МАСТЕР – КЛАСС «Музыкально – педагогическая технология «Хор рук»
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему

Гнидина Галина Николаевна

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач  художественно – эстетического направления требуют  от музыкального руководителя поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребенка; художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; самостоятельности и творческой активности; формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создания оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_master_klass.doc178.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

для педагогов

«Музыкально – педагогическая технология «Хор рук»

Цель мастер - класса:  повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения технологией «Хор рук» (автор Т.Боровик).

Задачи:

- продемонстрировать коллегам  этапы реализации технологии;

- прокомментировать эффективность применения методов в различных видах деятельности;

- отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

- фонограммы.

Дидактический материал: комплекты карточек «Сервиз для мамы», «Бабочки и цветы» - для демонстрации; атрибуты для представления композиции «Морской берег» в процессе моделирования.

Основные этапы мастер-класса:

I - теоретический блок (приветствие, введение в тему мастер-класса);

II – практический блок (демонстрация наиболее значимых приемов работы, комментарий, поэтапная отработка приемов в деятельностном режиме, имитационная игра);

III - презентационный блок (моделирование, представление творческого результата работы , подведение итогов, рефлексия).

Ход мастер-класса.

I блок – теоретический

Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.

 - Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса мы хотели бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать вам эффективные методические приемы реализации инновационной технологии «Хор рук».

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач  художественно – эстетического направления требуют  от музыкального руководителя поиска наиболее эффективных методов для развития творческого потенциала ребенка; художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; самостоятельности и творческой активности; формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создания оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка.

На первый план выходят инновационные методы и технологии, позволяющие вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни.

Так в практической деятельности педагогов ДОО находит отражение инновационная музыкально – педагогическая технология «Хор рук» (автор  Т. А.Боровик -  музыковед, практикующий педагог в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей, исследователь).

          Данная технология направлена на развитие: 
• координационной свободы движения, 
• чувства ритма, 
• внимания, 
• ансамблевой слаженности, 
• способности к двигательной импровизации. 

Особенностями являются: 

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.

2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера. 

3. Пластическое соучастие с музыкой направлено на гармонизацию психологических функций организма ребенка. 

4. Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира. 

5. Является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. 

6. Направлена на развитие двигательной фантазии детей. 

7.Способствует развитию чувства ритма. 

8. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания. 

9.Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков. 

10.Развивает чувство ансамбля, умение работать в группе. 

11. Может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста. 

12. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества.

13. Ведущим может быть любой взрослый, не имеющий музыкального образования, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами ДОУ в своей деятельности. 

Суть технологии «Хор рук» сводится к тому, что используя различные методические приемы она  подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера».

II этап - демонстрационный 

Цель – демонстрация методических приемов технологии «Хор рук».

Педагог. Деятельность по реализации предложенной технологии  распределяется на 5 этапов:

Первый этап -  слушание  музыкального произведения (проза, стихотворение), беседа о его характере, музыкальном образе, пластическое интонирование (жесты, движения рук и туловища, передающие музыкальный (литературный) образ).

(все участники мастер – класса слушают музыкальное произведение)

Второй этап  - работа с «одноголосием», где педагог выполняет роль дирижера, а дети роль хора. «Хор» повторяет движения за «дирижером».

(Работа с «одноголосием», все участники мастер – класса – хор, я – дирижер.)

 Третий этап - по мере накопления двигательных навыков место «дирижера» предлагается занять одному из детей.

(приглашаю для работы с «одноголосием» помощника)

Четвертый этап -  работа над «двухголосием». Участники делятся на 2 партии, где сначала ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый.

(участники мастер – класса делятся на две группы и выполняют роль двухголосного хора, помощник и я – дирижеры)

Пятый этап - накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий. 

(приглашаются 2 участника мастер – класса, выполняющие роль дирижеров, все сидящие участники – двухголосных хор).

Шестой этап – использование дополнительных атрибутов, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки с прикрепленными к ним снежинками, листьями, цветами, бабочками, птицами и т. д., что способствует более глубокому восприятию музыки и развитию творческого и ассоциативного мышления.

Таким образом, в зависимости от выбранного музыкального материала, темы, сезона, сюжета, поставленных задач получаются самые разные по настроению и характеру композиции: «Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек», «Оркестр», «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «На морском побережье». (участники мастер - класса  исполняют композицию с использованием атрибутов).                                 

III - презентационный блок

Педагог приглашает фокус – группу для моделирования.

Задание: предлагаю вам самостоятельно поучаствовать в двухголосном хоре рук и  разработать композицию «На морском побережье», применяя методические приемы, с которыми познакомились в процессе мастер – класса и предложенные атрибуты.

Подготовка фокус – группы. Показ.

Рефлексия.

Подводя итог нашего мастер класса, прошу ответить на вопросы, используя жесты рук:

Как вы считаете:

  • данная технология заслуживает внимания?
  • способствует  приобретению знаний  в процессе деятельности?
  •  предполагает индивидуализацию  процесса обучения и социализацию детей?
  • способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка?
  • возможно использование данной технологии в вашей деятельности?
  • Данный мастер – класс оказался для вас полезным?

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование педагогической технологии сближения детей и взрослых "

В мастер -классе представлены варианты коммуникативных игр...

Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых»

Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых». Цель: повысить уровень осознания эмоциональной сферы детско-родительских отношений: дать уча...

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в помощь музыкальному руководителю в формировании музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников"

Данный мастер-класс разработан для педагогов художественно-эстетического развития и музыкальных руководителей, с применением элементов Орф-педагогики...

Мастер-класс «Музыкально-педагогическая технология Т.Боровик «Хор рук»

Технология "Хор рук" Т.Боровик является одно из форм арт-терапии, направлена на развтие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма....

Мастер-класс «Современные педагогические технологии»

Мастер-класс «Современные педагогические технологии»...

Мастер-класс «Современные педагогические технологии в процессе ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Цель : создать условия для формирования знаний у педагогов о  последовательности действий, методов, приемов и форм использованияразных технологий при формировании знаний о разных профессиях у дет...