Знакомство с русскими народными инструментами.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Кругликова Лариса Петровна

План -конспект интегрированного занятия /познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие/

для детей 5-6 лет.

 

Задачи: развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах, вызвать эмоциональную отзывчивость на народную музыку, развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый, ладовый слух. Расширять представление о музыкальной  культуре русского народа .Закреплять навыки штриховки, сгибания бумаги.

 

Дети под русские народные наигрыши заходят в зал..

На столах разложены музыкальные инструменты.

М.р. Ребята, я вас приглашаю на выставку, эта выставка необычная, на ней представлены русские народные инструменты. Проходите, рассаживайтесь, и будем знакомиться с ними.

Дети рассаживаются на стулья.

 

М.р.  Дудка – древнерусский народный духовой инструмент. Устройство дудки не сложно, она представляет собой деревянную, или камышовую трубочку с отверстиями на боку. Изготавливали дудочки в мае – июне из веток камыша, ивы, рябины, орешника. Дудочку использовали пастухи, привлекая незатейливыми мелодиями коров. И детские потешки русский народ сочинил не зря о весёлой дудочке.

/Рассматривают изображение пастушка с дудочкой/

 

Ай ду-ду, ай ду-ду.

Сидит ворон на дубу,

Он трубит на дубу

В золочёную трубу,

Во трубу во золотую,

В золотую, в завитую,

А под дубом заиньки

Невелички, маленьки.

Двое – пляшут, двое – спят,

Трое – в дудочки свистят,

Подпевают, как умеют

Трубачу искусному.

Дать бы зайкам-музыкантам

По листу капустному.

Звучит наигрыш на дудочке в записи.

 

М.р. Познакомимся со следующим музыкальным инструментом – свистулькой. Её изготавливали из глины, дерева. Чаще это была детская игрушка. Звук извлекался, путём выдувания воздуха. К каким инструментам мы можем его отнести? /Ответы детей/

Предлагаю послушать и ответить, как  звучит свистулька./Дети слушают. Ответы детей: весело, задорно, звонко/.

 

М.р. /показывает ложки/. Кто и когда первым додумался использовать ложки как ударный инструмент – неизвестно, но только и до наших дней ложки используются, как музыкальный инструмент. А всё, видимо, началось с простой забавы для малышей.

 

 

 

М.р. /Музыкальный руководитель поёт и подыгрывает себе на ложках/

На дворе у нас играют,

Ребятишек забавляют.

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чайки в балалайки,

Кошки в ложки, свинки в скрипки,

Бараны в барабаны, кони в гармони

Абен, бубен, бух, бьёт копытом во весь дух.

 

М.р. Не сдержать от пляса ножки,

Так пляшите от души!

В наш оркестр вступают ложки,

Ах, как ложки хороши!

 

Давайте сейчас и мы попробуем стать настоящими ложкарями и исполним наигрыш под песню «Во кузнице» /Русскую народную песню исполняет ансамбль ложкарей/.

 

М.р. Наступила очередь следующего инструмента, послушайте внимательно и сами догадаетесь, о каком инструменте идёт речь.

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая, отгадай-ка?

Это наша…(балалайка).

Балалайка, балалайка,

Веселее заиграй-ка!

 

Приглашаю мальчиков-балалаечников исполнить песню «С балалайкой веселее»

 

М.р. А сейчас я приглашу балалаечницу, которая сыграет нам на настоящей балалайке и расскажет об этом удивительном инструменте.

 

Балалаечница:  Балалайка родилась в России, это струнный щипковый инструмент с лёгким забавным тембром. Выполнена она в виде деревянного треугольника и длинного грифа, на который натянуто три струны. Звук извлекается щипками или брянцаниями – ударом указательного пальца по всем струнам. /Исполнение русской народной мелодии/.

 

М.р. Следующий музыкальный инструмент очень уникальный. Своим многозвучием он заменял целый оркестр, Этот оркестр можно было легко переносить и тем полюбился на Руси.

 

По бокам коробочки

Костяные кнопочки.

Растянул её меха-

Стал похож на жениха. /гармошка/.

/Показ иллюстрации с изображением гармони/

 

Играть на гармошке не просто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. Да ещё трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь. А видит он всё, что окружает – природу, людей, которые пришли послушать. Исполняет он разные песни: протяжные и печальные, весёлые и плясовые. Сегодня мы пригласили в гости гармониста с гармошкой и послушаем наигрыши в её исполнении. /Звучат русские народные наигрыши в исполнении гармониста/.

 

М.р. Русских мастеров, которые делали гармошки, было много. Славились мастера, жившие в Туле, в Саратове и в других городах, а их инструменты называли «тульскими» гармониками, «саратовскими», то есть по тому городу, где они были сделаны. Ну и мы с вами сделаем свою гармошку и назовём её «почепская».

 

Воспитатель. Вначале мы раскрасим фигуру гармониста фломастерами, из полоски бархатной бумаги согнём гармошку, приклеим к основе, а на боковых планках фломастером нарисуем кнопочки.

/Под русские народные наигрыши в исполнении гармошки дети выполняют свои работы/.

 

М.р. На память о нашем увлекательном путешествии у вас останется этот весёлый гармонист с гармошкой, а с какими инструментами мы сегодня познакомились? /Ответы детей/.

На этом просмотр нашей выставки окончен. До свидания./Дети прощаются и уходят/.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с русскими народными инструментами Белгородчины

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. Задачи:      ·...

Занятие для подготовительной группы. " Знакомство с русскими народными инструментами".

Занятие для подготовительной группы "Знакомство с русскими народными инструментами"....

Открытое занятие "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"

На этом занятии дети знакомятся с русской народной культурой, с песнями, с музыкой и, конечно, с русскими народными инструментами, с игрой на них....

"Знакомство с русским народными инструментами"

Конспект к лекции-концерту по познавательному развитию для подготовительного дошкольного возраста...

Презентация "Знакомство с русскими народными инструментами"

Презентация была составлена для ознакомления детей дошкольного возраста с различными русскими народными инструментами...

Конспект НОД "Знакомство с русскими народными инструментами"

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста...