Особенности музыкального развития детей 2-3 лет.
статья по музыке (младшая группа) на тему

Максимова Мария Евгеньевна

В статье рассматривается музыкальная деятельность малышей на примере музыкального занятия в студии " КРОХА".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В данной статье затрагиваются вопросы раннего музыкального развития детей 2-2.5 лет. Рассматривается музыкальная деятельность малышей и особенности их музыкального развития. В статье представлено музыкальное занятие с малышами в студии «Кроха».

Давно доказано, что ребенок начинает воспринимать музыку еще находясь в утробе матери. При восприятии музыки вместе с мамой уже происходит формирование вкусов и предпочтений, эмоциональное и музыкальное развитие.  Основной период формирования музыкальных способностей и их развития – это дошкольный возраст. Но самый эмоционально отзывчивый на музыку возраст-это возраст детей до трех лет. Расширение и обогащение музыкального сознания детей в этот период жизни окажет положительное влияние на дальнейшее развитие личности.

Однако не всегда родители уделяют должного внимания музыкальному воспитанию детей. Часто целью музыкальных занятий с детьми становится задача просто научить петь. Это сужает и обедняет возможности музыкального развития. Ведь на музыкальных занятиях у ребенка развивается чувство ритма и координация, формируется его эстетический вкус , развивается эмоциональная сфера личности, формируется и развивается музыкальный слух и т.д.

Интерес к музыке у детей заметен довольно рано. Это и эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения и музыкальный слух. При правильных занятиях становление музыкальных способностей в этом возрасте ( до трех лет) происходит естественно и легко. Эмоциональное восприятие музыки считается одним из главных показателем музыкальности. Благодаря сенсорным способностям складывается база для развития чувства ритма и ладовысотного слуха. Эти способности проявляются не только во время восприятия музыки, но и во время ее исполнения.

На своих музыкальных занятиях с детьми 2- 2.5 лет я использую следующие виды музыкальной деятельности :

  • слушание;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • пение;
  • музыкально-дидактические игры;
  • подвижные музыкальные игры;
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • пляски.

Каждый из этих видов имеет свои разновидности, которые могут существовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Формирование музыкальных способностей детей происходит под влиянием каждого из этих видов. Исключив какую-нибудь деятельность, можно нарушить целостное воспитание личности.

На занятиях материал предлагается в образно-игровой форме.

Ведущую роль в формировании музыкальности по-прежнему занимает восприятие. Если детям дать послушать два контрастных произведения, например, тихую колыбельную и бодрый марш, то реакция на них будет абсолютно разной.

В этом возрасте для детей свойственно интересоваться яркими моментами произведения, обычно это вступление или заключение, реже выразительная интонация мелодии. При подборе репертуара нужно учитывать небольшой опыт детей. Музыка должна быть понятна и интересна детям. Во время прослушивания тренируется память, позволяя запоминать понравившийся момент и узнавать его при повторном прослушивании. Восприятие музыки может формироваться и при прослушивании небольших пьес с ярко выраженными образами: «Медведь», «Поезд», «Птичка», «Машина» и так далее.

 При прослушивании коротких пьес я выбираю характерные и контрастные по звучанию пьесы . Дети учатся различать звучание высоких и низких звуков, быстрого и медленного темпов. Я использую двухчастные пьесы с быстрой и медленными частями, русские народные песни , программные пьесы.

Формирование слуха у детей осуществляется во время выполнения музыкально-дидактических заданий или игр, главная задача которых — развитие музыкальных и сенсорных способностей, которые напрямую связаны с восприятием таких свойств звука, как высота, тембр, сила и длительность.

На занятиях с малышами я использую музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха и чистоты интонирования. Такие как «Качели» Е. Тиличеевой –Н. Мурычевой, «Птица и птенчики» (песня –зачин  Н. Мурычевой), «Эхо» (песня –зачин Н.Мурычевой) и др. Для развития тембрового и динамического слуха подойдет игра «Узнай свой инструмент» (песенка Н.Мурычевой), «Громко-тихо». Использую маленькие музыкальные песенные упражнения на небольших  интервалах (терция, кварта) в виде подражания «ку-ку», «га-га», «ду-ду-ду», «ко-ко». Длительность упражнений 5-7 минут.

Следующий этап в развитии музыкальности дошкольников — подражание голосу взрослого. Возможности детского голоса невелики, их  голосовой аппарат только формируется, их речь становится более активной. Конечно, малыши не сразу могут выдавать целые куплеты и строчки, сначала они подхватывают за взрослым окончания фраз, потом отдельные слова, а потом уже могут легко петь вместе с взрослым. При повторении за взрослым слов у малыша происходит формирование фонематического слуха, нарушение которого может отразиться на дальнейшей успеваемости. При подборе песенного репертуара я учитываю эти особенности детского голоса.  В самом начале малыши способны лишь подпевать короткие фразы или слова. Например в песенке « Бобик» Т.Попотенко, К.Найденовой малыши поют слог «гав», помогая маленькой собачке. Это способствует развитию правильного высокого звукообразования. К таким песенкам можно отнести : «Машина» Т.Попотенко, К. Найденова, «Кошка»  Ан.Александрова,Н.Френкеля и др. Правильному звукообразованию при пении способствуют гласные « а, у»  и протяжное пение. Песенки «Корова» М.Раухвергера, О.Высотской, «Птичка» М.Раухвергера , А.Барто помогают справиться с этой задачей.

Чтобы малыш мог уловить ритм, необходимо медленно, нараспев проговаривать слова песни, к тому же это позволяет контролировать дыхание. Чтобы малыши научились правильно брать дыхание, необходимо выбирать песни с короткими музыкальными фразами.

Для развития чувства ритма я использую детские шумовые инструменты (ложки, металлофон ,погремушки), «игры с ладошками», «ладушки», «молоточки» (ритмические упражнения , при которых ребенок одновременно исполняет простую песенку и изображает действие, например, стучит молоточком строя дом) . Для музыкального сопровождения для шумового оркестра подойдут русские народные песни. Дети учатся начинать и заканчивать игру вместе с аккомпанементом, следить за темпом исполняемой мелодии. На своих занятиях я чередую задания сидя на месте  и пляски и музыкально-ритмические движения в зале . Например после ритмических игр с «ладошками» можно поиграть с «ножками». Я использую стишок : «Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки прыгали по дорожке, а малюсенькие ножки бежали по дорожке» .Такая игра дает представление о длительности и разных темпах, развивает ритмический слух. Так же можно поиграть в «самолет» песенка Е.Тиличеевой,  Н.Найденовой .Малыши узнают игру по характерному вступлению изображающему мотор самолета. Учатся начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.

В занятиях с детьми 1.5-2 лет важное место занимают подвижные музыкальные игры. Игры способны выполнять ряд задач таких как развитие эмоциональности и  коммуникативности ,так же они воспринимаются малышами как отдых и они с удовольствие играют в них. Я использую народные игры с музыкальным сопровождением. Например в  игре «лисичка и зайчики» в которой зайцы прячутся в норку от лисы, а она их ловит , достаточно подобрать музыкальное  сопровождение для лисы и контрастное для зайчат. Малыши реагируют на звучащий музыкальный момент и в зависимости от него прячутся или прыгают. Для большей заинтересованности детей можно использовать игрушки лисы, волка и т.д.

В настоящее время существует большое количество вопросов о том, какая взаимосвязь существует между музыкой и развитием детей. Музыка способна оказывать влияние на того, кто ее слушает, изменять его настроение, создавая образы за счет различных средств выразительности. Одни выражены ярко и динамично, другие заставляют задуматься. В любом случае только находясь в комплексном взаимодействии, они способны оказать влияние на слушателя.

Список используемой литературы.

Петрова В.А. Программа развития музыкальности у детей раннего возраста «Малыш» Москва 1998г.

Метлов Н.А. «Песни для детского сада» 3 издание изд. Советский композитор 1980г.

Ветлугина Н.А «Музыкальный букварь» изд. Музыка 1986г.

 «Методика музыкального воспитания в детском саду» под общ. ред. Ветлугиной Н.А. 3 изд. Москва Просвещение 1989г.

Комова В.К. « Маленькие песенки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности музыкального развития детей в семье

Консультация для родителей о музыкальном развитии детей в семье. Роль семьи в  формировании и развитии детей в певческой, музыкально-ритмической деятельности и игре на музыкальных инструментах. С...

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА...

Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)

Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)...

Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста ( 3-5 лет)

Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста ( 3-5 лет)...

Особенности музыкального развития детей 1, 2 младшей группы

Особенности музыкального развития детей 1,2 младшей группы - консультация для родителей...

Возрастные особенности музыкального развития детей 6-7 лет

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими пр...

Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»

Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....