цикл музыкальных занятий по обучению игре на народных инструментах
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

луценко наталья николаевна

Занятие предназначено для ознакомления  педагогам, а также музыкальным руководителям детского сада, воспитывает любовь к кубанским народным традициям и обычаям.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально - дидактическая игра – лото «Колокольчики»

 Цель Упражнять детей в различии трех звуков разной высоты (звуки мажорного звучания: до2- ля- фа)

Материал: Карточка с изображением колокольчиков (красный, зеленый. Желтый) на каждого ребенка и разрезные картинки с изображением колокольчика тех же цветов.

                                     Методика проведения.

Педагог раздает четверым детям по три карточки с колокольчиками разного цвета. Карточки с нотами. Каждый бубенчик по цвету обозначает определенный закрепленный звук. Педагог за ширмой напоминает при проигрывании какой мелодии какой бубенчик –колокольчик как звучит. Затем при повторении дети самостоятельно закрывают на своих карточках нужную карточку определенного цвета. Игра заканчивается, когда у детей не остается ни одной карточки.

                                        «Кого встретил колобок»

Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний , низкий)

 Материал: Нарисованный пейзаж леса и колобка, который катится по тропинке с разрезным окошком, в которое можно будет вставлять героев сказки (волк, заяц, лиса, медведь)

                                 Методика проведения.

Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех ее персонажей, которые встречаются колобку на пути.

Затем педагог исполняет музыкальные пьесы в разной последовательности, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит  в определенном регистре: Заяц – в высоком, Лиса – в среднем, Волк – в низком, Медведь  в очень низком. После прослушивания какой –либо пьесы дети отгадывают , кто изображен в музыке (кого встретил колобок).

Рядом с колобком в окошке показывается то заяц, то волк и.т.д., в зависимости   какая пьеса исполнялась.

Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок» Левкодимова.

                          «Звенящие колокольчики»

Цель: Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.

                              Методика применения.

Педагог исполняет небольшую пьесу, с выраженными динамическими оттенками, меняющимися на протяжении всего музыкального произведения. Слушая музыку, дети закрывают пустые окошки (пустые клетки) на прямоугольной карточке картинками с изображением колокольчиков в той последовательности, в какой изменялись динамические оттенки в музыке.

Например , кладут сначала картинку с двумя колокольчиками(шф), затем с одним (р) и наконец с изображением тамбурина (ф)

Музыкальный репертуар: «Звенящие колокольчики»  - Левкодимова .

                                             Птица и птенцы

Цель : Развивать способность у детей различать регистры (Высокий, средний, низкий)

Материал: фланелеграф – дерево, три птички большая, средняя и маленькая.

                                          Методика проведения.

Педагог показывает пособие, объясняет, что у большой птицы есть два птенца, которые учатся летать. У них у всех разные голоса: у птицы – низкий, у старшего птенчика – средний, у маленького –высокий.

Исполняется поочередно три пьески, звучащие в разных регистрах или звуки трезвучия тонического, а дети должны отгадать, чей голос звучал, кто пел.

Ребенок, выполняющий задание после прослушивания пьесы выбирает соответствующую птичку и выкладывает ее на фланелеграф на «дерево», соответствующую высоту. Дети оценивают ответы, если есть неточности, то исправляют их.

                                     

                              Определи высоту звука

Цель: Развивать у детей способность различать высоту звуков тонического трезвучия.

Материал: бабочка, три цветка разной высоты.

                                     Методика проведения.

Педагог показывает пособие, объясняет, что бабочка пролетает с цветка на цветок, каждый из которых растет на разной высоте (соответственно проигрывая звуки тонического трезвучия), прослушав, дети должны угадать на каком из цветков сидела бабочка.

Ребёнок, выполнивший задание, после прослушивания звуков тонического трезвучия (оно может звучать в движении вверх или вниз), должен соответственно показать «полет» бабочки с цветка на цветок. Дети оценивают ответ и, если нужно, исправляют неточности.  

                                               Кто живет в домике.

Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний)

Материал: домик , с разрезным отверстием для вставления картинок –зайца, медведя, мышки.

                                              Методика применения.

Педагог рассказывает и показывает соответствующие картинки и говорит, что зверушки поют разными голосами. Медведь – низким, заяц – средним, мышка – высоким голосом.

Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах – высокий, средний, низкий, объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре  называется «Медведь», пьеса, звучащая в среднем регистре –«Заяц», пьеса, звучащая в высоком регистре – «Мышка». После повторного исполнения каждой пьесы дети отгадывают, чья музыка звучала и , выбирая нужную карточку, выставляют ее в окошко.

                                           Музыкальная лесенка.

Цель: Развивать восприятие и  различение последовательности ступеней лада, идущих вверх и вниз.

Материал: Раздаточные карточки с изображением петушка, идущего по лестнице в направлении «вверх» и «вниз»

                             Методика проведения.

 Педагог последовательно за ширмой проигрывает тетрахорды в движении вверх и вниз, дети запоминают, и при повторном исполнении показывают нужную карточку с изображением лесенки, и идущего по ней вверх и вниз петушка.

                                               «Зайцы»

Цель: Воспринимать пьесы «Марш», «Плясовая», «Колыбельная», определять ее характер, жанр. Вспоминать пьесы такого же характера.

Материал: Нарисованная полянка с прорезными дырками для вставных картинок с изображением зайчиков – спят, зайчики –танцуют, зайчики маршируют.

                                    Методика проведения.

Педагог показывает пособие, и говорит, что на полянке живут зайцы – они спят – звучит колыбельная, веселятся –звучит плясовая или маршируют – звучит марш.

При повторном исполнении ребенок должен выбрать и вставить в пособие соответствующую музыке карточку.

Педагог: Дети вы все зайчики, живущие на полянке – зайцы выполняют движения соответствующие прозвучавшей пьесе (колыбельная, - спят, плясовая – танцуют, маршируют - марш.)



Предварительный просмотр:

Цель. Познакомить детей с народной, песней, хороводом, частушкой.

Музыкальный репертуар. Русские народные песни "Ах, вы, сени", "Во саду ли, в огороде", "Как у бабушки козел"; наигрыш на курском рожке "Тимоня", частушки; игра "Никанориха гусей пасла"

Материал и оборудование. Куклы бибабо (дед и баба); ширма, оформленная как изба; народный костюм для музыкального ка, руководителя; ленты на голову девочкам,  пояса для девочек и кушаки для мальчиков (по количеству детей).

Ход занятия

Музыкальный руководитель (встречает детей у входа в зал). Здравствуйте, дети! Сегодня я приглашаю вас в страну русских на родных сказок. Нам нужно принарядиться -девочки украсят головы лентами, мальчики повяжут кушаки, а я надену сарафан и платок, вы Готовы? Теперь беритесь за руки и пойдем. Педагог под музыку "Ах, вы, сени" сначала ведет детей в зал змейкой, после смены музыкальной фразы - по диагонали, затем останавливается

Музыкальный руководитель. Представьте себе, что вам нужно открыть скрипучую сказочную дверь. Какие звуки при этом бы получились?

Дети выполняют голосовые упражнения "скрипучая дверь”, "рисуем воздушный шар голосом", "звукоподражания животным», упражнения для дыхания (см. приложение 1).

Вы так старались, что дверь в мир сказок открылась. Давайте войдем. (Проводит детей в воображаемую дверь. Звучит аудиозапись наигрыша "Тимоня".) Это русская народная плясовая. А вы умеете плясать? (Ответы детей.)

Педагог предлагает детям поучиться танцевать.

Показывает упражнения для ног

Затем учит детей кружиться в парах с разным положением рук: "крендельком", "свечкой", "под локоток".

Музыкальный руководитель. Знаете ли вы, что такое частушки? Это маленькие истории. Смысл этих историй отражен в их названиях - страдания, насмешки, воображалки, дразнилки. Послушайте! (Поет.) Мы частушек много знаем И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Музыкальный руководитель разучивает с детьми одну-две частушки


Затем дети садятся полукругом перед ширмой, на которой изображена изба (печка, лавки, стол и т.п).

Звучит аудиозапись "Во саду ли, в огороде".

Из-за ширмы появляются дед и баба (за них говорят воспитатели). Баба. Ой, да к нам гости пожаловали! Дед, поздоровайся с ребятами. Дед. Сейчас я с вами по русскому обычаю поздороваюсь. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, дедушка и бабушка. Мы к вам в гости пришли. В костюмы нарядились, вокруг себя оборотились. Хотим петь да плясать, себя людям показать! И сказку хотим послушать.

Дед. Да какую же ребятам сказку рассказать, бабка?

Баба. Про нашу курочку Рябу расскажи.

Дед. Так это для самых маленьких. А они уж большие.

Музыкальный руководитель. Эту сказку мы и сами вам расскажем. Ну что, дети, попробуем?

Театральный этюд «Сказка про курочку Рябу».

Дед. Здорово у вас получается.

Баба. У детей-то здорово, да вот у нас не очень. Они наши сказки пришли послушать, а не нам показывать.

Дед. Давай-ка расскажем им сказку про нашего козла.

Баба. Не только расскажем, но и песенку споем, и в игру поиграем. Музыкальный руководитель. Какую песенку?

Дед. А вот какую!

Берет маленькую балалайку, играет на ней (аудиозапись песни "Как у бабушки козел").

Баба. Припев в этой песне простой - тыр-тыр-ты-ры-рыр! Ну-ка, все вместе повторим: тыр-тыр-ты-ры-рыр! Мы с дедом еще раз споем песенку, а вы подпевайте.

Исполняют песню, дети подпевают. Затем дед и баба предлагают поиграть в игру "Никанориха гусей пасла" (проводится два-три раза).

Музыкальный руководитель. Бабушка, дедушка, научите нас хоровод водить.

Баба. Да с радостью! Вставайте в круг. Дедушка расскажет, как надо танцевать.

Музыкальный руководитель и дети разучивают хороводный танец на музыку "Во саду ли, в огороде".

Музыкальный руководитель. Пришла пора прощаться. Дети, вам понравилось в гостях? До свидания, бабушка и дедушка, спасибо вам за гостеприимство.

Дед. Приходите еще, ребятушки. Приносите в следующий раз с собой по две деревянных ложечки.

Баба. А мамы пусть для этих ложечек сумочку сошьют. Да не простую, а из разноцветных лоскутков.

Музыкальный руководитель. А что мы с ложками делать будем? Неужели играть на них нас научите?

Дед. Научим, научим, и не только на ложках!

Баба. На трещотках, на дощечках и других народных инструментах.

До свидания.

Дети и музыкальный руководитель берутся за руки и под музыку выходят в воображаемую дверь.

Музыкальный руководитель. Пора и нам расставаться. До свидания!

Домашнее задание. Детям - узнать у взрослых, какие частушки они помнят и поют; выучить одну частушку и на занятии спеть. Родителям - приготовить две деревянные ложки и сшить для них сумочку из цветных лоскутков.


Цель. Закрепить пройденный материал. Учить детей овладевать простыми дробями (элемент русской пляски) в сочетании с веселыми частушками. Выучить песню "Мастерская".

Музыкальный репертуар. Русские народные песни "Мастерская", "Во саду ли, в огороде", "Светит месяц", наигрыш на гуслях

Материал и оборудование. Народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки и др.).

Ход занятия

Музыкальный руководитель(встречает детей около зала, здоровается с ними, ведет в зал и просит встать в круг).

Бегали, ходили, озорными были,

А вот встали мы в кружок,

Кто с тобой стоит, дружок?

Предлагает детям назвать имя своего соседа в уменьшительно- ласкательной форме: Машенька, Коленька и т.д.

Музыкальный руководитель. Молодцы, всех запомнили. А к кому мы в гости ходили, помните? Правильно, к бабушке и дедушке. Хотите снова встретиться с ними? Тогда давайте вспомним, чему нас бабушка и дедушка учили.

Дети вспоминают, что было на предыдущем занятии (закрепляется умение исполнять хороводный танец под музыку "Во саду ли, в огороде"). Педагог подводит детей к воображаемой сказочной двери, предлагает вспомнить, как ее открыть (упражнения для голоса, упражнения для пластики рук и ног по выбору музыкального руководителя Дети и педагог, идя друг за другом взявшись за руки, подходят к ширме.

На ширме появляются дед и баба.

Баба. Аи, люли, аи, люли, к нам ребятушки пришли. Здравствуйте! А вы ложки принесли?

Дети здороваются и показывают мешочки с ложками.

Дед. Мы тоже приготовили для вас русские народные инструменты! (Показывает.) Э вот дощечки. Сделаны они из разных пород дерева, поэтому и звучат по-разному. Ну-ка попробуйте постучать. А вот трещотка. Она разных пластинок делается. У меня еще одна есть, я ею ворон на огороде пугаю. Послушайте, как трещит.

Дед и баба учат детей играть на ложке дощечках, трещотке. Музыкальный руководитель. Дедушка, а кто же изготавливает такие


Инструменты?

Дед, Мастера. Хотите, я вам про них пес ню спою? Сначала послушайте, а когда второй раз петь буду, подпевать мне будете и на инструментах играть.

Звучит аудиозапись песни "Мастерена (2-3 раза). Дети сначала слушают, затем подпевают, потом сопровождают пение игрой на ложках, дощечках, колокольцах.

Музыкальный руководитель. Да у нас, народный ансамбль получился!'

Баба. Хотите настоящий народный ансамбль послушать и под музыку поплясать Но сначала нужно вам научиться танцевать!

Музыкальный руководитель разучивав с детьми движения для рук и ног

Затем все танцуют под музыку (аудиозапись русской народной мелодии).

Баба. Какие вы молодцы!

Дед. Так хорошо и у меня давно не получалось.

Музыкальный руководитель. Дедушка, бабушка, научите нас играть в какую-нибудь новую игру.

Дед. Давай научим ребят играть в мою любимую игру.

Баба. Это какую же? Ворота?

Дед. Золотые ворота. Вставайте в круг, ты (обращается к педагогу), молодка, берет самого большого смышленыша за руки. Золотые ворота. (Педагог и ребенок встают лицо друг к другу, взявшись за руки и подняв их вверх.) Вы, ребята, в эти ворота проходит! А мы с бабкой петь будем (поют);

В золотые ворота проходите, господа,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Музыкальный руководитель разучивает с детьми игру "Золотые ворота",

Музыкальный руководитель. Спасибо вам, дедушка и бабушка. Нам у вас очень понравилось! А сейчас пора домой. Дед. Приходите еще, мы вам будем рады! Баба. Доброго вам здоровья! Домашнее задание. Изготовить шумовые инструменты из бросового материала.


Цель. Продолжать закреплять выученный ранее музыкальный материал. Учить детей свободно двигаться в народных костюмах (играть, плясать). Готовиться к фольклорному празднику. Предварительная работа. Разучивание хороводного танца "Посею лебеду на берегу".

Музыкальный репертуар: Русские народные песни "Посею лебеду на берегу", "Ах, вы, сени", "Мастерская", "Светит месяц"; мелодия "Ах, ты, береза". Игры "Золотые ворота", "Пошла коза по лесу", "Вася- утеночек", "Никанориха гусей пасла".

Материал и оборудование. Русские народные инструменты и костюмы (для педагогов и детей).

Ход занятия

Музыкальный руководитель в русском народном костюме встречает детей, которые тоже одеты в костюмы. Под песню "Посею лебеду на берегу" (если есть возможность, лучше исполнять песню на баяне, аккордеоне или балалайке, а не использовать аудиозапись; нельзя исполнять на фортепиано) все входят в зал. Первым идет музыкальный руководитель, за ним дети, последним входит воспитатель, тоже в народном костюме.

Детям дается время освоиться со своими костюмами. Они рассматривают их, садятся, кружатся и т.д.

Музыкальный руководитель. Я вижу, вам нравятся ваши костюмы. Давайте посмотрим, удобно ли вам будет в них играть.

Проводятся игры.

Затем педагог предлагает детям вспомнить, как исполняется ранее разученный хоровод "Посею лебеду на берегу". Уточняются детали поворота корпуса, движения головы и рук, хлопки, отрабатывается четкий ритмический рисунок хлопков, плавный проход с притопом по кругу.

Музыкальный руководитель. Сейчас мы с вами попробуем ходить парами под музыку. Вот первая пара - Маша и Паша. Под музыку (русская народная мелодия "Ах, ты, береза) они, взявшись под руки, пойдут по залу. Затем пригласят другую пару. Кого вы хотите пригласить? (Маша приглашает Алешу, а Паша Олю.) Вот уже две пары у нас гуляют под музыку. (Таким же образом все дети образуют пары.)

Музыкальный руководитель. Скоро у нас состоится фольклорный праздник. Нам нужно к нему подготовиться - научиться хорошо танцевать и играть на народных инструментах. Возьмите их. Тех, у кого трещотки и дощечки, попрошу сесть вместе. Дети, которые играют на ложках, сядут в разных местах зала. Отдельно сядут те, кто на празднике будет играть на свистульках.


Дети исполняют на музыкальных инструментах "Ах, вы, сени", "Мастерская". Педагог следит за тем, чтобы все одновременно вступали, точно исполняли партию трещоток и дощечек. Музыкальный руководитель. А теперь давайте повторим ваши частушки и пританцовки к ним.

Закрепляются умения исполнять частушки, выходить на частушку и сменять на месте партнера.

В конце занятия проводится беседа с детьми и родителями: как будет проходить праздник, как они должны быть одеты, что нужно принести и что с детьми выучить. Обговариваются детали


ПОДГОВОРКИ

Шаг - присяду, шаг - присяду. Спинку прямо я держу, Танцевать себя заставлю, Даже если не хочу.

Молоточки

Молоточек тук да тук, Раздается звонкий стук,

А потом еще разок - Вот и вбился весь гвоздок.

Гвоздики

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя - Замечательная! Моталочка Я моталочку спляшу,

Малым деткам покажу.

Ножку правую сгибаю И быстрее выпрямляю,

То же самое с тобой Повторим другой ногой.

Мы моталочку танцуем С ребятишками в саду. Приходите к нам скорее, Будем рады мы всему!

Припадание

Как танцуем мы красиво, Улыбаемся счастливо. Припадаем мы на ножку И покружимся немножко.


Припадаем, припадаем, Русский танец начинаем, Как лебедушки, плывем, Хоровод мы наш ведем! Припадаем мы на ножку И покружимся немножко Наши танцы хороши,

Мы танцуем от души!

Гармошка

В нашем доме у Тимошки Есть красивая гармошка.

Пятки вместе, носки врозь -Потанцуй, лениться брось.

Мы с подружками «гармошку» Будем вместе танцевать А дружки наши «гармошку» Будут с нами повторять.

Топающий шаг — «топотушки»

Топотушки, топотушки,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дружно, весело, задорно Повторим мы все опять!

В гости к нам пришли зверюшки,

Им покажут топотушки,

Постучим мы ножками,

Протопчем к ним дорожку мы.

Мы веселые игрушки,

Пляшем танец «топотушки».

Ножками мы топаем И в ладоши хлопаем.


Галоп прямой

Но, лошадки, но, лошадки, Вы скачите без оглядки, Ножку правую вперед - Получается галоп.

* * *

Вот лошадки цирковые. Хороши они, красивы. Побежали в хоровод, Станцевали нам галоп.

Галоп боковой

Гоп, гоп, гоп, гоп, Получается галоп.

Пятка пятку догоняй - Пятка пятку выбивай.

Шаг с притопом

Сух из лужи вышел гусь, Но и ты теперь не трусь. Шаг с притопом покажи,

А потом беги, кружи!

Бегунец

Прыжок - пробежка, бегунец,

Вот какой он молодец!

Через лужу прыгает,

Сам себе завидует!

Качалочка

Качай, качай, качалочка,

Качай ты нашу Галочку.

Наша дочка хочет спать,

Мы не будем ей мешать.

Знаю я одну считалку,

Называется «качалка».

Раз, два, три, четыре, пять,Начинаем танцевать.

Козлик

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать. Козлик ножками стучит, По-козлиному кричит.

Скачет козлик по дорожке,

Бьет он звонко каждой ножкой. Когда пляску я учу,

То копытцами стучу.

Ковырялочка

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

И три раза постучу,

Глядя на ребяток.

Ковырялочку, ребята,

Я хочу вам показать.

Вы попробуйте за мною Все движенья повторять.

Веревочка Я скачу, скачу, скачу И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская, учись.

Мы веревочку плетем - Ногу за ногу ведем,

Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем все опять.

Я маленький зайчонок,

Скачу, куда хочу,

Смотрите, как я ловко Веревочку кручу!

Небылицы

По реке плывет кирпич,

Деревянный как стекло.

Ну и пусть себе плывет,

Нам не нужен пластилин.

•к-к'к

Эта сказка про ежа.

Он летит себе в гнездо.

А муха - тоже самолет,

Только очень маленький.

* *

Расскажу вам сказку новеньку,

Из диковинок диковинку!

Среди моря овин горит,

По чисту полю корабль бежит!

Ну, уж это было все бы ничего,

Но увидел я смешнее того:

По поднебесью медведь летит,

За медведем-то медведица катит,

Серым хвостиком помахивает,

По сторонушкам поглядывает!

Ну, и это было все бы ничего,

Да увидел я смешнее и того:

На цепочке водили комара,

Выдавали за африканского слона.

А комар-то упирался, не шел:

"Что вы врете, уж какой я вам слон".

Чики-чики-чикалочки! Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке.

Таракан дрова рубил, Себе голову срубил. Комар воду возил,

В грязи ноги увязил. Его мухи выдирали, Животы все надорвали.

Прибаутки

А у нас в Рязани Грибы с глазами! Их едят, А они глядят!

* * *

До обеда проспали, встали Да обедать стали. Наелись, поклонились Да спать повалились.

  • Вставай, Дуняша, уж день занимается!
  • Пусть занимается, у него до вечера много дел.
  • Вставай, Дуняша, вставай, петушок поет!
  • Пусть поет! Петушок маленький, ему и ночь долга.
  • Вставай, Дунюшка, уж солнышко восходит!
  • Пусть восходит, ему далеко бежать нужно!
  • Вставай, Дунюшка, каша готова!
  • А я уж, матушка, за столом сижу!
  • Ульяна, Ульяна, Где ты бывала?
  • В новой деревне.
  • Что в новой деревне?
  • Праздник намедни.
  • Кто приходил?
  • Утка в юбке, Селезень в обувке, Курочка в сережках,

Петушок в сапожках,

Корова в сарафане,

Бычок в кафтане,

Свинка в рогоже,

Нет ее дороже.

Танцы "Во саду ли, в огороде"

  1. часть. Дети идут по кругу топающим шагом, колени чуть согнуты ("на пружинке").
  2. часть. Делают два шага в центр круга и ти громко говорят: "0-хо- хо!", затем два шага

назад: "А-ха-ха!" (слова можно заменить).

  1. часть. Дети поворачиваются к своей паре лицом, прохлопывают ладошами ("тарелочками") ритмический рисунок: четверть, четверть, три восьмых; затем, взяв-

опершись под руку, меняются местами (2 раза).

"Светит месяц”

  1. часть. Дети идут по кругу парами под руку: мальчик с внутренней стороны круга, девочка - с внешней.
  2. часть. Дети поворачиваются навстречу друг другу и выполняют движения под музыку: хлопок в ладоши, хлопок в ладоши с партнером, руки на пояс, затем "удивляются" (разводят руки в стороны). Затем снова хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши с партнером, трижды хлопок в свои ладоши (движения выполняются точно под музыку). Педагог во время разучивания может под музыку петь детям подсказку: "Хлоп, друг другу, на пояс, удивились, хлоп, друг другу, хлоп, хлоп, хлоп!"

Скороговорки

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше Несли по два гроша.

По двору, подворью В добром здоровье!

У ежа и елки

Все иголки колки.

* * *

У осы не усы,

Не усищи, а усики.

***

На возу лоза, У воза коза

Мороз мост мостил,

Мостил, да не вымостил.

* * *

Водовоз вез воду Из водопровода.


Артикуляционная гимнастика

Зарядка для языка

Змеиный язычок. Рот открыт, язык, выдвинутый как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево, вверх-вниз.

Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить. Затем язык "колет" внутреннюю часть губ нижними и верхними зубами. Чей длиннее язычок. Вытянуть язык( как можно дальше, попытаться достать им носа, подбородка, внешней стороны правой и левой щек. Едем на машине. Заводим мотор машины: р-р-р! Он не заводится, еще раз пытаемся: р-р-р-р-р-р-р-р! Завели, поехали. Крутой поворот (звук "р" усиливается), вот наскочили на кочку, проехали "лежащего полицейского", едем по шоссе (и т.д.).

Зарядка для губ

Лошадка. Фыркать "как лошадка", губы при этом дрожат. Трубочка-улыбка. На счет "раз" тянуть сомкнутые губы вперед, на счет "два" растягивать их в улыбке (зубы при этом не показывать). Веселая дудочка. Вытягивать вперед сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо затем влево.

Лошадка (повторение).

Все упражнения заканчивать полным освобождением мышц губ, фыркнув гром! "как лошадка".

Послушные губки. Обиделись (нижняя  губа - вниз). Улыбка. Нижняя губа на верхнюю взобралась, посмотрела, что там вдалеке, и на место вернулась. Верхняя на нижнюю спустилась, посмотрела, что там внизу, и на место вернулась.

Зарядка для шеи и челюстей 

Потерялся котенок. Произнести "мяу» широко открывая рот, поворачивая голо! влево-вправо.

Разговор про себя. Произнести любую фразу, потешку, четверостишие, не открывая при этом рот.

Непослушная голова. Голова свободно вращается, как бы не слушается: наклоняется к правому плечу, левому, затем "катается» по спине, по груди.

Робот. Голова, как у робота, поворачивается вправо, влево, вверх, вниз, а затем "ломается": напряжение сбрасывается, голова опущена.

Упражнения на дыхание и развитие голоса

Открываем скрипучую дверь. Изобразить голосом скрипучую дверь: она сначала никак не поддается (напряжение), а потом все же ее удается открыть (расслабление).

Рисуем голосом картинки. Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. "Изобразить" голосом, одновременно рисуя рукой в воздухе, домик с трубой, из которой поднимается дым, зайца с длинными ушами и т.д. Чем выше поднимается рука,тем выше становится голос, чем ниже опускается рука, тем ниже тембр голоса.

Непослушная свечка. Сделав бесшумный вдох через нос, подуть тихонько (через улыбку) на воображаемую свечу. Свеча не гаснет. Сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее.

Дарю тебе мыльный пузырь. Стоя друг против друга, выдуть из воображаемой соломинки воздушный пузырь и "передуть" его своему партнеру. Можно посоревноваться, у кого дольше не упадет воображаемый мыльный пузырь.

Отважный летчик. В руке дети держат воображаемый самолет и выполняют виражи, сопровождая полет звуком "а-а-а" или "у-у-у" (может быть другой звук), меняя интонацию: вот самолет набирает высоту, делает "петлю", затем еще вираж, плавно парит, медленно подлетает к аэродрому.

Катаемся на лифте. Поднимая руку вверх и вниз (поездка на лифте), сопровождать движения звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж - высоко, нижний - низко).

Маляр. Дети "красят забор" и водят рукой вверх-вниз, сопровождая движения звуком и меняя тембр голоса (то высоко, то низко).


Фольклорная разминка

Голова. Под любую народную мелодию веселого характера ("Ах, вы, сени", "Тимо-ня", "Камаринская" и др.) дети поворачивают голову вправо, влево, поднимают вверх, опускают вниз (работа с мышцами шеи).

Плечи. Продолжая разминку, поднимают и опускают плечи, двигая ими вперед и назад.

Руки. Необходимо раскрепостить руки: стряхнуть с них воду; высушить на солнышке; просеять муку через сито; тянуть руки снизу вверх, как будто они прилипли к чему-то вязкому. Двумя руками показать, как встает солнышко (руки слева поднимаются вверх); солнышко встало - согреть руки, затем показать, как солнышко садится (руки справа опускаются вниз). Мыть окна машины (изображать "дворники") -движения руками одновременно и параллельно. Рисовать одной рукой (всей кистью, пальцем, взяв в руку кисточку). Дышать на руки и тереть их, как будто они замерзли.

Ноги.

"В две ноги". Топать поочередно ногами на каждую четверть такта.

"В три ноги". Топать поочередно на первые три восьмые, четвертая восьмая - пауза.

"Горошек". Быстрое, дробное постукивание ногами (ноги как пружинки).

"Дробь". Выстукивание ногами ритмического рисунка.

"Ковырялочка". Ногу на носочек, на пятку, перетоп.

"Шарканье". Стоя на одной ноге, другой делать шаркающее по полу движение, ходьба по полу шаркающей походкой.

Движения для мальчиков

"Козлик". Прыгая на одной ноге, другой бить по полу, руки в стороны - вместе. .

"Казачок". Изображать скачущего на лошади казака: на одной ноге скакать, другую подтягивать к себе.

"Медведь". Изображать еле передвигающего ноги мишку. "Самоварчик". В прыжке ноги поочередно поднимать в стороны и бить ладонью по сапогу сбоку ноги.

Все виды присядки.

Движения для девочек

Руки. Движения рук свободное (в ритм музыке).

 Ноги. "Горошек", "Дробь".

Хоровод «Светит месяц»

Вступление.

Тема. В зал входит Пастушок, идет по кругу шаркающим шагом, имитирует игру на дудочке.

Вариация 1. Пастушок заводит в зал девочек в русских сарафанах. Они идут хороводным шагом, держась за руки, «змейкой», образуют круг.

Вариация 2.

  1. Двигаются по кругу вправо мелким шагом на носках.
  2. Двигаются влево тем же шагом.

Вариация 3-

  1. Выполняют шаг с притопом, идут вправо по кругу.
  2. Идут тем же шагом влево.

Вариация 4- Стоя лицом к центру

круга, двигаются приставным шагом вправо—влево (по четыре шага). Руки соединяют «свечой».

Вариация 5- Кружатся парами, соединив руки «свечой» вправо- влево (по восемь шагов).

Вариация 6. Образуют общий круг.

  1. Двигаются дробным шагом вправо по кругу.
  2. Двигаются тем же шагом влево по кругу.

Вариация 7-

  1. Двигаются хороводным шагом к центру круга, на восьмой шаг выполняют притоп и говорят «Ух!». Отходят тем же шагом назад.
  2. Движения повторяются.

Вариация 8. Пастушок «разрывает»

круг и выводит всех к центральной стене в шеренгу; дети двигаются пружинящим шагом, на последний аккорд выполняют притоп и взмах правой рукой в сторону-вверх.

Зеркало (плясовое упражнение)

Музыка:        русская народная мелодия „Ой, хмель мой, хмелек",,

обработка М. Раухвергера.

Описание. Исходное построение группы — по выбору руководителя. Дети свободно размещаются на площадке лицами в одну сторону, .либо стоят в кругу, либо в шеренгах вдоль стен, по так, чтобы все могли хорошо видеть движения солиста и не мешали друг другу. Первый солист выходит на середину или встает перед детьми.

Такты 1—8. Солист исполняет заранее заданное ему руководителем движение. Дети смотрят.

Такты 9—16. Все вместе с солистом повторяют то же движение.

По окончании музыки первый солист убегает на свое место, а на его место выходит следующий солист и исполняет новое движение, которое затем повторяют все дети.

Описанную форму можно варьировать в соответствии с задачами: упражнение может служить для первого ознакомления детей с новым движением, в' таком случае роль солиста исполняет руководитель; оно может активизировать детей — тогда солистам предлагается самим выбирать знакомые движения, а в дальнейшем находить и свои новые. В последнем случае руководитель следит, чтобы эти движения соответствовали характеру русской пляски и музыке.

Когда дети освоились с музыкой и поняли задание, солист должен возвращаться на свое место к моменту окончания музыки: одновременно па его место выбегает следующий (в этом случае музыка повторяется без перерыва). Следует наблюдать за тем, чтобы дети не повторяли движений друг друга.

Кто лучше пляшет? (плясовое упражнение)

Музыка: А. Гречанинов. «На гармонике» (отрывок).

Описание. Исходное расположение — группа построена шеренг; (квадратом) вдоль четырех стен зала лицом к середине. Шеренги условно перенумеровываются.

Вступительный такт. Дети, готовясь к пляске, подбочениваются.

Такты 1—4 (р). Первая шеренга вполсилы, без напряжения исполняет одно из движений русской пляски. На «раз» 4-го такта все слегка .топ; ногой впереди опорной ноги, как бы вызывая на пляску детей стоящих против них третьей шеренги.

Такты 1—4, повторение (р). Третья шеренга повторяет это же движение, также вполсилы.

Такты 5—8 и повторение (1). Первая и третья шеренги поочередно повторяют то же движение в полную силу, более ярко.

На повторение музыки вторая и четвертая шеренги начинают исполнять какое-нибудь другое движение. Первоначально движения детям предлагает руководитель (из освоенных ранее). Позднее их выбирают дети, стоящие в первой шеренге. Нумерацию шеренг следует менять.

Исполняя движение без напряжения, дети не должны изменять его основную форму и ритм или допускать нечеткость в исполнении, а лишь изменять силу напряжения мышц, размах движения. Например, в полуприседании выставленная нога становится ближе пяткой к носку опорной ноги, уменьшается сгибание колена, голова не так высоко закидывается, заключительный притоп делается мягко и т. п.

Хоровод

Музыка: русская народная мелодия «На горе-то калина», обработка А. Новикова.

Описание. Исходное расположение — дети стоят в кругу лиц к центру, держась за руки.

Такты 1—3. Идут к центру круга начиная с правой ноги: На 3-м такте тремя притопами на месте подчеркивают ритмический рисунок музыки. Шаг на каждую четверть.

Такты 4—6. Не поворачиваясь и начиная с левой ноги, отступ на первоначальные места. На 6-м такте — три притопа.

Такты 1-—9. Мальчики, подбоченившись, а девочки, сложив руки на груди, оставаясь лицом в круг, двигаются вправо по кругу приставными шагами. На 9-м такте — три притопа па месте.

Такты 10—12. Тем же шагом хоровод идет в левую сторону. На 12-м такте — три притопа. Затем хоровод повторяется.

Пояснение. Хоровод исполняется, когда дети уже вполне усвоили использованные в нем элементы русской пляски, когда они умеют держать круг и т. п. Если детям трудно выполнять приставной шаг в сторону без сцепления, можно предложить им взяться за руки.

Русская пляска (парами)

Музыка: русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде»

(тема и две вариации).

Исходное расположение — каждый выбирает себе пару. Затем все свободно располагаются у стен зала. У девочек в правой руке платочек.

  1. я часть музыки (тема). Мальчики идут важным шагом, свободно выбирая направление. В конце останавливаются.
  2. я часть музыки (1-я вариация). Каждая девочка с платочком легким беговым шагом приближается к мальчику и обегает вокруг пего. Мальчики пляшут на месте, сами выбирая движения.
  3. я часть музыки (2-я вариация). Девочка подает мальчику конец платочка. Продолжая держаться за платочек и подняв его выше головы, оба пляшут на месте лицом друг к другу, выбрасывая вперед то одну, то другую ногу. С концом музыки девочки убегают на свои места. Музыка и пляска повторяются снова (1-я часть), поичем мальчики останавливаются уже на новых местах.

Мальчики могут свободно выбирать направление, но так, чтобы зал был равномерно заполнен и чтобы при пляске парами не мешать друг другу.

Хоровод с хлопушками

Музыка:, русская народная мелодия ,,Выходили красны девицы", обработка А. Лейнина.

Описание. Мальчики с девочками, образовав нары, встают в общий круг.

Танец « Сударушка»

Вступление

Дети стоят друг за другом парами. Мальчик слева от девочки, обняв ее за талию. Левые руки соединены впереди. Девочка держит цветной платочек в правой руке, слегка согнув ее перед грудью. Ноги в третьей позиции.

Первая фигура

Такт 1

. Танцующие двигаются по кругу основным шагом:

на «раз» - правой ногой делают с носка небольшой шаг вперед (припадание); на «и» - ставят левую ногу на носок рядом с правой, приподнявшись на ней;

на «два» - делают правой ногой еще один шаг вперед (припадание), одновременно поднимают и слегка отводят назад левую (как бы готовясь ударить по мячу);

на «и» - делают левой ногой скользящее движение вперед (как бы ударяя по мячу), слегка касаясь пола вытянутым носком, и оставляют ногу на весу. При этом поднимаются на полупальцы правой ноги.

Такт 2. Повторяют движения такта 1 с левой ноги.

Такты З-"7- Повторяют движения тактов 1-2 (основной шаг).

Такт 8. Выполняя основной шаг, поворачиваются друг к другу лицом и останавливаются: мальчики спиной к центру круга, девочки — лицом к мальчикам.

Такт 9- Кладуг руки на пояс и делают «перетоп» (правой - левой - правой), слегка повернувшись вправо. На последнюю восьмую, заканчивая движение, ударяют левой ногой об пол (удар - отскок).

Такт 10. Повторяют движения такта 9 с левой ноги, слегка повернувшись влево.

Такты 11-12. Меняются местами (мальчик с девочкой), двигаясь по часовой стрелке основным шагом. Такты 13-15- Повторяют движения тактов 9-12.

Такт 16. Занимают исходное положение - парами по кругу.

Вторая фигура

Такты 1-7- Повторяют движения этих тактов.

Такт 8. Девочка быстро поворачивается через левое плечо (на 180°), соединяет с мальчиком ладони правых рук таким образом, чтобы кончики пальцев смотрели вверх, а локти касались друг друга. Левые руки на поясе.

Такты 9-12. Кружатся на месте, двигаясь основным шагом по часовой стрелке.

Такты 13-15- Повторяют движения тактов 9-12 в другую сторону (соединяют левые руки).

Такт 16. Занимают исходное положение - парами по кругу.

Третья фигура

Такты 1-7. Повторяют движения этих тактов.

Такт 8. Девочка быстро поворачивается через левое плечо (на 180°) и правым плечом касается правого плеча мальчика.

Такты 9-1.5- Двигаются по кругу основным шагом (противоходом): девочки - по часовой стрелке, мальчики - против. На «раз» каждого такта, встречаясь с другим партнером (девочка с мальчиком последующей пары, а мальчик с девочкой - предыдущей), касаются друг друга - соединяя ладошки то правой, то левой руки.

Такт 16. Занимают исходное положение - парами по кругу.

Четвертая фигура

Такты 1 -2. Идут по кругу парами. Шаг основной.

Такты 3-4- Кружатся на месте парами. Шаг основной.

Такты 5-16. Повторяют движения тактов 1-4 (уходя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по обучению игре на музыкальных инструментах «Учимся – играя»

Дошкольники учатся различать звучания музыкальных инструментов и осваивать навыки звукоизвлечения на инструментах....

Цикл музыкальных занятий с использованием ИКТ технологий "Знакомство с музыкальными инструментами"

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для исполь...

Презентация на тему: Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"

Презентация  на тему: "Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "Развитие музыкальности детей посредством обучения игры на детских музыкальных инструментах "

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Через восприятие красоты окружающего мира ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются чувст...

Конспект занятия по обучению игре на детских музыкальных инструментах "Королевство стеклянных звуков".

Материал полезен для музыкальных руководителей и педагогов дополнительнрго образования детей дошкольного возраста. Данный конспект направлен на развитие чувства ритма у дошкрольников, посредством разн...

Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты»

Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты» .Конспекты направлены на изучение русских народных инструментов. Цель:...