Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности
статья по музыке (старшая группа) по теме

Елькина Елена Александровна

Исследование по данной теме заключается в необходимости выявления научных основ процесса развития творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnoikov.odt29.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности


Актуальность проблемы. 

    Любому педагогу-музыканту в своей практике приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой как таковой и личностью ребёнка, его особенностями, устремлениями, способностями. В основу современного учебно-воспитательного процесса положена концепция развивающего обучения. В комплексе творческих способностей дошкольника выделяются первоочередные по своей важности и значению: музыкальный слух, ритмическое чувство, ладовое чувство, память, двигательно-моторные способности, музыкально-образное мышление, воображение, фантазия.
   
Развитие творческих способностей - важная задача музыкального воспитания детей. Творческие спо¬собности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки. 
   
Педагоги утверждают, что творческие способности необходимо развивать начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выпол¬няют посильные для себя творческие задания. Развитие творческих способностей позволяет ребенку полнее выразить свои впечатления от музыки. 
   
Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественно-творческие способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э.И. Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. 
   
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. 
   
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. 


   
Вышесказанное выявило противоречия между: 
     
-потребностями общества в творческом развитии личности и традиционной системой дошкольного воспитания, недостаточно ориентированной на развитие творческих способностей детей; 
     
-актуальностью для практики дошкольного музыкального воспитания решения проблемы развития творческих способностей детей и неразработанностью научных основ ее решения; 
     
-потенциальными возможностями музыкально-театральной деятельности для развития творческих способностей дошкольников и недостаточным методическим обеспечением данного процесса. 
     
Исходя из данных противоречий проблема исследования заключается в необходимости выявления научных основ процесса развития творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности. 
     
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности определили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности». 

Содержание работы: 


- тематический план; 
 
Задачи: 
 
Развивать познавательный интерес к музыкально- театральной деятельности. 
 
Учить навыкам общения и коллективному творчеству. 
 
Развивать эстетические способности детей. 


Формы работы. 

  1. Театрализованные игры. 
    2. Музыкальные занятия 
    3. Рассказы о театре. 
    4. Организация спектаклей. 
    5. Индивидуальные творческие задания. 
    6. Сочинение сказок, придумывание историй для постановки. 
    7. Беседы-диалоги. 
    8. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям. 
    9. Чтение литературы. 

    - результаты диагностики, подтверждающие эффективность инновации. 

     Экспериментальная работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников проводилась на базе ГБДОУ №34 г.Санкт-Петербурга, в старших группах (всего 24 человека). 
   
В ходе эксперимента применялись методы наблюдения, беседы, изучения детских творческих работ, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы. 
   
Целью констатирующего эксперимента было выявление начального уровня развития творческих способностей детей. В качестве компонентов творческих способностей мы выделили творческое воображение, творческое мышление и опыт творческой деятельности, уровень развитости которых определялся по ряду показателей. 
   
Творческое воображение – проявляется в способности дошкольника к яркому, образному фантазированию; в способности создавать художественные ассоциации; в адекватности возникающих образов и ассоциаций звучащей музыке или характеру персонажа. 
   
Творческое мышление – выражается в беглости, гибкости и оригинальности мысли. Беглость творческого мышления характеризуется быстротой переключения вариантов решения творческих заданий и точностью их выполнения; гибкость мыслительного процесса – переключением с одной идеи на другую; оригинальность творческого мышления характеризуется минимальной частотой обращения ребенка к одинаковым ответам, подражанию в выполнении творческих заданий. 
   
Опыт творческой деятельности – проявляется в способности дошкольника к осуществлению различных видов музыкальной деятельности (восприятия, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, элементарной импровизации); в заинтересованности ребенка в выполнении творческих заданий; интересном результате выполнения таких заданий. 
   
Для проведения начальной диагностики дошкольникам предлагались для выполнения следующие задания обобщающего характера, при выполнении которых можно было наблюдать проявления показателей всех компонентов творческих способностей дошкольников – интеллектуального (творческое мышление), преобразующего (творческое воображение), деятельностно-практического (опыт творческой деятельности). 
   
Результаты констатирующей диагностики позволили распределить дошкольников по уровням развития творческих способностей, которые мы назвали репродуктивный, преобразующий, творческий. 
   
Общие результаты исходного обследования развития творческих способностей дошкольников, в единстве составляющих их компонентов, были переведены нами в процентное соотношение и представлены в следующей таблице: 


Развитие творческих способностей у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Уровни развития творческих способностей у дошкольников

Компоненты творческих способностей 

 Интеллектуальный         Преобразующий              Деятельностно- 
                                                                                    практический 

Репродуктивный

75 %  

50 %

75 % 

Преобразующий

16,7 %

25 %

 12,5 % 

Творческий

8,3 %

25 %

12,5 % 

 

     Начальная диагностика развития творческих способностей у дошкольников показала, что большинство детей находится на низком уровне – в среднем 
66,7 %; 18 % показывают средний уровень; и 15,3 % дошкольников отнесены нами к высокому уровню развития. 
   
Кроме того, мы обнаружили, что у многих детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь, что тормозит развитие творческого мышления, зажатость и эмоциональная закрепощенность не дают в полной мере проявляться творческому воображению. На наш взгляд, эффективный путь к стимулированию развития творческих способностей – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность. Являясь важным видом детского творчества, именно музыкально-театральная деятельность, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. 
   
Основной целью в этом случае является формирование думающего, чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности с помощью развитых творческих способностей. 


   
При проведении формирующего эксперимента мы ставили следующие задачи: 
   
1. Стимулировать развитие творческого воображения детей при характеристике содержания произведения, его настроения, характера; 
   
2. Развивать творческое мышление дошкольников через способность адекватно воспринимать музыкальный образ, прослеживать его развитие, словесно характеризовать его; 
 
3. Формировать навыки выразительного, эмоционального музыкального исполнения; 
 
4. Развивать у детей способность к воплощению заданного образа в сюжетно-ролевой творческой игре. 


   
Для решения поставленных задач был проведён цикл занятий, на которых детям давались различные творческие задания. Они были сгруппированы в определённые блоки, каждый из которых направлен на развитие того или иного компонента творческих способностей. Собственно «формирующую» работу мы вели комплексно – развивая одновременно все компоненты, так как невозможно отделить ассоциативность творческого воображения от творческого мышления, а его развитие, в свою очередь, неотделимо от накопления опыта творческой деятельности. 
   
В своей экспериментальной работе мы опирались на традиционные виды деятельности на музыкальных занятиях, но представленные в форме разнообразных игр с элементами театрализации. 
 
Содержание специальных занятий с использованием музыкально-театральной деятельности включало в себя: 
   
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; 
   
игры-драматизации; 
   
подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; 
   
упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной). 
   
Начальный этап формирующего эксперимента соответствовал первому, мотивационно-потребностному этапу развития творческих способностей дошкольников. 


     
Развитие интеллектуального компонента творческих способностей на данном этапе требовало осознанности, заинтересованности дошкольников в музыкально-театральной деятельности, способности анализировать свое поведение в сюжетно-ролевых играх и понимать собственные действия. Это способствует выделению творческих заданий как приоритетных и любимых.Для развития данного компонента нами применялся ряд игровых методик. 

   
Результаты контрольной диагностики развития творческих способностей   у дошкольников в условиях музыкально- театральной деятельности 

                                                                                           
            Таблица №1 

Уровни развития творческих

 способностей у дошкольников

                     Интеллектуальный компонент              Сравнительный

                           (творческое мышление)                      результат

 

 Констатирующий         Формирующий этап

             этап                                                                                                

Творческий

8,3 %  

30%

+36,7 % 

Преобразующий

16,7 %

40 %

43,3 % 

Репродуктивный

75 %

30 %

              -20%

   

                                                                                                        Таблица №2

Уровни развития творческих 

способностей у дошкольников

                       Преобразующий компонент              Сравнительный

                       (творческое воображение)                      результат

 

 Констатирующий         Формирующий этап

             этап                                                                                                

Творческий

25 %  

40%

+35 % 

Преобразующий

25 %

50%

+25% 

Репродуктивный

50 %

10%

-40% 

 


                                                                                             
Таблица №3 

Уровни развития творческих 

способностей у дошкольников

                Деятельностно-практический                    Сравнительный

            (опыт творческой деятельности)                      результат

 

 Констатирующий         Формирующий этап

             этап                                                                                                

Творческий

12,5 %  

40%

+47,5% 

Преобразующий

12,5 %

40%

+47,5% 

Репродуктивный

75 %

20%

-5% 

 
   
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: специально созданные условия для развития творческих способностей помогают их активному формированию, развивают образное мышление ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности, а также креативность в целом на новый виток развития. 

                                                       
Рекомендации: 
проводить музыкальные занятия комплексного характера, активно внедряя театральные формы в перечень традиционных видов деятельности- восприятие (слушание) музыкальных произведений, пение, танцевальная деятельность, игра на элементарных детских инструментах; 
включать в музыкальные занятия преимущественно ярко образные, программные произведения, которые могут стать основой для различного рода сюжетно- ролевых игр, игр- драматизаций и свободных игровых импровизаций; 
вводить в музыкальные занятия больше игровых ситуаций, направленных на развитие эмоциональности, образного мышления, креативности дошкольников; 
давать возможность детям самостоятельно решать проблемные ситуации, активно проявляя воображение, фантазию, мышление. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности

Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....

«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

   Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...

«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности....

Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей  дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...

"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...