Проект «Ладушки» ( по организации работы фольклорной группы)
проект по музыке на тему

Муравьева Татьяна Владимировна

В рамках музея народного быта создана фольклорная группа "Ладушки".Что значительно позволит расширить деятельность музея, найти дополнительных социальных  партнеров,повысить рейтинг ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  учреждение  детский сад  №1 «Солнышко»

                                                                       п. Некрасовское.

Проект

«Ладушки»

   ( по организации работы фольклорной группы )

                                                 Авторы :

                                                  Муравьева Т.В.-воспитатель ,руководитель музея

                                                   Фролова Г.П.-музыкальный руководитель

                                                               2015

Паспорт проекта

Актуальность:   

 Условия нашего времени привели к приоритету материальных ценностей над духовными, а в результате страдают дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.

   В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных теорий дошкольного детства. Большое значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. В последние годы в нашем дошкольном учреждении заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. В 2011 году был создан музей народного быта «Русская изба», где детям предоставляется возможность напрямую соприкоснуться с бытом, культурой русского народа.  Стало очевидным необходимость создать на базе музея фольклорную группу, чтобы дать детям возможность лучше узнать музыкальный фольклор, проявить себя творчески, почувствовать  частичкой огромного наследия русского народа.   Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Таким образом, ребенок станет не только слушателем, но и активным участником процесса познания.

   Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов.

На современном этапе  одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками :речевой, игровой, изобразительной,, музыкальной,

 Проблема:

   

Цель проекта:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре через погружения ребенка в мир русского фольклора.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора
  2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа
  3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности
  4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов
  5. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои творческие способности
  6. Развивать воображение, творческие и актерские способности
  7. Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора
  8. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу
  9. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта  

                    10.Расширить деятельность музея.

Участники проекта: руководитель музея, музыкальный руководитель, воспитанники, родители

Вид проекта:  творческий

Место проекта : МБДОУ детский сад №1 «Солнышко» п. Некрасовское

Продолжительность проекта:   долгосрочный

Срок реализации проекта: сентябрь 2015- май 2018

Этапы реализации проекта

   1 этап: подготовительный

   2 этап: основной

   3 этап: заключительный  

Итоговое мероприятие: гала- концерт «До свиданья, Ладушки»

План реализации проекта:

1    Этап.  Подготовительный.

  1. Информирование педагогического коллектива  о начале работы проекта
  2. Проведение социологического опроса среди  родителей о необходимости занятий кружкового объединения
  3. Создание проектной группы, реализующей инновационный проект.
  4. Создание имиджа фольклорной группы, подбор костюмов
  5. Разработка репертуара, составление плана (приложение №1)

      2    Этап. Основной

2.1 Еженедельные занятия согласно плану

2.2 Выступления группы в ДОУ

2.3 Выездные выступления группы

2.4 Совместные посиделки с родителями

2.5 Участие в районных конкурсах детского творчества

2.6.участие в мероприятиях, организованных социальными партнерами

       3 этап. Заключительный

 3.1  Разработка сценария на выпускной «До свиданья ,Ладушки»

 3.2  Гала- концерт «До свиданья, Ладушки

 3.3  Подведение итогов, представление отчета о реализации проекта

Продукты проекта.

1.Обогащение костюмерной

2.Подборка тематических праздников, занятий

Ожидаемые результаты:

1.Повышение рейтинга ДОУ в общественной среде и в педагогической сфере.

2.Расширение сети социальных партнеров.

3.Повышение положительных оценок среди родителей, сплочение в родительском коллективе.

4.Приобретение у детей навыков и умений в музыкально –ритмических движениях и песенном фольклоре.

5.Сплочение коллектива через общую идею.

                                                                                                          Приложение №1

                                                   Содержание проекта

Средняя группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних  животных

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с  домашними животными – коровой и бычком.  Разучивание потешек про  корову и  бычка

«Бычок – черный бочек»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые  копытца»

Октябрь

«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к  гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

«Гуси – лебеди»

  Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».  Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

«Сошью Маше сарафан»

  Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение пготешки «А тари, тари, тари».

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Золотое веретено»

 Знакомство  с предметами обихода -  прялкой и  веретеном.  Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Ноябрь

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.  Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

«Петушок - золотой гребешок»

 Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение  потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей »

 Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Одень зверей»

 Занятие аппликацией по готовым формам.  Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание  колядки «Щедровочка»

Тема занятия

Содержание

Январь

«Сундучок Деда Мороза»

 Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не  морозь мой нос»

«Лиса и  козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных.  Знакомство со  сказкой «Лиса и  козел».

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

«Русская балалайка »

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о  балалайке.

«Лисичка-сестричка»

 Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

«Масленица дорогая – наша  гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Март

«При солнышке - тепло  при матушке – добро».

Беседа о  маме с  включением пословиц и  погоаворок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.  Заучивание заклички о весне.

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Пасхальное яичко»

Использование на занятии сюжета  русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с   потешным фольклором -  дразнилками, скороговорками.

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

«Русская свистулька».

 Рассказ о  глиняной свистульке. Лепка свистулек.

«Чудесный сундучок»

 Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра  «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май

«Времена года »

Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное  творческое развитие сюжета сказки «»Колобок

«Прощание с избой »

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

Старшая группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Октябрь

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень»

«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой

 «У страха глаза велики»

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да  масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Ноябрь

« Народные приметы »

Знакомство с приметами  на ноябрь месяц.

 «Гончарные мастеровые»

  Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

«Что нам осень принесла?»

 Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

«Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о  характерных особенностях декабря с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме.  Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

«Зимние святки»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

«С новым годом со всем родом»

Рассказ о  традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Тема занятия

Содержание

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

«Сказка для Кузи»

Самостоятельное рассказывание детьми сказок

Февраль

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза»

Народная вышивка

Знакомство с народной вышивкой.  Обучение детей вышиванию тамбурным швом

«На героя и слава бежит »

Беседа  о русских богатырях

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа  о характерных признаках начала весны.  Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели»

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка».  Загадывание загадок.

Вербное воскресенье

Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

Апрель

«Небылица в лицах,  небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами.  Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

  Рассказ воспитателя о прялке.  Знакомство с  Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семях.

«Красна горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  Словесные игры. Пение частушек.

Май

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

  Рассказ о воинах – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

«А за ним такая гладь – ни  морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья.  Загадывание загадок о предметах обихода.

Прощание с «избой».

 Словесные народные игры.  Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

Подготовительная группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Восенушка - осень – сноп  последний косим»

Беседа  о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень»

«Корнеплоды»

проводится 13 сентября  в Куприянов день

Познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки.

Семенов день

 (14 сентября)

Рассказ воспитателя о празднике Семенов день, о  народных  приметах и  обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха»

«Хлеб - всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба.

Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе

Октябрь

«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября

Покров  (14 октября)

Рассказ воспитателя  о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение  русских народных игр  «В углы» «Карусель».

«Посиделки»

27октября

(Параскева-льняница)

Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми  русскую народную игру «Ворота»

«Муравьи»

28 октября (Ефимий)

 Познакомить детей с образом  жизни муравьев и их поведением  в природе, загадки об этих насекомых

Ноябрь

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Народная игрушка

Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства.

«Где живет перо Жар – птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью

«Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи

 

Декабрь

«Зима – не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь».  

 «Светит, да не греет»

Беседа о  разных источниках освещения

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Снегурочка – внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка».  

Январь

«Пришла Коляда на кануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц

«Гжель прекрасна»

Знакомство с гжельским художественным промыслом.

Тема занятия

Содержание

Февраль

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях февраля

 

«Дело мастера боится»

  Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве.

«На героя и слава бежит »

Рассказ о русских богатырях

Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!

Беседа  о Масленице. Пение песен, частушек.

Март

 «Сердце матери лучше солнца греет»

  Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

  «Русская матрешка»

  Рассказ о матрешке. Разучивание частушек

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.

Вербное воскресенье

Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

Апрель

«Грач на горе – весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение  закличек о весне.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница»

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

«Красна горка»

 Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

Май

 «Литературная викторина»

  Литературная викторина. Игра -драматизация

«Край родной навек любимый»

Русские подвижные игры на открытом воздухе.

«Пастухи»

Познакомить  детей с работой пастухов в прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения.

Прощание с «избой».

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в группе кратковременного пребывания оздоровительной направленности «Крепыш» на базе МАДОУ ЦРР д/с № 18 «Виктория»

Пример организации работы в группе кратковременного пребывания оздоровительной направленности...

Организация работы оздоровительной группы «Будь здоров!» в рамках дополнительного образования

Реализация интеллектуальных потребностей, формирование эмоционального восприятия и творческое развитие возможны лишь при наличии у детей хорошего здоровья. Поэтому одним из приоритетных направлений на...

Статья "Особенности организации работы в группах раннего возраста"

Особенности организации работы в группах раннего возраста...

Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ

Для  того, чтобы помочь ребенку раскрыть и понять свои эмоции, сформировать адекватное, здоровое отношение к миру, найти себя в нем, он должен иметь равные с другими детьми права. ...

Программа по организации работы семейной группы МАДОУ города Нижневартовска ДС№34 "Дюймовочка"

В программе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с младшими дошкольниками по адаптации к условиям детского сада через проведение коррекционно-развивающей, и...