НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ (МУЗЫКА) "РУССКИЕ БЕРЁЗКИ"
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему

КОМАРОВА ВАЛЕНТИНА ВАЛЕНТИНОВНА

НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_beryozy_otkr._nod._2016_sred._gr.docx32.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенского района Курской области.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Художественно – эстетической направленности

Образовательная область «МУЗЫКА»

В средней группе

«РУССКИЕ БЕРЁЗКИ»

(методобъединение педагогов «Касторенский д/с «Сказка»)

26.06.1016г.

Подготовила и провела музыкальный руководитель:

КОМАРОВА В.В.

Касторное 2016г.

Пояснительная записка

к непосредственной образовательной деятельности

художественно – эстетической направленности,

образовательная область «МУЗЫКА»  в средней группе

«РУССКИЕ БЕРЁЗКИ»

            Образовательная деятельность художественно – эстетической направленности, образовательная область «Музыка», составлена в соответствии с программой «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой.

           В процессе непосредственной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей:  «Познание»,  «Речевая»,  «Социально – коммуникативная»,  «Художественно – эстетическая»

          Конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

- принцип непрерывности,

- принцип активности,

- принцип доступности,

- принцип психологической комфортности.

          Планируемые результаты образовательной деятельности:

 - Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке – символу России.

Задачи непосредственно – образовательной деятельности:

 1. Образовательная: дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке, расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства.

2. Развивающая: Развивать  музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления детей с произведениями, имеющие подлинную художественную ценность,  музыкальное мышление ребенка,   осознание эмоционального содержания музыки, жанра.

3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Для достижения цели были использованы следующие методы и приёмы:

- наглядность (символы России – герб, гимн, флаг; репродукция картины «Февральская лазурь»;  берёзка)

- словесный (беседа)

- художественное слово (чтение стихов о берёзке)

         

 Непосредственная образовательная деятельность проводилась с воспитанниками 4-5 лет и состояла из нескольких этапов.

          Началась образовательная деятельность с оргмомента – поднятия настроения

( попевка «Доброе утро!»), где активизировалось внимание воспитанников.  Затем  вводная ходьба под «Марш»  Е.Тиличеевой.

          Воспитанники садятся на стулья и начинаем краткую беседу  об официальных  символах страны (герб, гимн, флаг).  В процессе беседы муз. руководитель  знакомит воспитанников с неофициальным символом – берёзой.

          Для усиления интереса к непосредственной образовательной деятельности к воспитанникам  пришла в гости грустная берёзка, у которой не было друзей. Она узнала, что является любимым народом  деревом и, даже, символом страны.  

        Для развития умения передавать игровые образы движениями, воспитанникам было предложено превратиться в берёзки и выполнить динамическое упражнение «Веселые берёзки».

           Предложила воспитанникам и березке послушать две песни о любви народа к березе.

           На заключительном этапе образовательной деятельности провела музыкально – ритмическую игру «Ритмические упражнения на вариации песни «Во поле береза стояла».

Был подведен итог.

Все поставленные задачи в процессе образовательной деятельности были решены.

Цель была достигнута.

         

         

Цель:  Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке – символу России.

Задачи:

 1. Образовательная: дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке, расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства.

2. Развивающая: Развивать  музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления детей с произведениями, имеющие подлинную художественную ценность,  музыкальное мышление ребенка,   осознание эмоционального содержания музыки, жанра.

3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Материал:  символы страны, фонограмма гимна, макет берёзки, репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь», фонограммы песен «Во поле берёза стояла»  (р.н.п.),  «Берёзы России»  ( сл.  Муз.  ), балалайки, гостинцы.

ХОД НОД:

Дети выстраиваются  вдоль стены.

Вводная ходьба. «Марш»

М.Р.: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло! Давайте с ними поздороваемся и пожелаем всем «Доброго утра»!

Попевка «Доброе утро!»

Присели на стульчики.

Ребята, сегодня наша музыкальная деятельность посвящена символам нашей Родины. Вы знаете, какие символы есть у нашей страны?  (ответы детей)

У каждой страны есть свои символы. Это герб  (показ), флаг (показ) и гимн – главная песня страны. Вы  видели их где – нибудь?  (ответы детей)

Герб – это эмблема страны. На нём изображен двухглавый орёл, который смотрит в обе стороны, чтобы никакой враг не напал на нашу Родину.

Флаг имеет 3 цвета. Какие, назовите.  (ответы)

Они символизируют: белый – мир и чистоту, синий – веру и верность, а красный – кровь, пролитую за Отечество, смелость. Его  всегда поднимают на парадах, праздниках – 1, 9 мая, День России и др.

И, наконец, гимн. Это главная песня страны. Она звучит строго, празднично, торжественно. Её слушают всегда стоя.

Звучит гимн России. (1 куп.)

Все эти символы являются главными, официальными символами страны.

Вы любите сказки?  (да)

Есть сказки авторские – н-р, сказки Пушкина, Андерсена и др. А есть сказки народные – н-р, «Репка», «Колобок»,  которые сочинил сам народ и передавал их из поколения в поколение. Так и символы!  Оказывается, помимо официальных символов, есть ещё и неофициальные, которые придумал народ.  А как вы думаете, что это за символы такие?  Может, кто знает?  (…)     А я вам подскажу.  Отгадайте загадку и вы узнаете.

«Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей» (БЕРЕЗА).   (ответы детей)

Вы правы – это береза. Оказывается ещё в давние времена русский народ любил и почитал это дерево и даже специальный праздник придумали: день Рождения Берёзы – 11 апреля. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как в России.  Любит наш народ зелёную красавицу за красоту и нежность. Это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол. И за его цвет берёзу называют белоствольной, а белую кору берёзы – берестой. Береста – это защитный покров дерева. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные чёрные пятна и чёрточки, идущие по стволу. Это – чечевички, через них берёза дышит. Мало того, эти чёрные чёрточки – чечевички являются и своеобразным украшением.

 И вот сейчас мы с вами познакомимся с одной молоденькой берёзонькой, которая придёт к нам в гости.

Стук в дверь.

А вот и она.  ( ставлю берёзу  перед детьми)

Здравствуй, милая берёзка. А что это ты такая грустная? Что случилось?

Берёзка:  Здравствуйте! То и случилось, то и произошло! Весна на дворе! Птицы из теплых стран домой возвращаются, деревья расцветают, ребята на улице со своими друзьями чаще гулять стали! А я… я одна стою на опушке! Нет у меня друзей, нет у меня подруг. Никто ко мне не подойдет и словом ласковым не подбодрит! Зачем мне тогда листочки свои распускать, зачем мне расти, коль ни кому я не нужна?

М.Р. : Что ты, березонька, что ты, милая. Как это ты не кому не нужна? А ты знаешь, что ты,  березка, являешься символом России? Белоствольная, удивительно красивая, любимое русское дерево. Нет деревца милее и роднее. Потому, что береза встречается в нашей стране повсюду. Ты настолько любима нашим народом, что про тебя с самых древних времён и до наших дней слагают песни, стихи, пословицы, поговорки. Вот послушай! И вы, ребята послушайте.

  1. На поляне, на пригорке, под окном, среди полей,

Белокурые березки – символ Родины моей.

Ты до того березонька красива!

И в полдень жаркий, и в часы росы

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы!

2.  Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную.

В. Рождественский

Вот как поэты воспевают тебя, берёзонька! Да и не только поэты! Но и  писатели, музыканты,  художники передавали в своём творчестве красоту этого дерева и свою любовь к нему. И сейчас я хочу вам показать, как изобразил на своей картине берёзы  великий русский художник Игорь Грабарь.


( показываю репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь»,

даю детям возможность полюбоваться ею)


Посмотрите, какая замечательная картина! Что же на ней изображено? 
(зима, берёзовая рощица)

Какой же здесь изображена берёзка? (белоствольной, стройной, нарядной, красивой)

А как вы думаете, о чём хотел рассказать нам художник? (о том, как красива наша русская берёзка в любое время года)

А какое настроение вызывает у вас эта картина?  Почему?

А как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он рисовал эту картину?

Да, художник очень радовался, увидев эти красивые берёзки. Он восхищался ими, и захотел передать своё восхищение и свою любовь к этому замечательному дереву через картину. Он как будто говорит нам: «Посмотрите, как же красива наша русская берёзка!»

Физминутка «Весёлая берёза»

Березка в белом сарафане        шаги на месте 

Весною водит хоровод                руки на поясе 

Звенит сережками тихонько       повороты в правую и левую строну 

И птичек в гости всех зовёт        ритмичные взмахи руками к себе 

Раскроет свои руки-ветки           руки в стороны 

Опустит ветки-пальцы вниз        сводят руки к центру вниз   

Подставит солнышку листочки   ритмичное покачивание рук 

Чтоб лучик на ветвях повис        над головой

Дети присаживаются на стульчики.

Ребята, сегодня я бы ещё хотела вас познакомить с  песенками тоже о берёзке, одну из которых написали поэт и композитор, а другую сочинил народ.

Слушание песни  «Берёзы России»  (2 мин.)

Понравилась вам песенка?  (да)

А тебе, берёзка, песенка понравилась?  (конечно)

О чём в ней поется?  (о красоте белоствольных берёз)

Как звучит музыка?  (в умеренном темпе, ласково, радостно, в темпе вальса)

А вот вторая песенка  - народная.

Слушание песни «Во поле берёза стояла»(2 мин.)

А эта песенка вам понравилась?  (да)  

А тебе, берёзка, песенка вторая понравилась?  (да, очень)

Ребята, о чём в ней поется?  ( о берёзе. Из её веточек сделали гудочки и балалайку)

А как звучит музыка в этой песне?   (ласково,

А какой инструмент вы услышали?   (балалайку)

Правильно.  Здесь весь аккомпанемент исполняет балалайка, которая тоже является народным символом России, так как этот инструмент есть только в нашей стране.

А давайте представим, что мы сами исполняем эту мелодию на балалайке.

Кто хочет попробовать?  (желание  детей)

Я даю вам вот такие балалайки, а вы внимательно слушаете эту песню и как бы исполняете её сами на настоящем инструменте.

Дети имитируют игру на балалайке.

Вот как мы здорово сыграли, как настоящие артисты. Молодцы!  Вам понравилось?  (да)

А тебе, берёзка, понравилось, как ребята выступали?   (конечно)

Вот видишь, милая Березка, с древних времен ты была неотъемлемой частью русского быта, с тобой играли, красны девицы, да парни бравые, хороводы водили рядом с тобой, а в народные праздники наряжали косы твои белые лентами.

Вот и сейчас я тебе предлагаю поиграть с нами, Березка ты согласна?

Березка: Конечно согласна, мне будет очень интересно!

М.Р. : Что ж, а сейчас для вас игра!

Приготовься детвора!

Пригодятся вам всем ушки,

Их держите на макушке!

Приготовьте все ладошки,

И, конечно, ваши ножки!

Будем громко все мы хлопать,

И ногами дружно топать!

Приготовились, друзья?  Начинается игра!

Ритмические упражнения на вариации песни «Во поле береза стояла».

Березка: Как здорово! Ребята, какие вы молодцы, мне очень понравилось у вас в гостях!

М.Р. : Конечно, милая Березка!  И нам тоже понравилось.

Ну, ты запомнила, почему ты являешься символом России?

Берёзка: Конечно!  

М.Р. : А вы, ребята, запомнили? (да)  

Почему же?  (ответы детей)

Так что ты больше не грусти, берёзка. Скоро рядом с тобой будет много ребят играть да хороводы  водить.  Не скучай.

Берёзка:  Дорогие ребята!  Я рада была побывать у вас в гостях. И не могу я уйти, чтобы вас не поблагодарить. Примите от меня небольшие гостинцы!

Раздает  гостинцы детям.

М.Р. : Ребята, давайте скажем «спасибо»  берёзке.   Приходи к нам ещё.

А сейчас все встали друг за другом. И идём в обход по залу.

Дети под марш выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно – эстетическому воспитанию детей “Люблю берёзку русскую”

Цели:расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве;воспитывать эмоциональную отзывчивость...

НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ (МУЗЫКА) "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в области познания и художественно эстетического воспитания ( музыка ) «Путешествие к озеру» в рамках педагогического совета на тему «Экологического воспитания детей в условиях природы родного кр

Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:1. Образовател...