«Формирование музыкально-эстетического восприятия дошкольников с помощью народного фольклора». Презентация мастер-класса музыкального развлечения «Чудесный сундучок»
методическая разработка по музыке на тему

Анташкевич Надежда Игоревна

С помощью исполнения песни или мелодии любого народа, ребенок учится канителенному голосоведению. Так же происходит правильное формирование интонационного исполнения. Имеется заключение о том, что народное пение наиболее удобное для правильного формирования певческого аппарата ребенка.

Музыкально-фольклорное творчество правильно формирует музыкальное мышление ребенка. Так же поддерживает естественное звуковыражение. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря»

Региональный конкурс

«Мастер-класс как одна из форм деятельности педагога ДОО»

Тема: «Формирование музыкально-эстетического восприятия дошкольников с помощью народного фольклора».

Презентация мастер-класса музыкального развлечения

 «Чудесный сундучок»

                                                    Музыкальный руководитель

Анташкевич Надежда Игоревна

Анадырь

2017 г.                                                                                                  

Народный фольклор и творчество помогают нашему обществу приобрести духовность в жизни. Многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Для правильного формирования представления у детей о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В связи с этим сегодня возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Жанры народного творчества – народная мудрость.

Фольклорные произведения русского, чукотского, казачьего, и других народов помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

В МБДОУ «Ладушки» проявляет заинтересованность в сохранении культурного наследия предков и передаче детям народных традиций, как  родного края, так и всей России в целом.

Приоритет в содержании художественно-эстетического развития в МБДОУ «Ладушки» отдан направлению работы по приобщению детей к истокам казачьей, русской и чукотской народной культуры.

Основные цели музыкально-фольклорного развития дошкольников:

1) развитие духовно-нравственных качеств;

2) интеллектуальное развитие;

3) развиваются музыкальные способности.

4) развитие речи и слуха;

5) формирование эмоциональной сферы;

Нельзя не подтвердить значимость народного песнетворчества. С помощью исполнения песни или мелодии любого народа, ребенок учится канителенному голосоведению. Так же происходит правильное формирование интонационного исполнения. Имеется заключение о том, что народное пение наиболее удобное для правильного формирования певческого аппарата ребенка.

Музыкально-фольклорное творчество правильно формирует музыкальное мышление ребенка. Так же поддерживает естественное звуковыражение.

Для каждой группы рекомендуется использовать фольклорные колыбельные, частушки, наигрыши, игры, потешки, заклички, скороговорки, песни и даже целые обряды. Все это необходимо для правильного формирования речи и дикции, голосоведения и духовно-нравственного представления о народах России. Проект занятия прилагается.

В результате проведения музыкально-фольклорных мероприятий с дошкольниками старшей и подготовительной группой МБОУ д/с «Ладушки» должны сформироваться следующие навыки:

  1. Представление о народной культуре, традициях, обычаях, сформирована на начальном этапе.
  2. Сформируется представление о декоративно-прикладном искусстве Русского народа.

3 Начнет вырабатываться навык плавного голосоведения.    

Отсюда вытекает основной вывод:

Формой передачи культурных ценностей является фольклорное исполнительство. Исполняя фольклорные произведения у ребенка задействуются все каналы восприятия внешнего мира (аудиальный, кинетический, визуальный). Так же происходит правильное формирование и развитие певческого аппарата. В связи с этим считаю нужным рекомендовать изучение и использование музыкально-фольклорного творчества в дошкольных учреждениях. Одной из задач которых является правильное развитие творческо-этетических и духовно-нравственных способностей и ценностей ребенка.

Тема: «Чудесный сундучок».

Цель:  Подвести детей к пониманию, что искусство отражает окружающий мир. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, каждый мастер выполнял все от начала до конца. Тайны мастерства передавались от учителя к ученику из поколения к поколению.

Задачи:

 - Воспитывать любовь и уважение к народному фольклору;

- Развивать эмоционально-образное восприятие средствами разного вида искусства;

- Сформировать умение передавать с помощью образов особенности трудовой деятельности человека с помощью художественного слова, музыки и декоративно-прикладного искусства;

- Формировать навыки определять художественный замысел разных видов народного искусства с помощью выразительности исполнения.

Проводится предварительная работа:

- Знакомство с русским народным творчеством и предметами декоративно-прикладного искусства.

- Заучивание стихотворений, песенного и танцевального материала.

Материальное обеспечение:

- образцы хохломской росписи.

- народные фольклорные костюмы.

- рушик.

- шумовые инструменты.

- сундучок

- презентация о народном костюме и инструментах.

Содержание мастер-класса:

Ход мероприятия:

Под музыку «Коробейники» в зал входит Марьюшка.

Марьюшка: Доброго здоровья всем вам ребята и гости. Сегодня мы с вами будем играть, петь и веселиться. А сначала я познакомлю Вас с моим Чудесным сундучком.

(На середину зала выносят сундук).

Марьюшка: Ребята хотите узнать что внутри сундучка? Он не простой волшебный.

(открывает сундучок и достает русский сарафан и рубашку).

Марьюшка: Кто из Вас хочет померить Русскую национальную одежду?

Мальчик : А ну ка, давай нарядимся в эти вещи? (берет за руку девочку)

Дети одевают одежду, входит ведущая.

Марьюшка:  Дети, такую одежду люди в старину носили. Вот сарафан, его одевали на праздники. Хороводы водили девушки. Рубашку носили молодцы, подпоясываясь. (Слайд 2)  

Дети. Вот бы посмотреть, как жили люди на Руси, чем занимались, как проводили свой досуг?

Марьюшка: Я с удовольствием расскажу Вам. (Из сундука достает блюдце с яблочком).

Катись, катись, яблочко наливное по серебряному блюдечку.

Покажи нам старую старину: морей глубину, гор высоту,

Лесов гущину, небес красоту.

Нашу родимую Русь - матушку, ее житье, бытье и досуг…

Звучат колокола.

Марьюшка: (Слайд 3) Ребята, а знает ли кто-нибудь из Вас стихи о Руси Матушке?

Ой ты Русь моя васильковая,
Сердцу милая, песня новая.
Спелым колосом ты украшена
Русь веселая, бесшабашная.

Не повенчана с иноверцами:
Коль не любится, так не стерпится.
Не возьмут в полон тебя вороги.
Песни русские сердцу дороги.

Сколько Русь пришлось тебе выстрадать,
На большой войне биться, выстоять.
Разоренную, поднимали вновь
Труд сынов твоих, дочерей любовь.

Марьюшка: Ну что, ребята, заглянем еще в наш чудесный сундучок? (Заглядывает и достает рушник). Ребята, как вы думаете для чего нужен?

Номер выход с рушником (песня «Приехали гости»)

В конце выносят гостям «хлеб-соль»

Марьюшка: (Слайд 4) Хлеб-соль! Так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, выражение гостеприимства.

Марьюшка: Еще заглянем в наш чудесный сундучок. Достает игрушку расписаную под хохлому. (Слайд 5)

Эта роспись называется Хохломская. Издавна русский народ славился трудолюбием и стремился украсить свой быт. Почти все в избе делалось своими руками: вырезали посуду из дерева, лепили из глины, плели корзины, лапти, валяли валенки, ткали, шили одежду, вышивали изделия, лепили и расписывали игрушки для детей.

Марьюшка:  Ребята хотите попробовать расписать тарелки?

На мольберты клеятся альбомные листы в форме тарелок. Детям дают краски. Они пытаются повторить орнамент с предложенной тарелки.

Марьюшка: (показывает образцы с элементами росписи Слайд 6) Здесь изгибающаяся веточка с листочками и ягодами (смородиной, вишней, малиной), цветы, травка, завитки. Сочетание золотого, красного, зеленого и черного цвета.

Марьюшка: Молодцы, работайте внимательно, ведь «хорошая работа всегда славится на века».

Под музыку выбегает скоморох.

Скоморох: Наряд мой пестрый,

Колпак острый,

Шутки и смех веселят всех!

Как меня зовут ребята?

Дети: Скоморох

Скоморох: Привет, девчонки и мальчишки! А вот и я Скоморох!

Марьюшка, а можно мне тоже из сундучка что-нибудь достать.

Достает из сундучка колокольчик.

Скоморох: Делу – время, потехе – час! Красны девицы, да добры молодцы, собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!

Со всех сторон сходятся дети и выстраиваются в хоровод.

Скоморох: Я знаю, что можно с этим колокольчиком сделать. На Руси играли в старинную игру «Звонари». А играли на Руси в неё так.

(Выбирались двое ребят: один с колокольчиком-»звонарь», другой-»жмурка».

Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга.

«Жмурке» завязывали глаза.) «Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!»-увёртывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Марьюшка: Ах, как играли вы весело и задорно. А ну-ка Скоморох, достань из сундучка еще что-нибудь интересное.

Скоморох:(Достает из сундука бубен и ложки и треугольник). О ребята посмотрите. Что это такое? Вы знакомы с этими инструментами. Как они называются? (бубен, ложки треугольник

Марьюшка: А как называются эти инструменты? И какие инструменты вы еще знаете? (Слайд 7)

Дети: (перечисляют инструменты)

Марьюшка: А теперь отгадайте-ка мои загадки.

  1. В лесу выросло, из леса вынесли, в руках плачет, а кто слушает-скачет. (рожок)
  2. В лесу тук-тук! В избе ляп-ляп! В руках дзинь-дзинь! На полу топ-топ. (балалайка)

Скоморох: а умеете ли вы на них играть? А ну-ка посмотрим.

Дети: Оркестр музыкальных инструментов.

«Во саду ли в огороде» оркестр русских народных инструментов совместно с детским шумовым оркестром.

Скоморох: Как хорошо ребята играют! Играют, народ забавляют.

Трень-брень, струночки, трень-брень, звонкие!

Марьюшка: Ребята заглянем еще в наш сундучок? (достает платочек) Ой, а что же означает этот платочек…

Скоморох: Как что? Платочек означает, что веселые частушки пора петь. А ну девчата собирайтеся.

Девочки исполняют частушки:

Мы девченочки - умейки:

Вышиваем и прядем.

Мы частушки сочиняем

Весело в саду живем! Уух..  

Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я Андрюшу поджидала

Часами, минутками. Уух..

Чтобы печка разгорелась

Надо жару поддавать!

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать! Уух..

Ой, девчата! А давайте хоровод заведем.

Хоровод «Ой на горке калина»

Ой, на горке калина, да, ой, на горке калина, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

Я калину ломала, да я калину ломала, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

Я в пучёчки вязала, да я в пучёчки вязала, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

Край дорожки складала, да край дорожки складала, да!

Припев:

Ой, на горке, молоденький, калина, да,

Ой, на горке, серебренький, калина, да.

Скоморох: (Слайд 8) Какое веселье, какой праздничный день! Сундучок наш нас повеселил и уму-разуму научил.

Марьюшка: Вот уж солнце закатилось, все вокруг навеселились, вам девчата и ребята пора по домам. Приходите еще в гости к нам.

Звучит песня «Калинка».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря» Региональный конкурс «Мастер-класс как одна из форм деятельности педагога ДОО» Тема: « Формирование музыкально-эстетического восприятия дошкольников с помощью народного фольклора ». Презентация мастер-класса «Чудесный сундучок» Анташкевич Н.И . музыкальный руководитель Анадырь 2017

Слайд 2

Русский народный костюм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" Мастер - класс для музыкальных руководителей ДОУ г. Ярославля 17.03.2017.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом " Д. Лихачёв....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца.

Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца....

мастер-класс «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи у детей дошкольного возраста с помощью народного фольклора "

Некоторые направления народного фольклора для развития речи у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских   дошкольных учреждений «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...