Образовательная ситуация «Волшебный мир музыки»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Приобщение детей к основам музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podg._gr.docx24.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация в подготовительной группе

по теме

«Волшебный мир музыки»

Образовательная область:  художественно-эстетическое

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная

Цель:  Приобщение детей к основам музыкального искусства

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • Создать условия для получения детьми знания о музыкальном инструменте - скрипка.
  • Развивать интерес к музыке, музыкальной деятельности.

Развивающие:

  • Закрепить в самостоятельной деятельности чувство ритма и умение детей передавать его на детских музыкальных инструментах (бубен, деревянные ложки, музыкальный треугольник).
  • Совершенствовать певческие навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство красоты, желание участвовать в музыкальном процессе.

Материалы и оборудование: детские музыкальные инструменты (бубен, деревянные ложки, музыкальный треугольник), дидактические карточки, скрипка, портрет П.И.Чайковского, музыкальный центр, музыкальный материал.

Планируемый  результат:  систематизация знаний детей  классической музыки, развитие психических процессов: память, мышление, речь, воображение. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений и навыков.

Ход деятельности

Дети входят в зал

Музыкальный руководитель: (пою с повышением тона) Здравствуйте ребята!

Дети: (поют с понижением тона)  Здравствуйте!

Музыкальный руководитель:  К нам пришли гости поздоровайтесь с ними.

Дети:  (поют с понижением тона)  Здравствуйте, гости!

Гости:  (поют)  Здравствуйте!

Музыкальный руководитель:   Со всеми мы поздоровались, здоровье гостям и  друг другу мы пожелали. А что нужно еще  для здоровья?

Дети:   Заниматься спортом, закаливаться, по утрам делать зарядку.

Музыкальный руководитель:   Давайте и мы с вами, сделаем небольшую  разрядку.

 Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем

«Доброе утро» слова и музыка О.Арсеневской.

Доброе утро, улыбнись скорее!                                     Слегка разводят руки в стороны

И сегодня целый день                                                        Пружинка

Будет веселее.                                                                        Поднимают руки вверх

Мы погладим бровки, носик и щечки.                       Выполняют движения по тексту

Будем мы красивыми, как цветы в садочке            Руки вверх вращают кисти «фонарик»

Разотрем ладошки мы сильнее                                    Трут ладошку о ладошку

А теперь похлопаем мы дружнее                                 Хлопают

Ушки мы теперь потрем,                                                 Выполняют движения  по тексту

И здоровье сбережём                                              

Улыбнитесь снова

Будьте все здоровы!                                                          Слегка разводят руки в стороны.

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:  Как приятно снова видеть вас, в музыкальном зале. Ребята,  вы сказки любите  (ответ детей), а музыку слушаете (ответ детей) Очень хорошо. Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в музыкальное королевство. Вы согласны? (Ответ детей). Тогда в путь!           Закройте глаза и представьте, что мы с вами в  сказочном королевстве………

 (дети открывают глаза)

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель: Откройте глаза, слышите,  звучит музыка, и пока она звучит я вам расскажу одну историю.

       Ранним утром мимо замка Музыкального  королевства проезжал прекрасный принц. И вдруг он услышал чудесную музыку, которая  лилась из окон замка. Кто-то легко и нежно играл на незнакомом инструменте, а прекрасная мелодия мягко обволакивала душу и сердце принца.

  • Ребята, вы узнали эту музыку?  (Прозвучал «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».)
  • Кто написал этот балет?   (Композитор Петр Ильич Чайковский.)
  • Опишите, какая музыка?  (Музыка легкая, нежная, воздушная  как цветы.)

Музыкальный руководитель: Принц был просто очарован музыкой, ему очень хотелось узнать, какой инструмент, издает такие чудесные звуки. Он подъехал к замку,  придворный слуга  проводил его в королевский зал. И там принц увидел красивую девушку, она сидела в центре зала и играла на небольшом, красивом инструменте и водила по струнам  волшебной палочкой, которая извлекала волшебные певучие звуки.

- «Что это? Как называется этот удивительный инструмент?» -  воскликнул принц!

  • Как, вы думаете, ребята, на каком музыкальном инструменте играла принцесса Офелия?

(На скрипке.)

Музыкальный руководитель: Правильно, на скрипке.

Воспитатель показывает скрипку.

- «Это волшебная палочка?» - спросил принц.  

  • Ребята, про какую волшебную палочку спрашивал принц?   (Смычок.)

Воспитатель показывает смычок.

Звучит продолжение музыки  «Вальс  цветов», воспитатель «играет на скрипке»

 

Музыкальный руководитель:    (под музыку)

                                                                      Движенья плавные смычка

                                                                      Приводит в трепет струны

                                                                      Мотив журчит из далека,

                                                                      Поет про вечер лунный.

                                                                      Как ясен звуков перелив

                                                                      В них радость и улыбка

                                                                      Звучит мечтательный мотив,

                                                                      Ее названье скрипка!

     Скрипка, музыкальный смычковый инструмент. Корпус имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам (воспитатель показывает). Гриф  крепится к корпусу скрипки на нем помещены четыре струны (воспитатель показывает), а струны крепятся на подгрифник и еще его называют струнодержатель (воспитатель показывает). Благодаря смычку у скрипки протяжный, певучий звук. Недаром про нее говорят, что она «поет» человеческим голосом, в оркестре она главная. Ее называют «Королевой оркестра». Людей, которые играют на скрипке называют скрипачами.

  • Вспомните, как называют скрипку?  («Королевой оркестра»).
  • Каким голосом поет скрипка?  (человеческим)
  • Кто играет на скрипке? (скрипач)

Ребята, давайте представим, что мы все скрипачи и у нас в руках красивые скрипки. Смычок плавно касается струн и звучит прекрасная музыка (дети изображают скрипачей)

Звучит окончание  музыки  «Вальс  цветов».

       А наша сказка продолжается.

       Принц, когда увидев принцессу, влюбился с первого взгляда. Он тут же попросил ее руки  у короля. Но король сказал, что в их королевстве все очень любят музыку, и принцу прежде предстоит пройти музыкальные испытания, и если он с ним справится, то получит в жены прекрасную Офелию. Но одному принцу с этими заданиями не справиться.

        Мои юные друзья, а вы хотели бы помочь принцу пройти испытания? (ответы детей). Замечательно!  Вот первое задание.

Музыкально-дидактическая игра «Цветочная поляна»

 Музыкальный руководитель: Король рассказал, что принцесса Офелия очень любит гулять   в королевском саду на цветочной поляне, и отгадывать цветочные загадки. Но однажды налетел сильный ветер и перемешал все   цветами с листочками.   И теперь принцесса Офелия не может разгадать загадки.  

         Я думаю, ребята,  с этим заданием, вы справитесь. А помогут нам отгадывать загадки музыкальные инструменты. И предлагаю в качестве ведущего выступить вам.  Ведущий задает ритм, а остальные дети на паузу - листочек хлопают. Ваша задача не сбиться с ритма.  И так первым ведущим у нас будет (называю имя ребенка), выбирай музыкальный инструмент  (ребенок выбирает). Назови свой музыкальный инструмент (ребенок называет).  Вот первая загадка (воспитатель показывает  карточку с ритмическим рисунком)

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель:  Первая загадка отгадана правильно.  В следующей загадке ведущей будет (называю имя ребенка) выбирай инструмент (выбирает). Назови свой музыкальный инструмент (называет).  А вот и   загадка (воспитатель показывает  карточку с ритмическим рисунком)

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель:  Молодцы, и эту загадку отгадали правильно. У меня осталась еще  одна загадка и ведущим приглашаю (называю имя ребенка).  Выбирай себе музыкальный инструмент (выбирает), назови его (называет). Посмотрите внимательно на карточку (воспитатель показывает  карточку с ритмическим рисунком).

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель:  А вот и второе задание. 

Нянюшка Фаина рассказала принцу одну историю, которая произошла с принцессой, когда она была маленькой девочкой.

      «Проснувшись утром,  крошка Офелия выглянула в окошко, и увидела большую сосульку, которая свисала с крыши и напела какую-то песенку.

   - «Здравствуй, сосулька!» - крикнула Офелия.

  - «Здравствуй!» - ответила сосулька.

  -  «Твоя песенка очень красивая»

   -«Весна идет, весна идет» напевала сосулька.

 И в маленькой головке затаилась мелодия, которую  пела сосулька, но, сейчас став взрослой она никак не может вспомнить ее слова. Может вы, услышав первые звуки мелодии, вспомните   ее?

Звучит вступление песни «Весенняя песенка»

Музыкальный руководитель: Как называется песенка?

Дети:   «Весенняя песенка».

Музыкальный руководитель:   Сколько частей в песне и какие?

 

Дети:   Три части, вступление, запев, проигрыш.

Музыкальный руководитель:   О чём она?

Дети:  О весне, маме, природе.

Музыкальный руководитель:   Какие чувства вызывает у вас эта песенка?

Дети:   Любовь к маме, нежность.

Музыкальный руководитель:   Какая песенка?

Дети:  Ласковая, светлая, прозрачная, добрая, нежная.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята. Но прежде чем мы начнем петь предлагаю  прогуляться по ступенькам сказочного королевства.    

                                

Распевка «Лесенка»

Дети исполняют песню «Весенняя песенка» музыка С.Разоренова

Музыкальный руководитель:  Третье испытание. Придворный танцмейстер (человек, который обучал всех танцам) очень хотел бы посмотреть, как танцует принц,  знает ли он танцевальные  движения. Ребята, надо принца выручать.   Мальчики приглашайте девочек.

 «Полька», Ю.Чичкова,

Музыкальный руководитель:   Девочки и мальчики, что вы сейчас делали?

Дети:  Танцевали польку.

Музыкальный руководитель:   Из каких танцевальных движений состояла полька?

Дети:  Кружение в паре, руки «лодочка»;  выставление ноги на носочек; приставной шаг назад и вперед; пружинка.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Принц благодаря вашей помощи выполнил все музыкальные задания, а на следующий день в замке была пышная свадьба.

          Ребята, сегодня мы с вами ещё раз убедились в том, что музыка звучит везде и в песнях, и в танцах. Музыка – это всё прекрасное, что нас окружает.

        Мне было очень приятно видеть, как Кирилл и Ангелина правильно выполняли кружение в паре руки «лодочка». Рома красиво и элегантно пригласил на танец Валерию. Порадовали сегодня Арсений, Настя, Илюша, Юля правильными ответами  на вопросы. Молодцы ребята, в итоге все хорошо поработали. А теперь попрощаемся.

Дети встают.

  Музыкальный руководитель: (пою с понижением тона) До свидания ребята!

Дети: (поют с понижением тона) До свидания!

Музыкальный руководитель:  (пою с понижением тона) Спасибо за внимания!

Дети:   (поют с понижением тона)  Гости, до свидания!

Гости:   До свидания!

Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО "Коммуникация", Образовательная ситуация "Волшебный сундучок деда Грамотея"

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада....

Конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки «К нам пришли игрушки»

Программное содержание.Цель: обыгрывание сказочного персонажа, развитие эмоционального отклика на музыкальное произведение и музыкальных способностей детей; интегрируемые образовательные области...

План-конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки для детей дошкольного возраста.

Интерсеное музыкальное занятие для среднего дошкольного возраста. Дети отправляются в осенний лес, встречают там лесных жителей, поют песни, играют в игры....

План – конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки для детей среднего дошкольного возраста «Ёжик в гости к нам пришёл».

План – конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки для детей среднего дошкольного возраста «Ёжик в гости к нам пришёл»....

Сюжетно-образовательная ситуация « Волшебная поляна в гости зовет»

Цель: Формировать познавательные интересы и познавательные  действия ребенка в различных видах деятельности, с использованием многофункционального творческого пособия В.В Воскобовича коврограф...

Образовательная ситуация «Волшебная посылка от Геометрика»

Образовательная ситуация - это форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкре...