Тематическое планирование интегрированных занятий по музыке и изо-деятельности
план-конспект занятия по музыке на тему

Баркова Ирина Евгеньевна

Интегрированные занятия по музыке и изо-деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование интегрированных занятий по музыке и изо-деятельности

Я придумываю песню

Занятие по развитию песенных творческих способностей, музыкальные импровизации

ЦЕЛЬ: учить детей подбирать рифму к единичным речевым единицам – словам; продолжать мысль в стихотворной форме; пробовать ритмически оформлять речевую фразу с окончанием в тонике. Закреплять приемы игры на различных музыкальных инструментах

 ХОД ЗАНЯТИЯ

- У меня для вас волшебный сундучок вас . В нем живут шутки. И мы вместе придумаем рифму к словам, которые находятся в нем.

Салфетка – конфетка, ракетка, детка, наседка, беседка и др

Птичка – невеличка, лисичка, закличка, водичка и др.

- Какие вы молодцы! Здорово придумываете! Загляну еще в сундук. Здесь лежит конверт, а в нем предложения без продолжения. Сможете придумать, что было дальше? Не забудьте про рифму.

К нам пришел зайчишка…

• И принес нам книжку

• Зайка – шалунишка

• Озорной мальчишка

• Он дружочек мишки

• Заинька – трусишка

По лесочку я гуляла…

• И цветочки собирала

• И грибы я собирала

• Много птичек я слыхала

• Зайца белого видала

• И ежа я повстречала

В руки куколку возьму…

• Я ей песенку спою

• Поцелую, обниму

• И гулять я с ней пойду

- В сундуке есть еще металлофон. Чем он нам может помочь? Мы придумаем настоящую песенку. Молоточек будет гулять по ступенькам металлофона где захочет, но возвращаться всегда будет домой, на ступеньку «до».

Вот расцвел цветочек…

• Словно огонёчек

• Красный лепесточек

• Это мой дружочек

Пчелки прилетали…

• Мед собирали

• Весело жужжали

Прибегали жучки…

• А потом паучки

• А потом червячки

А потом пришел медведь…

• Да как начал он реветь

• На цветочек посмотреть

Все испугались…

• Быстро разбежались

• Думали – попались

Я цветочек сорву…

• Своей маме подарю

• И домой принесу

Мама улыбнётся…

• Мама засмеётся

Очень я её люблю…

• Маму милую мою

• Ей цветочек подарю.

- Славная песенка у нас получилась! Я думаю, вы её запомнили и можете спеть её маме

_в сундучке есть еще музыкальные инструменты

Проводится музыкально дидактическая игра –отгадай на чем играю

Музыкально дидактическая игра

 Придумай  мелодию  реки

Придумай песню веселых клякс

Спой свою песню

                  Веселые песенки

Развитие творческих способностей детей.

Комплексное музыкальное занятие

Цель: закрепить знания детей о том, что звуки живут во всем, но не все звуки называются музыкальными.

Задачи: помочь детям вспомнить песни, которые они пели в прошлом году, активизировать память, внимание;

развивать творческие песенные способности, вызвать желание петь с удовольствием, выражая свое отношение к музыке.

Развивающая среда: фланелеграф – нотный стан, набор «Веселые нотки, картинки с сюжетом знакомых песен; ленточки на палочках, музыкальные шумовые инструменты для детского оркестра; снежинки-нотки для поощрения правильных ответов, сувениры-подарки.

Ход занятия:

На центральной стене зала помещен фланелеграф – нотный стан. На нем находятся веселые нотки, на обратной стороне которых помещено задание для детей. Дети входят в зал под веселую музыку и садятся на стульчики.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, где живут веселые нотки, знакомые и незнакомые песни, где царствует всем

Фея Музык

Здесь вокруг страна моя, королева – это Я!

Я над нотами хозяйка, мне всегда их очень жалко:

Ведь всего их только семь, а нужны, конечно, всем:

Кто-то песни сочиняет, кто сонаты, кто гавот,

Кто оркестры и сонеты, кто-то Фею в гости ждет,

Чтоб пришло в порыве новом что-то сильное такое,

Чтоб весь мир смог удивиться

Петь, смеяться, веселиться….

Или может чуть взгрустнется – если грустное поётся,

Но без Феи никогда не узнать  вам автора.

Фея: Скажите, ребята, а вы знаете, как называется автор музыки? (Композитор)

-А автор слов песни? (поэт) Акак называются знаки, которыми пишут стихи (буквы?

Как называются знаки, которыми композитор записывает музыку? (ноты).

Музык. рук: Ребята, а скажите где «живут» звуки? (Звуки живут во всем. Ответы детей). Скажите, ребята, а все ли звуки можно назвать Музыкальными? Как мы назовем: звуки дующего сильного ветра или шум прибоя? (Природные звуки) А удар дверью, хлопок мухобойки, сигнал машины, звон посуды? (Бытовые звуки).

Давайте мы с вами организуем оркестр не музыкальных инструментов. Инструментами у нас будут самые необычные предметы.

Оркестр «Немузыкальных инструментов»

Муза: Ой-ой-ой! Это просто невозможно слушать! Прекратите немедленно! Вы считаете, что это музыка? Это же просто шум!

Муз. рук: Ребята, а вы как считаете? Это музыка или просто шум? Правильно, конечно же это шум или шумовое оформление, которое тоже иногда можно использовать для сопровождения музыкального произведения. А кто из вас знает, где живут музыкальные звуки? (ответы детей). Правильно. Музыкальные звуки живут только в музыкальных произведениях, в музыкальных инструментах, в стране музыкальных звуков. Хотите туда отправится? Тогда, чтобы нам веселее было шагать, позовем с собой веселую песенку В. Шаинского и А. Бурениной «Вместе весело шагать» (ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ОБХОДЯТ ЗАЛ И ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПЕРЕД ФЛАНЕЛЕГРАФОМ).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Муз. рук: Вот мы с вами и пришли в сказочную страну, которая называется МУЗЫКА.

: Вот перед нами нотный стан, для нот уютный дом.

Царит там точный нотный план, для нот, живущих в нем.

У каждой имя и квартира, лишь для неё одной.

Все ноты дорожат порядком – живут одной семьёй.

Фея: Ребята, а скажите, нужна ли нам музыка в жизни? Для чего? Что с песней легче делать?

Какое настроение бывает у музыки, песен? (Ответы детей).

Правильно, ребята, вы очень точно подметили, что с музыкой нам и жить веселее, и работать интереснее. Музыка отражает наше настроение, когда нам весело или грустно, мы выбираем музыку под свое настроение. Где бы человек не находился, в каком бы настроении не был, он всегда поет песни, потому что музыка помогает и в трудную минуту, и в радостный час.

Ребенок: Много разных песенок

Есть для нас ребят.

С ними очень весело,

И бегать, и играть.

Фея: Это правда, все мои музыкальные произведения любят, когда о них вспоминают, поют песни, слушают, танцуют и играют с ними. Их так много, а каждую минуту появляются все новые произведения, поэтому мои нотки приготовили для вас задание, чтобы вы поиграли с ними и показали свои знания.

Муз. рук: Тогда, ребята, приступим к первому заданию:

Ноту «ДО» я первую снимаю

И заданье объявляю.

Песни о дружбе» Песни-Настоящий друг , Если с другом вышел в путь

Фея: А теперь пора настала

Для большого карнавала.

Нотка «РЕ» нас всех зовет

В шумный дружный хоровод!

« Мир похож на цветной луг» Шаинского

Муз. рук: Как называется следующая нотка? Правильно, нота «МИ».

Ребенок: Нотка «МИ» нам говорит,

Что картинка здесь лежит.

На картинки посмотрите,

И в них песенки найдите.

(Дети выбирают картинки знакомых песен, вспоминают названье песен, ее авторов, можно попросить ребнка напеть мелодию.

: А как называется следующая нотка?

Эта нотка «ФА» зовётся

Иль заплачет, иль засмеётся.

«ФА», ребята, перед вами –

Песни угадайте сами.

(Дети по началу мелодии угадывают песню и подпевают её).Кашалотик Р.Паулса.Смешной человечек

Муз. рук: Вот и пятая нота –

Нота «СОЛЬ»!

Ждет вас новая работа,

И выполнить её изволь.

Муза: Ребята, жители животного мира узнали, что у вас будет такое интересное путешествие. Со всех песенок животные, насекомые, птицы прислали свои фото, чтобы вы выбрали их и спели знакомую песенку.

Песни о животном мире.  У жирафа пятна –пятнашки Железнова

Муз. рук: Вот перед нами нота «ЛЯ» - нота шесть.

Здесь новое задание есть.

Вы не устали? Тогда о следующем задании нам расскажут сами ребята.

1 ребенок: И от скуки, и от грусти могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки – песни, пляски, звонкий смех!

2 ребенок: Золотой волшебной рыбкой может музыка блеснуть.

И по-дружески с улыбкой вдруг в глаза нам заглянуть.

3 ребенок: Может песней, сказкой  нас шутя развеселить.

Вдруг рассыпаться в аккордах пляски, в хороводе закружить!

(Дети выбирают любой знакомый им хоровод или танец.)Барыня-р.н.м.

Муза: Как жаль, но на нотном стане осталась последняя нота и зовут её….

Дети: Нота «СИ»!

Седьмая нота завершает нотный стан –

Пора о Родине исполнить  песню нам.

«Песня о РОДИНЕ»  Россия ты моя звезда-гр Непоседы

1ребенок: С песней в жизни веселее!

С ней забота – не забота.

С песней спорится работа,

Отдых ярче и светлей!

2 ребенок: Лейся песня, лейся звонко!

Помогай нам всем дружить.

Всем ребятам очень нужно

В этом мире мирно жить.

Муз. рук: Сегодня мы с вами вспомнили много песен, и ещё многие песни узнаем и будем петь на наших занятиях и праздниках. Давайте скажем королеве музыкального мира спасибо и музыкально попрощаемся с ней. (Дети поют музыкальную  распевку  «До свидания»)

В течении всего развлечения детям за правильные ответы давались нотки-снежинки.

Фея: Я сегодня получила самый лучший подарок для любой королевы – это то, что вы были у меня в гостях. Вы все активно участвовали и были не равнодушны к музыке

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы отправляемся с вами в обратный путь,и, как всегда, в дороге с нами будет веселая песенка.

«Веселые путешественники» муз. М. Стародамского, сл. С. Михалков

«Волшебные звуки музыки»

Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами - скрипкой и виолончелью.

Задачи: расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей, воспитывать музыкально-эстетический вкус.

Словарная работа: обогащение словаря (скрипка, виолончель, тетива, шпиль, жило, смычок, баритон, мажор, минор.

Оборудование: плоскостные музыкальные инструменты – скрипка, виолончель; костюмы героев; записи классических произведений: «Весна», Вивальди, «Вальс» Штраус.

Предварительная работа: беседа и рассматривание картинок с изображением музыкальных инструментов (скрипка и виолончель)

В зал под музыку Вивальди «Весна» вбегает девочка, легко двигается под исполнение произведения, затем берет в руки скрипку, имитируя игру на ней.

*на фоне музыки звучат слова

Музыкальный руководитель

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив

Его названье…

Девочка

Скрипка!

Музыкальный руководитель

Здравствуй, Домисолька, мы рады тебя видеть. Чем нас порадуешь?

Домисолька

Сегодня вы познакомитесь с историей двух музыкальных инструментов – скрипки и виолончели. Приготовьтесь внимательно слушать и смотреть.

(из-за ширмы появляются плоскостные музыкальные инструменты и начинают вести диалог)

Виолончель

Здравствуй, Скрипка!

Скрипка

Здравствуй или Добрый день, Виолончель!

Виолончель

Сотни лет знакомы, в каждом концерте играем вместе, а всякий раз я рада встрече с тобой.

Скрипка

Мы же родственники, смотри, как похожи друг на друга. Только ты большая, и звук у тебя низкий, густой, благородный, а я маленькая, и голос мой тоньше, нежнее, прозрачней.

Виолончель

Маленькая, да удаленькая. Ведь это тебя называют «Королевой оркестра».

Ты, конечно, изящней и стройнее, вон талия, какая тонкая! Тебя держат у плеча, а меня – упираясь в пол металлическим стержнем. А стержень этот называется – шпиль.

Но устроены мы всё равно одинаково: у тебя четыре струны, и у меня тоже.

А ещё мы самые певучие из всех инструментов – наш голос может звучать без перерыва как угодно долго. Родственники, одним словом.

Скрипка

Да… А помнишь, как всё начиналось?

Давным-давно первобытный охотник изобрел лук, пускал стрелы и слушал, как звенит тетива. Но звук быстро угасал. Тогда взяли в руки два лука сразу и потерли тетивой о тетиву. От этого звук тянется дольше, инструмент «поёт». А если к струне – тетиве прибавить ещё несколько жил разной толщины, да натянуть их не на лук, а на пустой ящик, то звуки будут громче, красивее, разнообразнее.

Виолончель

А второй лук постепенно переделали в смычок – палочку с натянутыми на неё пучком конского волоса.

Кстати, уважаемая скрипка, у тебя до сих пор натуральный конский волос на смычке?

Скрипка

Конечно, из конского хвоста.

Виолончель

А у меня из конской гривы.

Скрипка

Такой, какая я сейчас, меня сделали около 400 лет тому назад добрые мастера – волшебники из итальянского города Кремона. Никогда не забуду их имена: Амати, Гварнери и великий Страдивари.

Виолончель

Неужели настоящие волшебники.

Скрипка

Конечно. Ведь все вещи портятся со временем, с годами теряют качество. А скрипки кремонских мастеров, чем дольше живут, тем прекраснее звучат. Да и что я все о себе да, о себе. Хочу тебя послушать.

Виолончель

Имя моё происходит от имени наших с тобой предков – виол, что в переводе означает фиалка, анютины глазки.

Выходит, я Виолончель,- Большая Фиалка, Большие Анютины Глазки. Да ведь и твоё имя в оркестровых партиях пишут не скрипка, а Виолино.

Скрипка

Это означает – самая маленькая из Виол.

Виолончель

Говорят, что мой голос больше других инструментов напоминает человеческий и ближе всего к мужскому баритону.

Мне особенно удаются широкие, напевные мелодии, но я легко справляюсь с трудными по исполнению произведениями.

Скрипка

А я знала хорошо всем известного скрипача – Никколо Паганини. Он так замечательно играл на скрипке, что его даже обвинили в колдовстве.

Виолончель

За что?

Скрипка

Люди не верили, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке. С его именем связаны легенды. Одна из них рассказывает о том, что однажды во время концерта у Паганини вдруг одна за другой начали лопаться струны. Почему это произошло, никто не знает. Но великий скрипач продолжал играть, как будто ничего не произошло. Представляешь, уважаемая виолончель, он играл всего на одной струне. И самое интересное – никто из зрителей не заметил этого.

Виолончель

Вот что значит талант, мастерство.

Скрипка

Извини, меня, пожалуйста, виолончель, мне пора на репетицию.

Виолончель

Увидимся вечером на концерте, там будут ещё наши друзья – Синьор Мажор и Синьор Минор.

*Звучит музыка.

Музыкальный руководитель

Пришла пора начать наш небольшой концерт, а помогут в его проведении два синьора: это Синьор Мажор и Синьор Минор (выходят мальчики, одетые в соответствующие костюмы).

Синьор Мажор

Друзья, представиться, спешу,

Знакомству очень рад.

Меня зовут Сеньор Мажор

Я лучших друг ребят!

С собой всегда я приношу

Улыбку, шутку, смех,

И если дружен ты со мной

То ждет тебя успех.

Синьор Минор

А я зовусь Синьор Минор

И вот что вам скажу:

Со смехом мне не пути,

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая, слёзы лить

И предлагаю вам:

Давайте вместе погрустим

О чём – не знаю сам.

Музыкальный руководитель

Сейчас вы услышите звучание скрипки. В исполнении учащейся музыкальной школы прозвучит «Песня Моцарта».

*исполняется «Песня Моцарта»

Синьор Мажор

Со мною будешь бодр и смел

И всем на удивление

Любую трудность победишь

Мажорным настроением!

Музыкальный руководитель

В исполнении учащейся музыкальной школы прозвучит произведение «Заинька».

*исполняется «Заинька».

Синьор Минор

Со мною будешь тих и мил

И трудные мгновения

С улыбкой грусти обойдешь

В минорном настроении.

Музыкальный руководитель

Ребята, послушайте звучание виолончели и скрипки. Для вас сейчас выступят преподаватели музыкальной школы Татьяна Павловна и Ирина Владимировна.

Музыкальный руководитель

А сейчас, внимание, музыкальная пауза «Юные музыканты» (дети имитируют игру на скрипке и виолончели)

Синьор Мажор

Так пусть всегда, так пусть везде

Улыбка красит лица!

Синьор Минор

Улыбка с грустью пополам

Всем тоже пригодится.

Музыкальный руководитель

Сейчас вы услышите ещё одно произведение.

О вальсе сказано немало.

Он в песнях и стихах воспет,

Но сколько б танцев ни бывало,

А лучше вальса, право, нет!

*исполняется вальс.

Синьор Минор

А если грустные деньки

Припомнить захотим –

Зовите так: «Синьор Минор!» -

И вместе погрустим.

Синьор Мажор

А станет страшно вдруг в пути –

Смелей, дружок, не трусь!

Ты позови: «Синьор Мажор!» -

Я тут же появлюсь!

Музыкальный руководитель

И в заключение нашего небольшого концерта звучит «Пьеса».

*исполняется «Пьеса».

Домисолька

Всем спасибо за внимание

Вот настал момент прощанья

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»

(под музыку Домисолька покидает зал, Синьор Минор и Синьор Мажор сопровождают её).

Музыкальный руководитель

-Ребята, понравился вам концерт?

- С какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились?

- Давайте подойдем к ним поближе, можете их потрогать.

- А сейчас, внимание, закроем все глаза.

*звучит «Вальс».

Представьте, что мы с вами очутились в волшебной музыкальной стране, где все вы превратились в маленьких музыкантов. А теперь откроем глаза и покажем игру на одном из понравившихся вам инструменте – скрипки или виолончели. А кто не хочет играть, может просто станцевать. (Дети имитируют движения игры на выбранных ими инструментах или просто танцуют).

Музыкальный руководитель

Молодцы, ребята. Я желаю вам всегда и везде дружить с музыкой, чтобы она дарила вам только добро и хорошее настроение.

Конспект музыкального занятия «Самое главное слово-мама»

 Лидия Березниченко

 Конспект музыкального занятия «Самое главное слово-мама»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Музыкальные профессии

ПРИВЕТСТВИЕ:

Педагог пропевает «Доброе утро», «Здравствуйте» и просит детей ответить ему так же.

Педагог спрашивает как называется его профессия и для чего нужна профессия музыкальный руководитель, предлагает узнать, какие ещё бывают музыкальные профессии.

МУЗЫКАЛЬНО_РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:

«Хороводный шаг». Музыка П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

Педагог предлагает превратиться сейчас в танцоров, которые играют роль принцев и принцесс. Дети идут танцевальным шагом, вытягивая носок.

«Марш». музыка Н. Богословского

Идти бодро, ритмично, правильно координируя работу рук и ног. Следить за осанкой. Педагог говорит детям, для чего они учатся красиво маршировать, т. к. скоро праздник.

Танцевальное движение «Ковырялочка». Ливенская полька

Предложить детям выполнить упражнение, как веселый танец. Педагог двигается вместе с детьми.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, МУЗИЦИРОВАНИЕ:

«По деревьям скок-скок»

По деревьям скок-скок

ДА орешки щелк-щелк.

Кто же это? Отгадай!

Это белка так и знай!

Пропевая песню, прохлопать ее ритмический рисунок. Спросить у детей, какие шаги были в этой песне. Разделить детей на две группы, мальчикам раздать деревянные палочки и предложить сыграть эту песню четвертными, а девочкам румбу и предложить сыграть эту песню восьмыми длительностями. Спеть песню всем вместе, поиграть в оркестр. Спросить, как называется человек, который руководит оркестром.

Воспитатель помогает, дирижирует.

// Участие воспитателя в подобных упражнениях обязательно.

«Назови музыкальную профессию»

Педагог предлагает угадать, как называются эти профессии.

На пианино – пианист На трубе – трубач

На гитаре – гитарист На баяне – баянист

На барабане – барабанщик На скрипке – скрипач

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА:

«Коза и козленок»

Идет коза рогатая, идет коза бодатая (Сделать «Козу»)

К ней козленочек спешит, колокольчиком звенит, (Имитация игры на колокольчике)

За козленком бежит волк, и зубами щелк да щелк. (Запястье левой руки прижать к запястью правой, пальцы рук соприкосаются, имитируюя стук зубами волка)

Рассердилась тут коза (Стучим кулаком об кулак)

Волку выколю глаза (Сделать «козу)

СЛУШАНИЕ:

«Утренняя молитва» музыка П. Чайковского

Педагог рассказывает о том, что в то время, когда было написано это произведение, денб человека начинался и заканчивался обращением к Богу. Молясь, человек настраивался на добрые мысли и поступки, благодарил Бога за то, что наступил новый день и просил, чтобы этот день прошел благополучно.

// Учить детей отзываться на музыку. При помощи наводящих вопросов помогать им рассказывать о характере произведения. Развивать эстетический вкус.

РАСПЕВАНИЕ, ПЕНИЕ:

«От носика до хвостика». Музыка М. Парцхаладзе

Спросить у детей, что они знают о профессии певца. Предложить превратиться в певцов и певиц и вспомнить песни, которые учили. Предложить желающему ребенку быть солистом, надеть шапочку (ушки) щенка. Дети исполняют песню, а солист свою партию.

«Песенка друзей». Музыка В. Герчик

Сыграть песню, спросить, кто из детей узнал, что это за песня. Предложить исполнить песню.

«Бравые солдаты». Музыка А. Филиппенко

// Воспитывать чувство любви к своей родине.

ПЛЯСКА:

«Веселый танец». Любая веселая музыка.

Спросить у детей слышали ли они слово «ди-джей», сказать детям, что оно означает. Предложить потанцевать. Напомнить детям движения танца.

// Развивать танцевальное творчество детей. Создать радостную, шутливую атмосферу.

ИГРА:

«Снежки». Любая веселая мелодия.

Пока звучит музыка, дети передают друг другу снежок, когда музыка заканчивается, ребенок, у которого снежок в руках рассказывает, что нового он узнал на занятии. В конце музыкальный руководитель хвалит детей.

// Развивать внимание. Попевка «До свидания!»

          Музыка природы

«Гармония музыки и природы»

Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к классическому наследию, чувство прекрасного, умение видеть красоту природы и оберегать ее, слышать красоту музыки.

Формировать представления детей о взаимодействии музыки и окружающей природы, активизировать слуховое внимание, побуждая прислушиваться к звукам окружающего мира. Познакомить с творчеством, композиторов – классиков и темами природы в их творчестве. Учить детей различать характер музыки, выразительные интонации мелодии. Побуждать передавать свои впечатления об осеннем времени года в рисунке, развивать фантазию.

Оборудование: музыкальный центр с записями музыки, презентация по содержанию занятия, ноутбук, экран, видеопроектор, пособие по восприятию музыки «Смайлики», различные раскраски на осеннюю тематику по количеству детей, карандаши.

Ход:

Звучит спокойная музыка со звуками леса, дети входят в музыкальный зал.

М. р. Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь на стульчики, только не шумите, сегодня к нам в зал пришла необычная музыка, не спугните эти звуки.

Тихо – тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде

В разноцветном, расписном.

- Закройте глазки и прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети прислушиваются, затем отвечают.

М. р. Древние люди жили в близости с природой. Они слышали шум леса и воды, пение птиц и шелест трав и пытались повторить эти звуки, используя то, что было под руками: рога животного, натянутый на щепку волос, панцирь черепахи, разные камешки, кусочки дерева. Так появились первые музыкальные инструменты: дудочки, шумелки – шуршалки, барабанчики.

Берёзовая роща – это арфа:

На ней играет набежавший ветер

Простую, незатейливую песню…

А бор сосновый - золотой орган,

И музыка его почти что зрима:

Она взлетает вверх движеньем кроны.

И убежавший в поле перелесок,

Как парень, растянул свою гармонь

Широкую мелодию Руси

И вижу я в орешнике – рожок,

И слышу я в осине – балалайку,

И клён звенит,

Как бубен настоящий!

И я теперь совсем не удивляюсь,

Как много музыкальных инструментов

Подметил у природы человек…

- Прошли тысячи лет, изменились музыкальные инструменты, люди научились сочинять сложную музыку и записывать ее с помощью нотной азбуки. Но так же как тысячи лет назад древние люди, композиторы прислушиваются к звукам окружающего мира и передают их в своих произведениях. Послушайте, как гармонично звучат капли дождя и музыкальные звуки.

Звучит инструментальная пьеса «Дождь»

Много звуков чудесных в природе –

Соловей в тихой роще поет…

Но волшебные звуки мелодий,

Композитор для нас создает.

В творчестве каждого композитора есть музыка, так или иначе связанная с природой. Австрийский композитор Антонио Вивальди сочинил цикл симфонических произведений «Времена года». Сколько времен года вы знаете?

Дети: Четыре: зима, весна, лето и осень.

М. р. Вот и у Антонио Вивальди в цикле четыре произведения, каждое из которых соответствует одному из времен года. У нас сейчас осень и мы послушаем фрагмент 3 части цикла - «Осень». Какие картины природы вам представляются?

Звучит музыка. После прослушивания, дети делятся впечатлениями.

- М. р. Подумайте, а в каких природных явлениях мы можем услышать музыку?

Дети: В шуме воды и ветра, вьюги, деревьев в осеннем лесу, шуршании травы, грохоте грома, журчании ручейка весной и звоне капели и в других явлениях.

М. р. предлагает немного отдохнуть и предать голосом разные звуки природы:

Журчание ручейка – негромко булькают язычками

Шелест листочков – ш-ш-ш - шипят

Песню журавлей – ай- ай- ай – печально коротко пропевают

Шум ветра – у-у-у - гудят

Щебетание птиц – цвинь- цвинь-цвинь – проговаривают и т. д.

М. р. А сейчас представьте, пожалуйста, что вы маленькие птички.

Проводится упражнение на релаксацию всего организма

«Птички».

Вы летаете по осеннему лесу и любуетесь его красотой. Вот вы присели на макушку высокой липы и почувствовали дуновение теплого ветерка. С его порывом вы понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземляйтесь свой стульчик, который будут самым уютным гнездышком на лесной полянке.

М. р. - Музыкальное творчество П. И. Чайковского очень тесно связано с темой нашей русской природы. В цикле фортепианных пьес «Детский альбом» есть пьесы о природе – «Зимнее утро» и «Песнь жаворонка». Есть у Петра Ильича фортепианный цикл, названный, как и у Антонио Вивальди, «Времена года». Но в нем 12 пьес, ровно столько, сколько месяцев в году. Каждая пьеса имеет два названия. Первое – это месяц года, второе говорит нам о музыкальном образе пьесы. Мы уже знаем, что музыка может нарисовать перед слушателями картину природы, подражая ее звукам и голосам. Но главная особенность музыки в том, что она может передавать настроения и чувства людей. И сегодня мы попытаемся понять, о чем хотел нам рассказать Петр Ильич в произведениях цикла. Послушаем десятую пьесу цикла «Октябрь. Осенняя песнь». Возьмите в руки карточки – смайлики и поднимите тот смайлик, настроение которого соответствует настроению музыки.

Звучит фрагмент пьесы в фортепианном изложении. Дети прислушиваясь, поднимают карточки – смайлики. У некоторых спокойные, у некоторых – грустные.

М. р. – Вы правильно подняли карточку с задумчивым спокойным смайликом. Правы и те, кто поднял грустный смайлик. Музыка пьесы очень спокойная, задумчивая, но она вызывает грустные, печальные мысли. Осенняя природа очень часто навевает именно такое настроение. Почему, как вы думаете?

Дети: Природа засыпает, опадают листья, улетают плицы, мало солнца и т. д.

М. р. Вы правы, и композиторы и поэты и художники - люди искусства именно так воспринимали и переживали осень: задумчивость, легкая грусть или же глубока печаль в звуках, словах и красках.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл.

А. Пушкин

- А сейчас я предлагаю вам пройти к столикам, где для вас приготовлены раскраски на осеннюю тему. Располагайтесь поудобнее, перед вами карандаши осенних цветов, выбирайте себе любую понравившуюся раскраску, слушайте музыку и раскрашивайте.

Звучат произведения А. Вивальди, П. Чайковского и других композиторов. Дети раскрашивают иллюстрации. После завершения, м. р. предлагает детям поставить рисунки на выставочный стенд.

- Что интересного, нового вы сегодня узнали? Связаны ли природа и музыка между собой? Назовите природные явления, которые можно озвучить? Музыку каких композиторов вы сегодня услышали. Запомнили ли вы названия пьес и циклов?

Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча, поставьте возле своего рисунка веселый смайлик, если нет – грустный. Спасибо, до свидания!

            Музыка или шум?

Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материал: металлофон, ложки, кубики, коробочки, дид. игра «Яйца».

Рассматриваем предметы. Могут ли звучать? Играем мелодию на металлофоне, узнаём, пропеваем. Можем ли извлечь её на других предметах? Вывод: что такое музыкальные и шумовые звуки.

2. Почему всё звучит?

Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука – колебания предметов.

Материал: линейка, лист бумаги, коробочки, колокольчик.

Есть ли у линейки голос? Если лежит – нет. Как извлечь звук? Что происходит с линейкой? Она дрожит.

Бумага трубочкой – подуть – дрожит. Коробочка, колокольчик – дрожат. Вывод: Звук возникает при колебании предмета.

3. Откуда берётся голос?

Цель: Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране голоса.

Материал: гитара

Произнести фразу: шёпотом, громко, приложив ладонь к горлу. Откуда идёт звук? Из горла (дрожит). Струна как схема голосовых связок. Как сделать громче? Сильнее дёрнуть. Осторожно – не порвать!

4. Как распространяется звук?

Цель: объяснить, как распространяется звуковая волна.

Материал: ёмкость с водой, камешки, банка с водой.

Как мы слышим друг друга? Звук по воздуху долетает от одного к другому.

Бросаем камешки в воду, смотрим на круги. Бросаем камешки в банку, слушаем – сколько камешков? Так и звук передаётся по воздуху.

5. Почему Мишутка пищал?

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от размера звучащего предмета

Материал: гитара

Вспоминаем сказку «Три медведя». Извлекаем звуки на гитаре – на чей голос похож? Рассматриваем струны. Вывод: чем толще струна, тем ниже звук.

6. Как сделать звук громче?

Цель: выявить причину усиления звука.

Материал: расчёска, рупор.

Извлечь звук из расчёски. Приложить к столу и снова извлечь звук. Вывод: дрожит стол вместе с расчёской, звук становится громче. Вывод: чем больше предмет, тем сильнее звук.

Если заблудились в лесу – делаем ладони рупором и кричим, усиливая звук.

7. Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков.

Материал: 2 расчёски разной величины, изображения комара и шмеля.

Извлекаем звуки из расчёсок с разным размером зубьев, сравниваем, рассматриваем. Вывод.

8. Поющая струна.

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от частоты колебания предмета.

Материал: гитара

Слушаем звучание струны при различном натяжении. Делаем вывод.

Музыка выражает настроение человека

Цель: Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке. Приобщать детей к ценностям традиционной русской культуры, поддерживать интерес к различным видам музыкальной и изобразительной деятельности.

Задачи:

Воспитательные:

• Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.

Развивающие:

• Развивать умение детей высказываться о музыке, употребляя прилагательные: быстрая, радостная, живая, весёлая, народная.

• Развивать умение повторить ритмический рисунок музыки;

• Развивать умение детей передавать в рисунках цветовое содержание прослушанных музыкальных произведений.

Образовательные:

• Совершенствовать умения передавать в свободном творческом движении характер музыкального произведения, его образное содержание, особенности ритмического, мелодического, динамического развития;

• Развивать словарный запас. Рассказать детям о скоморохах;

Закреплять знания о музыкальных инструментах ;

Упражнять в исполнении ранее разученных музыкальных и

хореографических произведений.

Музыкальный материал: Аудиозаписи произведений: «Клоуны» Д. Б. Кабалевский, р. н. м. «Во саду ли в огороде», ансамбль «Жаворонки» «Как ивановы дочки». Музыкальные инструменты: трещотки, ложки, бубенцы, треугольники.

Зрительный ряд: презентация «Народные инструменты», портрет композитора Д. Б. Кабалевского, Предварительная работа: Прослушивание произведения Д. Б. Кабалевского «Клоуны», разучивание народных игр, песен, танца «Девичий хоровод», оркестр «Во саду ли в огороде», игра – хоровод «Карусели». Материал: инструменты оркестра, мультимедийная установка, альбомные листы, гуашь, кисточки, стаканчики с водой.

Ход НОД: Дети проходят в зал, где их встречает музыкальный руководитель. Музыкальное приветствие:

Солнышко ясное, здравствуй! Небо прекрасное, здравствуй!

Все мои подружки, все мои друзья! Здравствуйте ребята, как люблю вас я!

Ирина Александровна здравствуйте. Музыкальный руководитель. Ребята, какое у вас сегодня настроение? Может ли музыка передать настроение? Давайте послушаем музыку, и вы мне расскажите, какое у неё настроение? Кого можно представить под эту музыку?

Слушание: «Клоуны» Д. Б. Кабалевский.

Муз. руководитель. Как звучала музыка? Кто такие клоуны? Почему композитор дал такое название? А вы хотели бы оживить этих клоунов? Как это можно сделать?

Приглашаю вас в круг, покажем музыку в движении.

Импровизационное пластическое интонирование.

Муз. руководитель. Ребята, давным-давно на Руси жили люди, музыканты и весельчаки и звались они скоморохами. Скоморохи ходили по городам, деревням и давали концерты. А чтобы было веселее, брали себе в помощники разные музыкальные народные инструменты. Презентация «Народные инструменты» Давайте вспомним, какие народные музыкальные инструменты вы знаете? Как называются музыкальные инструменты, в которые нужно дуть? Назовите ударные инструменты. (ложки, трещотки.) Почему про них говорят ударные? Ответы детей: Молодцы ребята, вы всё сказали верно. А вы хотели бы встретиться со скоморохом? Как вы думаете, как он выглядет, какой у него характер? Какую музыку он играет? Встречайте нашего гостя. Выход скомороха (ребёнок из группы) Как его называют? Правильно – это и есть скоморох. Скоморох: Я – Скоморох, молодец лихой. По ярмарке гуляю, музыкальные товары предлагаю. Муз. руководитель. Какие товары предлагаешь, на всём ты сам и играешь? Скоморох. Конечно! Я же умелец! Муз. руководитель. Получается, что наши дети тоже умельцы. Они умеют играть на разных музыкальных инструментах, правда, ребята? Скоморох. Выходит, что так! А вот и мой музыкальный товар. Кто отгадает, тот и покупает! Много языков у тётки, а зовут её… (трещотка). Игра «Повтори ритм за мной» (скоморох простукивает ритм, а дети повторяют). Муз. руководитель. Какую народную мелодию мы с вами уже играли на музыкальных инструментах? Предлагаю сыграть оркестр. Оркестр «Во саду ли в огороде». Муз. руководитель. Ребята, а мы можем голосом передать звучание инструмента? Исполняются распевки по выбору детей: «Дудочка», «Та- тирли- рина», «Андрей воробей». Муз. руководитель. Ребята, скоморох принёс нам народные инструменты, а что ещё бывает народным? Правильно, народными бывают песни. - Какую народную песню вы знаете? Исполняются песни по желанию: «Купим мы бабушка», «Матаня». Муз. руководитель. Ребята, а что бы вы хотели подарить скомороху?

Импровизационный ход занятия по выбору детей (может танец или игру)

Например, исполняется танец «Девичий хоровод».

Или игра «Золотые ворота», «Калачи».

А вы хотели бы нарисовать портрет скомороха? Дети рисуют под музыку. Скоморох, мы и слушали, и пели, а что ещё мы сделать не успели? Скоморох. Приглашаю честной народ ко мне в хоровод. Кто в круг попадает, тот движенье предлагает. Скоморох. Гуляй, гуляй. Да дело знай. Муз. руководитель. Ребята, скоморох предлагает вспомнить, что нового вы узнали сегодня? Какую музыку послушали? Дети. Мы узнали, кто такие скоморохи. Муз. руководитель. Чем вам понравилось заниматься на занятии? Какое настроение принёс нам скоморох?Чтобы не кончалось веселье, приглашаю прокатиться на карусели. Игра – хоровод «Карусели». Под музыку дети катаются на карусели.

Муз. руководитель. Приходи к нам скоморох, приноси веселье.

Ещё не раз прокатимся с тобой на карусели.

А сейчас пора прощаться снова в группу отправляться.

Под народную музыку дети выходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству и народной музыке

Консультация к педсовету раскрывает механизмы интеграции, обосновывает различия между интегрированныой и комплексной непосредственно-образовательной деятельностью. Даются рекомендации по поланированию...

Календарно-тематическое планирование на тему "Неделя музыки"

Календарно-тематическое планирование на тему "Неделя музыки". Цель: развитие творческих способностей детей средствами музыкального искусства; продолжать знакомить  детей с музыкальными ...

конспект Интегрированного занятия по музыке и изо-деятельности для подготовительной группы

развитие пространственно-образногомышления посредством музыкального и изобразительного искусств...

Конспект интегрированного занятия по музыке и хореографии «Путешествие в страну музыки»

Конспект интегрированного занятия по музыке и хореографии...