Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Степочкина Елена Алексеевна

В данной методической разработке рассматриваютя теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а так же разработан комплекс музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-didakticheskih_igry.doc770.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)


Содержание

Введение        

Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста        

1.1. Характеристика и структура музыкальных способностей
дошкольников
        

1.2. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста        

1.3. Этапы развития музыкальных способностей по ФГОС        

Глава 2. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников        

2.1. Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий        

2.2. Комплекс музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста        

Заключение        

Список литературы        

Приложения        


Введение

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.

Объект методической разработки: музыкальные способности детей. Предмет методической разработки: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза методической разработки: использование в работе с детьми разнообразных музыкально-дидактических игр способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке.

Цель методической разработки: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности дошкольников как одного из средств развития музыкальных способностей.

Задачи методической разработки:

1. Дать общую характеристику музыкальным способностям, видам музыкальной деятельности дошкольников;

2. Проанализировать методы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

3. Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр в развитии музыкальных способностей детей.

Новизна методической разработки состоит в том, что при активном использовании дидактического материала в процессе музыкальной деятельности, а именно музыкально-дидактических игр в процессе слушания, пения, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, повышается уровень развития сенсорного опыта, который способствует формированию способам вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования. Все перечисленные действия лежат в основе развития музыкально-сенсорных способностей, которые необходимо развивать у детей с самого раннего возраста..

Практическая значимость методической разработки заключается в подборе методов и приемов активизации музыкальности, в составлении рекомендаций по развитию музыкальности детей в различных видах музыкальной деятельности.

В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступают наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Используются словесные пояснения, указания, вопросы к детям.


Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

1.1. Характеристика и структура музыкальных способностей дошкольников

Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Рассмотрим структуру музыкальности подробнее.

Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — грустным. В некоторых случаях это бывает именно гак, но далеко не всегда. Как происходит различение ладовой окраски музыки? Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту) [26, c.48].

Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо се запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение [4, c.72]. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух — это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что - либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе.

Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки — это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его воспроизводит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс» [3, c.49].

Необходимо добавить, что понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя основными музыкальными способностями. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке.

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и, если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

1.2. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие [16].

Музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в процессе активной преобразующей продуктивной деятельности. Художественная деятельность предполагает восприятие и создание предметов искусства. Поэтому различаются деятельность восприятия, исполнительство и творчество.

В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность [17, c.28]. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Деятельность эстетического восприятия - это сложное социальное явление, характеризующееся единством эмоционального и интеллектуального. Она предполагает целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценку, включающую в себя индивидуальность проявлений и эмоциональность переживаний. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие музыки. Основной он потому, что присутствует и во всех других видах музыкальной деятельности. Слушание музыки как вид деятельности имеет свои задачи: знакомить детей с музыкальными произведениями современной, классической, народной музыки, доступными их восприятию; развивать способность эмоционально-оценочно откликаться на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус; дать первоначальные сведения о музыке, познакомить с простейшими средствами музыкальной выразительности; подводить к запоминанию музыкальных произведений, формируя тем самым «музыкальный багаж».

Исполнительская деятельность - это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте – это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.

Пение имеет в жизни ребенка огромное значение. Голос – это первый универсальный музыкальный инструмент, которым овладевает ребенок. Пение – наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания), способствующие выразительному исполнению песен как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с аккомпанементом и без него; развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении [15, c.64].

Музыкально-ритмические движения как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего, способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки – это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма).

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности дошкольников. Ее назначение — способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт детей, развивать их интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.

Включение в занятие игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:

1) стимулировать исполнительскую деятельность детей;

2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;

3) воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания;

4) активизировать развитие музыкальных способностей;

5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности [7, c.128].

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как о виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства.

1.3. Этапы развития музыкальных способностей по ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

2-я младшая группа

Музыка

Задачи образовательной деятельности

1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.

2. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Содержание образовательной деятельности

Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко — низко, громко — тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.

Результаты образовательной деятельности:

Достижения ребенка (Что нас радует)

- Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.

- Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.

- Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их в движении.

- Эмоционально откликается на характер песни, пляски.

- Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности.

- Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.

- Ребенок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения.

- Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в пение взрослого.

Пятый год жизни. Средняя группа

Музыка

Задачи образовательной деятельности

1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.

2. Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.

3. Развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.

4. Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки.

5. Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.

6. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

7. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Содержание образовательной деятельности

Распознавание настроения музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков. Понимание того, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализ музыкальной формы двух- и трехчастных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Различение музыки, изображающей что-либо (какое-то движение в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой).

Дифференцирование: выражает музыка внутренний мир человека, а изображает внешнее движение. Пользование звуковыми сенсорными предэталонами.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

- Ребенок может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.

- Различает выразительный и изобразительный характер в музыке.

- Владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов.

- Ритмично музицирует, слышит сильную долю в двух-, трехдольном размере.

- Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Ребенок невнимательно слушает музыкальное произведение, не вникает в его содержание.

- Музыка не вызывает у ребенка соответствующего эмоционального отклика.

- Отказывается участвовать в беседах о музыке, затрудняется в определении характера музыкальных образов и средств их выражения.

- Не интонирует, поет на одном звуке, дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается.

- Не может повторить заданный ритмический рисунок.

- Не проявляет творческую активность, пассивен, не уверен в себе, отказывается от исполнения ролей в музыкальных играх, драматизациях, танцах.

Шестой год жизни. Старшая группа

Музыка

Задачи образовательной деятельности

1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами

2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.

3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.

4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

5. Развивать певческие умения.

6. Стимулировать освоение умений игрового музицирования.

7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.

8. Развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

Содержание образовательной деятельности

Узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха, Э.Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.). Владение элементарными представлениями о биографиях и творчестве композиторов, о истории создания оркестра, о истории развития музыки, о музыкальных инструментах. Различение музыки разных жанров. Знание характерных признаков балета и оперы. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

- У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.

- Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.

- Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки.

- Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.

- Активен в театрализации.

- Участвует в инструментальных импровизациях.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Ребенок не активен в музыкальной деятельности.

- Не распознает характер музыки.

- Поет на одном звуке.

- Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.

- Не принимает участия в театрализации.

- Слабо развиты музыкальные способности.

Седьмой год жизни. Подготовительная группа

Музыка

Задачи образовательной деятельности

1. Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.

2. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.

3. Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

5. Развивать умения чистоты интонирования в пении.

6. Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.

7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.

8. Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.

Содержание образовательной деятельности

Узнавание музыки разных композиторов, стилей и жанров. Владение элементарными представлениями о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. Различение музыки разных жанров и стилей. Знание характерных признаков балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различение средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Понимание того, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.

Умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, суждения развернутые, глубокие, интересные, оригинальные.

Соотнесение новых музыкальных впечатлений с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

- Развита культура слушательского восприятия.

- Ребенок любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями.

- Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов.

- Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.

- Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.

- Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Ребенок не активен в некоторых видах музыкальной деятельности.

- Не узнает музыку известных композиторов.

- Имеет слабые навыки вокального пения.

- Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.

- Не принимает активного участия в театрализации.

- Слабо развиты музыкальные способности.


Глава 2. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников

2.1. Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств [16, c.83].

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Музыкальные игры и пособия можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой [15, c.223], является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

1) Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

2) Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

3) Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром [13, c.105].

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

2.2. Комплекс музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

Данная разработка, будучи предназначенным для детей 5-7лет, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими как дополнительное для самостоятельной работы дома.

Цели и задачи методической разработки:

- развитие коммуникативных умений и навыков, помогающих установлению эмоциональных контактов между детьми;

- обеспечение воспитательных задач, побуждающих детей  работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.

- содействие эффективному формированию знаний, умений и навыков детей посредством представления материала в интерактивной, визуализированной, интересной и максимально понятной для детей форме.

Актуальная задача – применение и использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,  что позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Основной формой проведения музыкально-дидактических игр является комбинированная форма, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые занятия, занятие-путешествие, занятие-инсценировка и др., что стимулирует двигательную активность детей.

Ведущий принцип построения – тематический (наличие семи тематических занятий, с проведением интерактивных игр, позволяющих раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью):

1 занятие.  Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Солнышко и дождик» (на определение характера музыки)

2 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Музыкальный ритм» (на развитие ритмического слуха)

3 занятие Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Что делают в домике?» (на определение характера музыки)

4 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «У Кота-Воркота» (на развитие динамического  слуха)

5 занятие Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Низкие и высокие звуки» (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)

6 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «У медведя во бору» (на развитие звуковысотного  слуха)

7 занятие. Интерактивная музыкально-дидактическая игра: «Веселая и унылая музыка»  (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки).

Кроме этого, необходимо отметить, что все представленные в разработке игры, помимо практических целей (расширение словарного запаса, развитие навыков определения средств музыкальной выразительности), носят развивающий характер - развитие памяти, логического мышления, внимания, наблюдательности, а наличие добрых и эмоциональных персонажей (клоуна Фунтика, повелительницы хрустального замка Капели, Семицветика…) реализует ещё и воспитательные цели.

Новизна работы заключается в использовании инновационных форм и методов при ознакомлении детей с жанровой музыкой, а также в  интеграции педагогического процесса, предполагающего включения слушание музыки в другие виды музыкальной деятельности

Предполагаемыми результатами, которые планируются достичь, используя данную методическую разработку, является то, что в процессе  приобщения к информационным - коммуникативным технологиям повышается у детей познавательной активность, познавательный интерес, дети  учатся рассуждать, фантазировать. У них появляется уверенность в себе, раскрываются творческие способности. Увеличивается запас эмоциональных переживаний детей, пополняется детский опыт, эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.


Заключение

При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников и анализе сценарных планов, становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.

Предлагаемые музыкально-дидактические игры, способствуют развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.

При проведении данных игр необходим наглядный вспомогательный музыкальный материал, который позволит в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение, предаваемое ею.

Необходимо вызвать интерес, активность у детей, развить самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

Данные игры рекомендованы для использования в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.

Изучив музыкально-педагогическую, методическую, справочную литературу по проблеме особенностей развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, проанализировав особенности каждой музыкальной способности и видов музыкальной деятельности, используя различные методы исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Успешное развитие музыкальных способностей дошкольников, как одной из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации;

2. Наше предположение о том, что использование педагогом в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке верно, так как музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена в процессе нашего исследования;

3. В ходе нашего исследования поставленная нами цель: организация музыкально-педагогического процесса по развитию музыкальных способностей дошкольников достигнута, сформулированные задачи реализованы в полном объеме.

Практическая ценность данной работы заключается в подборе методов и приемов активизации музыкальности, в составлении рекомендаций по развитию музыкальности детей в различных видах музыкальной деятельности.


Список литературы

  1. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы [Текст] / Г.И. Анисимова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 96с.
  2. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир: программа, методические рекомендации, содержание занятий с детьми 5-7 лет (Тропинки). - М.: Вентана – Граф, 2008. - 240 с.
  3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учебных заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 240с.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Люкс, 2005. – 671с.
  5. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  6. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320с.
  7. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу [Текст] / Е.В. Горшкова. – М.: Издательство «Гном и Д», 2012. – 173с.
  8. Гурин, В.Е. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие [Текст] / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова. – Краснодар, 2011. – 23с.
  9. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-синтез, 2005. – 88с.
  10. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст]: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. – 304с.: ноты.
  11. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688с.
  12. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. – М.: АРКТИ, 2000. – 227с.
  13. Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА» », ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005. – 277с.
  14. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О.П. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – №1. – С. 15 – 19.
  15. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / О.П. Радынова, Л.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 209с.
  16. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей [Текст] / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 1997. – 119с.

Приложение 1

Музыкально-дидактическая игра «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» (на определение характера музыки)

Программное содержание:

  • Формирование представления детей о средствах музыкальной выразительности и о жанрах музыки
  • Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной)
  • Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении
  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением путника попавшего в сказочную страну над которым ярко светит солнце или над которым нависла тучка с дождем.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия на определение характера музыки.

Предварительная работа с детьми: Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Грустно» Г. Левкадимова; «Весело» Г. Левкадимова.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный руководитель рассаживает детей перед экраном

Музыкальный руководитель:

(1-й слайд – Приложение №1, рисунок 2) Сегодня мы вместе с мальчиком Васей отправимся в сказочное путешествие в страну чудес. В этой стране, как и на всей земле, в хорошую погоду ярко светит солнышко, а в ненастную хмурятся тучки, и идет дождь.

(2-й слайд – Приложение №1, рисунок 1) А живет в этой стране сказочный герой клоун Фунтик, он очень любит музыку, и попасть в его страну можно только разгадав музыкальную загадку. (Звучит пьеса «Весело» Г. Левкодимова. 1 ребенок у экрана, а остальные дети с места показывают карточки, соответствующие веселому характеру музыки)

(3-й слайд – Приложение №1, рисунок 4) (Если ответ оказывается положительным, то на экране появляется иллюстрация солнечной погоды в стране чудес и восклицательный знак, что означает «Молодец!» вход открыт).

(4-й слайд) изображение 2 слайда (Если ответ неверный на экране – Фунтик со знаком вопроса).

Затем исполняется пьеса «Грустно» Г. Левкодимова.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть еще раз, вызвав к экрану ребенка для определения характера музыки следующего музыкального произведения.

(5-й слайд – Приложение №1, рисунок 3) (Если ответ оказывается положительным, то на экране появляется иллюстрация сказочного города, над которым сгустились грозовые тучи и идет дождь. На второй половине экрана восклицательный знак, что так же означает «Молодец!»  вход открыт).

(6-й слайд) изображение 2 слайда (Если ответ неверный на экране – Фунтик со знаком вопроса, что означает еще  раз подумать).

После и первого проведения игры закрепляется словарный запас детей, характеризующий характер и настроение контрастных по окраске музыки двух пьес. (Например: веселая, радостная, солнечная…И грустная, угрюмая, печальная…)

Приложение 2

Музыкально-дидактическая игра «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ»
(на развитие ритмического слуха)

Программное содержание:

  • Развивать у детей представление о ритме
  • Продолжать формировать у детей представление о средствах музыкальной выразительности
  • Упражнять детей в восприятии и в воспроизведении ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания больших и маленьких колокольчиков.
  • Стимулировать двигательную активность детей.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением больших колоколов – колокольчиков и парных маленьких колокольчиков.

Раздаточный материал: Инструменты по К. Орфа;  большие колокольчики и набор маленьких колокольчиков.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Танец» И. Филиппа

ХОД ИГРЫ

Дети делятся на две подгруппы, становятся полукругом перед экраном, в руках 1-ой подгруппы инструменты по К.Орфа (большие колокола), у 2-ой подгруппы – маленькие колокольчики

(1 слайд - Приложение №2, рисунок 2). Музыкальный руководитель: Дети сегодня нас музыка перенесет в хрустальный дворец, у которого на протяжении всего дня раздается волшебный хрустальный колокольный звон. Даже на замысловатой крыше дворца большие колола, и по паре маленьких волшебных колокольчиков.

(2 слайд - Приложение №2, рисунок 1). М.Р.: А живет в этом дворце – волшебница Камелия, которая любит две песенки и напевает их целыми днями: Динь-динь, димидо-димидон. А вы хотите попасть в этот дворец Камилии. (дети отвечают). Тогда послушайте ритм и определите его, наиграйте этот ритм на своих колокольчиках.

Музыкальный руководитель наигрывает медленный ритм на металлофоне, находящимся за ширмой, дети воспроизводят его игрой на колокольчиках

 (3 слайд - Приложение №2, рисунок 1). Если ответ положительный, дети попадают в комнату больших колоколов.

(4 слайд - Приложение №2, рисунок 1). Если ответ неверный, перед ними Камелия с вопросительным знаком.

Игра повторяется, но в этот раз воспроизводится быстрый ритм

 (5 слайд - Приложение №2, рисунок 4). При верном ответе дети попадают в хрустальный зал маленьких колокольчиков и восклицательный знак радостно торжествует.

Приложение 3

Интерактивная музыкально-дидактическая игра «ЧТО ДЕЛАЮТ В ДОМИКЕ?» (на определение характера музыки)

Программное содержание:

  • Продолжать формировать у детей представление о средствах музыкальной выразительности и о жанрах
  • Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении
  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением спящего ребенка, танцующих матрешек, мальчика играющего на барабане.

Раздаточный материал: Карточки дидактического пособия «Что делают в домике?»на   определение    характера    музыки.

Предварительная работа с детьми: Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Колыбельная» Е. Тиличеевой, «Марш» Р. Ляховицкой, «Танец» И. Филиппа.

ХОД ИГРЫ

Дети делятся на три подгруппы. Музыкальный руководитель предлагает по желанию выбрать игровые атрибуты: платочки, барабаны, куклы и расположиться возле экрана.

 (1 слайд - Приложение №3, рисунок 2). Музыкальный руководитель: В кукольном домике музыка звучит – кто-то танцует, а кто и барабанит, а третий  - очень крепко спит.

(2 слайд - Приложение №3, рисунок 1). М.р.: А дом необычный как вы поняли музыкальный дом и вместе с друзьями феи музыки. Живет в нем Фея и очень хочет знать, сумеете вы музыку ее распознать.

Дети слушают музыкальный отрывок «Танец» И. Филиппа и выполняют соответствующие характеру музыки танцевальные движения под сопровождение игры на барабанах.

 (3 слайд - Приложение №3, рисунок 4). Если ответ положительный, то перед детьми  - танцующие матрешки

(4 слайд – повтор 2 слайда). Если ответ не верный – Фея со знаком вопроса.

Игра повторяется – звучит «Колыбельная» А. Гречанинова

(5 слайд - Приложение №3, рисунок 3). При  положительном ответе – на экране колыбель со спящим мальчиком. Дети под музыку укачивают кукол.

По окончанию игры словарная работа на определение характера музыки.

Приложение 4

Интерактивная музыкально-дидактическая игра «У КОТА-ВОРКОТА» (на развитие динамического слуха)

Программное содержание:

  • Развивать у  детей представление о динамике и динамических оттенках в музыке.
  • Продолжать формировать у  детей представление о средствах музыкальной выразительности.
  • Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания музыки.
  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением, спящего в люльке кота и девочки убаюкивающей на руках кота, завернутого в одеяло.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия на определение характера музыки.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Грустно» Г. Левкадимова; «Колыбельная» Е. Тиличеевой.

ХОД ИГРЫ

Дети полукругом сидят возле  экрана

 (1 слайд - Приложение № 4, рисунок 2). Музыкальный руководитель: Сегодня мы побываем в гостях у сони-засони у Кота-Воркота. Наш котик очень ленивый и сонливый. Он только мурлычит и любит засыпать под его любимую песенку.

(2 слайд - Приложение № 4, рисунок 1). М. р: А охраняет его сон волшебник Цветик-семицветик и разрешит он вам поиграть с котиком, если вы споете песню «У Кота-Воркота» с убывающей динамикой и назовете слова, которыми можно описать характер музыки этой песенки.

Дети характеризуют песенку: ласковая, тихая, убаюкивающая, нежная…

 (3 слайд - Приложение №4, рисунок 3). Если дети справляются с заданием   - на экране появляется изображение кота спящего в люльке.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе – появляется Семицветик со знаком вопроса.

Игра повторяется, детям предлагается спеть еще раз,

только с более тихой динамикой и охарактеризовать данный отрывок, приставляя к своей  характеристике слово «очень»: очень тихий, очень нежный…

(5 слайд - Приложение №4, рисунок 4). Если дети с заданием   справляются - на экране девочка укачивающая ката и напевающая ему песню.


Приложение 5

Интерактивная музыкально-дидактическая игра «НИЗКИЕ И ВЫСОКИЕ ЗВУКИ» (на развитие звуковысотного  слуха)

Программное содержание:

  • Развивать у  детей представление о высоте звучания различных звуков.
  • Продолжать формировать у  детей представление о средствах музыкальной выразительности.
  • Упражнять детей в различении звучания звуков, низких и высоких звуков, условно соответствующих звучанию пения птиц.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением лесной полянки, птиц, дерева на котором находится гнездо, а также гнездо, находящееся в траве.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия «Низкие и высокие звуки»; детские музыкальные инструменты – металлофоны и ксилофоны.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Адажио» Д. Штейбельта.

ХОД ИГРЫ

Дети полукругом сидят возле  экрана, в руках у них дидактические карточки

 (1 слайд - Приложение №5, рисунок 2). Музыкальный руководитель: На полянке на лесной, свили гнезда. Кто на дереве высоко, а кто и в траве густой. На дереве высоко гнездо, в нем раздается очень звонкий щебет птиц, а в траве кто-то притаился и низким голоском щебечет.

(2 слайд - Приложение №5, рисунок 1). М.р: Фунтик очень хочет знать – хотите ли вы в игру эту поиграть? (дети отвечают). Тогда послушайте сейчас из какого гнезда поют на этот раз?

За ширмой М.Р. игрой на металлофоне воспроизводит

высокие звуки, дети поднимают соответствующую звучанию карточку.

 (3 слайд - Приложение № 5, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране изображение гнезда, расположенного на дереве.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе – появляется Фунтик со знаком вопроса.

Игра повторяется – за ширмой звучат низкие звуки.

 (5 слайд - Приложение № 5, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране изображение гнезда, расположенного в траве.

Приложение 6

Интерактивная музыкально-дидактическая игра «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ» (на развитие звуковысотного  слуха)

Программное содержание:

  • Продолжать развивать представления детей о средствах музыкальной выразительности и о жанрах музыки
  • Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной)
  • Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении
  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением лесной поляны на которой разворачивается сказочный сюжет – птицы собирают ягоды и складывают в гнездо, а медведи в корзину.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия «Низкие и высокие звуки»; детские музыкальные инструменты – металлофоны и ксилофоны.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Танец» И. Филиппа.

ХОД ИГРЫ

(1 слайд - Приложение № 6, рисунок 2). Музыкальный руководитель: Дети мы вновь с вами на лесной полянке, но кроме знакомых птичек облюбовали полянку медвежата, потому что поспели к этому времени лесные ягоды. Каждый из зверушек и птиц был очень рад и каждый запел свою песенку: птички высоким звонким голоском, медвежата – грудным, низким голосом.

(2 слайд - Приложение №6, рисунок 1). М.р: Услышав такое хоровое пение на полянку прибежал удивленный лесной человечек и предложил всем спеть песенку по отдельности, а не хором. Детям же решил загадать музыкальные загадки: чью песенку вы сейчас услышите? И почему вы решили, что эта песенка именно той зверушки или птички?

Звучат высокие нотки, воспроизводимые на металлофоне.

(3 слайд - Приложение № 6, рисунок 3). Если ответ положительный - на экране изображение высоко над поляной летающих птиц и складывающих ягоды в гнездо. Дети пропевают песенку птиц, жестом руки указывая высоту звучания.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе  появляется зеленый лесной человечек со знаком вопроса.

Игра повторяется – за ширмой звучат нотки

низкого регистра. Дети определяют высоту звуков

(5 слайд - Приложение № 6, рисунок 4). При  положительном ответе - на экране появляются медвежата с полной корзиной ягод. Дети пропевают песенку медвежат.

Приложение 7

Интерактивная музыкально-дидактическая игра «ВЕСЕЛАЯ И УНЫЛАЯ МУЗЫКА» (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)

Программное содержание:

  • Продолжать развивать у детей представление о ритме динамики звучания музыки.
  • Упражнять детей в восприятии и в воспроизведении ритма и динамики отдельных отрывков музыкальных  произведений.
  • Стимулировать двигательную активность детей.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением лошадки бодро и весело скачущей по дорожке и грустной унылой собачки, медленно двигающейся  навстречу лошадки.

Раздаточный материал: Цветные палочки для воспроизведения ритма и динамики.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Лошадка» А. Руббах, «Разминка» А. Гречанинов.

ХОД ИГРЫ

(1 слайд - Приложение № 7, рисунок 2). Музыкальный руководитель: Цок-цок-цок стучат копытца, не хотите ли прокатится? (Дети утвердительно отвечают). Ну что ж тогда в путь! По дорожке по прямой шла собачка к себе домой. Шла грустила плакала, слезы в лужу капали! А на встречу к ней весело лошадка: цок-цок-цок – что случилось с тобой дружок?

(2 слайд - Приложение № 7, рисунок 1). М.р: Фунтик наш тут как тут, у кого слёзы тут текут?

Предлагает детям послушать ритм весело скачущей лошадки, определить простучать его на цветных деревянных палочках.

 (3 слайд - Приложение № 7, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране весело скачущая лошадка. Дети весело отстукивают ритм.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе – появляется Фунтик со знаком вопроса.

Игра повторяется. Звучит  унылая грустная музыка, дети определяют кому она принадлежит.

 (5 слайд - Приложение № 5, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране появляется изображение, уныло бредущей собачки, музыка постепенно затихает. Дети отбивают медленный ритм, соответствующий шагу унылой собаки.

В конце проводится игра на пополнение словарного запаса детей на определение ритма и динамики в музыке.

Приложение 8

 


Тематический план

Тема

Интегрированные музыкально-дидактические игры

Количество занятий в образовательной деятельности

Количество занятий в самостоятельной деятельности

1

Весело - грустно

«Солнышко и дождик»  (на определение характера музыки)

2

2

«Что делают в домике?» (на   определение    характера    музыки)

2

2

2

Определи по ритму

«Музыкальный ритм» (на развитие ритмического слуха)

2

2

«Веселая и унылая музыка»  (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)

2

1

3

Тихо-громко

«У Кота-Воркота» (на развитие динамического  слуха)

2

2

«Веселая и унылая музыка»  (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)

2

1

4

Низкие и высокие звуки

«Низкие и высокие звуки» (на развитие звуковысотного  слуха)

2

2

«У медведя во бору» (на развитие звуковысотного  слуха)

2

2