Русский музыкальный фольклор как средство развития патриотизма у дошкольников
материал по теме

Дудко Оксана Анатольевна

Русский музыкальный фольклор

как средство развития патриотизма

                                                                                                                                  у дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №414

Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх- Исетский район, ул. Юмашева 4а

Тел.  368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru


Предоставление опыта

педагогической работы

на тему «Русский музыкальный фольклор

как средство развития патриотизма

у дошкольников»

                                          

                                                                       Воспитатель: Дудко О.А.

     Как каждый студент начинает свое выступление с формулировки, так и мы, как истинные студенты, тоже начнем именно с этого.

      Что же такое фольклор? Мы не будем рассказывать всю историю возникновения фольклора в целях экономии времени, остановимся лишь на том, что «впервые термин «Фольклор» ввел Вилльям Томсон в 1846 году в далекой Англии, назвав это как художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество».

     Массовое  словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм – есть фольклор.

     Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки  про курочку-рябу, козу-дерезу, репку.

     От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не очень.

     Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог Константин  Дмитриевич Ушинский .

     Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет широко использован материал народного творчества.  Благодаря сказкам, песенкам, потешкам и т.д. «в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства».

     С самого первого дня пребывания ребенка в ДОУ мы уже вовлекаем его в процесс народного творчества, когда начинаем развлекать его потешками, песенками, укладываем малышек под колыбельную песню. Но же не говорим им, что это все идет из глубокой старины. Мы с ними просто играем, веселимся. Что называется «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».

     Начиная со средней группы, через 1 год пребывания детей в ДОУ, я начала много разговаривать с ними о том, как жили в давние времена люди русские, как они трудились, отдыхали и веселились.

    Совместно с музыкальным руководителем с сентября мы начали готовиться к 1-му фольклорному празднику (знакомство с русским бытом). Дети ждали этого дня, когда же он состоится. А родители отнеслись к этому настороженно, но на всякий случай сшили детям фольклорные сарафаны и косоворотки. Не решилась на такой опыт моя коллега, но с одобрения администрации и с божьей помощью мы дождались этого дня в октябре месяце.

     Когда дети увидели друг друга в таких необычных нарядах, еще и педагог тоже в сарафане … Шокированы были все. Родители особенно.

     Когда мы открыли праздник с классической песни об осени, девочки взяли кукол в руки  и перешли к пестушкам, тут стало понятно всем, «как мы далеки от своих истоков». Сельские дети в силу региональных компонентов (местности проживания) еще как-то приблизки к этому, а городские дети… Они же дымок рисуют на крыше многоэтажного здания. Детей никто не учит как правильно прижимать дитяти к груди, как «пествовать» кукол, колыбельную вместо мамы,  чаще всего, заменяют  аудиовизуальные технические средства. Где еще дети и их родители смогут увидеть такую красоту? В школе? Только если инициатива исходит от активного педагога. В единичных театрализованных представлениях, где-то там, купив билет.

     А тут вот оно все – рядом. Эти девочки подрастут, станут мамами и уже вряд ли станут укладывать своих детей под звучание магнитофона.   Все ростки – нравственные, патриотические, творческие и т.д. -   появляются и развиваются именно в детском саду, под чутким руководством опытного педагога, как называл их все тот же К.Д. Ушинский «садовницы». Они проводят с ней весь световой день.

      Дальше у нас на празднике были и вводные персонажи – бабушка в галошах и молодая девушка с колосками в корзинке. Танцы с колосками, хороводная игра с русским народным инструментом (балалайкой) «Ходит Ваня…», где из-за Машеньки Дима с Даниилом долго соперничали, галантно приглашали на танец. Не просто руку протянуть, а подойти, поклониться и потом уже руку подавать. Это ли не нравственность?

     И логичное завершение такого праздника, конечно же, каравай. Совместно с родителями пели «Каравай»: «Как на наш праздник испекли мы каравай…», где в центре хоровода педагог с настоящим караваем на настоящем рушнике. Что может быть еще краше.

     Потом фото на память, индивидуальные фотосессии, чай с пирогами и караваем у настоящего самовара. И никто не хотел уходить домой.

     Потом еще год много рисовали, лепили, еще больше разговаривали, смотрели мульфильм по Бажову «Серебряное копытце», обсуждали.

     И провели еще один праздник «Капустные посиделки». Некий ремикс классики и фольклора.

     Где мы читаем стихи, поем песни об осени, играем в классические игры («Собери листочки «Клен – дуб») и в русские народные («Вейся, капуста») отгадываем загадки, водим хороводы и поем частушки.

      Пока мы пели и плясали пирог с капустой подошел, традиционно заканчиваем чаепитием.

     Дети уже 3 года в садике. ПОДРОСЛИ. Много проведено предварительной работы перед праздником и на празднике представлена широкая палитра жанров: СКОРОГОВОРКИ, РОЛЬ ВЕСНЫ ИГРАЕТ ВОСПИТАННИЦА ГРУППЫ.

Девочки водят хоровод вокруг березки. Как сказал все тот же К.Д.Ушинский: «Любовь к родине начинается с березки у крыльца».

    Много игр, Например, Мальчики одевают весенние веночки девочкам на голову.

     Здесь дети уже играют на шумовых музыкальных инструментах, играют в традиционные весенние русские народные игры «Сложи поленницу», «Скачки на конях».

                                        «Наноси воды»

Играем в русскую народную игру «Гори, гори, ясно». А до праздника мы посмотрели мультфильм по сказке «Гуси-лебеди», где представлена эта игра.

И поем частушки. -  жанр русского  словесно-музыкального народного творчества

И в заключение нашего праздника по традиции приглашаем отведать пирог.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей: "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников"

Презентация подготовлена для проведения семинара с участием родителей....

Русская народная сказка - средство развития образной речи у старших дошкольников

Основным периодом для речевого развития детей является дошкольное детство. Развитие речи детей напрямую зависит от характера их деятельности и общения. У старших дошкольников речь достигает выс...

Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников

Презентация на тему: "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников"...

Всероссийский семинар «Современный школьный музей: традиции и инновации» Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как средство развития интереса дошкольников к русской народной культуре»

Тема выступления «Мини-музей в дошкольном образовательном учреждении, как  средство  развития интереса дошкольников  к  русской народной культуре», презентация мини - м...

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников».

Автор попытался обозначить роль сказок в развитии речи дошкольников....