Игры и упражнения для музыкально-логоритмических занятий с дошкольниками
статья по музыке на тему

1.Актуальность темы

2. Методические рекомендации

3. Игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_polyakovoy_o_logoritmiki.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

дошкольного отделения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вещевская основная общеобразовательная школа»

Полякова Наталья Викторовна

«Игры и упражнения для музыкально-логоритмических занятий с дошкольниками».

В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов образовательной сферы все больше волнует вопрос речевого развития детей дошкольного возраста.  Для успешной результативной деятельности в данном направлении необходимо комплексное, планомерное и активное сотрудничество всех специалистов дошкольного учреждения. Особенно трудно приходится решать этот вопрос при отсутствие в штате логопеда. В этом случае, наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач является  использование логоритмических игр и упражнений на музыкальных занятиях.

Использование на музыкальных занятиях с дошкольниками  логоритмических игр и упражнений  благотворно влияние не только на музыкально-творческое развитие детей, но и, прежде всего, коррекцию и даже лечение различных патологий связанных с речью.

Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально-волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).

  Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

Необходимым условием работы при музыкальной логоритмической деятельности является создание условий для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам.  

Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, внимание, и главное, активизирует речь.

Исследователи М.М. Кольцова, Г. А. Волкова, В.М. Бехтерев доказали:

«... чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь».

Таким образом, цель такого занятия - преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через игровую музыкально-логоритмическую деятельность.  

На музыкальных занятиях для детей младшего и среднего возраста мною используются следующие логоритмические  игры и упражнения:

  • упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма (выполнение различных движений: ходьба, бег, подскоки, по тексту)

Игра  «Воротики»

Дети идут парами в темпе марша. При переходе на быстрый темп все пары останавливаются, поднимают сцепленные руки и образуют воротики, в которые перебегает первая пара и становится последней. При возобновлении темпов марша пары опять идут.

 Игра «Мяч»

На первую 1часть мяч ударяется об пол и ловится одной рукой, на 2 часть

мяч подбрасывается в воздух и ловится двумя руками;

  • упражнения для развития мышечного тонуса (напряжение и расслабление мышц) и координации движений по тексту;

Эти упражнения рекомендуется применять на физкультурных занятия всех возрастных групп, особенно на младшей.  Можно использовать предложенные музыкально-ритмические композиции Т.Сауко и А. Бурениной  в программе «Топ-хлоп, малыши» и в журнале «Музыкальный руководитель». Если не получается провести физкультурное занятие с музыкальным сопровождением, желательно воспользоваться музыкально-шумовыми инструментами, это добавит особую ритмичность декламации.

  • Упражнения и игры для развития координации движений 

Игра «Цирковая лошадка»

Дети идут по кругу, высоко поднимая колени, затем движутся поскоками. Во время поскоков руки вытянуты вперёд, полусогнуты в локтях.

Музыка: для ходьбы - Д.Шостакович «Марш», для поскоков -Р.Шуман «Смелый наездник».

  • Игры и упражнения для развития произвольного внимание.

Игра с мячом.

Дети стоят по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают без музыки мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают кому они катают мяч. Другой вариант. Мяч перебрасывается по номерам: первый бросает второму, второй подбрасывает вверх и бросает и перекатывает третьему, третий также подбрасывает вверх и бросает четвёртому, четвёртый себе вверх и перекатывает мяч пятому и т.д. Можно несколько раз меняться местами. Музыка: С.Майкапар «Полька» (отрывок).

Игра-упражнение  с цветами.

Движения под музыку: кружатся, бегают на носочках стайкой и по кругу, покачиваются. Когда музыка останавливается дети «сажают цветочки в землю». Затем танец продолжается. Музыка: «Вальс цветов» П.Чайковского.

  • Игры и упражнения для развития речевого внимания, ориентировки в пространстве (Различные игры с звуковыми жестами и звукоподражанием) например: 

Игра «Цирк» «Узнай по голосу» «Здравствуйте, ладошки», танцы под декламацию «Хлоп-хлоп», «Лети, листок» С.Коротаевой;

  • Подобная игровая деятельность и танцы регулярно применяются на музыкальны занятиях. Эти же и другие игры для развития речевого внимания и ориентировки в пространстве можно применять на физкультминутках.
  • Игры и упражнения для развития фонематического восприятия.

Игра «Шмели и жуки»

Дети под спокойную мелодию идут по кругу, затем мелодия меняется, и шмели с жуками летят на полянку. По сигналу логопеда «Ш-ш!» шмели ложатся на спины и быстро машут «лапками», жуки продолжают летать вокруг лежащих шмелей. По сигналу логопеда «Ж-ж!» жуки ложатся на спины и машут «лапками», а шмели летают вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку шмели и жуки улетают с поляны.

  • Игры и упражнения для развития мимики:

«Солнечный луч» (зайчик) попал в правый глаз (дети закрывают правый

глаз), затем в левый (дети закрывают левый глаз), в оба глаза (дети, щурясь

или закрывают, оба глаза).

«Вкусное варенье»: дети улыбаются, проводят языком по губам.

«Горький лук»: морщатся, прищуриваются глаза.

«Разбитая кукла»: дети огорчённо произносят 2ах», брови сдвинуты, губы

выдвинуты вперёд, голова склонена набок.

«Кислый лимон»: дети прищуривают глаза, раздвигают губы, приподнимают(или опускают уголки губ).

«Толстячки и худышки»: дети надувают щёки и втягивают их вовнутрь.

«Зоопарк» Каждый выбирает себе роль животного. Под музыку: «Маленький вальс» Лядова танцуют, а когда музыка останавливается «садятся в клетку». Педагог ходит между клетками и спрашивает: "Какой зверь живёт в этой клетке?" сидящими должны показать движениями, мимикой, звукоподражанием, кого они изображают.

  • Игры и упражнения по развитию дыхания, артикуляции и мимических мышц лица;

Упражнения на дыхание, такие как «Подуй на листик», «Лети снежок», артикуляционная гимнастика: «Качели», «Часики», мимические игры «Зеркальце» все они знакомы нам и в частности, на музыкальных занятиях мною применяемы.  

Динамические дыхательные упражнения

Они связаны с ходьбой, медленным бегом, движением рук, ног и туловища. В процессе движений дети произносят гласные, согласные звуки, слоги. Например, поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватив руками колени и произнести «уф» или «ух».

Игры-упражнения для формирования движений губ:

«Лягушки» 

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются...

А глаза у них, как блюдца.

«Заборчик» 

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем...

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы. 

«Хобот слонёнка» 

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну...

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

«Трубочка»

Мои губы - трубочка,

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду!

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду!

Я по улице иду!

«Бублик»

Сделаем губами бублик:

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

«Чередование»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Видишь — хобот у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка-погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять.

Игры-упражнения для формирования движений языка.

Упражнение «ЯЗЫК-СИЛАЧ». Цель упражнения - отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Язычок у нас силач –

В зубы упирается,

Сильно напрягается,

Горкой выгибается.

Силачу пора на отдых.

Чтобы смог он полежать,

Мышцы будем расслаблять.

Упражнение «КАЧЕЛИ». Улыбнуться, открыть рот, как при произнесении звука [а]; опускать за нижние и поднимать за верхние зубы (с внутренней стороны) широкий кончик языка под счёт «раз» - «два». Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Упражнение «ГОРКА». Цель упражнения - выработать умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам и поднимать переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются.

 Игры для развития артикуляции.Упражнение «Ай-я, жу-жу».

Ай-я, жу-жу, медвежонок, ай-я, жу-жу,

Ты не плачь, не плачь спросонок, жу-жу (2раза).

Дремлют сосны, дремлют ели, ай-я, жу-жу,

Малыши легли в постели, жу-жу (2раза).

Скоро спать все звёзды лягут, ай-я, жу-жу.

Принесёт нам ягод мама, жу-жу (2раза).

Принесёт нам мёду папа, ай-я, жу-жу.

Спи, малыш мой косолапый, жу-жу (2раза).

  • Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук 

(игры с пальчиками «Сорока», «Моя семья», «Овощной салат», «Здравствуй», «Ладушки-ладошки»);

  • Упражнения на релаксацию (под спокойную музыку со словом дети спят или изображают тучку, листочек, снежинку). Упражнение «Звери спят»

Обошёл медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети ложатся на  спину на ковёр

 и закрывают глаза.

Дети на спину легли

И, как мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите.

Музыка меняется.

Дети слышат пение птиц.

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Дети открывают глаза, встают с ковра.

Применение этих игр и упражнений на музыкальных занятиях с дошкольниками считаю желательным и даже необходимым для профилактики и коррекции речевых патологий разной степени.

 Используемая литература.

1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Слюсарь К.Н. «Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет» - Москва, 2007.

3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” – Воронеж, 2009.

5. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников, в которые можно поиграть дома с ребенком.

В данной статье приводятся варианты игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, и в которые можно поиграть дома с ребёнком....

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....

Логические игры и упражнения как средство развития познавательной активности дошкольников.

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний детей....

ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ в ЭМОЦИОНАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА

материал будет полезен логопедам и воспитателям дошкольных учреждений...

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья дошкольников (планирование)

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья...