Статья "Развитие самостоятельной, музыкальной деятельности детей"
статья по музыке (старшая группа) на тему

Резниченко Татьяна Владимировна

В статье предлагаются рекомендации по организации и проведению музыкально-дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_samostoyatelnoy_muzykalnoy_deyatlnosti_detey.doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельной, музыкальной деятельности детей.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

         Под руководством взрослого, ребёнок учиться сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, играх.

          Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

         Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

          Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

        Игровая деятельность признана приоритетным направлением развития и воспитания ребенка. В игре формируется его личность, осуществляется потребность  взаимодействия с окружающим миром. Игровая деятельность оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей детей, одновременно обеспечивая позитивный эмоциональный настрой для активного проявления важных психических процессов.

        Весь педпроцесс организую с учетом возрастных потребностей и возможностей детей, в связи с происходящими существенными качественными изменениями в ориентировочно-исследовательском поведении и познавательном развитии. Для интеллектуального роста и развития весь материал программного содержания игровых занятий выстраиваю от простого к сложному для постепенного восприятия целостной картины мира и музыкальной окружающей среды.

        Во всех видах игровой музыкальной деятельности я объединяю разнонаправленные задачи на основе закона интеграции: "Взаимно обагащаться, не нарушая логики собственного развития". Цель игровых музыкальных занятий - помочь ребенку начать осозновать себя и свое существование в окружающем мире. Ребенок в большей степени живет чувствами, поэтому музыкальные игры должны развивать  чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность в первую очередь. Для этого надо формировать чувственный аппарат (слух, зрение, осязание) расширять эмоциональный опыт ребенка, формировать представление о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах.

На игровых музыкальных занятиях происходит взаимодействие и восприятие искусства, развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведении искусства.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
1) Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
2) Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
3) Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
4) Выбор места для игры;
5) Определение количества
играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
6) Подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);
7) Подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
8) Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим  материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа ,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие ,доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли педагога в игре. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактические задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия 
играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная музыкальная деятельность детей как прием развития музыкальных способностей дошкольников

В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут сами организо...

Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей»...

Музыкально-дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей

Как организовать самостоятельную музыкальную деятельность в группе...