музыкальный инструмент - бубен.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Синицына Ирина Викторовна

История бубна, танцы с бубнами, игры с бубнами, картинки с бубнами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buben.docx23.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бубен

Развлечение для детей средней группы

     На столике стоит коробка – в ней находятся небольшие, украшенные яркими ленточками бубны. Стулья для детей расставлены, Под стульями разложены колокольчики и барабаны. Отдельно лежат дудочки и 3-4 бубна для музыкальных игр. Дети заходят в зал под звуки бубна, рассаживаются.

М.Р. Здравствуйте, ребята» Скажите, какой музыкальный инструмент сейчас звучит? (Бубен). Мы с вами уже узнали много нового и интересного об этом музыкальном инструменте. На нем играли уже очень давно и играют в наше время люди в разных странах мира. Называется этот инструмент везде по-разному: В в Индии бубен называют канджир, в Ирландии – бойран, в Таджикистане – дойра, в Португалии – пандейра, в Италии, Испании, Франции – тамбурин. Можно перечислять эти названия и дальше, потому как каждый народ давал бубну свое название. А как называли этот инструмент на Руси? (Ответы детей). Верно, в России этот инструмент всегнда назывался бубном. А как назывались бродячие музыканты, которые ходили из деревни в деревню, из города в город с музыкальными инструментами? (Скоморохи).

     Долгое время бубен считался инструментом бродячих артистов. Но он так полюбился всем за свою веселость звонкость, за простоту в обращении, что со временем не только музыканты, но и простые горожане, старые и молодые. Стали играть на бубне, а при этом еще и петь и танцевать. Откуда это известно? Художники в разных странах мира зарисовывали картины жизни простого люда, и картины эти сохранились. Мы можем видеть их в разных музеях.

Вот стройная восточная девушка танцует, держа бубен над головой. Она быстро перебирает ногами и при этом отстукивает ритм кистью руки.

А на этой картине изображены расположившиеся на ковре музыканты с дудкой и бубном. Перед ними в легком танце кружится молодая женщина – в одной руке у нее бубен, в другой – палочка. Как вы думаете, для чего она ей нужна? (ответы детей).

Эти мужчины, которые весь день работали в поле, возвращаются домой. Мальчик выносит им кувшин с водой, а девушка приветствует из веселым танцем с бубном. От этой музыки сразу уходит прочь усталость, мужчины улыбаются и подбадривают танцовщицу. На этой картине бубен держит пожилая женщина – она играет для молодой пары, которая задорно пляшет под переливистые звуки бубна. Старенький дедушка, сидящий на лавке, с радостью смотрит на танцующих юношу и девушку – наверное, он вспоминает свои молодые годы. А здесь художник изобразил целую семью. Вечереет. Закончив работу, мама садится у стога сена, берет в руки бубен. Она играет, а ее детишки весело пляшут. Папа стоит рядом, курит трубочку и с любовью смотрит на свое дружное семейство.

     А не хочется ли и вам взять в руки бубен, потанцевать, поиграть с ним? Предлагаю выйти к нам ребятам (выбирают детей).

Дети (встают в круг и считалочкой выбирают водящего).

Раз-два-три-четыре,
Ну-ка, сделай круг пошире!

Будем мы сейчас играть,

Гопачок плясать!!

     Проводится игра с бубном «Ты лети веселый бубен»

М.Р.У А для следующей игры нам понадобится сразу несколько бубнов. Загляните под стульчики, возьмите бубны и выходите играть.

     Проводится игра с бубном.

М.Р. Ребята, мы с вами рассмотрели несколько картин, написанных много лет назад. На них художники изобразили людей, пляшущих под задорные звуки бубна. А как пляшут с бубном в наше время? Давайте посмотрим.

Вот пляшет с бубном девушка – она выполняет легкие прыжки и одновременно касается бубна кистью руки.

Здесь вы видите национальный танец народов Севера – его исполняют мужчины. Бубны у танцоров большие, и по ходу танца они бьют по бубну не рукой, а колотушкой.

А вот так танцуют дети. Обратите внимание на то, что бубен в руках у детей небольшой и украшен ленточками, а сами детишки одеты в черные жилетки, юбочки с белыми фартуками, на ногах у них тапочки с красными помпонами. Такую одежду носят в Италии, а танец, который исполняют маленькие танцоры, называется «Тарантелла». У нас с вами нет таких красивых костюмов, но зато у нас есть бубны, украшенные ленточками. Почему бы ребятам не исполнить зажигательную «Тарантеллу»?

     Дети исполняют «Тарантеллу».

     Очень долгое время на бубне играли не только обычные люди, он сопровождал их во время праздников, в повседневной жизни. Они играли на этом инструменте как умели, как чувствовали. Но вот лет двести тому назад на бубен обратили внимание профессиональные музыканты, и он вошел в состав ансамблей и оркестров народной музыки. А чуть позже этот инструмент появился и в симфоническом оркестре. Композиторы начали писать произведения, в которых звучал бубен.

     Сейчас прозвучит музыка русского композитора Николая Андреевича Ритмского-Корсакова – вы услышите фрагмент из его «Испанского каприччио». Вместе со скрипками, флейтами и другими инструментами симфонического оркестра будет звучать бубен – не с первых звуков музыкального произведения, а несколько позже. Когда вы услышите характерные звуки бубна, поднимите руку, когда же звуки бубна стихнут, опустите. Договорились? Итак, слушаем «Испанское каприччио» Римского-Корсакова.

    Фонограмма «Испанское каприччио»

Ребята, только что звучал симфонический оркестр. А кто по-вашему, самый главный в оркестре? Верно, главный в оркестре – дирижер. Он слышит, как играет каждый инструмент оркестра, знает, как надо правильно исполнять то или иное музыкальное произведение. Если люди, пришедшие на концерт, говорят: «Как хорошо играют музыканты» - это заслуга дирижера, ведь у хорошего дирижера оркестр всегда играет хорошо! А раз мы заговорили о дирижере, самое время объявить новую музыкальную игру, которая так и называется – «дирижер». Сейчас ребята возьмут музыкальные инструменты и встанут в круг. Есть ли среди нас желающие попробовать себя в роли дирижера?

     Выбирается «дирижер» - он встает в центр круга.

Во время исполнения любого произведения все музыканты смотрят на дирижера, который взмахами рук управляет игрой оркестра. Итак, все внимание на дирижера!

     Дети берут колокольчики, барабаны, бубны. Проводится игра «Оркестр».

Спасибо музыкантам и, конечно, дирижеру! Проходите на свои места и оставьте у себя инструменты – они нам чскоро снова понадобятся.

     Глядя на вас, ребята, мне тоже захотелось попробовать себя в роли дирижера. И если из меня выйдет хороший дирижер, значит, и оркестр у меня замечательный. Оркестр наш сегодня довольно большой – это вы все, ребята. А произведение, которое мы попробуем исполнить, написал Вольфганг Амадей Моцарт. Сегодня вы услышите новое для вас произведение – небольшую пьесу под названием «Марш». Давайте сначала ее послушаем.

     Звучит «Марш» Моцарта.

     Прежде чем самим исполнить это произведение, надо понять, что и как мы должны играть. Скажите, в каком темпе написано произведение? Какое настроение оно передает? Как вы думаете, в нашем оркестре все инструменты будут звучать одновременно или каждый в свой черед? (Ответы детей). Сначала каждая группа инструментов будет звучать отдельно, а в конце пьесы все инструменты заиграют одновременно. Чтобы у нас с вами это получилось и мы сыграли красиво и слаженно, нужен…Дирижер. Верно! Ну что ж, приготовьте свои инструменты. Будьте внимательны и помните о том, что каждая группа инструментов должна вовремя вступить и в нужное время закончить свое исполнение.

     Дети исполняют «Марш» Моцарта.

По-момему, у нас с вами хорошо получилось! Не хватает только аплодисментов, которыми одаривают музыкантов благодарные слушатели.

     Сейчас можно убрать музыкальные инструменты – настало время для игры-викторины «Правильно-неправильно». На все мои утверждения, которые не всегда будут верными, вам нужно будет отвечать «правильно» или «неправильно». Проверим, насколько вы хорошо запомнили то, о чем мы сегодня говорили.

  1. В разных странах мира музыкальный инструмент, о котором мы сегодня говорили, называется одинаково – бубен.(Неправильно, У разных народов бубен назывался по-разному).
  2. На бубне всегда, во все времена играли только уличные бродячие музыканты. (Неправильно, Со временем на бубне стали играть и непрофессиональные музыканты).
  3.  Исполняя «Тарантеллу», люди держат в руках бубенцы. (Неправильно. Они держат бубны, украшенные разноцветными ленточками).
  4. В наше время ни один оркестр народных инструментов не обходится без бубна. (Правильно, Сейчас бубен входит и в состав симфонических орукекстров).
  5. Ни один композитор не писал музыку для бубна. (Неправильно. Музыку для бубна сочиняли многие композиторы).
  6. Одна из музыкальных игр, в которую мы сегодня играли, называлась «Фантазер». (Неправильно. Играл называлась «Дирижер»)
  7. Дирижер – это человек, продающий билеты на концерт? (Неправильно. Дирижер отвечает за то, что и как играет оркестр.)
  8. Симфоническое произведение «Испанское каприччио» написал известный испанский композитор Римский-Корсаков. (Неправильно.Римский-Корсаков – русский композитор).
  9. Произведение Моцарта, которое исполнял наш детский оркестр, называлось «Полька»? (Неправильно. Произведение называлось «Марш»)

Теперь вы много знаете о бубне и поделитесь этой информацией со своими близкими, и друзьями. Правильно это?
Дети

Правильно!

М.Р. Наш рассказ о бубне подошел к концу. Пройдет еще немало лет, а может и веков, а люди в самых разных странах мира все так же будут любить этот простой, но замечательный инструмент – бубен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие к занятиям по игре на детских музыкальных инструментах «Бубен, барабан, музыкальные молоточки»

Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и...

Музыкальный инструмент своими руками Бубен-тамбурин

Продолжение изображений в альбоме "Музыкальный инструмент своими руками Бубен-тамбурин"...

Шумовые музыкальные инструменты Бубен

Методическая разработка«Шумовые музыкальные инструменты»Автор: Серикова Е.В.Цель: Стимулировать интерес детей к игре на шумовых музыкальных инструментах.Задачи:Образовательные:Познако...

Музыкальная игра "Бубен" для детей 3-4 лет. Автор Татьяна Чернявская

Музыкальная игра "Бубен" помогает детям 3-4 лет освоить основные способы звукоизвлечения при игре на бубне: постукивание "щепотью", ладошкой, встряхивание....

Конспект занятия по музыке для детей старшей группы «Ударный инструмент - бубен»

Возрастная группа: дети старшей группы.Цель занятия: -развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.Задачи:1....