, как теряется, становится второстепенной его эмоционально-духовная сущность. А ведь творческая личность всегда успешна, поскольку она постоянно стремиться к совершенствованию и преобразованию окружающего мира.

Повышение качество образования современная педагогика связывает с формированием творческой активности личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки стандартной учебной ситуации, анализировать и разрешать возникающие проблемы, т.е. личности, способной активизировать свой творческий потенциал.

Художественное творчество представляет собой деятельность, в результате которой человек создает новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение. Кружок по художественному творчеству – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя значимым, защищенным и свободным в своих суждениях.

В сфере формирования творческих способностей предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития продуктивной деятельности.  С введением Федеральных государственных образовательных стандартов к общеобразовательным программам дошкольного образования (ФГОС), проводятся исследования по проблеме интеграции содержания образования в дошкольном учреждении, которые позволяют утверждать более широкие воспитательные и обучающие возможности изобразительной деятельности, находящейся в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферой жизнедеятельности детей.

С целью обеспечения качественного дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГОС. Вместе с тем, педагогические коллективы хорошо осознают, что введение в действие ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

В сложившейся ситуации перейти на новую ступень развития образования достаточно сложно, ввиду недостаточной осведомленности участников образовательного процесса о сути, цели и основных направлениях изменений стандартов и требований образования. В связи с этим разъяснительная и образовательная работа ведется по ознакомлению с основными положениями ФГОС и ФГТ, но не всегда эта информация доходит до педагогов, осуществляющих образовательный процесс, в том виде, в котором она предполагала быть.

В условиях введения в дошкольное образование новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы, остается не разработанной проблема подготовки педагогов, а также связанная с ней проблеме построения компетентностной модели подготовки воспитателей к организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ, и в частности по  направлению психолого-педагогической работы  «Художественно-эстетическое воспитание»  образовательной области «Художественное творчество». Для решения данной проблемы необходимо определить и обосновать те профессиональные компетенции, которые необходимо формировать у педагогов в процессе подготовке к организации художественного творчества дошкольников и внести изменения в образовательный процесс.

  • Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
  • Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость целей и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.

Педагогические технологии можно  использовать как  в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности

1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей

 I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

 II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

 III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

  1. «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  2. «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  3.  «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  4.  «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

«Применение дистанционных технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя»

 Применение дистанционных технологий в педагогической деятельности стало очень популярным и на сегодня очень важным....

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г.Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохра...

Использование ИКТ – технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя Олейниченко Анны Евгеньевны

Использование ИКТ – технологий в педагогической деятельности музыкального руководителяВ начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития- ученые и политики, предприниматели и пе...

Технология применения ИКТ в практической деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФОП ДО

Информационные технологии в музыкально - педагогическом образовании дошкольников....

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя». Скорнякова О.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Ручеѐк» г.Бородино

ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ«Здоровьесберегающие технологии в деятельностимузыкального руководителя»....