путешествие по творчеству С. Прокофьева
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Перцева Антонина Николаевна

музыкальное занятие по творчеству Прокофьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкальное занятия15.53 КБ
Файл музыкальное занятие24.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе

 «Путешествие по творчеству С. Прокофьева»

Задачи:

1. Узнавать знакомые произведения;

2. Учить детей чувствовать настроение музыки, различая ее изобразительность;

3. Оркестровать музыку, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующих характеру музыки;

4. Выразительно передавать характер музыки в танцевальных композициях и творческих импровизациях.

 

(Приветствие попевкой «Здравствуйте!»)

Муз.рук. Сегодня, ребята, мы собрались с вами в зале, чтобы поговорить о творчестве композитора С. Прокофьева. Вам всем знакомо это имя. (Презентация) – портрет. Муз.рук. Как сказал известный композитор Д.Б. Кабалевский – дети особенно должны быть благодарны С.Прокофьеву, потому что никто из композиторов не посвятил столько прекрасных произведений для детей. И сегодня, я предлагаю вам, отправится в путешествие по страницам его сочинений.

Посмотрите, какой чудесный сборник произведений С. Прокофьева появился перед нами. Этот сборник называется «Детская музыка».

 (Видео фрагмент).

Муз.рук. Давайте откроем его первую страничку. Слышите?

(Звучит отрывок из произведения «Фея весны»)

Муз.рук. Вы, наверное, уже догадались, что это за произведение?

Ответ детей: Фея Весны.

(Видео фрагмент).

Муз.рук. Верно. Музыка С. Прокофьева многожанровая. Это цикл произведений по временам года. Давайте вспомним, как они называются?

Ответ детей: Фея Осени, Фея Зимы.

(Видео фрагмент).

Муз.рук. На второй страничке нашего альбома музыка из балета «Сказ о каменном цветке». Кто же героиня, этой сказки?

(Видео фрагмент).

Ответ детей: Хозяйка Медной горы.

Муз.рук. А эта страничка нас познакомит с музыкой Италии. Мы с вами поговорим о танце под названием «Тарантелла». Мелодия этого танца стремительная, летящая. Кажется, что мы попали на веселый карнавал, где все веселятся, поют и кружатся.

(Видео фрагмент).

Муз.рук. У С. Прокофьева есть еще немало музыки написанной для детей.

(Звучит фрагмент из музыкальной сказки «Петя и волк»).

Муз.рук. Чья музыка прозвучала?

Ответ детей: музыка мальчика Пети.

Муз.рук. А как называется это произведение?

Ответ детей: Петя и волк.

Муз.рук. Ребята, а для чего композитор написал эту музыку?

Ответ детей: Чтобы озвучивать ее на инструментах.

Муз.рук. Давайте откроем следующую страницу.

(Видео фрагмент из сказки «Петя и волк»).

Муз.рук. Упрятаны в нотных страницах Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы У сказки свои голоса. Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой гобой, А злого-презлого волчища Валторны заменят собой. Ребята, давайте будем играть на инструменте и изображать героя сказки, о котором рассказывает музыка.

(Звучит фрагмент темы «Птичка»).

Муз.рук. Ребята, а какой характер у темы Птичка?

Ответ детей: Веселый, летающий.

Муз.рук. Вы (называет имя детей) будите изображать птичек, а вы (называет имя детей) будите играть на инструментах (предлагаю детям выбрать инструменты «бутафория»). (Звучит фрагмент темы «Кошка»).

Муз.рук. Ребята, а какой характер у темы Кошка?

Ответ детей: Ласковый, мягкий, пушистый.

Муз.рук. Ты (называет имя) будешь изображать кошку, а вы (называет имя детей) будите играть на инструментах.

Муз.рук. Произведения С. Прокофьева можно не только озвучивать на инструментах, можно под музыку и танцевать. Вот под эту музыку светлую и мечтательную, мы познакомимся с танцем. А как он называется, вы попробуете отгадать сами.

(Звучит «Вальс»).

Ответ детей: Вальс.

Муз.рук. Вальс засверкал – приглашает всех на бал. Самоцветами горит, нам о сказке говорит. (Танец «Вальс»)

Муз.рук. Вам понравилось наше путешествие? А какая музыка запомнилась больше всего?

Ответ детей… Занятие заканчивается попевкой «До свидания»:

Вот закончился урок,

До свиданья мой, дружок.

Руку ты мне протяни,

«До свидания» скажи.



Предварительный просмотр:

Музыкально-образовательная деятельность в подготовительной группе «В гости к Митрошке»

  ,

Автор:

Перцева Антонина Николаевна

Музыкальный руководитель

МКДОУ д/с № 1 г. Калач

первая квалификационная категория

Цель: обобщать знания детей о русском  фольклоре: пословицах, народных песнях, русских народных инструментах, хороводах,  частушках – небылицах.

Задачи:

Образовательная область «Музыка»

-способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;

-закреплять умение петь самостоятельно индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него;

-знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов

Образовательная область «Социально-коммуникативная»

-продолжать воспитывать  дружеские  взаимоотношения между детьми

Образовательная область «Речевая»

-пополнять литературный багаж пословицами, небылицами;

-развивать чувство юмора у детей

Образовательная область «Познавательная»

-продолжать формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с русской народной культурой

Образовательная область «Физическое развитие»

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Атрибуты: 

1 Письмо в конверте;

2 Карта путешествия;

3 Инструменты  по количеству детей;

4 Расписной самовар;

5 Избушка;

6 Картинки с изображением инструментов

7 Баранки по количеству детей

8 Стульчики по количеству детей;

Музыкальный репертуар. 

1. «Вологодские кружева» Р.н.м.

2. Валеологическая песенка-распевка «Здравствуй»

3. Коммуникативная игра «Ты шагай»

4. По куплету из русских народных песен:

    «Как пошли наши подружки»;

    «Ах, вы сени»;

    «Я на горку шла»;

5. Хоровод «На горе-то калина» Р.н.п.

6. Русский народный танец «Ах ты, береза»

7 Записи голосов инструментов: балалайка, гармонь, рожок, колокольчики

8. «Русский наигрыш». Народная мелодия

9.Частушки – небылицы

10. Песня-танец «Пых, пых самовар»

Предшествующая работа: 

Музыкальный руководитель готовит карту путешествия, оформление зала в народном стиле, разучивает с детьми пословицы и поговорки о русской песне, частушки – небылицы, проводит беседы о народных инструментах.

Ход досуга: 

Под русскую народную мелодию «Вологодские кружева»  дети заходят в зал. 

Валеологическая песенка-привествие «Здравствуй!»

Солнышко ясное, здравствуй!

Небо прекрасное, здравствуй!

Все мои подружки, все мои друзья!

Здравствуйте, ребята, как люблю вас я!

М.р. Как много у нас друзей, с которыми мы можем поздороваться. С кем мы сейчас поздоровались? (дети: солнце, небо,…). Посмотрите, у нас сегодня гости, с которыми мы тоже можем не только поздороваться, но и подружиться. Предлагаю поиграть.

Речевая игра «Ты шагай, ты шагай,

И смотри не прозевай,

Ты шагай, ты шагай

 Себе пару выбирай.

Поздоровайся ладошкой,

Поздоровайся и ножкой

Плечиком и локотком

И конечно язычком: «Здравствуй!»

М.р. Вот теперь у нас еще больше друзей.

 (раздается стук в дверь, М.р. выходит и заходит с письмом)

М.р.  Дети, на адрес нашего детского сада  пришло письмо (открывает). Да, там приглашение (читает).

Здравствуйте, детишки,

Озорники и шалунишки!

Я – самовар Митрошка

Из деревни Гармошка.

В гости вас к себе зову,

 Сладким чаем  угощу.

 Жду вас всех в своей избушке

Возле леса на опушке.

Чтобы вы поторопились,

Чтоб в лесу не заблудились

Посылаю карту вам -

Я ее составил сам!

Вот она, карта. Ну что, ребята, отправимся в гости к новому другу -  самовару Митрошке?  (да)

Путешествие, ребята,

Не дается без труда.

Отвечайте дружно, хором,

Вы к труду готовы?

Дети: да!

 Народная пословица гласит: «Песню запеваем – дорогу коротаем». Берите музыкальные инструменты, и в путь!  Я  буду петь начало песни, допевать же будем вместе!

М.р.  Как пошли наши подружки

          В лес по ягоды гулять

Дети: Дело, дело, дело, да

           В лес по ягоды гулять

М.р.  Ах вы, сени, мои сени,

          Сени новые мои

Дети:  Сени новые, кленовые,

            Решетчатые!

М.р. Я на горку шла,

         Тяжело несла

Дети: Уморилась, уморилась,

           Уморилася

М.р. И правда, что-то я уморилась. Давайте присядем, отдохнем (садятся на стульчики). Когда мы отправлялись в путь, я вам сказала русскую народную пословицу про песню. Вы её запомнили? Давайте вместе  её повторим: «Песню запеваем – дорогу коротаем». А какие вы знаете пословицы про песню?

1 реб. Бедный песни поет,

           А богатый – слушает.

2 реб. Беседа дорогу коротает,

           А песня – работу.

3 реб. Не всяк весел, кто поёт.

4 реб. Соловья за песни кормят.

М.р. Вот и мы не будем кормить соловья баснями, а отправимся дальше в путь.  (Смотрит в карту) 

 Впереди у нас гора

 Высока и широка

 Мы ее обойдем

 Если песню про нее споем.

М.р. Ну, какую же песню про гору,  мы споем?

Дети: «На горе-то калина»

М.р. Скажите, а это песня или хоровод?(ответ детей). Почему вы так думаете?

В хоровод скорей вставайте

Громко песню запевайте!

Исполняют хоровод «На горе-то калина» 

М.р. Ой, пока мы гору обходили,

         Да пословицы  говорили,

         Очутились на лугу

         Что- то вам я покажу

Видите -  стоит избушка

В ней  живет наш друг Митрошка

Вы к избушке подойдите

И тихонько постучите

 Из домика выходит Сеструшка-Веселушка

Веселушка. Здравствуйте, ребята.

                     Я –сеструшка-Веселушка

                     И Митрошкина подружка

                     Вместе в домике живем

                     И гостей к себе зовем

Самовар уж закипает

И баранки поспевают

Но готова хоть сейчас

С вами я пуститься в пляс!

Русский танец «Ах ты, береза» 

Веселушка. Пойду, посмотрю не закипел ли самовар, а вы  пока отгадайте мои задания. (отдаёт конверт, уходит в избушку). 

М.р. (открывает конверт и читает) Нужно отгадать звучание русских народных инструментов и рассказать для чего их использовали.  Слушайте (при правильном ответе – картинка).

 1 Колокольчики (привязывали на шею коровам, козочкам чтоб не потерялись.)

2. Свистульки (Чтобы забавлять детей) 

М.р. А из чего их делали? (из глины, дерева)

3. Рожок (из рогов коровы. Чтобы пастух быстрей собрал коров в стадо. Они шли на звук рожка.

4. Балалайка.(из сухого дерева, потом натягивали 3 струны расписывали и играли)

5. Гармошка. (это духовой инструмент, под нее пели и плясали)

М.р. Посмотрите, какая картинка еще осталась, что там изображено?

Дети. Ложки

М.р. Почему ложки считаются музыкальным инструментом, ведь ими едят кашу, щи?

Дети: на них можно играть.

М.р.  А как на них играют?

Дети показывают. 

М.р. Если инструменты звучат одновременно, что это такое? (Оркестр). Какие оркестры вы знаете? Давайте послушаем оркестр русских народных инструментов, а вы изобразите тот инструмент, который будет солировать.

Звучит в записи «Русские наигрыши», дети имитируют игру на инструментах 

М.р. А вот еще одна хитрая загадка: Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой? (голос).

М.р. Голосок наш так хорош, он  частушки нам споет

Частушки – небылицы 

1реб. Сидит ежик на сосне -

          Новая рубашка,

          На головке – сапожок,

          На ноге – фуражка. 

2реб. На горе стоит телега,

          Слезы капают с дуги.

          Под горой стоит корова,

          Надевает сапоги.

3реб.  Под овином две сороки

           Жарили варенье.

           Куры съели петуха

           В это воскресенье!

4реб.  У козла в бороде

           Жили две лягушки,

           На спине сидит медведь,

           Держится за ушки.

5реб.  Дед кудрявый, без волос

           Тоненький, как бочка

            У него детишек нет,

            Только сын да дочка!

М.р. Ребята, это какая – то чепуха у вас получилась, а не частушки! Разве так бывает: куры съели петуха,  корова сапоги надевает, у козла в бороде живут лягушки…

Конечно, это смешно, но ведь так не бывает! Как же это называется?

Дети: Небылицы!

М.р. Конечно, небылицы! Ведь русский народ любил сочинять шутки. А я знаю такую смешную небылицу. Хотите, я её вам расскажу, вместе посмеёмся. Слушайте!

Едет на лисе курица верхом,

Бежит кочан капустный с зайцем кувырком.

Ловит щука в море сетью рыбака.

Плавает корова в крынке молока.

Зернышко пшеницы воробей клюёт.

А червяк ворону в коробе несет.

М.р. Сесетрушка-Веселушка, Самовар-Митрошка, мы выполнили все ваши задания.

(Голос из домика: Слышим, слышим!)

Выходит Самовар 

Здравствуйте, ребята,

Я – самовар Митрошка.

Это я позвал вас в гости,

Хочу с вами подружиться

Вместе будем веселиться!

Дети вместе с самоваром танцуют «Пых, пых самовар»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по музыке С.Прокофьева" для детей 6-7 лет.

Знакомство детей с призведениями С.Прокофьева....

Занятие в подготовительной группе «Путешествие по творчеству С. Прокофьева»

Занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством Сергея Прокофьева...

конспект занятия для подготовительной группы "Творчество С. Прокофьева"

Занятие посвящено обощению знаний детей о творчестве С. Прокофьева...

Путешествие по творчеству С. Прокофьева

музыкальное занятие в подготвительной группе...

Конспект занятия по музыкальному развитию "Путешествие по творчеству С.Прокофьева"

Развитие у дошкольников восприимчивости к тембру и характеру музыки, их передачи через подбор музыкальных инструментов и двигательной пластики....

Конспект музыкально тематического занятия "Путешествие по творчеству С.Прокофьева"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23444204","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Методические разработки "Путешествие по творчеству С. Прокофьева

интересный досуг для детей подготовительной группы....