ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЕ ЗАНЯТИЕ «ОСЕНИНЫ-ОСПОЖИНКИ ИЛИ СКАЗКА С ОГОРОДНОЙ ГРЯДКИ»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Музыкально - фольклорное занятие воспитывающее интерес и любовь к русским народным традициям, обычаям, песням, играм, пляскам, к русской народной музыке у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oseniny_-_ospozhinki.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЕ ЗАНЯТИЕ
«ОСЕНИНЫ-ОСПОЖИНКИ ИЛИ СКАЗКА С ОГОРОДНОЙ ГРЯДКИ»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с традицией празднования сбора урожая Осенины-Оспожинки.
Задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям, обычаям, к на
родным песням, играм, пляскам, к русской народной музыке, осеннему праздни
ку Оспожинки. - Развитие творчества детей.
- Под воздействием поэтического, песенного, танцевального фольклоров, осущест
влять эстетическое развитие личности ребёнка. - Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельно
сти. - Развитие музыкального восприятия, памяти, мышления.
- Обогащение словаря детей (плетень, Оспожинки, лапти).
- Воспитание дружеских, доброжелательных взаимоотношений между детьми.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Зал оформлен в виде русской избы. На столе стоит сноп и каравай, висят косы с луком и чесноком, в корзинах лежат овощи. Детей встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня я хочу пригласить вас в русскую горницу, где вас ждет много интересного. Но что бы в неё попасть, нужно совершить небольшое путешествие. А помогут нам музыка и ваше воображение. Слушайте внимательно музыку и представляйте где вы идете, что вы видите и слышите, в конце пути мне расскажите. И так, наше путешествие начинается.
Упражнение «Прогулка в лесу» муз. Т.Ломовой.
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и пришли. Стоит прекрасная погода, давайте подышим свежим осенним воздухом.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Музыкальный руководитель: Ребята, отгадайте загадку.
На улице нашей сто братьев стоят. Все в один ряд вместе связаны?
Дети: Плетень.
Музыкальный руководитель: А знаете ли, вы, зачем на плетень лапти повешены?
В огороде раньше скотина паслась, урожай богатый был. Так пройдёт бывало злой человек, взгляд на лапти бросит, а огорода-то и не заметит.
Ребята, а играть вы любите? Ну-ка, кто быстрей из вас, заплетёт плетень сейчас!
Русская народная игра «Затетися плетень»
М.р.: Поиграли, распотешились, а теперь прошу, гости дорогие, проходите в дом, в светлую горницу.
(Дети проходят и садятся на лавочки).
М.р.: Пришли вы ко мне в осеннею пору. Много в это время работы: овощи поспели, хлеб. Недаром в старину говорили: «Весна красна цветами, а осень - снопами». Золотой осенью прославляли труд жнецов, богатый урожай, Главный подарок Осени, главный кормилец русского человека-это хлеб. Хлеб- главное богатство всего народа и каждой семьи. Поэтому у нас на столе стоят колосья пшеницы и каравай.
Благодарили Осень за доброту и щедрость, за дары её, которые кормили людей всю зиму. Много мудрых слов об осени сказано. А, вы, что о ней знаете?
Дети: «Осенью и у кошки пиры!»,
«Осень идёт - за собой дожди ведёт»,
«Осенью без дела сидеть, зимой хлеба не иметь».
М.р.: И не только пословицы, но и песни в народе об осени сложены. А, вы, помните, знаете песню об осени?
Дети: «Осень, осень».
М.р.: Споём? Не забывайте, что мы поём улыбаясь, и рассказываем друг другу то о чём поём.
Русская народная песня «Осень, осень» '
М.р.: А ведь осенью каждый день к людям с чем-то новым приходил, новую работу приносил. Какой урожай снимали, так этот день и называли.
Вот посмотрите на народный календарь, как вы думаете, какой сегодня день он нам показывает?
(На народном календаре изображены колоски пшеницы и овощи).
Дети: ???
М.р.: Не знаете? Что бы вам лучше понять, давайте составим музыкальную сказку. А помогут нам народный календарь и моя волшебная корзиночка. Загадаю вам загадку прямо с огородной грядки. «У какого овоща есть глазки?»
Дети: Картофель.
М.р.: Проверяйте себя, перелистывайте народный календарь. Правильно, это картофель.
(Из корзиночки вынимаю картофель с глазками, в шапочке).
М.р.: Это будет в нашей сказке добрый Батюшка Картофель. Он очень любит поиграть, о себе всё хочет знать. А знаете ли вы о картофеле потешки? Только потешки нужно не сказать, а пропеть, придумать к ним свою мелодию.
Дети: (поют на свои мелодии)
«Выросла картошка - хлебу присошка»,
«Картошка - батюшка, капуста - матушка».
М.р.: Понравились Батюшке Картофелю ваши мелодии.
Б.К.: Всё бы хорошо, да вот беда: поговорить мне не с кем. Вот бы мне Матушку Капусту, о которой вы пели.
М.р.: Не тужи, будет, тебе Матушка Капуста.
(Достаю из корзиночки капусту с глазками, ротиком и в платочке).
М.р.: Вот какая славная Матушка Капуста. Она очень любит петь свою песенку, но поёт её по-разному.
Песенка капусты (русская народная песня «Вейся, вейся, капустка»), пою высоко
М.р.: Как вы думаете, какая это песенка?
Дети: Высокая.
(Показывают руками вверху).
М.р.: А эта?
(Песенка капусты, пою низко).
Дети: Песенка на низких звуках.
(Показывают руками внизу).
М.р.: А кто хочет спеть песенку Матушки Капусты.
(Дети поют мелодию на высоких и низких звуках).
М.р: А мы для Матушки Капусты не только песенку споем, но и игру заведем.
Русская народная игра «Вейся капуста».
М.р.: Ну так вот: стали жить, да поживать Батюшка Картофель и Матушка Капуста. Всё бы хорошо, да одна беда, дочки у них не было. Стали грустить, да печалиться.
Не печальтесь, будет вам дочка: Свеколка.
(Вынимаю из корзинки свеколку).
М.р.: Обрадовались Батюшка Картофель и Матушка Капуста и стали жить лучше прежнего. Вот как-то раз и говорит Свеколка: «Батюшка Картофель, Матушка Капуста отпустите меня погулять, да поиграть». Как отказать любимой дочке, отпустили. Заигралась Свеколка и ушла далеко, далеко от дома. А что было дальше со Свеколкой, вам ребята подскажет музыка.
Звучит аудиозапись отрывка русской народной мелодии «Пойте, гусли» (музыка тревожная).
М.р.: Ребята, что вы слышите в музыке, о чём она рассказывает? Какая она по характеру?
Дети: Тревожная, взволнованная.
М.р.: Что же могло произойти со Свеколкой?
Дети: Она заблудилась.
Звучит аудиозапись отрывка из русской народной песни «Липа вековая» в медленном темпе (музыка грустная).
М.р.: А сейчас какая музыка звучит? Что могло произойти?
Дети: Музыка грустная, печальная. Свеколка загрустила, заплакала.
М.р.: Слезами горю не поможешь. Стала Свеколка звать на помощь: «Ау! Ау!» А неподалёку гулял молодой, да озорной Лучок. Услышал он голос Свеколки и нашёл её.
Звучит аудиозапись отрывка из русской народной песни «Камаринская» в быстром темпе (музыка веселая).
М.р.: А что же было дальше? Какая звучит музыка? О чём она рассказывает?
Дети: Обрадовалась Свеколка своему спасителю, и стали они веселиться, да плясать.
М.р.: Взял Лучок Свеколку за руку и пошли они к Батюшке Картофелю и Матушке Капусте. Молодец Лучок, спас Свеколку, давайте же для него, ребятушки споём веселую песню
Инсценирование русской народной песни
М.р.: Видите, ребята, все овощи в нашей сказке вместе собрались и устроили праздник. И на нашем народном календаре, посмотрите, весь урожай, все овощи собраны. И по случаю общего сбора урожая, устраивался праздник. А назывался он Оспожинки. «Оспожинки - славный праздник Осень мы встречали.
А в полях и огородах -Урожай снимали».
Ребята, вы поняли, что за день Оспожинки?
Дети: Это когда праздновали окончание сбора урожая.
М.р.: Правильно! А что за праздник без русского веселого хоровода.
«В хороводе были мы»
М.р.: В старину говорили: «Гостя накормишь - сам сыт будешь». Угощайтесь, ребятишки, яблоками.
(М.р. угощает детей, воспитатель - гостей).
Воспитатель: Спасибо Вам, хозяюшка, за интересную сказку про славный праздник Оспожинки. Жди нас ещё в гости, мы хотим узнать, как наши бабушки славный праздник «Коляды» встречали.
(Воспитатель берёт клубок, дети поют песню про клубочек, выхрдят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр "Овощи-витамины с огородной грядки"
Сценка кукольного театра. Куклы-настоящие овощи с приклеенными на них "личиком"...
Огородная грядка
Поделилась с коллегами работой над проектом "Огородная грядка"...
Развлечения "Сказка о храбреце с огородной грядки"
Сказка о храбреце с огородной грядки...
Сказка о храбрецах с огородной грядки
Сказка о храбрецах с огородной грядки...
Сценарий кукольного спектакля "Про Лису-хитрунью, или Сказка огородной грядки"
Персонажи сказки не просто Дед, Бабка или Лиса и другие герои, а дедка Репка, бабка Картошка, внучка Румяное Яблочко, морковка Лиса. Кукольный театр будет интересен детям среднего и старшего дошк...
Сказка о храбрецах с огородной грядки
Сказка о храбрецах с огородной грядки...
Сказка о храбрецах с огородной грядки
Сказка о храбрецах с огородной грядки...
Комментарии
Осенины-оспожинки или сказка с огородной грядки
Слава воспитателям и музыкальным руководителям,которые воспитывают у наших детей любовь к русским традициям. Как хорошо окунуться вместе с детьми в мир старинных обычаев,послушать песни,шутки,прибаутки,поучаствовать в русских-народных играх. Спасибо вам, Настасья Анатольевна, за вашу творческую работу с подрастающим поколением.Удачи вам и дальнейшего профессионального и творческого роста.
Очень интересный материал,
Очень интересный материал, нужный и полезный! Это очень важно приобщать детей к народной культуре.Знакомить их с русскими традициями и фольклором. Большое спасибо! Дальнейших творческих успехов!