Ритмика как элемент здоровьесберегающих технологий.
материал по музыке на тему

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а также некоторые психические расстройства. Занятия ритмикой позволяют нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей.

Цель: Психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmika_kak_element_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ритмика как элемент здоровьесберегающих технологий.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а также некоторые психические расстройства. Занятия ритмикой позволяют нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей.

Цель: Психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.

Наряду с развитием музыкальности и творческих способностей, ритмика решает следующие задачи:

1.        Развитие двигательных качеств и умений:

  • ловкость, точность, координация движений,
  • гибкость и пластичность,
  • правильная осанка, красивая походка,
  • ориентировка в пространстве.

2.        Развитие и тренировка психических процессов:

  • умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,
  • воспитывать внимание, волю память, мышление.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относится также музыкально-ритмическое воспитание.

Полноценное развитие всех психических процессов у ребёнка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребёнок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. В древней медицине рекомендовалось даже использовать их при укусах ядовитых змей, чтобы снять состояние ужаса, испытываемого человеком.

Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъёма при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несёт мощный оздоровительный заряд. В прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым было доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиение. Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находится еще в утробе матери. Не случайно, когда мать прижимает ребенка к груди и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребенок, успокаивают его.

На ритмы сердца ориентируются композиторы. Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп же парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм. Это поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией. Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности.

А, кроме того, при той же нагрузке на сердечно-сосудистую систему, что и при оздоровительном беге, она не утомляет детей, в ней гораздо активнее работают суставы, а значит, она является средством развития гибкости. Ритмика хорошо поднимает тонус и настроение. При занятиях ритмикой быстрее формируется сплоченность детского коллектива. Ограничений для организации ритмики в дошкольном образовательном учреждении практически не существует. Единственное условие - не допускать перегрузки.

Музыкально-ритмические занятия включают в себя проведение музыкальных игр, хороводов, плясок, двигательных упражнений.

С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. В этом помогут такие приемы и методы:

• метод показа;

• словесный метод;

• импровизационный метод;

• игровой метод.

Музыкальные занятия в старшей группе я начинаю с ритмических упражнений. Это вызывает большой интерес у детей и оказывает положительное влияние на эмоциональный настрой на занятие. Кроме этого, использование данных упражнений решает следующие задачи:

1)   Двигательные:

• обогащать общие и танцевальные движения;

• автоматизировать общие и танцевальные движения;

• развивать чувство ритма.

2)   Речевые:

• развивать умение соотносить лексическое значение слов и движение;

• синхронизировать речь и движение;

3)  Интеллектуальные:

• развивать слуховое восприятие, память: двигательную и речевую;

• развивать умение выполнять последовательно ряд движений;

• развивать умение действовать по показу.

Все музыкальные ритмические движения выполняются под веселые легкие детские песенки, доступные и понятные детям: «Паровозик», «Дождик», «Шапочка», «Пяточка-носочек», «Разминка» и др.

Ритмика - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Занимаясь ритмикой, дети учатся выражать различные музыкальные образы через пластику своего тела. Ритмика способствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная осанка, подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность, более того, занятия способствуют раскрепощению детей и раскрытию индивидуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на занятиях по музыкальному воспитанию

Статья была опубликована в сборнике методических материалов "Формирование и развитие здоровьесберегающей среды в ДОУ" ХАКИРОиПК г. Абакан, Республика Хакасия...

Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы детского сада "На морском берегу" с использованием элементов здоровьесберегающей технологии - психогимнастика по С.Б. Шармановой.

Психогимнастика - это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы психики ребёнка. Между  физическим и психическим состоянием челове...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)

Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...

Инновационные технологии на занятиях музыки. Физкульминутки и динамические паузы, как обязательный элемент здоровьесберегающей технологии

Одна из основных задач образовательного процесса состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным и психофизическим этапам  ра...