В стране музыкальных загадок
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Волкова Елена Николаевна

Конспект НОД «Страна музыкальных загадок»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

 

Тип НОД: музыкальное занятие (фронтальное).

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.

 

Задачи:

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, умение высказывать свои мысли;

- развивать координацию движений, образное мышление, двигательную память; 

- продолжать развивать мелкую моторику рук;

- продолжать работу над развитием чувства ритма через двигательные упражнения;

- продолжать работу над развитием ладового, мелодического и ритмического  слуха у детей;

- продолжать развивать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.

 

Воспитательные:

- воспитывать умение и желание слушать друг друга;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

 

Образовательные:

- выполнять танцевальные движения легко, непринужденно, добавляя в каждое из них свое видение образа, умело согласовывать движения с музыкой;

- в пении добиваться выразительности, четкой артикуляции, внимания, чистоты интонации, умения петь по подгруппам, в совместном исполнении – не опережать и не отставать друг от друга, петь естественным голосом, без крика, расширять голосовой диапазон.

 

Предварительная работа:

- беседы о музыкальных жанрах, слушание музыки разных жанров, просмотр видеоклипов и иллюстраций с различными видами танцев;

- беседа о предстоящем празднике - «День защитника Отечества»;

- рассматривание и беседы по мнемокартинкам на тему «Армия»;

- дидактические игры «Музыкальная лесенка», «Выполни задание», «Не расскажи, а покажи».

 

Словарная работа: «маршировать», «артиллеристы», «меткие», «вальсировать».

 

Развивающая среда: музыкальный клип на «Вальс» музыка С. Майкапара,   детские музыкальные инструменты Карла Орфа, слайдовая презентация, альбом с мнемокартинками на песню «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, разноцветные флажки, колокольчики, разноцветные капроновые манжеты.

 

Методы и приемы:

наглядный метод: презентация, демонстрация фильма, мнемокартинки;

словесный метод: загадки, обсуждение прослушанной музыки;

практический метод: исполнение песен, выполнение музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах.

 

Содержание занятия и репертуар:

приветствие «Доброе утро»;

музыкально-ритмические движения:

  1. «Упражнение с флажками» польская народная мелодия;
  2. «Танец с колокольчиками» музыка Г. Вихаревой;

слушание музыки: «Вальс» музыка С. Майкапара;

игра на детских музыкальных инструментах: «Шарманка» музыка Д. Шостаковича;

пение: упражнение на развитие голоса и слуха «Труба» музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова;

усвоение певческих навыков: «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной;

музыкально-ритмические движения: музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок»» музыка Ю. Чичкова.

 

Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

 

Использованная литература и технологии:

 

- здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, ритмопластика);

- ИКТ (презентация, видеофильм);

- игровые;

- журнал «Музыкальная палитра»;

- Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.;

- Бекина, С.И.  Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/ Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.;

- Орлова, Т.М, Бекина, С.И. Учите детей петь песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет (книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада) – М.: «Просвещение», 1987г.;

- Каплунова, И. М. Праздник каждый день  : Программа муз. воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа) : пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева.– Санкт-Петербург : Композитор, 2002.– 78 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_muzykalnyh_zagadok.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Страна музыкальных загадок»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Тип НОД: музыкальное занятие (фронтальное).

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, умение высказывать свои мысли;

- развивать координацию движений, образное мышление, двигательную память;  

- продолжать развивать мелкую моторику рук;

- продолжать работу над развитием чувства ритма через двигательные упражнения;

- продолжать работу над развитием ладового, мелодического и ритмического  слуха у детей;

- продолжать развивать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать умение и желание слушать друг друга;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

 

Образовательные:

- выполнять танцевальные движения легко, непринужденно, добавляя в каждое из них свое видение образа, умело согласовывать движения с музыкой;

- в пении добиваться выразительности, четкой артикуляции, внимания, чистоты интонации, умения петь по подгруппам, в совместном исполнении – не опережать и не отставать друг от друга, петь естественным голосом, без крика, расширять голосовой диапазон.

Предварительная работа:

- беседы о музыкальных жанрах, слушание музыки разных жанров, просмотр видеоклипов и иллюстраций с различными видами танцев;

- беседа о предстоящем празднике - «День защитника Отечества»;

- рассматривание и беседы по мнемокартинкам на тему «Армия»;

- дидактические игры «Музыкальная лесенка», «Выполни задание», «Не расскажи, а покажи».

Словарная работа: «маршировать», «артиллеристы», «меткие», «вальсировать».

Развивающая среда: музыкальный клип на «Вальс» музыка С. Майкапара,   детские музыкальные инструменты Карла Орфа, слайдовая презентация, альбом с мнемокартинками на песню «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, разноцветные флажки, колокольчики, разноцветные капроновые манжеты.

Методы и приемы:

наглядный метод: презентация, демонстрация фильма, мнемокартинки;

словесный метод: загадки, обсуждение прослушанной музыки;

практический метод: исполнение песен, выполнение музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах.

Содержание занятия и репертуар:

приветствие «Доброе утро»;

музыкально-ритмические движения:

  1. «Упражнение с флажками» польская народная мелодия;
  2. «Танец с колокольчиками» музыка Г. Вихаревой;

слушание музыки: «Вальс» музыка С. Майкапара;

игра на детских музыкальных инструментах: «Шарманка» музыка Д. Шостаковича;

пение: упражнение на развитие голоса и слуха «Труба» музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова;

усвоение певческих навыков: «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной;

музыкально-ритмические движения: музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок»» музыка Ю. Чичкова.

Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Использованная литература и технологии:

- здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, ритмопластика);

- ИКТ (презентация, видеофильм);

- игровые;

- журнал «Музыкальная палитра»;

- Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.;

- Бекина, С.И.  Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/ Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.;

- Орлова, Т.М, Бекина, С.И. Учите детей петь песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет (книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада) – М.: «Просвещение», 1987г.;

- Каплунова, И. М. Праздник каждый день  : Программа муз. воспитания детей дошкольного возраста (старшая группа) : пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева.– Санкт-Петербург : Композитор, 2002.– 78 с.

Ход НОД:

Звучит негромкая музыка. Дети заходят в зал, берутся за руки, образуя круг.

Музыкальный руководитель.  Доброе утро, дорогие ребята! Я предлагаю вам  друг  друга сегодня  поприветствовать, пропевая добрые слова.

Игра-приветствие «Доброе утро»

Все стоят в кругу, выбирается ребенок-водящий, он выходит в середину круга, закрывает глаза. Ребенок, кому на плечо положит руку музыкальный руководитель, пропевает «Доброе утро!», водящий должен узнать по голосу того, кто с ним поздоровался, и ответить своей песенкой, назвав его («Здравствуй, Петя!»)

Музыкальный руководитель.  Сегодня мы с вами, друзья, не просто будем заниматься музыкой, а отправимся в путешествие в страну музыкальных загадок! Согласны? Отправиться в путь я предлагаю с флажками. Сейчас под музыку мы пройдем мимо стола, и каждый возьмет себе флажок. Долго выбирать не будем, чтобы не задерживать своих друзей. А как проходить нам подскажет музыка. Если это будет марш, вы будете…

Дети. Маршировать!

Музыкальный руководитель.  Если будет звучать веселая, подвижная музыка, вы выполните поскоки, а если зазвучит тихая, спокойная мелодия, вы пройдете хороводным шагом,  договорились?

Звучит русская народная мелодия «Сударушка», дети разбирают флажки и выстраиваются возле центральной стены в шеренгу.

Музыкально-ритмические движения:

«Упражнение с флажками» польская народная мелодия

После выполнения упражнения дети ставят флажки и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель.  Вот мы и волшебной стране музыкальных загадок. Посмотрите, какая она! (слайд 1) Итак, первую загадку мне помогут загадать наши девочки, давайте на них посмотрим.

Музыкально-ритмические движения:

«Танец с колокольчиками» музыка Г. Вихаревой

Музыкальный руководитель. (слайд 2)

Вы под музыку плясали

Дружно и ритмично,

И себя вы показали просто на «отлично»!

Что девчонки исполняли

С колокольчиками в зале? (танец)

Музыкальный руководитель. Правильно, танец. Мы с вами уже слушали танцевальную музыку, говорили о ней, смотрели и разучивали разные танцы.

Поэтому сейчас еще одна загадка. (слайд 3)

Пары танцуют. Шаги «раз-два-три».

Что же за танец? Узнал? Говори! (Вальс)

Правильно, этот танец называется вальс. Я вам рассказывала, что в переводе на русский язык «вальс» означает «кружиться». Музыка вальса может звучать и громко, и тихо, и грустно, и весело, но она всегда несет в себе мягкий, плавный, круговой  характер. Сегодня мы с вами познакомимся с «Вальсом», который написал композитор Самуил Майкапар (слайд 4), вы  послушаете музыку и подумаете, кто бы мог исполнять этот вальс, хорошо?

Слушание музыки: «Вальс» муз. С. Майкапара

Музыкальный руководитель.

Вопросы по слушанию:

Расскажите, ребята, кто бы мог исполнять этот вальс?

Почему вы так думаете?

Каким вам показался характер этой музыки?

Понравился ли вам «Вальс» С. Майкапара?

Музыкальный руководитель. Мне очень понравились ваши ответы и ваши фантазии, ребята! А я хочу вам предложить свою фантазию об этом вальсе. Хотите посмотреть, кого представила я, слушая эту музыку?

Просмотр видеоклипа «Вальс» музыка С. Майкапара (слайд 5)

Музыкальный руководитель. Понравилась вам мой фильм? Я надеюсь, что вы все не только послушали музыку, но и вспомнили о летних деньках, и вами в этот морозный день стало немножко теплее.

А сейчас следующая музыкальная загадка. (слайд 6)

Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

Музыкальный руководитель. Правильно, в оркестре много музыкантов, это – вы. А  руководит музыкантами…Правильно, дирижер, это – я. Сегодня солистами в оркестре  у нас будут мальчики. Мальчики-солисты занимайте свои места и берите инструменты.

Игра на детских музыкальных инструментах:

Д. Шостакович «Шарманка»

Музыкальный руководитель. Музыканты молодцы, оркестр у нас получился дружным, слаженным. Следующая музыкальная загадка: (слайд 7)

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

Прежде чем начать петь, я предлагаю вам вспомнить наше стихотворение «Крючочки». Руки действуют по тексту стихотворения, голос пусть будет у каждого выразительным, не ленимся, губы работают хорошо. Договорились?

Пальчиковая игра «Крючочки»

Это наши мальчики,                                Энергично и ритмично выполнять кистями рук

Маленькие пальчики.                        движение «фонарики».

Крепко держатся дружочки,                Сцепить мизинцы обеих рук и тянуть в разные Не разжать нам их крючочки.                стороны.

А еще мы можем так:                        Движение «фонарики».

Вот ладонь, а вот кулак,                        Энергично разжимать и сжимать в кулачки Хочешь, тоже делай так –                 пальцы обеих рук.

То ладонь, а то – кулак!

Музыкальный руководитель. А сейчас еще одна загадка. (слайд 8)

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Тру-ту-ту, тру-ту-ту –

Слышим звонкую…(трубу).

Упражнение на развитие голоса и слуха «Труба» музыка Е.Тиличеевой, слова М. Долинова.

  1. Пение хором
  2. Пение  «цепочкой»

Музыкальный руководитель. Наш голос, наши губы и язычок готовы к исполнению песни. Сегодня нам с вами поможет исполнить песню «Наша Родина сильна» наш альбом, который мы с вами назвали караоке, чтобы я не напоминала вам слова песни. Готовы?

Усвоение певческих навыков: «Наша Родина сильна» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

  1. Пение хором  с помощью мнемокартинок (приложение).
  2. Пение с солистами.

Музыкальный руководитель. Спасибо солистам. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну музыкальных загадок. А сейчас я предлагаю закрепить наше хорошее настроение волшебным добрым танцем. Зима заканчивается, вот уже и последние зимние денёчки.  (слайд 9) Скоро весна. Вернутся перелетные птицы, зазеленеют листочки на деревьях, появятся первые весенние цветы. И в самый первый весенний праздник мы подарим вашим мамам свой танец «Волшебный цветок». Давайте наденем на руки наши красивые манжеты и исполним танец (слайд 10).

Музыкально-ритмические движения: музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» музыка Ю. Чичкова.

Рефлексия:

  1. Чем заниматься было особенно интересно?
  2. Что бы хотелось попробовать выполнить в следующий раз?
  3. Тот, кто сегодня выступает – их называют  «исполнители»,

А тот, кто это смотрит – «зрители».

Кем быть вам  понравилось больше?

  1. Покажите без слов с помощью мимики и рук свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для средней "Путешествие в страну Математических загадок"

Задачи:формировать умение правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп;развивать:умение сравнивать два предмета по длине и ширине;глазомер, умение находить предметы длиннее (...

Путешествие в страну математических загадок

  Формирование элементарных математических представлений у детей через знакомство их с составом числа 7 из 2-х меньших чисел....

ОД "В стране музыкальных загадок"

Конспект музыкального занятия для детей 5-6 лет, где представлена интеграция образоватальных областей. К занятию была подготовлена презентация, видеофильм....

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для старшей группы "В парке музыкальных загадок"

Конспект занятия по музыкальному воспитанию  для старшей группы "В парке музыкальных загадок"...

Конспект НОД по математике для средней группы «Путешествие в страну математических загадок»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое разв...