Использование коммуникативных игр-танцев в ДОУ.
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему

Антипова Валерия Анатольевна

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей- дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование коммуникативных игр-танцев в ДОУ

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей-дошкольников.

Навыки невербального общения необходимы не только взрослым, но и детям, так как они способствуют развитию эмоциональной культуры детей, открывают широкие возможности для полноценного социального общения, самореализации и контроля.

С древних времен танец является  одной из важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движений отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В XX веке на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы.

Танец – сложное и многогранное явление, которое объединяет биологические, психологические, социокультурные, социально-психологические аспекты, так как он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру, несущую информацию о психологических особенностях личности. Следовательно, танец выполняет разнообразные социально-психологические функции:

  1. создает образ партнера, группы,
  2. способствует пониманию и взаимоотношению между партнерами,
  3. устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств,
  4. развивает самопознание и познание других людей.

Существует много типов танцев:

- народно-бытовой,

- классический,

- современный.

Ряд исследователей отмечают несколько разновидностей бытовых танцев: сюжетные (движение трудового процесса, различные явления природы, жизненные уклады народа и его нравы), а так же бессюжетные танцы (импровизации). В сюжетных и бессюжетных танцах происходит процесс общения партнеров, в котором используются невербальные средства.

К бессюжетным танцам можно отнести коммуникативный танец. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно. Идея «выразительного танца» возникла в педагогике Э.Жак-Далькроза.

К.Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира. Педагоги-музыканты включают в свои занятия такой вид деятельности детей, как фольклорные танцы (Т.Э.Тютюнникова, Е.И. Поплянова и др.), коммуникативные танцы (В.А.Жилин), коммуникативные танцы-игры (А.И. Буренина).

Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование  и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Здесь развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развивает эмпатию и сочувствие партнеру, способствует эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т.д.

Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, и предпосылок. Таких, как:

  1. Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.
  2. Развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  3. Понижение «тревожности», повышение уверенности в своих силах.

Первоначально, при разучивании танцев, возможно использование текста танца-игры для стимулирования общения. Впоследствии, отсутствие в танце слов, усложняет задачу понимания.Поэтому, использование в образовательном процессе необходима определенная последовательность, включающая три раздела: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с партнерами, демонстрация доверия к партнерам.

Движения танцев помогают развивать у детей доброжелательность, сочувствие к партнеру, раскрепощенность, уверенность в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, свою значимость в детском коллективе, способствуют формированию положительной самооценки.

Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в праздниках, развлеченияхи т.д., так как разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером).

Ценность и польза коммуникативных игр-танцев в развитии детей – очевидна. Их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в развитии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

  1.  Навыки невербального общения в коммуникативном танце – это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве, оптимальное движение, согласованность действий и движений, понимание и передачу невербального сообщения партнеру.
  2. Коммуникативный танец – это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.
  3. Коммуникативный танец является определенным видом развития народно-бытового танца, который может быть адаптирован педагогом для детей самого разного возраста и разного уровня хореографической (танцевальной) подготовки.
  4. Коммуникативный танец может внедряться на музыкально-ритмических занятиях для развития навыков невербального общения, начиная со средней группы детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коммуникативные музыкальные танцы - игры в социально-личностном развитии дошкольников"

Презентация предназначена для педагогов ДОУ . В ней наглядно показывается роль коммуникативных музыкальных игр - танцев в социально-личностном развитии дошкольников....

Коммуникативные игры-танцы

Коммуникативные игры- танцы.Приходя в детский сад, детям младшего дошкольного возраста тяжело бывает познакомиться и найти общий язык. Большинство родителей желают, чтобы их ребенок вырос общительный....

Статья "Использование коммуникативных игр-танцев в ДОУ"

тема : "Теоретические основы развития коммуникативных навыков в музыкальной деятельности дошкольников через использование в образовательном процессе куоммуникативных игр-танцев" В консультации приведе...

Сценарий НОД Осенние дорожки (с использованием коммуникативных танцев и игр с пением)

Сценарий праздника для музыкальных руководителей детского сада....

Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»

ВВЕДЕНИЕАктуальность.В настоящее время в практике работы дошкольных образова­тельных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностны...

Консультация: "Использование коммуникативных танцев, музыкальных игр и совместного творчества как средство социализации дошкольников"

Консультация: "Использование коммуникативных танцев, музыкальных игр и совместного творчества как средство социализации дошкольников"...

Использование коммуникативных танцев в дошкольном учреждении.

В своей практической деятельности применяю технологию коммуникативных танцев, применение которых решает многие педагогические задачи: развития коммуникативных навыков,  работы над ощущением формы...