Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству и народной музыке
консультация по теме

Золотарева Ольга Валерьевна

Консультация к педсовету раскрывает механизмы интеграции, обосновывает различия между интегрированныой и комплексной непосредственно-образовательной деятельностью. Даются рекомендации по поланированию интегрированных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_integrirovannykh_zanyatiy_.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация к педсовету.

Тема: Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному

 народному творчеству и народной музыке.

Подготовила  Золотарева О.В.

                                                       

Не секрет, что народное искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности. Народное искусство осваивает и вместе с тем представляет человеку богатство окружающего мира, истории своего народа, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.

Но человек может остаться равнодушным к народной культуре, искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.

Народное искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет интегрирование.

Интеграция – процесс сближения, создания единого целого. Интегрированный подход в приобщении к культурному наследию башкирского и русского народов формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.

Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов народного искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности:

- в устном народном творчестве – слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры).

- в народно-прикладном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм): лепка (форма, объем, пропорции, поза); аппликация (форма, цвет, композиция) и др.

- в народной музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Общим и уникальным для всех жизненных проявлений, отражающимся в любом виде народного творчества, является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен. В этом смысле ритм – общий признак, выражающийся у разного народа по-особому. Немалое значение для эстетического, духовно-нравственного формирования личности ребенка-дошкольника средствами интеграции заключается в том, что важнейшей составляющей интегрированных занятий есть народное искусство (устное творчество, декоративно-прикладная деятельность, музыка).

Подбору произведений народного искусства для интегрированных занятий нужно уделять большое внимание. Образы должны быть яркими, впечатляющими, вызывающими эмоциональный отклик у детей.

Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. Вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны.

Интегрирование разных видов народного искусства, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу, а народное искусство синкретично по своему характеру.

Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом, что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.

В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет следующие средства развития детей: декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество и народная музыка; и поэтому очень актуальна, так как:

-интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

-помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

-развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения народного искусства;

-воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих  и музыкальных способностей ребенка;

-формирует духовно-нравственные ценности, способствует патриотическому воспитанию.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через культурное наследие русского и башкирского народов.

Задачи: 

  1. Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.
  2. Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, продуктивной деятельности.
  3. Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации.
  4. Научить выделять главное из потока информации.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

Интегрированные занятия ведутся по трем направлениям: декоративно-прикладная деятельность, устное народное творчество, народная музыка.

                                                                         

 

Планирование интегрированных занятий

Последовательность организации планирования:

- определение и постановка цели;

- выделение общих линий в планировании (темы циклов, блоков);

- отбор содержания образования и воспитания, художественного

материала по каждому блоку;

- конкретизация задач, тематики, формы проведения.

Материал, объединенный в циклы, дает не только взаимодополнение и систематизацию разнообразных знаний о культуре русского и башкирского народов, но и обогащает впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, играх, художественно-творческой деятельности.

Перед началом планирования интегрированного занятия необходимо выбрать

  1. Объект интеграции.
  2. Компоненты интеграции (виды декоративно-прикладной деятельности, устного народного творчества, народной музыки).
  3. Структуру интегрированного занятия.
  4. Методы интегрирования (взаимодействия).
  • методы синтезирования (связывающий; перевод из одного вида искусства в другой; соподчинение, при котором один вид искусства доминирует над другим);
  • методы активизации и приемы включения детей в деятельность(словесные, наглядные, игровые, экспериментальные и т.д.)
  1. Форму проведения:

- тематическое занятие;

- доминантное занятие;

- сюжетно-ролевая игра;

- игра-путешествие;

- дидактическая игра;

- театрализованное представление.

Интегрированное построение занятий, во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения – свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; в третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.

Литература.

1.Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход.- М., 2007.

2.Художественно-эстетическое развитие дошкольников: интегрированные занятия. – Волгоград,2005.

3.Управление ДОУ.2003. № 4. С.89.

4.Управление ДОУ.2005. №5. С.31.

5.Управление ДОУ.2005.№5. С.110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по декоративно-прикладному творчеству "Дымковский индюк"

Интегрированное занятие по декоративно-прикладному творчеству "Дымковский индюк" содержит викторину во дымковской росписи  и аппликацию с элементами рисования для детей средней (старшей) группы....

Методическое объединение Конспект интегрированного занятия по декоративно – прикладному искусству старшая группа, «Юные живописцы»

Программные задачи:Образовательная область «Коммуникация»: Развивать умение детей выстраивать высказывания, побуждать более, точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположени...

Интегрированное занятие по декоративно-прикладному искусству в средней группе "Дымковская игрушка".

                             Цель: 1. Закрепить знания о дымковских игрушках.       2. З...

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия по Декоративно-Прикладному творчеству в группе младшего возраста «Путешествие в сказочную страну Дымка»

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством – дымковской игрушкой. Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях; формировать инте...

Конспект интегрированного занятия по декоративно-прикладному творчеству в группе младшего возраста «Путешествие в сказочную страну Дымка»

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в группе младшего возраста "Путешествие в сказочную страну Дымка" Цель занятия - ознакомление детей с декоративно - прикладным искусств...