Доклад на тему: "Речевая деятельность на музыкальных занятиях"
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Мещерякова Лариса Петровна

Стихи, потешки словесные игры  способствующие развитию речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rechevaya_deyat.detey_na_muz._porfolio.docx31.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Речевые игры на музыкальных занятиях


Подготовила

 музыкальный руководитель  ГБОУ зд.6        

                                                    Мещерякова Лариса Петровна.

           

Речевые игры – форма  творческой работы с детьми не только в развитии речи, так же  в музыкальном воспитании. Речевые игры помогают развить музыкальный и речевой слух. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. В таком музыкальном виде деятельности как пение , работа над речью  проходит наиболее продуктивно.

    Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу ( 1895- 1982гг.) Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться  , решая следующие задачи:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
  • эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • слуховое внимание;
  • музыкальную память;
  • ладовое чувство;
  • тембровый, звуковысотный и динамический слух;
  • чувство ритма;
  1. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
  2. Развивать звуковую культуру речи,  её грамматический строй.
  3. Улучшать дикцию детей.
  4. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
  5. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
  6. Укреплять голосовой аппарат.
  7. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движение, мимику.

Работа над голосом помогает корректировать недостатки в речи, например такие, как  невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Попевки  и распевания с короткими удобными для дыхания фразами, развивают у ребенка силу воздушной струи, тем самым способствуют правильному  речевому дыханию .Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата ,гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании ,с правильным звукообразованием, построенным на умении  расслаблять голосовые связки .Например:

«Я пою ,хорошо пою», «Ма-мо-му-ме-ми» и др.

 В работе над дикцией используем артикуляционную гимнастику  : проговаривать текс  губами, по куплетам, по фразам, по очереди, шепотом.. Упражнения:  «Морж шевелит усами», «Тигр жует», «Лев зевает», «Полоскание горла», «Покатались на лифте». «Окошко» (  Широко открыть рот-жарко, закрыть рот-холодно)                                          

«Чистим зубки»   (Языком провести по верхним и нижним зубам)

«Месим тесто»   ( пошлепать языком между губами ,покусать кончик языка)

«Дудочка»  (с напряжением вытянуть губы вперед) др..

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками) Например: « Солнышко. солнышко», «дождь с утра», «Листопад». « Тили-тили-тили тень» » и др

Двигательно-речевые игры:

«К солнышку стучим в окно»

« Мы лепили колобок,колобок румяный бок –лепят

   Мы его катали – катают руками

   В печке выпекали- развернуть ладони

   Колобок лежал, лежал –ладошки к уху

   Потом взял и убежал – на прыжке присесть

   Вот он катится по лесу- «гуськом»идут

  А в лесу ему навстречу. Кто?(Воспитатель показывает обрызы, дети   угадывают, затем все изображают)

«Мишка»   Мишка,мишенька дружок- приглашают к себе

                   Выходи-ка к нам в кружок

                   Мишка по лесу  шагал        -идет медведь

                   Мишка лапы оттоптал

                   Сел под елку на сугроб – присел

                   Прилетела шишка в лоб – прикосновение ко лбу

                   Мишка  наш осерчал

                    Заревел и зарычал! У-у-у! Р-р-р!-убегают от мишки.

«Зайчики»  Вышли детки на лужок – ходьба

                     Заглянули под кусток   - «козырек»

                     Увидали зайчика

                     Поманили пальчиком- манят пальцем

                     Ушки длинные у зайки

                     Из кустов они торчат – ушки показывают

                     Он и прыгает и скачет веселит он всех ребят- прыгают.

«Кукла Маша»   Кукла Маша к нам пришла

                             До чего же хороша

                             Чаю Машеньке нальем

                             Блинчиков ей напечем.

« Ладошки»и др…

Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных(«шуршалок»,скрипелок» Например: «Апрель» С.Маршака, «Шуршунчики шуршат», «Матрешка и петрушка», «Кухонный оркестр». « Ложки, ложки крепыши» и др.

«Пальчиковые игры» (  «Мы делили апельсин», «Гости», «Дом»)

«Сказки –шумелки» ( «Теремок» С помощью шумовых   инструментов  предложить поставить и обыграть  музыкальную сказку.)

«Дыхательная гимнастика» ( по А.Н.Стрельниковой)

( «Ладошки»    Мы ладошки все сжимаем

                           Носом правильно вдыхаем

                           Как ладошки разжимаем

                           То свободно выдыхаем)

« Насос», «Кошка», «Люблю себя»..

Такие занятия дети воспринимают как игру, так что с одной стороны можно не ломать голову чем занять детей, а с другой- приносить пользу их здоровью.

Тексты, подбираемые  для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества- песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные ,кричалки , присказки. Каждое речевое упражнение подразумевает разные интерпритации в динамике, регистре, тембре, темпе. Речевые упражнения-являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы.

Особо внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, и так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» «Таря-Маря» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его звучанию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед, пианист,филолог М.Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению . Истоки ритмодекламации  ведут к театральным постановкам Древней Греции , где актеры не пропевали слова, а ритмично их декламировали. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка , содержанием текста. Например потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной речи в низком регистре .И наоборот, образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.

 Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал. Стеснительным детям даем в руки игрушки би-ба-бо.

Одним из направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Совместная работа воспитателя и музыкального  руководителя приводит к положительным результатам, активизирует творческий потенциал педагогов, родителей и детей.

Воспитатель, зная музыкальный репертуар, включает его в повседневную жизнь детей, соучавствует в ней, относится к работе творчески .Речевые игры проводятся на музыкальных и театральных занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулке.

Совместно с воспитателями проэктируется вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться.

Речевые игры  со звучащими жестами

Солнышко

Солнышко, солнышко,                  Ритмичные хлопки

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,                        Притопы

По камушкам скачут.                    Легкие прыжки с хлопками

 

Листопад

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки

Лес осенний конопат.                     Щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошкой о ладошку

И летят, летят, летят!                      Качают руками

Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.          Хлопки чередуются со шлепками по

                                                           коленям.

Веселится детвора!                          Легкие прыжки на месте.

Шлеп по лужам,                               Притопы

Хлоп в ладоши,                                Хлопки

Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай,                Грозят пальцем.

А скорее догоняй!                           Убегают от «дождика»   

                                                          Елка

Вот стоит большая елка               «Домик» ладонями

А на ней растут иголки                   растопыривают пальцы

Есть на елке также шишки            «кидаются»

А внизу берлога мишки.                   Изобразить медведя.

                                       ТИЛИ –ТИЛИ-ТИЛИ –ТЕНЬ.

Тили-тили-тили-тень                          хлопки по коленям

Солнце село на плетень                      хлопки по бедрам

Рядом с ним сел петух                        «крылья»

Кукарекнул,день потух                        руки под щеку,присесть.

                     

Литература: ,  Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.

 

Литература

1. Битова, А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А. Л. Битова, Ю. В. Липес: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.

2. Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей «Веселые пальчики» (2 - 6 лет) / Е. Железнова, С. Железнов: Изд-во Новый диск,2005.-38 треков.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Речевое развитие детей раннего возраста."

В докладе помещён  материал на тему "Развитие речи детей раннего возраста" и предназначен  для воспитаталей групп раннего возраста....

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

В докладе рассмотрены почти все виды здоровьесберегающих технологий, а также представлены небольшие примеры использования их на музыкальных занятиях....

Конспект доклада Тема: «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»

Музыкальный руководитель:Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.От здоровья, жизнерадостности детей...

Доклад на родительском собрании на тему "Музыкальные занятия"

Прежде всего, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что наши занятия соответствуют принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Весь наш образовательный пр...

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...