Конспект НОД "В гостях у И.З. Сурикова"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Беседа по картинам Сурикова И.З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.z._surikov.docx22.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Конспект непосредственной музыкальной деятельности

                                        в подготовительной группе

                                 Тема:  «В гостях у поэта И. З. Сурикова»

         Цель: развивать у детей представление о выразительных возможностях в поэзии, песнях, картинах.  Знакомить с лучшими стихами известного поэта.

        Задачи:

  1. Образовательные:

     Дать понятие о значении поэзии в жизни народа. Расширять знания детей  о творческой деятельности, её особенностях. Учить называть виды художественной деятельности, профессию деятеля (поэт, художник, композитор и т.д.)

  1. Развивающие:

      Развивать эмоциональную отзывчивость на поэзию, используя в качестве примера стихи поэта И.З.Сурикова. Обогащать образный словарь, вызвать яркий эмоциональный отклик на стихи поэта.

  1. Воспитательные:

        Побуждать детей к сопереживанию, воспитывать читателя, способного понимать художественную литературу, поэзию, музыку, живопись. Воспитывать  сознательное отношение, чувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Объяснить детям основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением и т.д. 

                     Предварительная работа:

1.Чтение стихов поэта, рассматривание картин  к стихам поэта.

2. Разучивание с детьми песен «Русская сторонка» муз.Е.Филиновой, сл.В.Бредиса /Муз. Руководитель №5 2008г. С.65/, «Поверь в сказку» сл. и муз Л.А.Старченко /Колокольчик №23 2001/   и танца «Зимушка-зима» муз.О.Макушина, сл.Г.Мовчана /грамзапись/, инценирование  сказки на стихи поэта И. З. Сурикова.

3. Изготовление атрибутов  к сказке: дерева, золотой клетки, костюмы для детей: Жар – птицы, Ивана царевича, двух стражников.

4. Выставка рисунков детей и родителей на тему «Что мне понравилось у поэта И. З. Сурикова».

                                 Содержание

Ведущий:  Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного поэта Ивана Захаровича Сурикова, прочитаем его стихи, рассмотрим иллюстрации, написанные известными художниками к стихам поэта. А также исполним песни к стихам и посмотрим сказку, которую исполнят дети на стихи поэта.

Приложение 1  Портрет И.З.Сурикова

   Давайте, ребята, сначала вспомним,  кто пишет картины, песни, стихи? (Ответы детей – художник, композитор, поэт).  Вот я вам расскажу о поэте И.З. Сурикове.

       Иван Захарович Суриков родился в селе Новосёлове Ярославской губернии, в семье крепостного. До восьми  лет Ваня жил в деревне, о нём нежно заботились мама и бабушка, он всю жизнь будет вспоминать тепло безмятежного детства.

      Весело текли вы, детские года! Вас не омрачили горе и беда.

 Вот уж потом – то и горя, и слёз в жизни Ивана Захаровича было много.

     В 9 лет любознательный ребёнок стал читать А.Пушкина и М.Лермонтова…   А скоро и сам начал писать стихи. Ему очень хотелось  учиться, но ему отец запрещал, отец работал в лавке – торговал углём и овощами и хотел, чтобы его сын тоже был торговцем, но Ваня тайком от отца при свечах читал и писал.

    Однажды  Ивану Захаровичу повезло: известный поэт А.Н.Плещеев помог опубликовать одно из стихотворений Сурикова в журнале. Это был счастливый момент в его жизни. А потом публикация следовала одна за другой.

      В 30 лет И.З.Суриков выпустил книгу стихов. Необыкновенная музыкальность его поэтических строк, ясность мысли и точность образов, понятных простому русскому человеку, были причиной того, что его стихи становились песнями. В его стихах отражалась жизнь русского народа.

Послушайте стихотворение, которое люди, подобрав мелодию, поют.

    Что шумишь, качаясь, тонкая рябина,

    Низко наклоняясь головою к тыну.

    Как бы я желала к дубу перебраться

    Я б тогда не стала гнуться да качаться.

    Близко бы ветвями я к нему прижалась

    И с его листами день и ночь шепталась.

    Нет, нельзя рябинке, к дубу перебраться!

    Знать мне сиротинке, век одной качаться.

Ведущий: Посмотрите картину художника С. Герасимова «Рябины» и

картину И.Шишкина «Дубовая роща»

Приложение  2    Картина С. Герасимова «Рябины»

Приложение  3    Картина И. Шишкина «Дубовая роща»

      Также Суриков написал много стихов для детей. Писал и вспоминал, наверное, самого себя в детстве. Послушайте стихи.

1ребёнок: Солнышко уж встало и глядит в окно;

                     Уж щебечут птички за окном давно.

                     Вышли дети, - травка от росы мокро,

                     И на ней сияют капли серебра.

2 ребёнок: Тёмный сад  лучами солнышка облит

                     От дерев рядами тень к пруду лежит,

                     На дорожках сыро, в воздухе легко,

                     И кричит дергачик, где то далеко.

Ведущий: Какие красивые стихи о нашей русской природе. А сейчас дети споют песню о русской сторонке.

Дети исполняют песню «Русская сторонка» муз Е. Филиновой,

сл. В.Бредиса  /Муз. Руководитель № 5 2008г. С.65/

      А кто не любит нашу русскую снежную зиму.

Послушайте стихотворение «Зима».

3ребёнок: Белый снег пушистый в воздухе кружится

                     И на землю тихо падает, ложится

                     И под утро снегом поле забелело

                     Точно пеленою всё его одело.

                     Тёмный лес под шапкой, принакрылся чудной

                     И заснул под нею крепко, непробудно.

Приложение 4  Картина Ф. Сычков «Зимняя дорога»

Наши девочки исполнят танец под песню в грамзаписи  «Зимушка –Зима», муз О. Макушина. Сл. В.Бредиса..

Ведущий: Послушайте ещё одно стихотворение  «Детство».

4ребёнок: Вот моя деревня; вот мой дом родной,

                     Вот качусь я в санках по горе крутой,

                     Вот свернули санки, и я на бок – хлоп!

                     Кубарем качусь я  под гору в сугроб!

                     И друзья   мальчишки, стоя надо мной

                     Весело хохочут над моей бедой.

                     Всё лицо и руки залепил мне снег.

                     Мне в сугробе больно, а ребятам смех!

Приложение  5  Картина Ф. Сычков «Тройка»

5ребёнок:   Весь ты перезябнешь, руки не согнёшь

                     И домой тихонько, нехотя бредёшь.

                     Ветхую шубёнку скинешь с плеч  долой

                     Заберёшься не печь к бабушке седой.

                     И начну у бабки сказки я просить;

                     И начнёт мне бабка сказки говорить:

                     Как Иван царевич птицу – жар поймал,

                     Как ему невесту серый волк достал.

Приложение  6 Картина В. Максимов «Бабушкины сказки»

               

6ребёнок: Слушаю я сказку – сердце так и мрёт,

                    А в трубе сердито  ветер злой поёт

                    Я прижмусь к старушке -   тихо речь журчит,

                    И глаза мне крепко сладкий сон смежит.

                    И во сне мне снятся чудные края,

                    И  Иван  царевич – это будто я.

                    Вот передо мною чудный сад цветёт,

                    В том саду большое дерево растёт.

Приложение  7  Картина «Иван царевич и Жар птица»

Приложение  8  Картина «Иван царевич и серый волк»

Ведущий: А теперь послушайте и посмотрите сказку:

(Ставятся декорации дерева, золотой клетки,  в ней    Жар птица – девочка в костюме Жар птицы, выходит Иван царевич, подходит к клетке, стражники хватают его за руки, а в это время  ведущий читает  сказку): Золотая  клетка на сучке весит.

                В этой клетке птица точно жар горит

                Прыгает в той клетке, весело поёт.

                Ярким, чудным светом сад весь обдаёт.

                Вот я к ней подкрался и за клетку -  хвать!

                И хотел из сада с птицею бежать,

                Но не тут -  то было! Поднялся шум, звон.  (Звучание шума)

                Набежала стража в сад со всех сторон.

                Руки мне скрутили и ведут меня… (все уходят со сцены)

                И дрожа от страха, просыпаюсь я.

                Уж в избу, в окошко, солнышко глядит.

                Пред иконой бабка молится, стоит.

                Весело текли вы, детские года!

                Вас не омрачали горе и беда.

Ведущий: А сейчас дети исполнят «Песню о сказке»

Ребята, мы с вами познакомились с поэзией И.З. Сурикова, а ещё познакомились с литературными жанрами: сказка, рассказ, стихотворение

       И.З. Суриков  хорошо помнил мерцающий огонёк свечи, освещающий маленький клочок бумаги, когда писал первые стихи.  Житейские неудачи, бедность,  а потом тяжёлая болезнь не погасили этот огонёк.

Ведущий: Вот мы и побывали в гостях у поэта И. З. Сурикова, а сейчас мы посмотрим выставку рисунков на тему «Что мне понравилось  у поэта Ивана Захаровича Сурикова».

Использованная литература:

1.Стихи русских поэтов «Чиста небесная лазурь» Белый город 2008г.

2.Музыкальный руководитель №  5 2008г.  с.65

3.Колокольчик № 23 2001г. С.26

4.Программа воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Камаровой с. 208 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "В гости к Мишутке"

Занятие по развитию речи с использованием СОТ - мнемотаблиц. Предназначен для  старшей группы...

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

Конспект "В гостях у бабушки Тани"

В непосредственно образовательной деятельности с детьми вспомнить малые фольклорные жанры совместно с музыкальным руководителем. Для того, чтобы легче запоминались потешки мы с детьми их обыгрываем....

конспект «В гостях у друзей»

Аутотренинг «Загадочное животное»...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...