ОД "В стране музыкальных загадок"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Шамина Светлана Владимировна

Конспект музыкального занятия для детей 5-6 лет, где представлена интеграция образоватальных областей. К занятию была подготовлена презентация, видеофильм.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Страна музыкальных загадок»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Тип НОД: музыкальное занятие (фронтальное).

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, умение высказывать свои мысли;

- развивать координацию движений, образное мышление, двигательную память;  

- продолжать развивать мелкую моторику рук;

- продолжать работу над развитием чувства ритма через двигательные упражнения;

- продолжать работу над развитием ладового, мелодического и ритмического  слуха у детей;

- продолжать развивать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать умение и желание слушать друг друга;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

 

Образовательные:

- выполнять танцевальные движения легко, непринужденно, добавляя в каждое из них свое видение образа, умело согласовывать движения с музыкой;

- в пении добиваться выразительности, четкой артикуляции, внимания, чистоты интонации, умения петь по подгруппам, в совместном исполнении – не опережать и не отставать друг от друга, петь естественным голосом, без крика, расширять голосовой диапазон.

Предварительная работа:

- беседы о музыкальных жанрах, слушание музыки разных жанров, просмотр видеоклипов и иллюстраций с различными видами танцев;

- беседа о предстоящем празднике - «День защитника Отечества»;

- рассматривание и беседы по мнемокартинкам на тему «Армия»;

- дидактические игры «Музыкальная лесенка», «Выполни задание», «Не расскажи, а покажи».

Словарная работа: «маршировать», «артиллеристы», «меткие», «вальсировать».

Развивающая среда: музыкальный клип на «Вальс» музыка С. Майкапара,   детские музыкальные инструменты Карла Орфа, слайдовая презентация, альбом с мнемокартинками на песню «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, разноцветные флажки, колокольчики, разноцветные капроновые манжеты.

Методы и приемы:

наглядный метод: презентация, демонстрация фильма, мнемокартинки;

словесный метод: загадки, обсуждение прослушанной музыки;

практический метод: исполнение песен, выполнение музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах.

Содержание занятия и репертуар:

приветствие «Доброе утро»;

музыкально-ритмические движения:

  1. «Упражнение с флажками» польская народная мелодия;
  2. «Танец с колокольчиками» музыка Г. Вихаревой;

слушание музыки: «Вальс» музыка С. Майкапара;

игра на детских музыкальных инструментах: «Шарманка» музыка Д. Шостаковича;

пение: упражнение на развитие голоса и слуха «Труба» музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова;

усвоение певческих навыков: «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной;

музыкально-ритмические движения: музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок»» музыка Ю. Чичкова.

Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Использование интернет-ресурсов:

http://yandex.ru/images/?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-623-pd-1-wp-16x9_1366x768

http://www.youtube.com/

Использованная литература и технологии:

- здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, ритмопластика);

- ИКТ (презентация, видеофильм);

- игровые;

- журнал «Музыкальная палитра»;

- Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.;

- Бекина, С.И.  Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/ Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.;

- Орлова, Т.М, Бекина, С.И. Учите детей петь песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет (книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада) – М.: «Просвещение», 1987г.;

- Каплунова, И. М. Праздник каждый день  : Программа муз. воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа) : пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева.– Санкт-Петербург : Композитор, 2002.– 78 с.

Ход НОД:

Звучит негромкая музыка. Дети заходят в зал, берутся за руки, образуя круг.

Музыкальный руководитель.  Доброе утро, дорогие ребята! Я предлагаю вам  друг  друга сегодня  поприветствовать, пропевая добрые слова.

Игра-приветствие «Доброе утро»

Все стоят в кругу, выбирается ребенок-водящий, он выходит в середину круга, закрывает глаза. Ребенок, кому на плечо положит руку музыкальный руководитель, пропевает «Доброе утро!», водящий должен узнать по голосу того, кто с ним поздоровался, и ответить своей песенкой, назвав его («Здравствуй, Петя!»)

Музыкальный руководитель.  Сегодня мы с вами, друзья, не просто будем заниматься музыкой, а отправимся в путешествие в страну музыкальных загадок! Согласны? Отправиться в путь я предлагаю с флажками. Сейчас под музыку мы пройдем мимо стола, и каждый возьмет себе флажок. Долго выбирать не будем, чтобы не задерживать своих друзей. А как проходить нам подскажет музыка. Если это будет марш, вы будете…

Дети. Маршировать!

Музыкальный руководитель.  Если будет звучать веселая, подвижная музыка, вы выполните поскоки, а если зазвучит тихая, спокойная мелодия, вы пройдете хороводным шагом,  договорились?

Звучит русская народная мелодия «Сударушка», дети разбирают флажки и выстраиваются возле центральной стены в шеренгу.

Музыкально-ритмические движения:

«Упражнение с флажками» польская народная мелодия

После выполнения упражнения дети ставят флажки и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель.  Вот мы и волшебной стране музыкальных загадок. Посмотрите, какая она! (слайд 1) Итак, первую загадку мне помогут загадать наши девочки, давайте на них посмотрим.

Музыкально-ритмические движения:

«Танец с колокольчиками» музыка Г. Вихаревой

Музыкальный руководитель. (слайд 2)

Вы под музыку плясали

Дружно и ритмично,

И себя вы показали просто на «отлично»!

Что девчонки исполняли

С колокольчиками в зале? (танец)

Музыкальный руководитель. Правильно, танец. Мы с вами уже слушали танцевальную музыку, говорили о ней, смотрели и разучивали разные танцы.

Поэтому сейчас еще одна загадка. (слайд 3)

Пары танцуют. Шаги «раз-два-три».

Что же за танец? Узнал? Говори! (Вальс)

Правильно, этот танец называется вальс. Я вам рассказывала, что в переводе на русский язык «вальс» означает «кружиться». Музыка вальса может звучать и громко, и тихо, и грустно, и весело, но она всегда несет в себе мягкий, плавный, круговой  характер. Сегодня мы с вами познакомимся с «Вальсом», который написал композитор Самуил Майкапар (слайд 4), вы  послушаете музыку и подумаете, кто бы мог исполнять этот вальс, хорошо?

Слушание музыки: «Вальс» муз. С. Майкапара

Музыкальный руководитель.

Вопросы по слушанию:

Расскажите, ребята, кто бы мог исполнять этот вальс?

Почему вы так думаете?

Каким вам показался характер этой музыки?

Понравился ли вам «Вальс» С. Майкапара?

Музыкальный руководитель. Мне очень понравились ваши ответы и ваши фантазии, ребята! А я хочу вам предложить свою фантазию об этом вальсе. Хотите посмотреть, кого представила я, слушая эту музыку?

Просмотр видеоклипа «Вальс» музыка С. Майкапара (слайд 5)

Музыкальный руководитель. Понравилась вам мой фильм? Я надеюсь, что вы все не только послушали музыку, но и вспомнили о летних деньках, и вами в этот морозный день стало немножко теплее.

А сейчас следующая музыкальная загадка. (слайд 6)

Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

Музыкальный руководитель. Правильно, в оркестре много музыкантов, это – вы. А  руководит музыкантами…Правильно, дирижер, это – я. Сегодня солистами в оркестре  у нас будут мальчики. Мальчики-солисты занимайте свои места и берите инструменты.

Игра на детских музыкальных инструментах:

Д. Шостакович «Шарманка»

Музыкальный руководитель. Музыканты молодцы, оркестр у нас получился дружным, слаженным. Следующая музыкальная загадка: (слайд 7)

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

Прежде чем начать петь, я предлагаю вам вспомнить наше стихотворение «Крючочки». Руки действуют по тексту стихотворения, голос пусть будет у каждого выразительным, не ленимся, губы работают хорошо. Договорились?

Пальчиковая игра «Крючочки»

Это наши мальчики,                                Энергично и ритмично выполнять кистями рук

Маленькие пальчики.                        движение «фонарики».

Крепко держатся дружочки,                Сцепить мизинцы обеих рук и тянуть в разные Не разжать нам их крючочки.                стороны.

А еще мы можем так:                        Движение «фонарики».

Вот ладонь, а вот кулак,                        Энергично разжимать и сжимать в кулачки Хочешь, тоже делай так –                 пальцы обеих рук.

То ладонь, а то – кулак!

Музыкальный руководитель. А сейчас еще одна загадка. (слайд 8)

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Тру-ту-ту, тру-ту-ту –

Слышим звонкую…(трубу).

Упражнение на развитие голоса и слуха «Труба» музыка Е.Тиличеевой, слова М. Долинова.

  1. Пение хором
  2. Пение  «цепочкой»

Музыкальный руководитель. Наш голос, наши губы и язычок готовы к исполнению песни. Сегодня нам с вами поможет исполнить песню «Наша Родина сильна» наш альбом, который мы с вами назвали караоке, чтобы я не напоминала вам слова песни. Готовы?

Усвоение певческих навыков: «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

  1. Пение хором  с помощью мнемокартинок (приложение).
  2. Пение с солистами.

Музыкальный руководитель. Спасибо солистам. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну музыкальных загадок. А сейчас я предлагаю закрепить наше хорошее настроение волшебным добрым танцем. Зима заканчивается, вот уже и последние зимние денёчки.  (слайд 9) Скоро весна. Вернутся перелетные птицы, зазеленеют листочки на деревьях, появятся первые весенние цветы. И в самый первый весенний праздник мы подарим вашим мамам свой танец «Волшебный цветок». Давайте наденем на руки наши красивые манжеты и исполним танец (слайд 10).

Музыкально-ритмические движения: музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» музыка Ю. Чичкова.

Рефлексия:

  1. Чем заниматься было особенно интересно?
  2. Что бы хотелось попробовать выполнить в следующий раз?
  3. Тот, кто сегодня выступает – их называют  «исполнители»,

А тот, кто это смотрит – «зрители».

Кем быть вам  понравилось больше?

  1. Покажите без слов с помощью мимики и рук свое настроение.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для средней "Путешествие в страну Математических загадок"

Задачи:формировать умение правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп;развивать:умение сравнивать два предмета по длине и ширине;глазомер, умение находить предметы длиннее (...

Путешествие в страну математических загадок

  Формирование элементарных математических представлений у детей через знакомство их с составом числа 7 из 2-х меньших чисел....

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для старшей группы "В парке музыкальных загадок"

Конспект занятия по музыкальному воспитанию  для старшей группы "В парке музыкальных загадок"...

В стране музыкальных загадок

Конспект НОД «Страна музыкальных загадок»Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Тип НОД: музыкальное занятие (фронта...

Конспект НОД по математике для средней группы «Путешествие в страну математических загадок»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое разв...


 

Комментарии

Михалева Елена Владимировна

Светлана Владимировна, очень интересный и познавательный материал, сопровождающийся красочной презентацией. Я думаю, такой материал могут использовать в работе не только музыкальные руководители, но и другие дошкольные работники. Спасибо.