мастер-класс "Речевые игры"
методическая разработка по музыке (средняя группа) по теме

Ветошкина Татьяна Александровна

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Решается проблема развития речевой активности детей, перехода от речевой деятельности к певческой, разучивания песенного репертуара в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_rechevye_igry_2017.docx32.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ

Тема: 

Некоторые вопросы певческой практики в работе с детьми дошкольного возраста. 

Приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Ветошкина Татьяна Александровна
музыкальный руководитель 1 категории
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 387» г. Перми

Целевая аудитория: музыкальные руководители

Место проведения:

Дата проведения:

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с приемами, активизирующими речевую и певческую деятельность детей дошкольного возраста.

Задачи:
• Познакомить с игровой формой проведения артикуляционной разминки

Познакомить педагогов с речевыми и пальчиковыми играми.

• Разучить с музыкальными руководителями песни и музыкальные  игры.


Используемый материал: презентация, пальчиковые игрушки.


Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросе развития певческих навыков детей дошкольного возраста.

Структура мастер-класса: 
1.Теоретическая часть.
Вступительное слово по теме:

Некоторые вопросы певческой практики в работе с детьми дошкольного возраста. Приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.

2.Практическая часть – разучивание речевых игр, музыкального материала. 

3.Рефлексия.

  1. Теоретическая часть.

     Добрый день, дорогие друзья. Наш цикл мастер классов продолжает темы «Приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста».
   Эта тема очень актуальная не только для специалистов-музыкантов, но и для всех педагогов и родителей: словарный запас современных детей очень редко отличается разнообразием лексикона и интонации. В своем информативном поле дети не получают достаточной почвы для развития и обогащения лексикона, мультфильмы, которые смотрят дети отличаются резкими интонациями и неразвернутыми предложениями, что сказывается на развитии речи детей, их способности выразить мысль красиво и грамотно.
     Как отмечает Л.Лашкова «…в настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов».
   Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений; что обедняет не только речь, но и душу ребенка.
   Все меньше родителей читают детям сказки даже перед сном, поют колыбельные и того меньше. Встает вопрос: где ребенку слышать красивую, правильную речь? Конечно же, на помощь можем прийти мы, работники дошкольного образования, в частности, музыкальные руководители. Ведь в нашем арсенале есть возможность использовать и речевые и музыкальные интонации.
Очень важно сформировать у детей представление о голосе, как музыкальном инструменте человека, данного ему природой с самого рождения. Сформировать у детей потребность говорить и петь правильно, красиво, выразительно. Итак, с чего же можно начать?

    Огромную помощь в работе по активизации речевой деятельности и формированию певческих навыков на начальном этапе оказывают речевые игры, которые очень нравятся детям. Малыш знакомится со своим голосом, проговаривает стих в заданном темпе со всеми вместе, голос каждого ребенка, согласованный с общим ритмом звучания, становится более управляемым, поскольку является частью единого потока и подчиняется единым задачам: темповым, динамическим. Речевые игры мы сопровождаем движениями, звуковыми жестами, шумовыми инструментами. Такие разнообразные формы дают детям возможность для более прочного запоминания ритмической формулы по всем возможным каналам восприятия: слуховые, двигательные, речевые, наглядные, позволяют проявить ребенку речевые навыки более непринужденно и свободно.

       Речевые игры позволяют развивать:

  • подвижность артикуляционного аппарата
  • способствовать формированию правильного звукообразования, речевого и певческого дыхания
  • позволяют формировать детям понятие о темпе, динамике.
  • Проведение речевых игр группой, подгруппами и в парах позволяет детям развивать коммуникативные навыки, учиться на примере других детей.

    Материалом для речевых игр могут служить детские фольклорные формы, короткие стихи и даже тексты песен. Очень хороший результат в пении дает первоначальное заучивание текста песни и лишь затем дальнейшее его пропевание.  Этот способ разучивания песни, идущий  от ритма к вокализации,  упрощает работу над ритмическим ансамблем в пении. Пока мы ведем работу над текстом в виде речевой игры, у детей уже идет запоминание ритмического рисунка поэтического текста, ведь проговариваем мы  его в соответствии с длительностями мелодии. На этом этапе очень важно дать детям пояснения непонятных слов и оборотов, если ребенок понимает смысл, он лучше запоминает и чище поет.

  1. Практическая часть.

Теперь я предлагаю провести несколько речевых игр, для этого приглашаю всех пройти в середину зала и встать в круг. Первая речевая игра, с которой мы сегодня познакомимся, называется «У Якова». Эта игра способствует развитию координации движений, координации речи и движения, помогает стабилизировать ритмический ансамбль, способствует активизация речевой деятельности.  Свободное выполнение движений делает ее непринужденной и забавной. Давайте попробуем ее разучить.

Исходное положение -  руки перед собой, согнуты в локтях, сжимаем - разжимаем пальцы рук.  Все движения выполняются в том ритме, в котором проговаривается текст. После двух строчек называется часть тела (рука, нога), которая выполняет движения).

У Якова, у Якова было десять сыновей,
Они не ели, и не пили, и не спали, все плясали!
правая рука
 (движения вверх – вниз выполняет правая рука)

У Якова, у Якова было десять сыновей,
Они не ели, и не пили, и не спали, все плясали!
левая рука
(движения вверх – вниз выполняет правая рука). И т.д.

Видите, как весело мы провели очень полезное занятие! Даже если у вас что-то не получилось с первого раза, ничего страшного, главная задача – ритмический ансамбль и активизация речевой деятельности все – равно достигнута.

      Вторая игра называется «Пять обезъянок». Она проводится под веселое моторное музыкальное сопровождение, которое помогает поддержать эмоциональный настрой детей и держит ритмический шаг исполнения. Послушайте текст первой части:

  1. Пять обезъянок прыгали с кровати,
    И одна упала головою вниз,
    А мама к телефону,
    А доктор отвечает: «Запретите детям прыгать, мисс!»

     В каждой части обезъянок становится на одну меньше, а текст остается прежний.

     Между частями  игры на проигрыш мы будем танцевать кто как захочет - свободная импровизация.
Проводится игра «Пять обезъянок»

     Какие молодцы! Повеселились, смогли выразить свои эмоции через танец, смогли проговорить текст в едином темпе! Молодцы!

     Теперь немного отдохнем, присаживайтесь в зрительный зал и поговорим о пальчиковых играх -  это еще одна форма работы по активизации речевой деятельности детей. Пальчиковые игры нравятся как детям младшего дошкольного возраста, так и старшим детям. Их использование  с усложнением задач уместно в работе с детьми дошкольного возраста. Малышам они полезны тем, что активизируют речевую деятельность, помогают установить взаимосвязь между словом и действием, координировать речь и движение. Оживляет восприятие детей и то, что при игре мы используем пальчиковые игрушки – цыплята, зайчики, мышата и др. Ребенок, одевая пальчиковую игрушку, отождествляет себя с ее образом, удивляется, начинает играть и, в процессе игры, озвучивать своего маленького героя. Даже самые стеснительные дети-молчуны начинают говорить от имени пальчиковой игрушки, озвучивать ее действия.

   Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Обязательно надо дать детям возможность пообщаться с игрушкой, поиграть определенное время,  не ставить сразу задачу выучить текст игры  и выполнить движения. Ребенку необходимо время познакомиться с игрушкой, понять, как необходимо с ней играть, действовать, каковы ее возможности. Поэтому я предлагаю надеть игрушку на пальчик, причем мы заранее находим указательный пальчик, проверяю, как дети справились с заданием. Спрашиваю, кто к нам пришел в гости? Какого цвета? Придумываем герою имя, здороваемся с ним. Затем начинаем с элементарных игровых ситуаций – кормим, поим, гуляем, танцуем. Игра проводится сидя на полу. Все действия мы озвучиваем, у детей это вызывает живой интерес и порой, первые яркие проявления активности в речевой деятельности.

     (Предлагаю участникам мастер-класса взять пальчиковую игрушку).

     Посмотрите, какие цыплятки спрятались в травке, давайте возьмем одного цыпленка и оденем на указательный пальчик. Молодцы! Погладим цыпленка! Какой он? (Ответы участников). Правильно, желтый, мягкий, пушистый, маленький! Придумайте цыпленку имя! Цыпленок в нами здоровается – как он говорит? (имитация). А теперь он снова запищал, слышите? – пи-пи-пи-пи! Что он просит? Он пить захотел! Давайте попоим его водичкой – буль-буль-буль! Снова цыпленок пищит – пи –пи-пи-пи! Он кушать захотел! Покормим его зернышками – клю-клю-клю! Молодцы!

Затем можно потанцевать – покрутить ладошкой, пойти погулять и исполнить песенку «Вышла курочка гулять», найти маму-курочку. Финал игры можно организовать самый разнообразный, главное, что мы поработали с пальчиковой игрушкой – озвучили ее действия.

     А теперь погладим своего цыпленка, он у нас устал, давайте возьмем его в ладошки и покачаем немножко. Какую песенку мы будем петь?

Правильно, колыбельную:
Баю, баю, баю, бай,
Спи, цыпленок, засыпай,
Баю, баю, баю, я тебя качаю!

Давайте положим цыплят к корзиночку, пусть отдохнет, а потом опять играть придет!

     Вот так дети играют пальчиковыми игрушками, цыплятами, гусями, мышками, а мы с вами развиваем не только речь детей, но и фантазию, воображение, творческие способности детей.

   

 3 часть. Рефлексия.

     А теперь предлагаю пополнить творческую копилку речевыми играми: мы с вами вспомним и  запишем тексты речевых игр, с которыми сегодня познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...