Родительско-детский проект "Осень в гостях у малышей"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Большакова Наталья Юрьевна

Вашему вниманию предлагается  проект "Осень в гостях у малышей" для детей в возрасте от 1,6 до 2 лет и их родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Большакова Наталья Юрьевна, воспитатель ГБДОУ №123 Центрального района Санкт-Петербурга

Родительско-детский проект
«Осень в гостях у малышей»

В разработке проекта приняли участие воспитатели первой группы раннего возраста: Большакова Наталья Юрьевна,

Иванова Елена Юрьевна.

Актуальность

Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста.

Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.

«Экологическое воспитание» ребенка раннего возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта «Осень в гостях у малышей»

Тип проекта:  краткосрочный, родительско-детский.

Сроки проведения : октябрь (3 и 4 неделя).

Участники проекта: дети раннего возраста и их родители, воспитатели.

Цель проекта:

Ознакомление детей раннего возраста с природой.

Задачи проекта:

1. Формирование элементарных представлений об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев).

2. На основе расширения ориентировки в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь по теме.

3. Воспитывать добрые чувства, любознательность.

4. Познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени. Вызвать у детей интерес к иллюстрациям в книгах.

5. Различать сенсорные свойства: величину (большой, маленький), цвет (желтый, красный), качества (мокрый, грязный).

7. Развивать навыки взаимодействия ребенка и воспитателя.

Взаимодействие с семьёй

  1. Консультация для родителей «Мы пошли гулять. Осень»
  2. Информационный бюллетень «Игры осенью для детей 1-3 лет»
  3. Создание презентации для родителей «Нескучная осень»
  4. Оформление стенгазеты «Осенью на прогулке».
  5. Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала».
  6. Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.

Доля участия:

Родители:

1. Организовывают целевые прогулки в парк, сквер, где обращают внимание детей на красоту осеннего времени года, проводят наблюдение за изменениями в природе в течение двух недель. Совместно с детьми собирают природный материал для изготовления поделок.

2. Дома вместе с детьми изготовляют поделки из природного материала для последующей выставки в детском саду.

3. Проводят фотосъемку детей на фоне осенней природы и отдают воспитателям для изготовления стенгазеты.

4. Читают дома детям стихи и рассказы, посвященные осени.

Дети:

1. Получают знания об осени .

2. Знакомятся с материалами при помощи которых можно отображать увиденное (краски, пластилин, природный материал) .

3. Принимают участие в продуктивной деятельности (лепка, рисование, моделирование из природного материала), как дома с родителями, так и в ходе НОД под руководством воспитателей.

4. Совместно с музыкальным руководителем разучивают песни и пляски для осеннего праздника.

Ожидаемый результат

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления знаний об окружающем мире, для сенсорного воспитания. Проект поможет заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе по проекту дети научаться наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления – листопад, холодный дождь, ветер и пр., познакомятся с качествами природного материала, у детей активизируется словарь (научатся называть цвет осенних листьев), разовьется зрительное и слуховое внимание, укрепится сила мышц руки.

Осень – время адаптации детей к условиям детского сада. Общение с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стресс и агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому.

Работа по проекту проводится: на занятиях, в упражнениях, играх (подвижных, пальчиковых, дидактических), при чтении художественной литературы и рассматривании картинок. В группе организуются выставки творчества детей, консультации для родителей, презентация для родителей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1.Игры с дидактическим материалом.

  1. Дидактическая игра «Сложи листик».

Задачи:

1. Учить детей складывать из двух частей целое, называть получившийся предмет.

2. Учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета.

понимать и использовать в активной речи слова «такой же», «не такой».

3. Учить понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного.

Материал: из цветного картона (зеленого, желтого, красного, оранжевого), вырезать кленовые листочки, размером (большой – маленький), по паре. Каждый листочек разрезать пополам, одну пару оставить не разрезанной для образца.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины.

– «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём».

Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

  1. Дидактическая игра с предметами-орудиями «Достань листочки»

Задачи:

  1. Упражнять детей в подтягивании к себе предметом-орудием листочки.
  2. Развивать координацию движений рук, глазомер, ориентацию в пространстве.
  3. Воспитывать в детях целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Материал: вырезанные из цветной бумаги листочки (желтые), игрушка-грабли

Ход игры: Ребята, посмотрите, сколько листочков нападало. Давайте их соберем.

  1. Дидактическая игра «Разложи листочки по цвету»

Задачи:

  1. Учить детей соотносить предметы по цвету.
  2. Учить раскладывать листочки в ведерки по принципу «такой – не такой».

Материал: из цветного картона вырезать листочки (желтого, красного и зеленого цвета), ведерки по количеству детей.

Ход игры: – «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Желтые листочки – в желтое ведро; красные в красное; зеленые в зеленое.

  1. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Задачи: уточнить название осеней одежды.

Материал: кукла, одежда: шапка, куртка, брюки, сапоги.

Ход игры: кукла Катя хочет пойти гулять, но на улице холодно. Давайте поможем кукле Кате одеться на прогулку.

2. Ознакомление с окружающим.

1.) Рассматривание осенних иллюстраций, рассказ о красоте осени

Цель:, познакомить малыша с понятием «осень», её основными признаками, пополнять пассивный словарь активизировать словарь.

2.) Чтение художественной литературы об осени

Задачи: Развивать умение слушать художественные произведения, понимать смысл при помощи объяснения воспитателя.

СТИХИ ПРО ОСЕНЬ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Осень  

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

осенью зовется.

(М. Ходякова)

Осень золотая ходит по дорожкам

У нее на ножках желтые сапожки.

У нее на платье листики цветные

А в ее лукошке есть грибы лесные.

(А. Яранова)

Почему деревья осенью сбрасывают листья?  

– Почему к зиме деревья

Раздеваются кругом?

– А деревьям тоже нужно

Раздеваться перед сном!

(В. Орлов)

Непослушный дождь  

Дождик, дождик, ты послушай:

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в корзинке носит…

 (Т. Конева)

3. Художественное творчество (рисование) «Наблюдаем за дождливой погодой»

(совместная деятельность взрослого и ребенка)

Задачи:

1. Познакомить детей с наиболее типичными особенностями осени дождливой погодой.

2. Уточнить название и назначение предметов одежды.

3. Учить детей «рисовать дождик» пальчиковыми красками.

4. Художественное творчество (лепка) «Это платье золотое у березки на плечах»

(совместная деятельность взрослого и ребенка)

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к лепке.

2. Формировать навыки работы с пластилином.

3. Продолжать знакомить детей с желтым цветом.

4. Воспитывать интерес к коллективному творчеству.

5. Образовательная деятельность во время режимных моментов:

  1. Прогулка «Наблюдение за ветром»

1. Рассказать детям о ветре.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи: деревья качаются, листья кружатся, летят – это ветер дует.

3. Игра с движением «Ветер дует нам в лицо…» Цель: продолжаем учить детей повторять движения за воспитателем.

      2. Прогулка «Наблюдаем листопад»

1. Показать детям краски «золотой осени», продолжать знакомить с  желтым цветом.

2. Раскрыть новое понятие «листопад».

3. П/и «Осенние листочки» Цель: продолжаем учить детей повторять движения за воспитателем.

      3. Прогулка «Рассматривание деревьев»

  1. Учить детей замечать изменения в природе: листочки пожелтели, опадают, лежат на дороге, деревья без листьев.
  2. Продолжаем знакомить детей с желтым цветом.
  3. Д/и « Большой и маленький». Цель: продолжаем учить детей соотносить предметы по величине.

4. Прогулка «Наблюдение за небом».

  1. П/и «Солнышко и дождь».
  2. Д/и «Куда спрятались листочки»:  учить ориентироваться в пространстве.
  3. Игры с выносным материалом.

6. Пальчиковая гимнастика

Задачи: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.

1.)Осенний букет

Раз, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики по очереди.

Будем листья собирать. Сжимаем и разжимаем кулачки.

Листья березы, листья осины, Загибаем пальчики по очереди.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

2.)Дождик

Дождик, дождик, поливай! Кончиками пальцев ударяем по другой ладошке

Будет хлеба каравай, Вытягиваем руки вперед, соединяем их в «каравай»

Будут пряники и сушки, Лепим пирожки.

Будут вкусные ватрушки! Соединяем большой и указательный пальчики в колечко.

3.) Листья осенние тихо кружатся

Листья осенние тихо кружатся,

( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.

 (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

 7. Дыхательная гимнастика 

«Подуй на листочек»

Задачи: укреплять дыхательную мускулатуру, развивать длительный плавный выдох.

Воспитатель предлагает рассмотреть листочки, их цвет, предлагает долго, плавно подуть на листок и посмотреть, как он полетит.

8. Подвижные игры

Задачи: Учить свободно двигаться по площадке, действовать по сигналу воспитателя.

  1. «Осенние листочки»

Игра проводится с листочками в руках.

Листочки летали,                 (Дети свободно бегают по игровой площадке,

Листочки кружились;           кружатся, взмахивая листочками по

                                           показу взрослого.)

Листочки устали

И вниз опустились.             (Садятся на карточки, опускают руки.)

Подул ветерочек                (Воспитатель изображает ветерок

                                          султанчиком,

На них – и опять                 бегает, кружась, взмахивая руками.)

Все детки – листочки

Хотят полетать!                  (Дети снова бегут, кружатся среди листопада.)

 

2. «Дождик лей»

Дождик лей, лей, лей,      (Дети машут руками.)

На меня и на людей,        (Показывают на себя и на других ребят.)

На людей по ложке,         (Складывают ручки ложечками.)

На меня по крошке,         («Крошат» ручками на себя.)

А на Бабу – Ягу               (Делают страшное лицо.)

Лей по целому ведру!      (Двумя руками «выплескивают» воду.)

 

9. Презентация результатов проекта

Итоговое мероприятие – музыкальное развлечение.

Задачи:

1. Вызвать у детей веселое, радостное настроение при восприятии художественных образов в песнях, стихотворениях, музыкальных играх.

2. Учить подпевать знакомые слова в песнях, выполнять звукоподражания.

3. Учить выполнять игровые движения в музыкально-дидактических играх, чувствовать смену частей музыки.

4. Учить ориентироваться в пространстве.

Список используемой литературы:

1. М.В. Коробова «Малыши в мире природы» М. «Просвещение, 2005 г.

2. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Я познаю мир» Санкт – Петербург «Паритет» 2004 г.

3. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Васильева «Кроха»: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет М.: Просвещение, 2000 г.

4. Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду». Ярославль «академия развития», 2007 г.

5. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста». М. «Мозайка – Синтез» 2009 г.

6. «Самые маленькие в детском саду». Из опыта работы московских педагогов под редакцией В.М. Сотниковой. «Линка – пресс», 2005 г.

7. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». М. «Мозайка – Синтез» 2009 г.

8. Л.Павлова, В.Сотникова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования» М. «Обруч», 2013 г.

9. Т.Е.Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду» М. «Мозайка – Синтез», 2011 г.

10. Е.Е. Хохмякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.

11. Интернет-ресурсы: http://best-nyanya.ru

                                        http://www.logos-cds.ru

                                      http://vk.com/7granei

                                        http://muzofon.com/search/Детям%20раннего%20возраста

                                        http://iplayer.fm

                                        http://allforchildren.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Тётушка Арина в гостях у малышей"

Это занятие по развитию речи для первой младшей группы....

Петрушка в гостях у малышей - развлечение для детей 2-ой младшей группы

Как можно в занимательной ворме познакомить детей с музыкальными инструментами? Смотрите материал....

Тётушка Арина в гостях у малышей.

Занятие проводится в первой младшей группе по "Программе воспитания обучения детей в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой.Занятие интегрированное: окружающий мир, музыка, развитие речи. Использо...

"Карлсон в гостях у малышей"

Сценарий праздника 8 марта в средней группе. Очень весело было не только детям, но и родителям.!...

Сценарий осеннего развлечения для малышей «Собачка Жучка в гостях у малышей»

Сценарий осеннего развлечения для малышей «Собачка Жучка в гостях у малышей»Под музыку малыши входят в зал.Ведущий.Посмотрите, ребята,Мы попали в осенний лес.Как красиво осенью здесь!Давай...

Сценарий весеннего праздника для малышей "Солнышко в гостях у малышей"

Сценарий весеннего праздника для малышей "Солнышко в гостях у малышей"...

Сценарий праздника для малышей, посвященный 8 марта "Матрешка в гостях у малышей"

Данное мероприятие проводят с детьми младшего возраста в предверии международного Женского дня "8 марта". К малышам приходит в гости Матрешка, которая проводит с детьми пляски, музыкальные и...