"Весна идет"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

МЕЖОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Конспект  занятия о весне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_idyot.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного

занятия на тему: «Весна идет»

в старшей группе

Задачи:  1. Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания о весне и ее признаках.  

2. На примере произведений о весне показать взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.  

3. Развивать воображение ассоциативное и образное, мышление, интеллектуальные способности детей.

4. Развивать желебровый слух; умение анализировать музыку, эмоционально откликаться на нее.

5. Развивать обобщенность восприятия явлений окружающего мира с помощью интеграции разных видов искусств.

6. Развивать эстетическое восприятие и формировать у детей образные представления.

    Продолжать учить рисовать предметы и несложные сюжеты по представлению, использовать в работе разные изобразительные материалы и способы изображения.

    Формировать навык регулирования силы нажима на карандаш по мере надобности.

    Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций репродукций с весенними пейзажами, наблюдения в природе, заучивание стихов о весне, рисование на тему «Ранняя весна».

Беседа о весенних звуках и слушание их в записи; подбор музыкальных инструментов и приемов игры дл передачи весенних звуков; разучивание песни Шестаковой «Весенняя».

Материал и оборудование:

Музыкальные инструменты аудиокассеты с записью музыкальных произведений: Э.Григ «Ручеек»

П.И.Чайковский «Жаворонок»,

Пьеса «март».

Рисунки с изображением деревьев с предыдущего занятия, цветные карандаши, клей, листочки белой бумаги для получения льдин путем обрывания, тряпочки.

Репродукции картин «Грачи прилетели» (А.К.Саврасов), «Весна-большая вода» (И.И.Левитан), фотография (большая) «Ледоход на Которосли», стихи «Весна» (И.Никитин), «Апрель» (С.Маршак), «Бушует талая вода» (И.Бунин).

Ход занятия  

(Дети входят в зал, садятся на стулья, звучит пьеса П.И. Чайковского «Март»).

Муз. рук.  Прошли морозные дни. Зазвенел капель. С каждым днем солнышко пригревает все сильнее. Природа просыпается. Наступила весна.

Ребенок: Полюбуйся, весна наступает,

                Журавли караваном летят.

                В ярком золоте день утопает

                И ручьи по оврагам шумят.

                Скоро гости к тебе соберутся

                Сколько гнезд понавьют, посмотри!

                Что за звуки, за песни польются

                День-деньской от зари до зари.

                   (И. Никитин)

Муз. рук.- Давайте  дети прислушаемся к весенним звукам.

(фонограмма «Капели», журчание ручья, пение птиц).

(Дети рассказывают об услышанных звуках).

Муз. рук. - А теперь мы сами будем подражать весенним голосам природы.

                    Фоно-педическое упражнение

                     «Весенние голоса»

Пригрело весеннее солнце

(все поднимают руки вверх, приветствуя солнце и каждый поет свой звук в фальцетном регистре).

С пригорка побежал веселый ручеек

(дети болтают язычком, изображая бульканье ручейка)

До краев наполнил большую глубокую лужу

(Все на гласную опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край

(дети делают голосом «волну» -вверх-вниз)

И побежал дальше (болтают языком)

Выбрались из-под коры жучки

(ж-ж-ж… в низком регистре)

И букашки (ззз… в более высоком)

Расправили крылышки (Крш с повышающейся интонацией)

И полетели кто куда (тр-тр-тр и шепотом на разной высоте, у кого как получается).

Вдруг под кучей хвороста, что-то зашуршало (Шур-шур-шур-шур)

И вылез ежик (сопят носом)

Лес наполнился  птичьими голосами

(имитация птичьих голосов всеми одновременно).

Вот и пришла весна

(каждый поет изображая кого хочет: ручеек, солнышко, птичек, жучков, букашек и т. д.).

Муз. рук.  Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь:

Распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень, травы, жуки, мухи, бабочки выползают из щелей и греются на солнышке, из берлоги отряхиваясь, вылезает медведь. Все живое тянется к солнечному теплу.

Послушайте, как замечательный композитор В.А. Моцарт рассказал  о весне в своей песне.

(Моцарт «Весенняя» исполняет муз. руководитель)

Какое настроение вызвала у вас эта песня и почему?

(ответы детей)

Муз. рук. Песня проникнута солнечным светом, радостью жизни, поэтому и настроение она вызвала светлое, мечтательное. Композитор тоже приветствует весну своей песней.

А вы хотите сочинить музыку весны (ответы)

Перед вами лежат муз. инструменты. Давайте выберем нужный

к стихотворению «Апрель» и сыграем его.

«Апрель» (С.Маршак)

Апрель! Апрель!                                               треугольник

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи                                        глиссандо

                                                                             на металлофонах

На дорогах лужи                                                муз. молоточек

Скоро выйдут муравьи                                      тихое шуршание

После зимней стужи                                          любым предметом

                                                                             (бумага)

Пробирается медведь                                        трещетки

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь                                   свистульки

И расцвел подснежник                                      колокольчик

(Один раз стихотворение читается по строчкам и дети обговаривают выбор инструментов. Второй раз стихотворение исполняется без перерыва)

Муз. рук. Весной тает снег реки освобождаются ото льда, всюду бегут ручьи. Давайте послушаем.

Стихотворение

Ребенок   Солнце ласково смеется,

                 Светит ярче, горячей

                 И с пригорка звонко льется

                 Разговорчивый ручей

Муз. рук. Поэтесса Е.Блачинина называет ручеек разговорчивым, а вот как пишет о ручейке писатель Д. Зуев

Послушайте:

Первый ручей. Алмазные искры мечут лучи солнца. На солнце каждая лужа, что зеркало лазури. А уж ручей-то и подавно. Он кажется бездонно-глубоким, сияют струйки прозрачной, как слеза снеговой воды – это не то, что мутные потоки половодья. Вода – сверкает яркими искрами, пенится хрустально-ясный поток, в сугробах торопливые ручейки.

Как писатель изобразил ручеек?

(Ответы детей)

Муз. рук. Мы с вами изображали ручеек и голосом, и на металлофоне. А теперь, послушайте, как изобразил ручеек композитор Э.Григ «Ручеек»

(Звучит аудиозапись, пьеса Э.Грига «Ручеек»).

Муз. рук. Как музыка изображает ручеек?

(Ответы: быстрая, стремительная, взволнованная, где-то бурлящая, в конце – светлая, прозрачная, хрустальная).

Муз. рук. А сейчас мы поиграем в игру «Море и ручеек».

(Музыкально-дидактическая, подвижная игра «Море и ручеек»).

Муз. рук. Не только поэты и композиторы, но и художники выражают свое отношение к природе – красками и кистью.  

Препод. рисования  Обратить внимание детей на репродукции картин о весне. Как называются эти картины? (Пейзажи) Какое время года изображено на пейзажах (Весна). Предложить детям вспомнить, о каком периоде весны они начали рисовать картины на предыдущем занятии (о весне в апреле; назвать явления в природе: ледоход, наводнение, птицы строят гнезда). Выставить незаконченную работу одного из детей.  Обсудить (уточнить), что еще можно внести в рисунок, напомнить, как с помощью карандаша нарисовать гнезда и летающих птиц; обратить внимание на разный нажим на карандаш. (Плывущие льдины можно изобразить кусочками бумаги, получив их путем обрывания).

Дети подходят к своим рисункам и приступают к рисованию. Во время выполнения задания следить, чтобы дети свободно держали карандаши.

По окончании сказать, что сегодня дети были художниками-пейзажистами и нарисовали картины о весне.

Выставив 2-3 работы прочитать:

                 Бушует талая вода

                 Шумит и глухо и протяжно

                 Грачей прилетные стада

                 Кричат и весело, и важно

В заключение исполнение песни о весне «Весенняя». Муз. Шестаковой

В группе устроить выставку работ и придумать название картин вместе с детьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе "Весна идет,весне дорогу" с презентацией

Данный конспект НОД с презентацией позволит разнообразить приемы организации деятельности детей на занятиях по обучению грамоте и активизировать их мыслительные операции, речевые высказывания...

НОД "Весна идет - весне дорогу"

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в подготовительной логопедической группе "Весна идет - весне дорогу" Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений о вес...

Совместная деятельность детей и педагога "Весна идет - весне дорога"

Совместная деятельность детей и педагога"Весна идет - весне дорога"Средняя группаДети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом....

"Весна идет, Навруз идет" (сценарий праздника)

Сценарий праздникак "Весна идет, Навруз идет" предназначен для детей старших групп. Дети знакомятся со старинным татарским праздником "Навруз" (встреча весны, отмечался в день весеннего равноденствия)...

открытое интегрированное занятие по рисованию "Весна идет! Весне мы рады!"

Программное содержание: Учить детей видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи. Учить видеть главное, задумываться  над тем, что вызвало у художника интерес п...

НОД "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу!»Цели.Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о в...

Весна идет, Навруз идет!

Цель: Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  татарского народа.Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам, дать зна...