НОД для участия в конкурсе "Воспитатель года"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

народные традиции и обычаи на святки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_muzyka.docx317.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная область

 «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»

ТЕМА: «Пришла коляда – отворяй ворота»

Программные задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания детей о народном празднике - зимних колядках.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Развивать творческие способности детей.
  4. Формировать музыкально-двигательные способности детей.
  5. Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыкальных произведений.
  6. Учить детей правильно передавать мелодию песни, попевки. Выразительно петь, передавая характер песни, вместе начинать и заканчивать пение.

Оборудование:  запись песни «Чай» Н.Мордасова,  шумовые инструменты по количеству детей, запись русской плясовой мелодии, маски  по количеству детей, свеча, блюдца с крупой, метёлочки по количеству детей, рождественские звёзды по колличеству детей, стол, скатерть, самовар.

Программное содержание:

  1. Ритмический тренаж «Русский чай»
  2. Колядка
  3. Логоритмическое упражнение «Идёт коза»
  4. Хоровод
  5. Сказочка-шумелка «Ёлочка»
  6. Гадание
  7. Ритмический тренаж «Веники»

Ход занятия:

Звучит песня «Ой, ладу»1 куплет затихая(40 сек)

Дети заходят в зал, садятся на стулья. Их встречает Музыкальный руководитель в русском народном костюме.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Проходите гости дорогие.  К себе в избу всех гостей приглашу. Иду, иду, вам самовар несу. Самовар в руках несу прибауточку  пою.

М.Р. поёт: Эх, чай, чай, чай

Прибауткой привечай.

Вынимаю из печи все блины да калачи.

Без чая зимой не обойтись… Он и душу и сердце согреет. Недаром в народе говорят  - чай пить – долго жить!

Любите чай? Привечайте со мной…

Ритмический тренаж «Русский чай» (3 куплета) затихая

М.Р.: Пригласила я вас в гости, чтобы вспомнить о зимних праздниках.

Какие праздники вы знаете?

(ответы детей)

Правильно Рождество, Святки.  Веселое, озорное и волшебное время – СВЯТКИ! – время чудес и волшебства. Отмечают святки с 7 по 19 января. А знаете, почему святки?

Святки – от слова «святой». В этот праздник святили-славили новый год, будущий урожай, Бога  славян Христа. В новый год люди  желали друг другу всего самого наилучшего. На Святки был такой обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли  с новым годом. А что можно пожелать в новом году?

(ответы детей)

Поздравляли не словами, а короткими песенками – колядками. Коляда – это праздник нового года у славян, поэтому говорили поздравлять-колядовать. А кто пел колядки назывался – колядовщиками. Ходили колядовщики от дома к дому. Пели колядки, устраивали посиделки, а хозяева с удовольствием выслушивали поздравления, а после давали за это угощения: кто пирог, кто блинок, а кто и монетку. Ребята, предлагаю и вам стать колядовщиками.

Давайте вспомним колядку

Дети поют колядку

Коляда, коляда, золотая борода

Позолоченный усок,

По рублю волосок

Подай тётушка, подай матушка

На тарелочке, да на блюдечке

М.Р. Колядку поют весело с задором, шутливо – пропоём ещё раз…

Поют колядку 2 раз

М.Р. Молодцы, спели весело, задорно…

Ребята, вы знаете, что на Святки было принято наряжаться… Можно одеть костюм животного, сказочного персонажа, нечистой силы, а в кого мы с вами нарядимся подскажет загадка:

Молоко она дает,
На лугу она живет.
Каждый видел сотню дней,
Рожки также всё при ней.
И размера небольшого,
Много ест, и пьет так много.
Перед нами дереза,
Верный друг людей…КОЗА

Звучит музыка. Появляется Коза с корзинкой

Коза: Здравствуйте ребятушки, малые козлятушки.

М.Р: Здравствуй Коза-дереза!

Коза: Я Коза-дереза.
День-деньской занята:
Мне – травы нащипать,
МНе – на речку бежать,
МНе– козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

М.Р.: Коза, это не козлятушки, видишь – и рожек то у них нет

Коза: МЕЕЕЕ, Это НЕЕе беда – рожки у меня есть – одевайте ребятушки. Поиграю с вами

М.Р. и Коза одевают детям маски козлят

(фон Танец Козы)

Пальчиковая гимнастика  «Козлята» проводит КозаC:\Users\Оля\Desktop\19.png

C:\Users\Оля\Desktop\21.png

М.Р.: беритесь за руки. Выходите в хоровод

Звучит музыка. Дети заводят хоровод (Ах вы сени)

Коза: МЕЕЕЕ… ай, да молодцы, весёлые, да озорные, как мои – родные…Пора мне к козляткам…до свидания…

М.Р.: До свидания, Коза-Дереза…

Хоть игра, да в ней намёк добрым молодцам урок…

(снимает маски. Фон Танец Козы)

Ребятушки, а сказочку мою волшебную хотите послушать?

(ответы детей)

Только помощь мне ваша нужна будет…возьмите шумовые инструменты и расскажем сказку вместе. На кого укажу – тот играть станет…будьте внимательны.

(М.Р. раздаёт шумовые инструменты)

Сказочка-шумелка «Ёлочка»

(озвучивание шумовыми инструментами) 

Росла в лесу ёлочка-красавица – музыкальный руководитель одевает зелёный платок, звучит музыкальное сопровождение (фон)
По её веточкам прыгали белки –  (3 маракаса) 
Прилетал дятел –  (1 стучим палочками). 
Иногда мимо проходил большой медведь–  (1 медленно стучим ладонями по барабану) 
Иногда пробегал маленький зайчик –  (1 ксилофон) 
Вечером на неё дул ветерок– дуем (все)
Ночью над ней загорались звёздочки–  (2  треугольника) 

 Зимой на неё падали белые снежинки–  ( 2 металлофоны). 
и укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом. приговаривая «ш-ш-ш» (все)
Росла ёлочка и радовала всех своей красотой – свистулька или дудочка

 (играет муз. Руководитель)

М.Р.: Спасибо ребятушки за помощь…понравилась вам сказка…А на каких инструментах мы играли?

Ответы детей

 (собирает инструменты….фон ёлочка)

 А вы знаете, что на Святки издавна люди  совершали обряд очищения –купались в проруби, чтобы очиститься от  плохих мыслей…А в домах веником со святой водой подметали пол, чтобы выгнать нечистую силу. И мы с вами, возьмём метёлочки и совершим обряд очищения от плохих мыслей и недобрых дел. Повторяйте за мной.

(раздаёт «веники»)

Ритмический тренаж «Веники» затихая

(дети повторяют за музыкальным руководителем)

М.Р.: Спасибо ребятушки,  очистили мы с вами дом…и на радостях улыбнёмся друг другу, а я вам погадаю…

Святок не бывает без гадания. Особенно девушки любят гадать – узнать свою судьбу.

М.Р. поёт: гадай, гадай девица

В кой руке достанется

Жизнь пройдёт – покатится

А пригожий срядится

Молодцу достанется.

М.Р. зажигает свечу, звучит музыка (гадание фон)

М.Р. подходите поближе….Посмотрите в каждой чаше с зерном – ваша судьба. То, что спрятано в крупе – это предсказание.

Монетка – к богатой жизни

Баранка – пустые хлопоты

Колечко – к нову другу

Сахар – сладкая жизнь

Ключ – смена жилья

Гадание

Дети поочереди достают предметы из чашки

М.Р.:  Закончилось гадание.. присаживайтесь…Всему вас научила: колядки петь и в костюмы наряжаться, нечистую силу из дома выгонять, гадать на судьбу, танцевать – теперь вы настоящие колядовщики! За старание ваше, за улыбки и хорошее настроение сделаю вам подарок…А подарок мой необычный.. чтобы его получить слова – заклинания нужно сказать:

Раз! Мы за руки возьмёмся!

Два – закроем все глаза!

Три – друг другу улыбнёмся – чудо  нам явись сюда!

М.Р. Открывает сундучок со снежинками, обсыпает ими ребят. Достаёт звёздочки.

Звучит  волшебная музыка. М.Р. раздаёт звёздочки

М.Р.:

К нам в окошко с праздничного неба

Льётся свет Рождественской звезды.

На земле немало зла.

Но ночь светла,

И мир её встречает песней...

И мы пойдём за ней туда,

Куда укажет путь звезда.

М.Р.: Пришло время проститься. Понравилось вам у меня?

До свидания, ребята.

Дети выходят из зала (Звучит Вход)

E:\лучшие фотки\DSC_0889.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к участию в конкурсе "Педагог года"

Моя визитная карточка : http://www.youtube.com/watch?v=e9tE8AGYNBo...

Участие в районном этапе конкурса "Воспитатель года 2012"

Несмотря на небольшой опыт работы в доу, меня отправили участвовать в конкурсе "Воспитатель года 2012"...

Материал для участия в конкурсе "Профессионал 2015 года"

В разделе размещены следующие материалы:- фото конкурсанта;- заявление для участия в конкурсе;- анкета участника;- эссе "Моя педагогическая философия"- презентация педагога;- описание опыта работы;- х...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ « ОСЕНЬ»для участия в конкурсе « Учитель года» ноябрь 2014г.

Коррекционно-обучающие цели: – активизация словаря по темам “Осень”, “Овощи”; – обучение образовывать относительные прилагательные, употреблению существительных в косвенных падежах. Кор...

Конспект "Творческая мастерская" в рамках участия конкурса "Педагог года- 2022"

Интерьерный  конструктор  «Румбокс»    из подручных материалов помогает раскрыть таланты ребенка.        При этом одновременно п...

Мастер - класс с педагогами в рамках участия конкурса "Педагог года -2022"

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения, освоение опыта работы по конструированию, как средства развития творческих способностей ребенк...