Проект на тему "Звук, как развитие чувства ритма у детей"
методическая разработка по музыке на тему

Бурнашевская Ольга Николаевна

  Существует много путей всестороннего развития детей, развития у них творческих  способностей, эмоциональности, мышления, способности импровизировать, личностных качеств, духовного мира. Важнейшим средством формирования этих качеств является музыка, которая учит  слушать и слышать окружающие его звуки, помогает изучать и исследовать мир, формировать своё  к нему отношение средствами музыкально - творческой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zvuk_volshebnik_avtosohranennyy.docx59.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Экспериментальная работа «Игра со звуками»

    Постановка проблемы:

  Существует много путей всестороннего развития детей, развития у них творческих  способностей, эмоциональности, мышления, способности импровизировать, личностных качеств, духовного мира. Важнейшим средством формирования этих качеств является музыка, которая учит  слушать и слышать окружающие его звуки, помогает изучать и исследовать мир, формировать своё  к нему отношение средствами музыкально - творческой игры. Музыкально - ритмическая деятельность – это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основной является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средство более глубокое ее восприятия и понимания. Опираясь на современные музыкально – игровые методики, была выстроена система по формированию и развитию музыкально-ритмических способностей ребёнка, которая базировалась на принципе интеграции музыкальной игры с другими видами деятельности, обеспечивая в конечном результате включение дошкольников в импровизационно-творческую деятельность.
Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком – Далькрозом получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольного возраста формы: ритмических упражнений, музыкальных игр. Картавцева М.Т. считает ,что именно дошкольный период является наиболее сензитивным и, если не руководить развитием ребёнка, эти спонтанные проявления останутся нереализованными. 
В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Коноровой. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. По мнению психолога Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…».
 

Экспериментирование – очень интересный и доступный дошкольникам путь познания. Со своими детьми я пробую экспериментировать со звуками. И в этом мне помогают идеи австрийских музыкантов Вильгельма Келлера , Карла Орфа, а в современное время методика  Т.Э.Тютюнниковой - это дает огромный простор для творчества, для достижения главной задачи – научить детей слышать и слушать и понимать музыку!                                                                                      1                                                                                                                                            

 Актуальность экспериментальной работы заключается в целенаправленном развитии и укреплении ритмической системы ребёнка, которая является залогом успешной учебной деятельности, сказывается на формировании речи, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей, укрепляя их сердечно – сосудистую систему, составляет  основу эмоциональной отзывчивости на музыку, способствует становлению творческой личности ребёнка. Актуальность проекта в том, что ребенок более внимательно относится к звуку, с бо́льшим интересом участвует в совместном музицировании, у него исчезают комплексы неумения играть на детских музыкальных инструментах, активно принимает участие во всех видах деятельности,  дает полет фантазии детям в выражении чувств и творческих начинаниях.

  Целью работы – Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными, металлическими и другими предметами и музыкальными  инструментами. Обогатить средствами сенсорномоторного эмоционально-творческого опыта стойких музыкально - слуховых представлений, совершенствовать чувство ритма.

стимулировать развитие музыкально – ритмических способностей посредством музыкальных игр. 

 В соответствии с целью были поставлены задачи:

- Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

- Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.

- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

- Поддержать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушек - инструментов.

 -Через  игры со звуками  расширить возможности музыкального развития детей;

- Развитие творческого потенциала детей разного возраста, вовлекая их в различные виды деятельности;

- Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя творцом.

Задачи педагогической деятельности: 

-Разработать перечень музыкальных игр, способствующих развитию чувства ритма детей и внедрить их в систему НОД, индивидуальную и самостоятельную деятельность.                                                                                                                        

- Создать педагогически целесообразные условия в системе музыкального воспитания, обеспечивающие развитие музыкально – ритмических способностей ребёнка.

- Совершенствовать формы и методы работы, развивающие метроритмические навыки, творческую активность в процессе использования музыкальных игр.

- Наработать вспомогательный музыкально – дидактический материал и использовать его в учебно- педагогическом процессе.

Тип проекта: исследовательский.

Срок реализации: 9месяцев (сентябрь 2016 – апрель 2017 гг.)

Участники: воспитанники 5, 12  старших групп и педагоги ДОУ                                                                      

Организация работы  проводится по трем направлениям:                                             

1.групповая и индивидуальная работа с детьми;

2.взаимодействие и просветительская работа с родителями;                                    2

3.взаимодействие педагогов ДОУ.                                                                                  

Реализация проекта предполагает:

-Развитие чувства ритма, умение играть в ансамбле, импровизировать.

- Ориентирует детей, как на самостоятельность исполнения, так и на самостоятельность оценки его качества.                                                                                                              

- Использование самодельных игрушек – инструментов в самостоятельной повседневной жизни ребенка.

- Проявление активности инициативы в музыкальной деятельности в детском саду: участие в концертах для более младших детей, родителей, использует музыкальный репертуар в игровой деятельности, в режимные моменты и т.д.

 1 этап  подгототовительный.
На данном этапе было проведено предварительное педагогическое диагностирование с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Обследование показало, что не у всех детей достаточно хорошо развито чувство ритма. Основная масса детей справилась только с простейшими ритмическими заданиями, а некоторым детям задания казались и вовсе непонятными. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения чувству ритма. 
 Критерии диагностики музыкально – ритмических способностей дошкольников.
Высокий уровень:
Ребенок умеет правильно и ритмично прохлопывать усложненные ритмы рисунка, проигрывать их на музыкальных инструментах, эмоционально принимает участие в играх. Двигается ритмично, чувствует смену частей музыки , выражает желание выступать самостоятельно, в игровых композициях проявляет творческую инициативу, умеет считывать ритмические рисунки с паузами с карточек – схем и проигрывать их на музыкальных инструментах.
Средний уровень:
Ребенок может правильно прохлопывать ритмический рисунок, но затрудняется в усложненных вариантах, принимает участие в играх с удовольствием, но не проявляет творческой инициативы, Умеет считывать ритмический рисунок с карточек - схем, но

не в сложном варианте, ребенку требуются дополнительные объяснения, показ.
Низкий уровень:

Ребенок малоактивен, нет слуховой сосредоточенности, ритмический рисунок с ошибками, не способен к творческой самостоятельности, неритмично двигается под музыку, равнодушен к оценке взрослого и детей. С большим трудом работает по карточкам-схемам.
На основании результатов диагностических данных спланировала свою дальнейшую работу. В качестве основного средства использовала ведущий вид деятельности – музыкально - игровую, которая системно усложнялась по возрастам.
Понимая, что ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, что развитие музыкальных способностей зависит от грамотно организованной предметно – пространственной среды, способствую созданию комфортных условий, средств и форм организации, обеспечивающих необходимый уровень воспитанников МАДОУ.

Основными принципами, которые легли в основу исследования стали:                3

- Принцип преемственности и взаимосвязи, который ведёт детей от простейших заданий к достаточно сложным и творческим.

- Принцип психологической комфортности, т.е. создания особой предметно – развивающей среды, обеспечивающей условия для эффективного образовательного процесса.

- Принцип интегрированного подхода.                                                                          

2 этап – внедрение подготовленных игр.   Задачи:

-Формирование представлений о долгих и коротких звуках

-Развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их

-Развитие музыкально-ритмической памяти

-Развитие способности к синтезу различных видов деятельности (пение, музыкально-дидактическая игра, музыкально-подвижная игра, театрализованная деятельность)

Чувство ритма – одна из музыкально сенсорных способностей дошкольников, на основе которых формируются более сложные навыки.
Развитие этой способности идёт по следующей схеме:

Развитие чувства ритма:
Способность восприятия
Исполнительские способности



http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/70/69175/69175_html_m8ef98d3.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/70/69175/69175_html_5c998627.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/70/69175/69175_html_m5883335f.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/70/69175/69175_html_3584416a.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/70/69175/69175_html_m140f5f02.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/70/69175/69175_html_569ef522.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/70/69175/69175_html_2ecee3bc.gif

           

Этапы реализации проекта:

1.Постановка цели, создание ресурсной базы;

2.Организация работы над проектом;

3.Презентация результата деятельности.

Для реализации первого этапа необходимо:                                                                        

Создание мотивации: Беседы о разнообразии мира звуков, который нас окружает, выступление музыкантов из детской музыкальной школы № 2.

Формулирование проблемы: учимся слушать и слышать разнообразные  звуки вокруг нас.

Работа с источниками информации - поиск информации о различных звуках и музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

Создание ресурсной базы  для реализации проекта:

- создание ритмических партитур по временам года

- изготовление игр « Сколько куколок поёт?», « Весёлые нотки»

- создание картотеки музыкально – дидактических игр и пособий

Накопление познавательного опыта:                                                                     4

- слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков; 

- знакомство  с основными структурами ритма, учились опознавать их на слух.            

- формирование умений отделять один слог от других, работа над слитностью и долготой звучания, что способствовало развитию навыков делать паузы, соблюдать логическое ударение.

- развитие общей моторике, формированию мышечного чувства с помощью двигательного моделирования ритмических структур.

- формирование координации музыкально - ритмических движений в играх с  мячиком, « Вправо – влево», « Топ-топ, стоп», « Согревалочка», « Весёлые прыжки»                    

- введение  музыки для формирования у детей умения отличать повторы, регулярные звучания от неравных по длительности, например: звучит ровно, одинаково, долго не звучит.

На втором этапе проводилась исследовательская деятельность:

1.опыты «Музыка или шум?», цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки;

2.«Почему все звучит?», цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука (колебание предметов);

3.«Откуда берется голос?», цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи;

4.«Как распространяется звук», цель: объяснить, как распространяются звуковые волны;

5.«Где живет эхо?», цель: подвести к понятию возникновения эха;

6.«Почему Мишутка пищал?», цель: выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера;

7.«Как сделать звук громче?», цель: выявить причину усиления звука.

8. « Сколько куколок поёт?», цель: развивать гармонический слух.

9. « Какие бывают звуки по длительности?», цель: объяснить, что ритм состоит из различных по длительности звуков.

10. НОД « Деревянные истории», «Металлическая фантазия», «Стеклянное королевство», « Бумажный карнавал», « Часовое королевство»…

Работа с родителями: консультации, «Музыка, как часть повседневной жизни»,

«Развитие музыкально - ритмических способностей детей», совместные концерты, участие в развлечениях. Цель: привлечь внимание к важному для ребенка пониманию, что родители являются союзниками в их жизни, занятиях, играх.

Работа с воспитателями: консультации на тему «Звуки вокруг нас», мастер – класс

«Авторские музыкально - ритмические игры». Пополнение музыкальных уголков самодельными  музыкальными  инструментами, выполненные  детьми  совместно со взрослыми.

Заключительный этап: Концертная и творческая деятельность.

Цель: Презентация достигнутых результатов,  обогащение воспитанников эстетическими впечатлениями с учетом возрастных особенностей их развития, возможностей и интересов,  возможностей к самовыражению в деятельности и привнесение в их жизнь радости.

В нашем детском саду мы попробовали реализовать начальные этапы новой для нас программы  «Игра со звуками» и пришли к выводу, что такое направление в               5        музыкальной деятельности очень поможет нам достичь хороших результатов, так как                                                                                                                                                                            диагностика, проведенная по отдельным направлениям музыкального развития показала выросший уровень эмоциональной отзывчивости детей на музыку.
Ресурсная база проекта:

1.Кадровые ресурсы:                                                                                                          

музыкальный руководитель МАДОУ№ 311 Бурнашевская О.Н.

воспитатели МАДОУ № 311  -  Трофименко  Л.И., Белоногова Е.С.              

2. Материально-технические ресурсы:

-предметно-развивающая среда ДОУ

- уголок  познавательного развития (материал для экспериментальной деятельности),

- уголок художественно-эстетического развития (музыкальные игрушки, инструменты, музыкальная фонотека, аудиозаписи со звуками природы, дома, улицы, с программными музыкальными произведениями для слушания, магнитофон),

- уголок конструирования (бросовый материал, модели, алгоритмы создания музыкальных инструментов-игрушек),                                                                                                          

- музыкальный зал (музыкальные инструменты, музыкальная фонотека д/с, музыкальный центр, телевизор, синтезатор)

- среда Детской Музыкальной  школы № 2 (музыкальные инструменты)

3.Программно-методические ресурсы:

-Т. Тютюнникова. Бим! Бам! Бом! Игры звуками, Санкт- Петербург,2003.

-Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

-Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001  г

-Т. Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010

-Мурахтина А. И.Музыкальный руководитель ДОУ № 23г. Липецк. Исследовательский проект.  [Электронный ресурс].

 - Материалы по теме из интернет-ресурсов.

6                                                                  

           

      Экспериментальная работа « Игры со звуками»

                       в старших группах № 5,12.

                                                                       Разработала:

                                                                                                                                                                                                                                               музыкальный руководитель                                                                                    

                                                                                                     МАДОУ №311

                                                                                  Бурнашевская О.Н.

2017                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...

Проект «Веселый каблучок» по развитию чувства ритма у детей 3-4 лет в процессе музыкально-ритмической деятельности/

Развитие музыкально-ритмического воспитания детей младшего возраста. На основе использования музыкальной ритмопластики на занятиях кружка....

Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»...

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...