ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЕ ЗАНЯТИЕ «ОСЕНИНЫ-ОСПОЖИНКИ ИЛИ СКАЗКА С ОГОРОДНОЙ ГРЯДКИ»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Кирикова Анастасия Анатольевна

  Музыкально - фольклорное занятие воспитывающее интерес и любовь к русским народным традициям, обычаям,  песням, играм, пляскам, к русской народной музыке  у  детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oseniny_-_ospozhinki.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЕ ЗАНЯТИЕ

«ОСЕНИНЫ-ОСПОЖИНКИ ИЛИ СКАЗКА С ОГОРОДНОЙ ГРЯДКИ»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с традицией празднования сбора урожая Осенины-Оспожинки.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям, обычаям, к на
    родным песням, играм, пляскам, к русской народной музыке, осеннему праздни
    ку Оспожинки.
  2. Развитие творчества детей.
  3. Под воздействием поэтического, песенного, танцевального фольклоров, осущест
    влять эстетическое развитие личности ребёнка.
  4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельно
    сти.
  5. Развитие музыкального восприятия, памяти, мышления.
  6. Обогащение словаря детей (плетень, Оспожинки, лапти).
  7. Воспитание дружеских, доброжелательных взаимоотношений между детьми.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Зал оформлен в виде русской избы. На столе стоит сноп и каравай, висят косы с луком и чесноком, в корзинах лежат овощи. Детей встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть. Сегодня я хочу пригласить вас в русскую горницу, где вас ждет много интересного. Но что бы в неё попасть, нужно совершить небольшое путешествие. А помогут нам музыка и ваше воображение. Слушайте внимательно музыку и представляйте где вы идете, что вы видите и слышите, в конце пути мне расскажите. И так, наше путешествие начинается.

Упражнение «Прогулка в лесу» муз. Т.Ломовой.

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и пришли. Стоит прекрасная погода, давайте подышим свежим осенним воздухом.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Музыкальный руководитель: Ребята, отгадайте загадку.

На улице нашей сто братьев стоят. Все в один ряд вместе связаны?

Дети: Плетень.

Музыкальный руководитель: А знаете ли, вы, зачем на плетень лапти повешены?

 В огороде раньше скотина паслась, урожай богатый был. Так пройдёт бывало злой человек, взгляд на лапти бросит, а огорода-то и не заметит.

 Ребята, а играть вы любите? Ну-ка, кто быстрей из вас, заплетёт плетень сейчас!

Русская народная игра «Затетися плетень»

М.р.: Поиграли, распотешились, а теперь прошу, гости дорогие, проходите в дом, в светлую горницу.

(Дети проходят и садятся на лавочки).

М.р.: Пришли вы ко мне в осеннею пору. Много в это время работы: овощи поспели, хлеб. Недаром в старину говорили: «Весна красна цветами, а осень - снопами». Золотой осенью прославляли труд жнецов, богатый урожай,  Главный подарок Осени,  главный кормилец русского человека-это хлеб. Хлеб- главное богатство всего народа и каждой семьи. Поэтому у нас на столе стоят колосья пшеницы и каравай.

Благодарили Осень за доброту и щедрость, за дары её, которые кормили людей всю зиму. Много мудрых слов об осени сказано. А, вы, что о ней знаете?

Дети: «Осенью и у кошки пиры!»,

«Осень идёт - за собой дожди ведёт»,

«Осенью без дела сидеть, зимой хлеба не иметь».

М.р.: И не только пословицы, но и песни в народе об осени сложены. А, вы, помните, знаете песню об осени?

Дети: «Осень, осень».

М.р.: Споём? Не забывайте, что мы поём улыбаясь, и рассказываем друг другу то о чём поём.

Русская народная песня «Осень, осень»   '

М.р.: А ведь осенью каждый день к людям с чем-то новым приходил, новую работу приносил. Какой урожай снимали, так этот день и называли.

Вот посмотрите на народный календарь, как вы думаете, какой сегодня день он нам показывает?

(На народном календаре изображены колоски пшеницы и овощи).

Дети: ???

М.р.: Не знаете? Что бы вам лучше понять, давайте составим музыкальную сказку. А помогут нам народный календарь и моя волшебная корзиночка. Загадаю вам загадку прямо с огородной грядки. «У какого овоща есть глазки?»

Дети: Картофель.

М.р.: Проверяйте себя, перелистывайте народный календарь. Правильно, это картофель.

(Из корзиночки вынимаю картофель с глазками, в шапочке).

М.р.: Это будет в нашей сказке добрый Батюшка Картофель. Он очень любит поиграть, о себе всё хочет знать. А знаете ли вы о картофеле потешки? Только потешки нужно не сказать, а пропеть, придумать к ним свою мелодию.

Дети: (поют на свои мелодии)

«Выросла картошка - хлебу присошка»,

«Картошка - батюшка, капуста - матушка».

М.р.: Понравились Батюшке Картофелю ваши мелодии.

Б.К.: Всё бы хорошо, да вот беда: поговорить мне не с кем. Вот бы мне Матушку Капусту, о которой вы пели.

М.р.: Не тужи, будет, тебе Матушка Капуста.

(Достаю из корзиночки капусту с глазками, ротиком и в платочке).

М.р.: Вот какая славная Матушка Капуста. Она очень любит петь свою песенку, но поёт её по-разному.

Песенка капусты (русская народная песня «Вейся, вейся, капустка»), пою высоко

М.р.: Как вы думаете, какая это песенка?

Дети: Высокая.

(Показывают руками вверху).

М.р.: А эта?

(Песенка капусты, пою низко).

Дети: Песенка на низких звуках.

(Показывают руками внизу).

М.р.: А кто хочет спеть песенку Матушки Капусты.

(Дети поют мелодию на высоких и низких звуках).

М.р: А мы для Матушки Капусты не только песенку споем, но и игру заведем.

Русская народная игра «Вейся капуста».

М.р.: Ну так вот: стали жить, да поживать Батюшка Картофель и Матушка Капуста. Всё бы хорошо, да одна беда, дочки у них не было. Стали грустить, да печалиться.

Не печальтесь, будет вам дочка: Свеколка.

(Вынимаю из корзинки свеколку).

М.р.: Обрадовались Батюшка Картофель и Матушка Капуста и стали жить лучше прежнего. Вот как-то раз и говорит Свеколка: «Батюшка Картофель, Матушка Капуста отпустите меня погулять, да поиграть». Как отказать любимой дочке, отпустили. Заигралась Свеколка и ушла далеко, далеко от дома. А что было дальше со Свеколкой, вам ребята подскажет музыка.

Звучит аудиозапись отрывка русской народной мелодии «Пойте, гусли» (музыка тревожная).

М.р.: Ребята, что вы слышите в музыке, о чём она рассказывает? Какая она по характеру?

Дети: Тревожная, взволнованная.

М.р.: Что же могло произойти со Свеколкой?

Дети: Она заблудилась.

Звучит аудиозапись отрывка из русской народной песни «Липа вековая» в медленном темпе (музыка грустная).

М.р.: А сейчас какая музыка звучит? Что могло произойти?

Дети: Музыка грустная, печальная. Свеколка загрустила, заплакала.

М.р.: Слезами горю не поможешь. Стала Свеколка звать на помощь: «Ау! Ау!» А неподалёку гулял молодой, да озорной Лучок. Услышал он голос Свеколки и нашёл её.

Звучит аудиозапись отрывка из русской народной песни «Камаринская» в быстром темпе (музыка веселая).

М.р.: А что же было дальше? Какая звучит музыка? О чём она рассказывает?

Дети: Обрадовалась Свеколка своему спасителю, и стали они веселиться, да плясать.

М.р.: Взял Лучок Свеколку за руку и пошли они к Батюшке Картофелю и Матушке Капусте. Молодец Лучок, спас Свеколку, давайте же для него, ребятушки споём веселую песню

Инсценирование русской народной песни

М.р.: Видите, ребята, все овощи в нашей сказке вместе собрались и устроили праздник. И на нашем народном календаре, посмотрите, весь урожай, все овощи собраны. И по случаю общего сбора урожая, устраивался праздник. А назывался он Оспожинки. «Оспожинки - славный праздник Осень мы встречали.

А в полях и огородах -Урожай снимали».

Ребята, вы поняли, что за день Оспожинки?

Дети: Это когда праздновали окончание сбора урожая.

М.р.: Правильно! А что за праздник без русского веселого хоровода.

«В хороводе были мы»

М.р.: В старину говорили: «Гостя накормишь - сам сыт будешь». Угощайтесь, ребятишки, яблоками.

(М.р. угощает детей, воспитатель - гостей).

Воспитатель: Спасибо Вам, хозяюшка, за интересную сказку про славный праздник Оспожинки. Жди нас ещё в гости, мы хотим узнать, как наши бабушки славный праздник «Коляды» встречали.

(Воспитатель берёт клубок, дети поют песню про клубочек, выхрдят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр "Овощи-витамины с огородной грядки"

Сценка  кукольного театра.  Куклы-настоящие овощи  с приклеенными на них "личиком"...

Огородная грядка

Поделилась с коллегами работой над проектом "Огородная грядка"...

Развлечения "Сказка о храбреце с огородной грядки"

Сказка о храбреце с огородной грядки...

Сказка о храбрецах с огородной грядки

Сказка о храбрецах с огородной грядки...

Сценарий кукольного спектакля "Про Лису-хитрунью, или Сказка огородной грядки"

Персонажи сказки не просто Дед, Бабка или Лиса и другие герои, а дедка Репка, бабка Картошка, внучка Румяное Яблочко, морковка Лиса. Кукольный театр будет интересен детям среднего и старшего дошк...

Сказка о храбрецах с огородной грядки

Сказка о храбрецах с огородной грядки...

Сказка о храбрецах с огородной грядки

Сказка о храбрецах с огородной грядки...


 

Комментарии

Сизова Татьяна Владимировна

Слава воспитателям и музыкальным руководителям,которые воспитывают у наших детей любовь к русским традициям. Как хорошо окунуться вместе с детьми в мир старинных обычаев,послушать песни,шутки,прибаутки,поучаствовать в русских-народных играх. Спасибо вам, Настасья Анатольевна, за вашу творческую работу с подрастающим поколением.Удачи вам и дальнейшего профессионального и творческого роста.

Цветкова Валентина Леонидовна

Очень интересный материал, нужный и полезный! Это очень важно приобщать детей к народной культуре.Знакомить их с русскими традициями и фольклором. Большое спасибо! Дальнейших творческих успехов!