Кружок по Спортивно-оздоровительной гимнастике
рабочая программа по теме

Галимзянова Лилия Фархатовна

           Занятия спортивно-оздоровительной гимнастики - это физические упражнения, которые  выполняются в различном темпе. Как средство физического воспитания детей СОГ широко доступна, так как строится на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учёта возраста детей и их физической подготовки.

Цель программы:

 

·  Физическое развитие ребёнка дошкольного возраста средствами спортивно-оздоровительной гимнастики.

·  Воспитание потребности заниматься систематически и заботиться о красоте своего тела.

· Создание оптимального двигательного режима, положительного психологического настроя.

Задачи:

·способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

·формировать правильную осанку;

·содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной системы организма;

·развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

·способствовать развитию чувства ритма, выразительности, пластичности и изящества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_sog.doc79.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: "Здоровье каждому человеку планеты!". При этом понятие "здоровье" определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.  В этой связи актуальной становится проблема разработки оздоровительной программы по  спортивно-оздоровительной гимнастике для детей дошкольного возраста.

           Занятия спортивно-оздоровительной гимнастики - это физические упражнения, которые  выполняются в различном темпе. Как средство физического воспитания детей СОГ широко доступна, так как строится на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учёта возраста детей и их физической подготовки.

Цель программы:

  Физическое развитие ребёнка дошкольного возраста средствами спортивно-оздоровительной гимнастики.

  Воспитание потребности заниматься систематически и заботиться о красоте своего тела.

 Создание оптимального двигательного режима, положительного психологического настроя.

Задачи: 

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной системы организма;

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

способствовать развитию чувства ритма, выразительности, пластичности и изящества.

Программа построена на общепринятых педагогических принципах:

  • Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
  • Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно со старшей медицинской сестрой.
  • Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
  • Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
  • Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
  • Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

Оздоровительная программа предназначена для детей  2 - 7 лет, рассчитана на  пять лет.

Планирование работы по программе представлено в учебно-тематическом плане.

Отличительной особенностью данной программы является тематическое планирование занятий по месяцам.

Формой проведения итогов реализации программы являются: 

  • Выступление на спортивных праздниках в детском саду.
  • Выступление перед родителями на собраниях.

Ожидаемые результаты.

Систематические занятия спортивно-оздоровительной гимнастикой:

  • помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;
  • разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей;
  • увеличат жизненную ёмкость лёгких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;
  • укрепят осанку и свод стопы;
  • сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений; разовьют инициативу, трудолюбие.   

Занятия по спортивно-оздоровительной гимнастике ведутся в следующих направлениях:

  1. Оздоровительное

-формирование  правильной осанки и профилактика нарушения осанки;

- профилактика плоскостопия;

-профилактика респираторных заболеваний.

2. Спортивное

- освоение азов техники гимнастических упражнений;

- развитие общих и специальных физических качеств.

Учитывая основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности детей от 2-7 лет была составлена программа. Занятия проводятся  с сентября по май месяцы, 2 раза в неделю с каждой возрастной группой отдельно. Продолжительность занятий с детьми 2-3 лет – 10 минут; 3-4 лет – 15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет -25 минут; 6-7 лет – 30 минут.

Распределение занятий по спортивно-оздоровительной гимнастике «Розовая пантера» по возрастным группам на учебный год:

Разделы

Возрастные группы

 Всего количество занятий

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Дыхательная гимнастика

36

36

27

27

18

144

Коррегирующая гимнастика

18

27

27

18

18

108

Укрепление стопы

18

18

18

18

18

90

Акробатика

9

18

27


Воспитываю  интерес к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:
игрогимнастика; игровой самомассаж; пальчиковая гимнастика; игропластика; игровой стретчинг; игры-путешествия.

Игрогимнастика.
«Мы шагаем по планете».

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
Нетрадиционные виды упражнений: самомассаж в игровой форме.

«Превосходное настроение».

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика.

«Фантазёры».
Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Игропластика.
«Гибкие спинки»

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Игровой стретчинг.

«Делай как я!»

Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.
Игры-путешествия.

«Летучий корабль».

Они включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Вышеперечисленные формы использую на занятиях следующим образом.
Очень важно во вводной части физкультурного занятия не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача - научить своих воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно – жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью предлагаю детям специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы. Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений («корова», «улитка», «силачи»). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Чтобы поднять настроение, использую упражнение, которое называется «Салют». Дети принимают свободную позу, закрывают глаза и вспоминают, как впервые с радостным чувством нетерпеливо ожидали прекрасное зрелище - праздничный салют. Произносится: «Огонь». После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: «Ура», вкладывая в этот крик радость и ликование.
В заключительной части занятия для восстановления организма провожу настройку (психогимнастика, релаксация). Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.

Учитывая возрастные психологические особенности детей использую разнообразные варианты проведения  занятий:
-занятия по традиционной схеме (водно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
-занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
-занятия-тренировки в основных видах движений;
-ритмическая гимнастика - занятия, состоящие из танцевальных движений;
-занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

-занятия - зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных видов движений на время, скорость, расстояние;
-самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно тренируется, после чего проверяется выполнение задания.

Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий СОГ,  пришли к выводу, что
1) у детей повышается интерес к таким занятиям;

2) увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;

3) развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

4) происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

5) укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности

органов и систем организма.

6) создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит,

благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Для эффективного отслеживания уровня развития детей вся работа строится на диагностической основе и дальнейшей коррекционной работе.
При диагностике использовались индивидуальные тесты (задания), определенные для каждой возрастной ступени, начиная с 3-х лет. Эти тесты проводим на  занятиях. Тесты выполняются детьми индивидуально (так легче фиксировать результаты), иногда допускается объединять детей в маленькие подгруппы по 3-4 человека (чтобы ускорить обследование), но и здесь каждый ребенок выполняет задание независимо от остальных.
На каждый возрастной ступени (в конце года) тестирование проводится по 6-ти показателям, по каждому ребенку предлагается по 6 заданий на:
1) статическое равновесие;

2) динамическое равновесие;

3) силу движений;

4) ловкость движений (крупная моторика);

5) ловкость движений (мелкая моторика);

6) излишние сопровождающие движения.

Большинство приведенных показателей направлены на диагностику некоторых из основных физических качеств (равновесия, силы, ловкости). Выполнение теста по тому или иному показателю требует сформированности у ребенка определенного навыка или комплекса навыков, которые в наибольшей степени отражают развитие этого физического качества.

Анализ результатов диагностики.
Итогом реализации данной программы является положительная динамика состояния здоровья детей. По  результатам диагностики последних трех лет видно, что произошел качественный рост по всем показателям. Высокий уровень развития физических качеств вырос на 30 %, в двигательно-эмоциональной сфере высокий уровень вырос на 12% .
Вывод.
Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования программы по СОГ «Розовая пантера». Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у воспитанников появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.

Литература. 

  1. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребёнка. - М., 1993г.
  2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я. и другие. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет - М., 1987г.
  3. В.Т.Кудрявцев, Т.Р.Нестерюк.  «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет». М.: Просвещение,1999г.
  4. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.: "Детство - пресс", Санкт-Петербург, 2000г.
  5. Э.И.Адашкявичене. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: Просвещение, 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация и проведение занятий по плаванию, в условиях спортивно-оздоровительного комплекса "Дельфин"

Цель мероприятия: показать участникам мастер-класса организацию и проведение занятий на воде с детьми старшего дошкольного возраста.Участники:Инструктора по физической культуре МБДОУ г. ОхиВоспитанник...

Рабочая программа спортивно-оздоровительной секции "Веселый мяч"

 Данная программа по дополнительному образованию  содержит перспективное планирование, подробные конспекты  занятий, ежемесячные физкультурные развлечения. Позволит в работе с дошкольниками постепенно...

Спортивно-оздоровительный досуг, совместно с родителями в подготовительных группах «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Спортивно-оздоровительный досуг,  совместно с родителями в подготовительных группах   «Папа, мама, я – спортивная семья!»Цель которого - способствовать приобщению дете...

«Лучший спортивный уголок» спортивно-оздоровительный уголок «Радуга спорта»

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»Жан Жак Руссо...

Спортивно-оздоровительный кружок«Здоровячок».

Спортивно-оздоровительный кружок«Здоровячок».                                      ...

Спортивно - оздоровительное мероприятие «Мы – спортивная семья» посвященное Дню семьи

Для чего нужна зарядка- это вовсе не загадка:Чтобы силу развивать и весь день не уставать.Если кто-то от зарядки убегает без оглядки,Он не станет нипочем настоящим силачом....