"Угадай настроение" конспект занятия по эмоциональному развитию в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

На занятии дети учатся  распознавать различные эмоциональные состояния, развивают интонационную выразительность речи, учатся приемам саморасслабления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugaday_nastroenie_28.09.2011_17-58.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению

развития детей»

Занятие по развитию у детей понимания эмоциональных состояний и умения говорить об эмоциях.  (старшая группа)

                                                                                Воспитатель : Харченко М. Ю.  

        Яковлева Л.В.

Тема:   «УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ»  

                                                            Программное содержание

1. Упражнять детей в двигательной импровизации.

2. Закреплять знания детей об основных эмоциональных состояниях.

З. Упражнять детей в распознавании и назывании передаваемого музыкой эмоционального состояния.

4. Развивать интонационную выразительность речи.

5. Обучать детей приемам саморасслабления .

                                                     Музыкальный репертуар

1. П. Чайковский. «Камаринская» из «Детского альбома». (Тема «Песня, танец, марш».)

2. П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица». 1 ч. (злость). (Тема «Сказка В музыке».)

З. П. Чайковский. «Болезнь куклы» из «Детского альбома» (печаль). (Тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей».)

4. Г. Свиридов. «Колдун» (страх). (Тема «Сказка В музыке».)

5. П. Чайковский. «Новая кукла» из «Детского альбома» (радость). (Тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей».)

б. Запись звуков текущей воды, пения лесных птиц, шума деревьев.

                                                              Материал

  •  Набор пиктограмм, схематически изображающих основные эмоциональные состояния .
  • Ширма, в отверстия которой вставляются пиктограммы .
  • Плакат «Настроения в музыке» .
  •  Подбор иллюстраций, изображающих детей в  различных эмоциональных состояниях.

                                                               ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть

 Разминка «Сочини свой танец»

В:- Сегодня на занятии мы будем продолжать двигаться под музыку, еще раз повторим основные эмоциональные состояния, будем учиться передавать  различную интонацию, ознакомимся с приемами саморасслабления.         

    Дети выходят на середину комнаты.

 Воспитатель встает в центр круга. В такт музыке (музыка 1)  выполняет несколько различных  танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем  дотрагиваюсь до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец далее по кругу.

Дидактическая игра «Опиши настроение»

Мимическая гимнастика

В----Дети, вспомните о том, что такое настроение, как можно показать свое настроение.  

 В---- дети, выберите по одной пиктограмме(пиктограммы основных эмоциональных состояний  разложены на подносе изображением вниз) и  не показывайте ее друг другу. Затем игроки по очереди должны рассказать о том, как меняется выражение лица, когда человек находится в определенном состоянии, которое схематически изображено на карточке. Остальные угадывают, о какой эмоции paссказал  ребенок, и изображают ее.

   В----Как вы сегодня настроены? Почему?».

  1. Основная часть  

                                                       Рассматривание иллюстраций

Воспитатель    последовательно показывает ребятам 9 иллюстраций, изображающих детей в различных эмоциональных состояниях (любопытство, paдocть , удuвленuе, печаль, отвращение, злость, caмодовольство, страх , спокойствие).

В --Что чувствует мальчик (девочка)? Почему вы так думаете?» Обращается внимание на мимику, жесты, позу.

   В----«Почему герой расстроился (рассердился, испугался ... )?

В---- Что произошло?

В----Как мы можем помочь герою?»

 поощряю самостоятельные рассуждения детей.

                                                            Музыкальные загадки

В---- Может ли музыка выражать настроение? (Может.)

В----Как? (Звуками.)

В---Можно определить, о чем   рассказывает музыка? (Можно.)

Музыка очень выразительная. Композиторы умеют зашифровать в своих музыкальных

произведениях волнующие их переживания. Музыка, как и маска, может загадывать нам

загадки.

В----  Прослушайте музыкальные фрагменты, определите настроение и подберите подходящую карточку.

Всем детям раздаются конверты, в которых находятся карточки с изображением различных выражений лица (paдocть, печаль, злость, страх.) Звучит мyзыка 2 - 5, дети показывают карточку, объясняют свой выбор.

                                                              Упражнение «Произнеси фразу»

В-----  Произнесите фразу: «Падает снег» с интонацией радости, удивления, грусти, испуга, спокойствия.

 Воспитатель  последовательно предъявляет детям карточки с перечисленными настроениями. Обращает внимание на интонационную выразительность речи. В заключение  просит  детей улыбнуться друг другу и сказать: «Мне нравится играть с тобой».

Пауза

Подвижная иrpа «Ожерелье»

 Участники выходят на середину зала, встают в плотный круг, берутся за руки. Они – бусинки ожерелья и поэтому крутятся на месте, не расцепляя рук, бегают по кругу. Ведущий подходит  к «ожерелью»

и пытается «разорвать» его - «бусинки» рассыпаются в разные стороны. Ведущий ловит их и  снова «собирает ожерелье». Первая пойманная «бусинка » становится ведущим. Игра повторяется 2-3 раза под оживленную музыку.

Литературные загадки

Воспитатель раздаёт каждому ребенку по набору карточек пиктограммами эмоциональных состояний .

В---- Послушайте стихотворения, определите, о каком настроении идет речь, и покажите соответствующую карточку.

Зачитываются отрывки из произведений А. С. Пушкина.

Воспитатель  проверяет правильность выполнения задания, дети объясняют свой выбор. В заключение  поощряет  детей.

                       

 Печаль

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

 Плачет, бьется в ней царица ...

                       Любопытство

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой, вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И  какое в свете чудо?»

                           Спокойствие

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу  свечку,

Затопила жарко печку,

Нa полати взобралась

И тихонько улеглась.

                         Удuвленuе

 Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

   Пристань с крепкою заставой ...

                        Страх

С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась ...

                     Злость

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет! ...

«Ах, ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло».

                       

                     

                               Paдocть

 Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

 Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира ...

                                                           

 

Этюды

 Воспитатель  распределяет детей на 2 команды, которые готовят и показывают сценку, где герои испытывают разные эмоции.  Объясняет задание , раздает текст с описанием сценок, помогает детям распределить роли и дает режиссерские подсказки. В течение 5 минут команды готовятся, затем по очереди дети показывают сценки, при этом участники другой команды называют показанные эмоции, объясняют свой ответ.  

  В заключение поощряет каждого ребенка, вручает медаль «Лучший артист» с изображением театральной маски (детям, которые наиболее  выразительно исполняли роли) или медаль «3наток  настроений» с изображением улыбающихся девочки или мальчика (детям, которые верно назвали покзанные эмоции.

                                                     Этюд  N 1. «Два ежика»

  Два друга-ежика шли по лесу и увидели потерянные кем-то часы. Сначала они испугались тиканья, а потом с опаской подошли поближе и с любопытством стали рассматривать незнакомый предмет.

   Загаданы  испуг и любопытство.

                                                             Этюд  N 2. «Волк и заяц»

   Волк гнался за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк остался голодным и расстроился, а заяц радуется, что сумел убежать.

   Загаданы грусть и радость

  1. Заключительная часть

                                                     Релаксация «Ручей»  

  Воспитатель   приглашаю ребят отдохнуть на берегу ручья. (Звучит музыка 6.) 

 В---Лягте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и слушайте мой голос. Позвольте вашему телу расслабиться и отдохнуть. (Пауза.) Представь себе, что ты лежишь возле ручья. Прислушайся к тихому журчанию и плеску воды в ручье. (Пауза.) Вода в pyчьe чистая и прохладная. Почувствуй, как вода стремится вниз, унося с собой упавшие в ручей листья. Позволь этому чувству наполнить тебя, словно ты и есть это течение. Прислушайся теперь к своему дыханию, медленно вдохни, медленно выдохни. (Пауза на 3-5 вдохов.)

Давай вернемся к твоему ручью: если ты понаблюдаешь за водой в ручье, ты откроешь ее секрет: вода всегда находит свой путь. Она находит выход", даже когда на ее пути встречаются овраги, большие камни, скалы. Ручей течет по дну оврагов, огибает камни, пробивается среди скал. Следуй за ним вниз по  течению, и ты узнаешь, как ручей становится рекой, как река набирает силы - полноводная т широкая, она приносит свои воды к морю. Встречая  на пути препятствия, вода просто продолжает течь и  находит новое русло. Так и ты можешь преодолевать трудности в своей жизни. Когда вы устали, разочарованы в себе, представьте, что вы - маленький прозрачный ручей. Позвольте течению унести прочь  вашу усталость и беспокойство.

   Продолжайте верить в свои силы. Пусть ваш ручей продолжает течь, даже когда на его пути появляются препятствия. Следуйте своей дорогой. (Пауза.) Еще раз прислушайтесь к журчанию воды в ручье. (Пауза.) Вы можете вернуться к нему в любую минуту. А сейчас вы возвращаетесь в эту комнату и открываете глаза.

   Подводятся итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Математическое королевство»

Программное содержание:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; реш...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия «По следам Колобка»

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия «По следам Колобка» Тема:Образование числа 8.Дидактическая цель:Сформировать представление детей о том, как образуется ...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия «По следам Колобка»

Тема:Образование числа 8.Дидактическая цель:Сформировать представление детей о том, как образуется число 8.Задачи:Закреплять умение считать в пределах 10; закреплять умение сравнивать множества предме...

Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада. Планы занятий. И.А. Помораева, В.А. Позина.

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе детского сада....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА: «КАКИЕ МЫ ВНУТРИ» Автор занятия: воспитатель Глазкова И.В.

Цели:Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (...