Описание педагогической технологии. «Физминутка, элемент здоровьесберегающей технологии - как возможность воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.»
методическая разработка (старшая группа)

Звездарска Людмила Викторовна

       Давно известно, что проблема здоровьясбережения детей становится актуальней с каждым годом. Этому способствуют многие факторы: желание родителей и педагогов нагрузить ребёнка знаниями, гаджетозависимость, да и порой окружающая обстановка не часто не позволяет ребёнку развиваться физически. Родители обеспокоены созданием условий для жизни и на ребёнка, тем более на его физическое развитие очень мало времени. Поэтому большая ответственность по здоровьесбережению детей ложится на педагогов и воспитателей. Дошкольный возраст – золотое время, для формирования здоровой личности. В дошкольном учреждении всегда есть возможность организовать детей, а применение здоровьесберегающих технологий решает много задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №7 г. Шебекино белгородской области»

Описание педагогической технологии.

«Физминутка, элемент здоровьесберегающей технологии - как возможность воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.»

Подготовил воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад12

 г.Шебекино Белгородской области»

 Звездарска Людмила Викторовна

Шебекино 2025г.

Здоровое поколение – будущее России.

       Давно известно, что проблема здоровьясбережения детей становится актуальней с каждым годом. Этому способствуют многие факторы: желание родителей и педагогов нагрузить ребёнка знаниями, гаджетозависимость, да и порой окружающая обстановка не часто не позволяет ребёнку развиваться физически. Родители обеспокоены созданием условий для жизни и на ребёнка, тем более на его физическое развитие очень мало времени. Поэтому большая ответственность по здоровьесбережению детей ложится на педагогов и воспитателей. Дошкольный возраст – золотое время, для формирования здоровой личности. В дошкольном учреждении всегда есть возможность организовать детей, а применение здоровьесберегающих технологий решает много задач.

     Проанализировав многие здоровьесберегающие технологии я сделала вывод, что более важнее , в данное время, - это физминутки. Они не нарушают образовательный процесс, а только делают его эффективным, их можно проводить систематически. Но какими они должны быть? Что в настоящее время актуально?

«Мы должны строить своё будущее

 на прочном фундаменте.

 И такой фундамент – патриотизм!»

Путин В.В.

Формирование патриотических чувств очень актуально в любое время, но что можно и нужно формировать в дошкольном возрасте?

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, гордость за мужество воинов, любовь к народному искусству и творчеству.

Таким образом, важная задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать ему достойным человеком и гражданином общества.

Как же можно использовать физмиутки для развития патриотических чувств?

Физминутка это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления и восстановление умственной работоспособности. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц и нервной системы, активизируют мышление, создают положительные эмоции, повышают интерес к занятиям.

В организованной деятельности чаще всего используются физминутки, в которых действия сочетаются со словами или музыкальные, с использованием музыки и танцевальных движений.

Предлагаю в работе с детьми дошкольного возраста использовать физминутки основанные на стихотворениях русских поэтов о Родине, природе родного края, о семье и дружбе, также можно использовать русские народные песни, движения русского народного танца.

Что же мы будем развивать, используя на физминутках русскую народную музыку, песни и движения?

Развитие музыкальных навыков. пение и слушание народных песен улучшает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.

Оздоровление. Фольклорная арт-терапия, в которой пение и слушание связано с движениями, ритмом, способствуют общему укреплению и развитию организма, выполняют релаксационную функцию и повышают психоэнергетический тонус человека.

Воспитание патриотизма и нравственных качеств. Знакомство с народной культурой помогает усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.

Развитие речи. Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами.

Развитие художественного вкуса. Движения русского народного танца формируют художественный вкус детей, знакомят с обычаями своего народа.

Стихи о Родине знакомят детей с произведениями о Родине, развивают память , также развивают двигательную память, воспитывают любовь к родному краю, природе, чувство патриотизма.

Из опыта работы с уверенностью делаю вывод, что детям нравится всё, что касается патриотизма, не зависимо от возраста, даже внешне дети меняются, появляются новые эмоции и чувства.

Всё это формирует культурный код – набор ключевых символов, ценностей, норм, традиций и моделей поведения, которые и определяют культуру и менталитет определённой группы людей, нации или общества в целом. Он передаётся из поколения в поколение через язык, религию, обычаи и традиции.

«Национальная идея Российской Федерации -

это патриотизм,

никакой другой идеи

 придумывать не надо»

 Путин В.В.

         Уважаемые коллеги, предлагаю сборник стихов русских поэтов, воспевающих красоту нашей Родины, которые могут быть использованы в физминутках. При использовании стихов на физминутке большое внимание желательно уделять осанке, выразительности речи, торжественности и эмоциональности. Только после запоминания одного произведения можно переходить к другому.

Текст стихотворения

Действия

1.Владимир Орлов «Я и мы»

Очень  много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти:

Слово «Я» и  слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы! 

Стоя (в кругу), руки вперёд и в стороны. И,П,

Руки к груди, развести, улыбнуться.

Руки к груди, изобразить грусть.

Развести руки в стороны, улыбнуться, взяться за руки, поднять руки вверх.

2.Владимир Степанов

«Родные просторы»

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть, 

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Стоя, руки в стороны, покачиваться влево, вправо.

Стоя, руки, как бинокль, повороты вправо, влево.

Стоя, Руки вверх, Потянуться., руки в стороны, наклон вперёд.

Волнистые движения руками, руки вверх, потянуться;

Руки через стороны вниз.

Руки вперёд, в стороны.

Сделать ладонями сердце.

3.В. Гудимов «Россия, Россия, Россия»

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»

– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Стоя, правая рука, через перёд в сторону, левая рука, вперёд и в сторону,

Руки на пояс.

Руки на поясе, эмоция вопроса.

Правая рука к сердцу, левая рука к сердцу, опустить голову.

Руками показать птицу.

Руки на пояс.

Руки вперёд, в стороны, к сердцу.

4. Виктор Боков – Какая наша Родина?

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

 Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

 В ней рыба вся из серебра,

 Какая Родина богатая,

 Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

 Какая Родина счастливая,

 И это счастье всё для нас!

Стоя, руки вверх и в стороны,

Стоя, руки на пояс, наклоны, влево, вправо.

Стоя, руками показать речку.

Стоя, ладони вместе, рыба плывёт.

Стоя руки в перёд , в стороны.

Показать руками волну, руки в стороны,

Руки прижать к груди.

5. Пётр Синявский – Родная песенка

Льётся солнышко весёлое

Золотыми ручейками

Над садами и над сёлами,

Над полями и лугами.

Здесь идут грибные дождики,

Светят радуги цветные,

Здесь простые подорожники

С детства самые родные.

Тополиные порошицы

Закружились на опушке,

И рассыпались по рощице

Земляничные веснушки.

Здесь идут грибные дождики,

Светят радуги цветные,

Здесь простые подорожники

С детства самые родные.

И опять захороводили

Стайки ласточек над домом,

Чтобы снова спеть о Родине

Колокольчикам знакомым.

Стоя, ладони вместе, перед грудью, пальцы расставлены (солнце),

Руки на пояс наклоны, вправо, влево,

Встряхнуть кистями рук перед грудью,

Присесть, руками показать листья подорожника.

Встать, покружиться вокруг себя.

Присесть на корточки.

Встать, встряхнуть кистями рук перед грудью.

Присесть, показать листья подорожника.

Кисть рук зацепить большими пальцами, показать птицу, покружиться.

Руки к груди.

6. Владимир Орлов

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка, и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое —
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

Стоя, руки к груди

Руки вперёд, в стороны,

Наклон вправо, правую руку вправо,

Наклон влево, левую руку влево.

Руками показать волны рек.

Руки вперёд, вверх и в стороны.

Руками показать сердце.

7. Родина Т. Бокова

Родина – слово большое, большое! 
Пусть не бывает на свете чудес, 
Если сказать это слово с душою, 
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира: 
Мама и папа, соседи, друзья. 
Город родимый, родная квартира, 
Бабушка, школа, котенок … и я. 

Зайчик солнечный в ладошке, 
Куст сирени за окошком 
И на щечке родинка – 
Это тоже Родина. 

Стоя, руки в стороны.

Руки прижать к груди.

Присесть, встать , руки вверх, потянуться.

Стоя, руки на пояс.

Наклоны вправо, влево.

Загибаем поочерёдно пальцы на левой руке.

Сжать правую ладонь.

Поворот влево,

Прямо, руки на щёчки,

Руки к груди.

8. Родная земля Г. Ладонщиков

Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная 
Наша земля. 
Земля, где я сделал 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.

Стоя, руки на пояс.

Наклоны влево, вправо.

Стоя, руки вперёд, в стороны.

Руки на пояс, шаг вперёд.

Руки через перёд в стороны.

Стоя, правая рука к голове.

Руки к сердцу.

 

9. Родимая страна А. Прокофьев

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Стоя, руки вперёд в стороны,

Руки на пояс.

Правую руку вперёд, вверх, в сторону.

Левую руку вперёд, вверх, в сторону.

Руки к груди.

10. А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный.»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Стоя, руками показать большой дуб.

Руки перед грудью, пальцами показать цепь.

Руки за спину,

Поворот вокруг себя вправо.

Поворот влево.

Большими шагами обойти вокруг себя.

Показать русалку.

Руки – бинокль внимательно посмотреть вниз,

Руки – крыша над головой,

Руки на пояс наклоны влево, вправо,

Руки на пояс повороты влево, вправо,

Изобразить рыцаря. Шаги на месте.

Сделать жест рубить саблей.

Голову вверх, посмотреть влево, вправо,

Присесть,изобразить грустную  Царевну.

Встать, выпрямиться, левую руку козырьком, поворот влево, правую руку козырьком, поворот вправо.

Стоя, ноги на ширине плеч, выпрямиться, руки сплести у груди.

Русские народные песни:

«Во поле Берёзка стояла.», «Ах вы сени мои сени.», «Калинка – малинка», «Два весёлых гуся», «Метелица», «Валенки», «Камаринская», «Порушка – параня», «Во кузнеце», «Яблочко».

Эстрадные песни:

И.Кабзон «Дорога на Берлин», О.Газманов «Никто, кроме нас!», О.Газманов «Вперёд Россия!», «Танки», Т.Картукова «Матушка Земля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Выступление на педагогическом часе «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом часе«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»...

Выступление на районной педагогической конференции «Путь к мастерству» Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями».

Выступление на районной конференции "Путь к мастерству" сопровождалось презентацией проекта "Мы будем помнить Вас всегда!"...

Выступление на итоговом педагогическом совете «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

   Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном г...

Обобщение педагогического опыта "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через участие в традиционных праздниках села"

Представляю опыт работы по проекту «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством участия в традиционных праздниках села».Проект предназначен для детей...