Главные вкладки

    картотека хороводных игр
    картотека по музыке (старшая группа) по теме

    Болдина Елена Александровна

    Хороводные игры для старшей группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_horovodnyh_igr.docx39.15 КБ
    Microsoft Office document icon horovodnye_igry_starsh.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА

    ХОРОВОДНЫХ ИГР В СТРАШЕЙ ГРУППЕ

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    СЕНТЯБРЬ

     1-2

    неделя

    По дорожке Валя шла.

    Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:

    По дорожке Валя шла,

    Валя тапочки нашла.

    (дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).

    Валя тапки примеряла,

    Чуть надела – захромала.

    (Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

    Стала Валя выбирать,

    Кому тапочки отдать.

    Коле тапки хороши,

    На, надень и попляши.

    (хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга).

    Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    СЕНТЯБРЬ

    3-4

     неделя

    Бабушка Маланья.

    Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

    У Маланьи, у старушки                дети движутся по кругу

    Жили в маленькой избушке                 в одну сторону,

    Семь дочерей,                                 держась за руки.

    Семь сыновей,

    Все без бровей.                                 Останавливаются

    С такими глазами,                         и с помощью жестов

    С такими ушами,                 и мимики изображают то,

    С такими носами,                 о чем говорится в тексте:

    С такими усами,

    С такой головой,

    С такой бородой…

    Ничего не ели,

    Целый день сидели,

    На нее (на него) глядели,

    Делали вот так…                        присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ОКТЯБРЬ

     1-2

     неделя

    Воевода.

    Катилось яблоко

    В круг хоровода.

    Кто его поднял

    Тот воевода.

    -Воевода, воевода

    Выбегай из хоровода!

    Раз, два, не воронь

    Беги, как огонь!

    (Слова народные)

    Играющие, стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ОКТЯБРЬ

    3-4

     неделя

    Подковка

    Звонкою подковкой

    Подковали ножку.

    Выбежал с обновкой

    Ослик на дорожку.

    Новою подковкой

    Звонко ударял

    И свою обновку

    Где-то потерял…

    В.Данько

    Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского. Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший становится осликом. Игра повторяется.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

      НОЯБРЬ

            1-2  

         НЕДЕЛЯ

    Мы топаем ногами.

    Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы руки подаем.

    С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

    И бегаем кругом,

    И бегаем кругом.

    Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    НОЯБРЬ

    3-4

    неделя

    Сокол.

    Пролетал высоко сокол.

    Обронил перо в осоку.

    Соколиного пера

    Не найти нам до утра.

    Снова солнышко взойдет –

    Ира (Вова) перышко найдет.

    Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

    Вариант 2 – дети стоят в кругу, в остальном действия, как и в 1 варианте

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ДЕКАБРЬ

     1-2

     неделя

    Медведь.

    Как под горкой снег, снег,

    И на горке снег, снег,

    И под елкой снег, снег,

    И на елке снег, снег,

    А под снегом спит медведь.

    Тише, тише,

    Не шуметь!

    (И.Токмакова)

    Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ДЕКАБРЬ

     3-4

    неделя

    Подарки.

    В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:

    Принесли мы вам подарки

    Кто захочет, тот возьмет.

    Вот вам кукла с лентой яркой,

    Конь, волчок и самолет.

    Ребенок выбирает одну из названных игрушек.

    Кукла. Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова:   Кукла, кукла попляши,

                 Яркой лентой помаши. (2 раза)

    Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.

    Конь. Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:

    Скачет конь наш - цок да цок

    Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

    Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.

    Волчок.  Дети кружатся на месте, произнося слова:

    Вот как кружится волчок

    Прожужжал и на пол лег. (2 раза) (в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.

    Самолет. Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова: Самолет летит, летит

    Смелый летчик в нем сидит (2 раза) 

    Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ЯНВАРЬ

     1-2

    неделя

    Метелица.

    Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
    Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.
    Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

    Метелица, метелица,

    Снег по полю стелется!

    Кто кружится, вертится -

    Тот заметелится!

    Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.

    Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ЯНВАРЬ

    3-4

    неделя

    В льдинку.

    Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

    Капитан, капитан,

    Не бей льдинкой по ногам,

    По кривым сапогам!

    У тебя нос сучком,

    Голова лучком,

    Спина ящичком!

    На это водящий отвечает:

    Скачу по дорожке

    На одной ножке,

    В старом лапоточке

    По пенькам, по кочкам,

    По холмам, по горам.

    Бух! По ногам!

    Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.

    Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ФЕВРАЛЬ

    1-2

     неделя

    Чепена.

    Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена. Он становится в круг и начинает игру речитативом:

    Левой ногой, Чепена         Подпрыгивает на левой ноге влево.

    Гой, гой, Чепена        Отзываются дети и повторяют движения водящего.

    Правой ногой, Чепена                Подпрыгивает вправо

    Гой, гой, Чепена                        на правой ноге.  

    Пойдем вперед, Чепена         Идет вперед,

    Гой, гой, Чепена.                         подняв вверх руки

    Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

    Пойдем назад, Чепена                Мелкими шагами идет назад                                                 с опущенными руками

    Гой, гой, Чепена

    Все мы спляшем, Чепена

    Кругом, кругом, Чепена

    Дети повторяют то же

    Начинается танец

    Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

    Игру проводят под любую народную мелодию.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ФЕВРАЛЬ

    3-4

    неделя

    Бабка Ежка.

    В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

    Бабка Ежка,

    Костяная ножка

    С печки упала,

    Ногу сломала,

    А потом и говорит:

    У меня нога болит.

    Пошла она на улицу

    Раздавила курицу.

    Пошла на базар –

    Раздавила самовар.

    Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    МАРТ

    1-2

    неделя

    Каблучок.

    (1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
    (2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
    (3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
    (4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
    (5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
    (6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
    7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
    (8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
    (9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
    (10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

    Встаём в хоровод. 
    1 - идём по кругу хороводным шагом.
    2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
    3, 10 – ведём хоровод
    4, 6- подпрыгиваем на месте.
    7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    МАРТ

     3-4

    неделя

    Колпачок.

    В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:

    Колпачок, колпачок,

    Маленькие ножки,

    Красные сапожки.

    Мы тебя поили                         (грозят пальцем)

    Мы тебя кормили                 (грозят другой рукой)

    На ноги поставили         (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)

    Танцевать заставили.

    Танцуй, сколько хочешь         (ребенок выполняет танцевальные движения)

    Выбирай, кого захочешь,

    Поклониться не забудь

    Выбирай кого-нибудь.         (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)

    Игра повторяется с другим ребенком.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    АПРЕЛЬ  1-2

    неделя

     Груша.

    Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет груша. Все ходят вокруг груши по кругу:

    Мы посадим грушу – вот, вот!

    Пускай наша груша растет, растет!

    Вырастай ты, груша, вот такой вышины;

    Вырастай ты, груша, вот такой ширины;

    Вырастай ты, груша, вырастай в добрый час!

    Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

    А мы эту грушу все щипать будем.

    От нашей Марийки убегать будем!

    Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться).

    На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

    Когда поют: «А мы эту грушу все щипать будем», все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а груша ловит детей.

    Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    МАЙ

    1-2

    неделя

    Березка.

    Дети СТАНОВЯТСЯ в круг и поют:

    Березка белена,
    Маковка зелена,
    Летом мохнатенькая,
    Зимой
    СУЧКОВАТА
    Где она стоит,
    Там и шумит.

    Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

    Березка зелененькая,
    Весной веселенькая,
    Среди поля стоит,
    Листочками шумит,
    Гремит, гудит,
    Золотым венчиком звенит,-

    «березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.

    Под приговор:

    А осенью корни у березки усыхают,

    листочки опадают!

    девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    МАЙ

    3-4

     неделя

    Пчёлы.

    Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

    Пчёлки яровые, 

    Крылья золотые, 

    Что вы сидите,

    В поле не летите? 
    Аль вас дождичком сечёт, 
    Аль вас солнышком печёт? 
    Летите за горы высокие, 

    За леса зелёные

    На кругленький лужок, 

    На лазоревый цветок.

    Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая,

    то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл

    удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,

    не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за

    ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ИЮНЬ

    1-2

    неделя

    Гуси и волк.

    Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой — «мамку», все остальные — «гуси».

    «Мамка» переговаривается с «гусями»:

    -Гуси, мои гуси,
    А где, гуси, были?
    -А мы были в поле,
    На синем на море.
    -Кого, гуси, видели?
    -А серого волка.
    Унес волк гусенка,
                     «волк» выбегает их хоровода.
    Вместо поросенка,
                     «Гуси» становятся в ряд,
    За ручку, за ножку,
                     обхватывая друг друга за пояс.
    За белый рукавчик!                
    Впереди встает «мамка».

     «Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда  «Мама» мешает ему — она поворачивается к «волку». А за ней весь ряд.  «Мамка» кричит:
    -
    Гуси, мои гуси,
    Щиплите волка!
    Да гоните:
    По мхам, по болотам,
    По крутым оврагам!

    «Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ИЮНЬ

    3-4

    неделя

    Огородник и воробей.

    Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

    Воробей маленький. 
    Серенький, удаленький, 
    По двору шныряет, 
    Крошки собирает; 
    В огороде ночует, 
    Ягоды ворует.

    Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

    Уж век воробышку не лётывать, 
    В огороде ягод не клёвывать, 
    На дубовой тычинке не сиживать. 
    А ты, воробышек, садись на лужочек, 
    А ты, серенький, садись во кружочек. 
    Не пора ли тебе встать и полетать, 
    В хороводе нашем поплясать!

    В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и отдают все орехи.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ИЮЛЬ

     1-2

    неделя

    Каравай.

    Составив круг, играющие поют:

    Шел павлин горою,

    Все люди за мною

    Одного нет у нас (имя одного из играющих)

    У его маменьки печка истопленная,

    Блины испеченные,

    Каравай состряпанный,

    Этакий высокий,

    Этакий широкий,

    Этакий низенький.

    Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    ИЮЛЬ

     3-4

     неделя

    Дедушка Водяной.

    Дедушка Водяной

    Что сидишь ты под водой

    Выгляни на чуточку

    На одну минуточку.

    В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.

    Вариант для девочки:

    Бабушка Водяная

    Что сидишь ты и моргаешь

    Выгляни на чуточку

    На одну минуточку.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    АВГУСТ

    1-2 неделя

    Лето

    Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.

    По лужайке,

    Босиком,

    Солнышком согрето,

    За цветистым мотыльком

    Пробежало лето.

    Искупалось в реке,                         круг останавливается

    Полежало на песке,                        Лето выполняет прыжки

        на месте с маховыми движениями рук («мельница»).

    Загорело,                                         Лето выбегает за круг

    Пролетело                         и присаживается за кем-либо

    И исчезло вдалеке.                из играющих

    В.Данько

    С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    АВГУСТ

     3-4 неделя

    Колпачок и палочка

    Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,

    надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до

    самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за

    руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Будет палочка стучать,         Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. –  Тот говорит три последних слова

    Скок, скок, скок.

    Угадай, чей голосок          Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.

    Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.



    Предварительный просмотр:

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Задачи по областям: физическая культура (ФК) - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться;  быть аккуратным в движениях и перемещениях;

    социализация (С) - содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности;

    коммуникация (К) - формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение.

    Игра «По дорожке Валя шла»

    Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:       По дорожке Валя шла,

    Валя тапочки нашла.

    Дети, держась за руки, идут по кругу вправо. А Валя,  находясь внутри круга, идет влево).

                      Валя тапки примеряла,

                     Чуть надела – захромала.

    (Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

    Стала Валя выбирать,

    Кому тапочки отдать.

    Коле тапки хороши,

    На, надень и попляши.

    Хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга.

    Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

    Игра «Бабушка Маланья»

    Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

    У Маланьи, у старушки               дети движутся по кругу

    Жили в маленькой избушке                   в одну сторону,

    Семь дочерей,                                 держась за руки.

    Семь сыновей,

    Все без бровей.                               Останавливаются

    С такими глазами,                       и с помощью жестов

    С такими ушами,                и мимики изображают то,

    С такими носами,               о чем говорится в тексте:

    С такими усами,

    С такой головой,

    С такой бородой…

    Ничего не ели,

    Целый день сидели,

    На нее (на него) глядели,

    Делали вот так…         дети присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.

     Повторяют за ведущим любое смешное движение.

    Игра «Воевода»

    Катилось яблоко

    В круг хоровода.

    Кто его поднял

    Тот воевода.

    -Воевода, воевода

    Выбегай из хоровода!

    Раз, два, не воронь

    Беги, как огонь!

    (Слова народные)

    Играющие дети стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

    Игра «Подковка»

                        Звонкою подковкой

    Подковали ножку.

    Выбежал с обновкой

    Ослик на дорожку.

    Новою подковкой

    Звонко ударял

    И свою обновку

    Где-то потерял…

    В.Данько

     Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского. Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший ребенок становится осликом. Игра повторяется.

    Игра «Мы топаем ногами»

    Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения: 

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы руки подаем.

     С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

     И бегаем кругом,

    И бегаем кругом.

     Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

    Игра «Сокол»

    Пролетал высоко сокол.

    Обронил перо в осоку.

    Соколиного пера

    Не найти нам до утра.

    Снова солнышко взойдет –

    Ира (Вова) перышко найдет.

    Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

    Вариант 2 – дети стоят в кругу, в остальном действия, как и в 1 варианте.

    Игра «Метелица»

    Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
    Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком. Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

                     Метелица, метелица,

    Снег по полю стелется!

    Кто кружится, вертится -

    Тот заметелится!

     Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.

    Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает. 

    Игра «В льдинку»

    Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие дети поют:  Капитан, капитан,

    Не бей льдинкой по ногам,

    По кривым сапогам!

    У тебя нос сучком,

    Голова лучком,

    Спина ящичком!

    На это водящий отвечает:

    Скачу по дорожке

    На одной ножке,

    В старом лопаточке

    По пенькам, по кочкам,

    По холмам, по горам.

    Бух! По ногам!

    Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

    Игра «Чепена»

    Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена. Он становится в круг и начинает игру речитативом:

    Левой ногой, Чепена                    Подпрыгивает на левой ноге влево.

    Гой, гой, Чепена                          Отзываются дети и повторяют движения

    Правой ногой, Чепена                  Подпрыгивает вправо

    Гой, гой, Чепена                            на правой ноге.  

    Пойдем вперед, Чепена                 Идет вперед,

    Гой, гой, Чепена.                           подняв вверх руки

    Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

    Пойдем назад, Чепена                  Мелкими шагами идет назад                

    Гой, гой, Чепена

    Все мы спляшем, Чепена

    Кругом, кругом, Чепена

    Дети повторяют то же

    Начинается танец

    Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

    Игру проводят под любую народную мелодию

    Бабка Ежка.

     В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие дети и дразнят ее:

     Бабка Ежка, Костяная ножка

    С печки упала,

    Ногу сломала,

    А потом и говорит:

    У меня нога болит.

    Пошла она на улицу

    Раздавила курицу.

    Пошла на базар –

    Раздавила самовар.

     Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

                                              Игра  «Каравай»

    Составив круг, играющие дети поют:

    Шел павлин горою,

    Все люди за мною

    Одного нет у нас (имя одного из играющих)

    У его маменьки печка истопленная,

    Блины испеченные,

    Каравай состряпанный,

    Этакий высокий,

    Этакий широкий,

    Этакий низенький.

    Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

                                              Игра «Арина»

    Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.

    Все поют:

    Дорогая Арина, встань выше овина,

    Рученьки сложи, чье имя укажи!

    Арина ходит, напевая:

    Хожу, гуляю вдоль караваю,

    Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

    Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

    Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.

    Игра «Конь, волчок и самолет»

    С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

    Игра «Ровным кругом»

    Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

    «Ровным кругом

    Друг за другом

    Мы идем за шагом шаг,

    Стой на месте!

    Дружно вместе

    Сделаем вот так!»

    С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.

    Игра  «Пчёлы»

    Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

     Пчёлки яровые,

     Крылья золотые, Что вы сидите,

    В поле не летите?

     Аль вас дождичком сечёт,

                     Аль вас солнышком печёт?

                     Летите за горы высокие,

     За леса зелёные

     На кругленький лужок,

     На лазоревый цветок.

    Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы  бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

    Игра  «Солнышко и дождик»

    Дети идут по кругу и проговаривают:

    «Смотрит солнышко в окошко,

    Идут по кругу.

    Светит в нашу комнатку.

    Мы захлопаем в ладоши,

    Хлопают в ладоши.

    Очень рады солнышку.

    Топ-топ-топ-топ!

    Ритмично притоптывают на месте

    Топ-топ-топ-топ!

    Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

    Ритмично хлопают в ладоши

    Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!»

    На сигнал:  «Дождь идет, скорей домой» дети бегут к водящему под зонтик. А затем водящий  говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.

    Игра « Жабка»

    Выбирается Жабка. Остальные рисуют круг и становятся на черту. Жабка выходит на середину круга, и с ней переговариваются:

    Зачем тебе, Жабка, четыре лапки?

    Чтобы скакать по травке, вытянувши лапки.

    Покажи, Жабка, как ты прыгаешь-скачешь.

    А я этак и вот так!

    И Жабка показывает, как она прыгает, а дети, стоящие на линии круга, поют:

                      Бода-бода-болабода,

                     Живёт жабка у болота.

     Выпуча глаза, сидит,

     Громко-громко говорит:

     Ква-квак, ква-квак,

     А я прыгаю вот так!

    Жабка прыгает и пытается «осалить» одного из ребят. А дети, увёртываясь, бегают по линии круга. Кого Жабка коснётся, тот становится новой Жабкой.

    Вариант: После слов: «А я прыгаю вот так!» Жабка показывает какое-нибудь движение, которое все остальные должны повторить. Жабка выбирает того, кто лучше всех задание выполнил и тот становиться новой Жабкой.

    Игра «Тополёк»

    Участники игры берут себе названия деревьев: дуб, берёза, рябина, сосна, клён и т. д. Взявшись за руки, они становятся в круг и двигаются то в одну, то в другую сторону. Каждый играющий исполняет песню про «своё» дерево. Например, о тополе поют:

     Стоит тополёк

     Тонок и высок,

     Тонок и высок,

     Листвой широк.

                      Его солнышком печёт,

     Частым дождичком сечёт,

     Буйный ветер повевает,

     Тополёчек наклоняет,

     А он маковкой звенит

     И весёленький стоит.

    Затем на середину круга выходит выбранный ребенок по считалке «жмурка». Ему завязывают платком глаза и дают в руки жгут или пояс. Жмурка называет два дерева, и сразу двое ребят бегут и меняются местами. Жмурка их ловит, стараясь обхватить жгутом.  Пойманный ребенок становится новым Жмуркой.

    Игра «Мышеловка»

    Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами: Ах, как мыши надоели,

     Все погрызли, всё поели!

     Берегитесь же, плутовки,

    Доберёмся мы до вас!

     Вот захлопнем мышеловку

     И поймаем сразу вас!

     Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

    Игра  «Заря»

    Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря - зарница, красная девица,

                     По полю ходила, ключи обронила,

     Ключи золотые, ленты голубые,

     Кольца обвитые - за водой пошла!

    С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

    Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

    Игра  «Яша и Маша»

    Играющие дети, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных детей (по считалке) становятся в середину круга. Один из них — «Яша», другая — «Маша». Им завязывают глаза. «Яша» и «Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз.

    Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик) — и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.

                                           Игра  «Цветочный хоровод»

                            У нас, в зеленом уголке,

                            Случилось утром диво.

                            Распустились все фиалки

                            Пышно и красиво.

                            Посмотрите, что за чудо!

                            Вот так вот, вот так вот!

                            Все цветочки в пляс пустились –

                             Кружит цветочный хоровод.

                             В танце лепестки мелькают,

                             Словно бабочки порхают.

                             А зеленые листочки,

                             Как пушистые комочки,

                             Поскакали, покатились,

                             Закружились, закружились.

                             Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп!

                             Мы ногами топ, топ, топ!

                             Вот веселые дела –

                             Группа наша в пляс пошла!

                             Мы с цветами веселились,

                             В хороводе мы кружились.

                             Отдыхать нам всем пора,

                             Вот и кончилась игра.

    Игра «Маки»

    Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

    Ход игры: Игроки стоят в кругу, в середине круга стоит дед Ермак.  Дети ходят по кругу и поют:

     Трах – трах, тарарах,

    Растет мак на горах,

    Мак – маковочек,

    Золотой цветочек,

    Встаньте все в ряд,

    Спросите про мак!

    – Дед Ермак, ты сеял мак?

    - Сеял!

    – Дед Ермак, ты полол мак?

    - Полол!

    – Дед Ермак, созрел ли мак?

    - Созрел!

    – Дед Ермак, не пора ли трясти мак?

    - Пора, детки, пора!

    Отвечает дед и убегает. Все дети его ловят, поймав, легонько тормошат.

    Игра «Шел козел по лесу»

    Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.

    Ход игры: Игроки стоят в кругу, в середине круга стоит козел.  Дети ходят по кругу и поют:    

     Шёл козёл по лесу, по лесу,

     Нашёл себе принцессу,
    Принцессу нашёл.
    Припев:
    Давай, коза, попрыгаем,
    Попрыгаем, попрыгаем,
    И ножками подрыгаем,
    Подрыгаем, коза.

    И ручками похлопаем,
    Похлопаем, похлопаем,
    И ножками потопаем,
    Потопаем, потопаем.
    И хвостиком помашем,
    Помашем, помашем,
    И просто так попляшем,
    Попляшем коза.
    Головкой покачаем,
    Качаем, качаем,
    И снова начинаем,
    Тарам-тарам-пам-пам


    Шёл козёл по лесу, по лесу,
    Нашёл себе принцессу,
    Принцессу нашёл.
    Припев:
    Давай, коза, попрыгаем,
    Попрыгаем, попрыгаем,
    И ножками подрыгаем,
    Подрыгаем, коза.
    И ручками похлопаем,
    Похлопаем, похлопаем,
    И ножками потопаем,
    Потопаем, потопаем.
    И хвостиком помашем,
    Помашем, помашем,
    И просто так попляшем,
    Попляшем коза.
    Головкой покачаем,
    Качаем, качаем,
    И снова начинаем,
    Тарам-тарам-пам-пам.


    Шёл козёл по лесу, по лесу,
    Нашёл себе принцессу,
    Принцессу нашёл.
    Припев:
    Давай, коза, попрыгаем,
    Попрыгаем, попрыгаем,
    И ножками подрыгаем,
    Подрыгаем, коза.
    И ручками похлопаем,
    Похлопаем, похлопаем,
    И ножками потопаем,
    Потопаем, потопаем.
    И хвостиком помашем,
    Помашем, помашем,
    И просто так попляшем,
    Попляшем коза.
    Головкой покачаем,
    Качаем, качаем,
    На этом завершаем,
    Тарам-тарам-пам-пам, всё!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека хороводных игр

    Картотека хороводных игр...

    Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

    Подобрала хороводные игры, оформила их в виде картотеки на весь учебный год для старшего дошкольного возраста. Буду рада, если кому-то пригодится в работе....

    Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

    Составила картотеку хороводных игр на год для младшего дошкольного возраста....

    Картотека хороводных игр

    Игры подобраны согласно лексическим темам, задачи игр разработаны согласно ФГТ по образовательным областям. Тематическое планирование оформлено так, чтобы педагоги могли легко оформить картотеку хоров...

    Картотека хороводных игр.

    Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству , но и инструментом , с помощью которого дети учатся владеть своим телом ,выстраивать совместные действия....

    картотека хороводных игр

    хороводные игры для детей на улице и в группе...

    Картотека хороводных игр

    Картотекахороводные игры и хороводы Каравай Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)Вот ...