"Хохломские ложки" комплексное занятие для подготовительной группы (музыка, изобразительная деятельность)
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Бебекина Наталья Васильевна

Хохломские ложки

Комплексное  занятие для подготовительной группы

(музыка, изобразительная деятельность)

 

Составитель Н.В. Бебекина

Музыкальный руководитель МБДОУ

Детский сад № 129

г. Уссурийск

 

Цель:  формировать у детей представление о ценности изделий прикладного искусства хохломы через музыку ,  изодеятельность.

Програмное содержание:

-развивать тембровый слух , чувство ритма. Учить детей передавать веселый, радостный характер песни, исполнять с динамическими оттенками;

-учить детей новой композиции хохломского узора; ввести в узор новые элементы: ягоды, клубники, малины, смородины; учить рисовать узоры на разных фонах: красном , черном и желтом (охра), в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.

Оборудование: деревянные ложки по количеству детей; музыкальные инструменты: трещетки , колотушка, ритмические палочки; предметы быта хохломской росписи; тонированные шаблоны деревянных ложек; краски гуашь и мягкие кисточки.

Ход занятия:

Дети под любую русскую народную мелодию входят в зал «цепочкой» хороводным шагом, идут «змейкой», закручивают «улитку», раскручивают и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие. О чем пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Сама не ест, а всех кормит. (ложка)

А вот еще одна:

Если только заскучаю,

Стоит мне на них сыграть,

Сразу станет веселее,

Ножкам хочется плясать.

Подождите, ножки,

Пусть сыграют ….(ложки)

Так что же такое ложки: столовый прибор или музыкальный инструмент? (ответы детей)

Вот такие они уникальные деревянные расписные ложки . То, что удобно есть деревянными ложками, хотя нам с вами и не привычно, не вызывает сомнения, они, в отличие от металлических,не обжигают губ, когда ешь горячую пищу. Попробуйте дома пользоваться деревянной ложкой, и вы в этом убедитесь.

Знаете ли вы, как они звучат, и сумеете ли отличить их звучание от звучания других инструментов. Это я сейчас проверю .

Игра «Угадай,на чем играю».

Педагог использует инструменты, сходные с ложками: трещотку, колотушку, коробочку. Повторять нужно в различном чередовании, если дети слышат звучание ложек, они стучат кулачками, изображая игру на ложках.

Оценка педагога.

Музыкальный руководитель: Ребята ,вы изображали игру на ложках простейшим способом. Приемов игры на них очень много, посмотрите на один из них .

Танец с ложками (русская народная мелодия «Полянка»).

Музыкальный руководитель: Вот видите, сложенными в одной руке ложками можно стучать по ладони, и по коленям, и даже по пяткам, можно изобразить «солнышко». Хотите попробовать? Берите ложки и вставайте свободно по залу.

Упражнение «Солнышко» (оценка педагога).

Музыкальный руководитель: А сейчас ложки нам помогут в игре «Эхо». Наше эхо поселилось в лесу .Слушайте внимательно.

Дидактическая игра «Эхо».

Педагог выстукивает на ложках несложные ритмы, дети повторяют.

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: А теперь посмотрите на эти две ложки, какая из них вам нравится больше и почему? (Ответы детей).

-Каким узором расписана ложка? Почему вы так решили?

Руководиель изодеятельности: Здравствуйте, ребята. Я, хохломская мастерица, сегодня пришла к вам, чтобы обучить вас этому мастерству, продолжить традиции и передать свои умения. А вы передадите свое умение другим людям.

В старину люди ели из деревянной посуды. В  селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки , ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывают ягодки: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Давайте подойдем к столам и рассмотрим хохломские изделия.

-Назовите предметы, украшенные хохломской росписью. (Стол, стул, ложки, миски, солонки.)

-Как одним словом можно назвать эти предметы? (Предметы быта.)

-Назовите предметы, встречающиеся в узорах в узорах. (Ягоа, листья, завитки, травка.)

Игра «Покажи элементы узора».

У каждого ребенка предмет с хохломской росписью.  Педагог называет элементы ( травка, завиток, ягода, листья), а дети пальцем «прорисовывают» его на изделии.

Руководитель изодеятельности: Обратите внимание, что листья украшены оживкой в виде прожилок. Сейчас мы отправимся с вами в мастерскую, где я научу вас росписи, а что мы будем расписывать, я думаю, вы уже догадались.

Дети рассаживаются на рабочие столы.

У руководителя несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора.

Педагог показывает ложки.

Где расположен узор на ложке?

-Из чего состоит узор? (Из ветки с ягодами, листьями, завитками и травкой.)

-Чем украшен край ложки?(Каймой.)

- Как раскрашена ручка? ( Ее нижний и верхний края другого цвета, чем середина.)

Далее педагог обращает внимание на то, что раньше они рисовали хохломские узоры на черном фоне изделий. А сегодня у них разные по цвету ложки: черные, красные, темно-желтые. В зависимости от цвета ложек дети должны сами найти краски для рисования каймы и узора. Спрашивает двух-трех детей, какого цвета у них ложки, какими красками они рисуют узор.

- С чего начинают расписывать ложку? ( с узора в центре.)

-С чего начинают расписывать узор? (С крупных деталей.)

-Что расписывают потом?

В ходе работы педагог задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора. Советует на второй и третьей ложках рисовать узоры с другими ягодами. Напоминает, что на хохломских узорах ягоды и листья часто расположены по три рядом.

В конце занятия дети оценивают работы (самоанализ).

Музыкальный руководитель:

Золотая хохлома

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши,

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи!

Хохломские ложки полюбились по всей Руси, и их стали расписывать не только в селе Хохлома , но и во многих русских городах: Пскове, Туле, Смоленске. Вот об этом и наша разудалая песня «Ложки деревянные».

Дети берут свои работы и свободно встают по залу.

Как по-разному можно расписать хохломскую ложку, так по-разному можно исполнить песню. Не забудьте, что начало припева нужно спеть тише, как будто первые еще светлые тона краски вы наносите, а затем все ярче и ярче к концу припева.

Песня «Ложки деревенские» З. Роот.

Вот на этой яркой ноте мы и закончим свое занятие об величестве хохломской ложки.

Педагог предлагает пройти в группу и оформить стенд с новыми работами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlomskie_lozhki_kompleksnoe_zanyatie.docx21.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хохломские ложки 

Комплексное  занятие для подготовительной группы

(музыка, изобразительная деятельность)

Составитель Н.В. Бебекина

Музыкальный руководитель МБДОУ

Детский сад № 129

г. Уссурийск

Цель:  формировать у детей представление о ценности изделий прикладного искусства хохломы через музыку ,  изодеятельность.

Програмное содержание:

-развивать тембровый слух , чувство ритма. Учить детей передавать веселый, радостный характер песни, исполнять с динамическими оттенками;

-учить детей новой композиции хохломского узора; ввести в узор новые элементы: ягоды, клубники, малины, смородины; учить рисовать узоры на разных фонах: красном , черном и желтом (охра), в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.

Оборудование: деревянные ложки по количеству детей; музыкальные инструменты: трещетки , колотушка, ритмические палочки; предметы быта хохломской росписи; тонированные шаблоны деревянных ложек; краски гуашь и мягкие кисточки.

Ход занятия:

Дети под любую русскую народную мелодию входят в зал «цепочкой» хороводным шагом, идут «змейкой», закручивают «улитку», раскручивают и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие. О чем пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Сама не ест, а всех кормит. (ложка)

А вот еще одна:

Если только заскучаю,

Стоит мне на них сыграть,

Сразу станет веселее,

Ножкам хочется плясать.

Подождите, ножки,

Пусть сыграют ….(ложки)

Так что же такое ложки: столовый прибор или музыкальный инструмент? (ответы детей)

Вот такие они уникальные деревянные расписные ложки . То, что удобно есть деревянными ложками, хотя нам с вами и не привычно, не вызывает сомнения, они, в отличие от металлических,не обжигают губ, когда ешь горячую пищу. Попробуйте дома пользоваться деревянной ложкой, и вы в этом убедитесь.

Знаете ли вы, как они звучат, и сумеете ли отличить их звучание от звучания других инструментов. Это я сейчас проверю .

Игра «Угадай,на чем играю».

Педагог использует инструменты, сходные с ложками: трещотку, колотушку, коробочку. Повторять нужно в различном чередовании, если дети слышат звучание ложек, они стучат кулачками, изображая игру на ложках.

Оценка педагога.

Музыкальный руководитель: Ребята ,вы изображали игру на ложках простейшим способом. Приемов игры на них очень много, посмотрите на один из них .

Танец с ложками (русская народная мелодия «Полянка»).

Музыкальный руководитель: Вот видите, сложенными в одной руке ложками можно стучать по ладони, и по коленям, и даже по пяткам, можно изобразить «солнышко». Хотите попробовать? Берите ложки и вставайте свободно по залу.

Упражнение «Солнышко» (оценка педагога).

Музыкальный руководитель: А сейчас ложки нам помогут в игре «Эхо». Наше эхо поселилось в лесу .Слушайте внимательно.

Дидактическая игра «Эхо».

Педагог выстукивает на ложках несложные ритмы, дети повторяют.

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: А теперь посмотрите на эти две ложки, какая из них вам нравится больше и почему? (Ответы детей).

-Каким узором расписана ложка? Почему вы так решили?

Руководиель изодеятельности: Здравствуйте, ребята. Я, хохломская мастерица, сегодня пришла к вам, чтобы обучить вас этому мастерству, продолжить традиции и передать свои умения. А вы передадите свое умение другим людям.

В старину люди ели из деревянной посуды. В  селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки , ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывают ягодки: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Давайте подойдем к столам и рассмотрим хохломские изделия.

-Назовите предметы, украшенные хохломской росписью. (Стол, стул, ложки, миски, солонки.)

-Как одним словом можно назвать эти предметы? (Предметы быта.)

-Назовите предметы, встречающиеся в узорах в узорах. (Ягоа, листья, завитки, травка.)

Игра «Покажи элементы узора».

У каждого ребенка предмет с хохломской росписью.  Педагог называет элементы ( травка, завиток, ягода, листья), а дети пальцем «прорисовывают» его на изделии.

Руководитель изодеятельности: Обратите внимание, что листья украшены оживкой в виде прожилок. Сейчас мы отправимся с вами в мастерскую, где я научу вас росписи, а что мы будем расписывать, я думаю, вы уже догадались.

Дети рассаживаются на рабочие столы.

У руководителя несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора.

Педагог показывает ложки.

Где расположен узор на ложке?

-Из чего состоит узор? (Из ветки с ягодами, листьями, завитками и травкой.)

-Чем украшен край ложки?(Каймой.)

- Как раскрашена ручка? ( Ее нижний и верхний края другого цвета, чем середина.)

Далее педагог обращает внимание на то, что раньше они рисовали хохломские узоры на черном фоне изделий. А сегодня у них разные по цвету ложки: черные, красные, темно-желтые. В зависимости от цвета ложек дети должны сами найти краски для рисования каймы и узора. Спрашивает двух-трех детей, какого цвета у них ложки, какими красками они рисуют узор.

- С чего начинают расписывать ложку? ( с узора в центре.)

-С чего начинают расписывать узор? (С крупных деталей.)

-Что расписывают потом?

В ходе работы педагог задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора. Советует на второй и третьей ложках рисовать узоры с другими ягодами. Напоминает, что на хохломских узорах ягоды и листья часто расположены по три рядом.

В конце занятия дети оценивают работы (самоанализ).

Музыкальный руководитель:

Золотая хохлома

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши,

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи!

Хохломские ложки полюбились по всей Руси, и их стали расписывать не только в селе Хохлома , но и во многих русских городах: Пскове, Туле, Смоленске. Вот об этом и наша разудалая песня «Ложки деревянные».

Дети берут свои работы и свободно встают по залу.

Как по-разному можно расписать хохломскую ложку, так по-разному можно исполнить песню. Не забудьте, что начало припева нужно спеть тише, как будто первые еще светлые тона краски вы наносите, а затем все ярче и ярче к концу припева.

Песня «Ложки деревенские» З. Роот.

Вот на этой яркой ноте мы и закончим свое занятие об величестве хохломской ложки.

Педагог предлагает пройти в группу и оформить стенд с новыми работами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности с элементами арт – терапии на тему : «День и ночь»

Конспект занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности с элементами арт – терапии на тему :  «День и ночь»...

Конспект игровой образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительной деятельности Тема: «Городецкая роспись».

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев.Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета...

Конспект занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Заколдованная полянка»

Конспект занятия в подготовительной группе  по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования...

Конспект игровой образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительной деятельности. Тема: «Городецкая роспись».

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев.Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета...

Презентация к плану-конспекту занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности Коллективная лепка «Мемориал «Сыны полка»

Презентация к плану-конспекту занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности Коллективная лепка «Мемориал «Сыны полка»...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по изобразительной деятельности (лепка) «Изразцы для печи»

В ходе занятия дети научатся создавать декоративные цветы пластическими средствами, продолжат освоение техники рельефной лепки, разовьют чувство ритма и композиции, познакомятся с понятием «...

Организация и проведение занятия в подготовительной группе по изобразительной деятельности: «Весенние цветы»

формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности....