Маленький оркестрик
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Баранова Наталия Александровна

Дополнительное музыкальное образование для дошкольников музыкальный кружок "Маленький оркестрик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_orkestrik.docx41.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кружок «Маленький оркестрик» для детей 6-7 лет.

 

Цель: Формировать интерес к познанию мира музыки, к подлинным образцам мировой музыкальной культуры через ознакомление с  музыкальными произведениями,  музыкальными  инструментами  и элементарное музицирование на них.

Задачи:

1.Знакомить детей с миром музыкальных инструментов через восприятие музыкальных произведений в оркестровой и инструментальной обработке.

2.Расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре. Развивать слуховое внимание и музыкальную память.

3.Учить играть на  детских шумовых и музыкальных инструментах. Совершенствовать приемы извлечения звуков, соблюдая общую динамику и темп, интонационную выразительность.

4.Формировать навыки сотрудничества и сотворчества в детском коллективе ( ансамбле, оркестре)

5.Развивать импровизационное обращение детей со знакомым материалом и умение использовать его творчески.

6.Познакомить с группой ударных народных инструментов, обучить         навыкам игры и ритмической импровизации на этих инструментах.

7.Познакомить с простейшими народными духовыми инструментами.

8 музицировать в ансамблях: ложкарей, ударных инструментов (шумовых и мелодических), простейших духовых (свистулек)

9. Развивать тембровый слух, умение определять звуковую окраску инструмента, узнавать его звучание. Побуждать детей давать словесную характеристику тембрам инструментов, описывать словами характер и манеру исполнения.

Содержание в большей степени определяется репертуаром, который  является подлинным образцом  мировой музыкальной культуры. Именно в дошкольном возрасте  ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого зависит его последующее музыкальное развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства,  постоянно расширять их представление  о музыке разных эпох и стилей.

Оркестровка музыкальных произведений – привлекательнейшая для детей деятельность, способствующая ярким эмоционально – оценочным проявлениям. Дети 6-7 лет в состоянии играть на звуковысотных музыкальных инструментах, выполнять задания самостоятельно, проявляя свое отношение к музыке, чувству музыкальной формы, творческие способности.

Изучение народных инструментов (музыкальных и шумовых):

  1. Знакомство с историей создания и бытования.
  2. Знакомство со звуковой палитрой.
  3. Овладение элементарной техникой исполнения на ударных и духовых инструментах, сочинение и воспроизведение различных ритмов и мелодий.
  4. Сочинение и демонстрация несложных музыкальных произведений, звуковых сцен.
  5. Имитация на  инструментах голосов животных и птиц.
  6. Исполнение разных по характеру музыкальных произведений, создание инсценировок в сопровождении народных инструментов.

Ознакомление с инструментами  симфонического оркестра:

  1. Прослушивание музыкальных произведений в записи.
  2. Сообщение названия музыкального инструмента.
  3. Указывание, к какой группе инструментов он относится.
  4. Описание словами характера звучания, особенностей тембра, специфики окраски звука.
  5. Описание внешнего вида, рассматривание его на иллюстрации, фотографии или рисунке.
  6. Возможные способы звукоизвлечения (как возникает звук, устройство инструмента)
  7. История создания инструмента.

Репертуар:

  1. «Полька» М.И.Глинки.
  2. «Латвийская полька» обр. Раухвергера.
  3. «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
  4. «Где был Иванушка?» РНП.
  5. «Расписная ложка» муз. и сл. Суховой.
  6. «Саратовские переборы» РНМ.
  7. «Немецкая песенка» П.И.Чайковского
  8. «Шарманка» Д.Шостакович
  9. «Вальс петушков» муз. Стриббога
  10. «Во саду ли в огороде» РНМ
  11. «Во поле береза стояла» РНП.
  12. «Камаринская» РНМ.
  13. «Калинка» РНМ.
  14. «В лесу родилась елочка» муз. Бекман
  15.  «Маленькой елочке» муз. Красева.

Уровень сформированности  музыкальной культуры:

 Сосредоточенность внимания, продолжительность восприятия, выразительность исполнения  при игре на ДМИ, оригинальность творческих проявлений (импровизаций на ДМИ), глубина высказываний о музыке, выразительность оценочных суждений о красоте музыки, наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке.

Эти показатели свидетельствуют о развитии эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, основ вкуса, представлений об идеале, т.е компонентов музыкально-эстетического сознания детей, проявлением которого является эмоционально-оценочное отношение к музыке, свидетельствующее о началах становления музыкально-эстетической культуры ребенка; выявляют развитие мышления, воображения, творческих способностей в процессе восприятия музыки, что свидетельствует не только  о музыкальном, но и общем развитии детей.

Тематическое планирование

Занятие№1

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

сентябрь

« Звучи, городок!»

«Музыкальный городок»

«Музыкальный теремок»

«Новые жители музыкального городка»

октябрь

«Сказка  про русские инструменты»

Игра РНМ на русских шумовых инструментах.

 « Расписные ложки» - игры с ложками;

Игра в ансамбле

«Расписная ложка» мз.и сл. Суховой

«Сколько дудочек на свете?»

« Расписная ложка» -

ансамбль

« Чем народ  в старину потешали?»

«Расписная ложка» -ансамбль

ноябрь

« Звуки вокруг нас»

«Саратовские переборы» РНМ- ансамбль

«Звуки природы»

-//-

«Музыкальные звуки»

-//-

« Народная музыка»

-//-

декабрь

« Придумаем музыкальную сказку»

«Маленькой елочке» - игра в ансамбле на металлофонах

« Музыка русской зимы»

«Маленькой елочке» - игра в ансамбле на металлофонах

« Стихи и звуки»

«Маленькой елочке» - игра в ансамбле на металлофонах

« Поиграем вместе на ДШИ»

«Маленькой елочке» - игра в ансамбле на металлофонах

январь

« Жил-был симфонический оркестр»

«Что такое тембр?»

«Марш деревянных солдатиков» -игра на ДШИ

«Щелкунчик»

П.И.Чайковский

«Что такое динамика?»

«Марш деревянных солдатиков» -игра на ДШИ

-//-

«Поиграем в тишину»

«Немецкая песенка» Чайковского –  на бубнах и треугольниках

-//-

«Что такое пауза?»

«Немецкая песенка» Чайковского -  на румбах и колокольчиках.

февраль

« Петя и волк» С.С.Прокофьев

«Немецкая песенка» Ч

-//-

«Интонация в музыке»

«Немецкая песенка» Ч.

-//-

«Кто в оркестре главный?»

«Немецкая песенка» Ч.

-//-

«Как мы музыку сочиняли»

«Немецкая песенка» Ч.

март

«Золушка»

С.С.Прокофьев

«Шарманка» Ш

«Шарманка» Д.Д.Шостакович

«Детская полька» М.И.Глинка

«Детская полька» Гл.

апрель

 «Во саду ли в огороде» РНП

«Марш деревянных солдатиков» Ч

«Вальс» Е.Тиличеевой

«Во саду ли в огороде» РНП

«Во поле береза стояла» РНП – металлофоны

«Вальс» Е.Тиличеевой

«Во поле береза стояла» РНП – металлофоны

«Во саду ли в огороде» РНП

май

«Маленький оркестрик»

«Вальс петушков»

Стриббога

-//-

«Вальс петушков»

Стриббога

-//-

«Вальс петушков»

Стриббога

-//-

«Вальс петушков»

Стриббога

Сентябрь

Занятие №1 «Звучи, городок»

  1. Д/и  «Назови свое имя» (использовать румбу),
  2. «Мостик» (металлофон , ксилофон),
  3. Д/и «Постучи в воротца!».
  4. Д/ «Чудесный мешочек» (знакомые ДШИ)
  5.  «Как у наших у ворот» РНП (игра в ансамбле)

Материал и пособия: ДШИ, аудиозапись « Как у наших у ворот» РНП, «чудесный мешочек». Стулья по количеству детей.

Занятие №2 «Музыкальный городок»

  1. Беседа о том, что происходило на предыдущем занятии.
  2. «Игра с фразами»  (погремушки),
  3. Д/ «Узнай по звуку»
  4. «Одна Матрешка – много»,
  5. «Матрешки учатся плясать».

Материал и пособия: ДШИ, погремушки, деревянные матрешки.

Занятие № 3 «Музыкальный теремок»

1.Совместная  сюжетная игра- импровизация «Музыкальный теремок».

2. «Как у наших у ворот»  РНМ (ансамбль)

Материал и пособия: большие кубы, ДШИ.

Занятие № 4 «Новые жители музыкального городка»

  1. Внести ДШИ (круговую трещетку, хлопушку, рубель, алчек, свистульки, манки) – пробовать извлекать звук разными способами.
  2. Рассматривание иллюстраций старинных русских народных инструментов  (запоминать название, материал, из которого изготовлены)
  3. «Лесные музыканты» - прослушивание аудиокассеты (на чем играли лесные музыканты, имитировать  игру на разных инструментах).
  4. Д/и «Поиграл – передай».
  5. Заключительная беседа месяца « Где мы были – мы расскажем, что мы делали – покажем»

Материал и пособия: ДШИ, иллюстрации, книги с иллюстрациями, кассета «Лесной бал».

Октябрь

Занятие №1  «Сказка  про русские инструменты»

  1. Здравствуйте, ребятки,

Розовые пятки,

Звонкие соловушки,

Умные головушки.

Сегодня будет сказка про народные инструменты. А вы какие знаете? (ответы)

«Жили-были давным давно русские люди. Мастерили они для себя простые музыкальные инструменты. Голоса инструментов были похожи на звуки и голоса окружающего мира. Самые простые инструменты мастера назвали ударными (почему?) Для малых деток придумали шаркунки – погремушки из бересты. Внуть насыпали камушки или зернышки. Встряхивая шаркунок мы слышим шуршащие, шаркающие звуки (рассмотреть на иллюстрации)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Стал и рубель шумовым инструментом. Сначала  хозяйки использовали его для глажения белья ( белье наматывали на круглую палочку и водили по нему рубелью), а потом веселые люди стали на рубели играть деревянной палочкой. Звук получался высокий, трескучий. На рубели можно  и лошадку, и сороку, и утку, и лягушку изобразить

(показ и отгадывание). Вот как из обыкновенной доски получился чудо-инструмент!

А вот это бубенцы!

Цынцы-брынцы бубенцы, раззвонились, молодцы.

Цец, бец, цер – берец, поиграй нам, молодец.

И трещотка – трескотуха  тут же с ними. Трещит резко и громко, будто сердится. А вот ее родственница – трещотка-флажок (круговая трещотка) – любительница отпугивать всех злых духов.

Для чего служит ложка?

Ложки две чудеса творят – стоит в руки взять – весело стучат.

Самые незатейливые простые народные инструменты – это деревянные ложки. На них можно играть  разными приемами: «Лошадки», «Шофер» и др.

2. Игра  РНМ на русских шумовых инструментах.

Занятие №2  «Расписные ложки»

  1. Деревянные ложки – простейший народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Ложки изготавливали из березы, ольхи, осины, липы. Вырезали их из сырой древесины. Сначала из деревянной заготовки – баклуши вырезали как бы лопаточку, более широкое место – где черпачок, и поуже –к черенку. Затем специальным инструментом – теслом вырубали черпачок. Потом снимали стружку, сушили, шлифовали и отделывали.

Ложки украшают резьбой , росписью, выжиганием, покрывают лаком и закаливают. На  ложках можно играть по-разному: «Лошадка», «Шофер», «Тарелочки» - способы игры. (поучиться)

«Наши ложечки...»

Наши ложечки проснулись, потянулись к солнышку, поздоровались,

Завтракать теперь начнем, блинчиков мы напечем.

Пойдем гулять, развлекаться, да на качелях качаться.

Рассердились наши ложки и поссорились немножко.

Помирились ложки, маленькие крошки.

За окном  уже темно, ложкам спать пора давно.

  1. «Расписная ложка» - разучивание песни  с аккомпанементом.

Занятие № 3 «Сколько дудочек на свете?»

  1. Беседа о самом первом духовом  инструменте. Рассказ о флейте Пана.

« В одном сказочном лесу жил-был бог лесов по имени Пан. Он родился таким некрасивым, что  его собственная мама испугалась вида новорожденного от него. Пустилась бежать от  страшного Пана и красавица Сиринга, лесная девушка, которую как-то раз встретил Пан, бродя по лесу. Прекрасная нимфа бросила свой лук и стрелы, с которыми вышла на охоту и помчалась прочь  от козлоногого чудища в паническом страхе. Напрасно пан кричал ей о  своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ветра.

И вдруг ей дорогу преградила река. Все ближе топот копыт приближающегося Пана.Нимфа стала умолять реку укрыть ее от бородатого чудища. Река вняла ее мольбе и превратила Сирингу в тростник . Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей тростника и смастерил новый музыкальный инструмент. А назвал он этот инструмент именем красавицы нимфы – сиринга или сиринкс. Печальные нежные звуки свирели с тех пор часто раздавались в окрестных селах и горах. Это играл опечаленный Пан, оплакивая свою несчастную судьбу. Вот такая сказка, легенда. Ей четыре тысячи лет.

Рассматривание иллюстраций  разных духовых инструментов, прослушивание их звучания в записи. Игра со свистульками, свирелями, дудуками, свистками, пищалками.

  1. « Расписная ложка» - разучивание песни  с аккомпанементом.

Занятие №4  « Чем народ  в старину потешали?»

  1. Чтение сказок  о скоморохах и их музыкальных инструментов.

Внести скоморошечьи шапки, музыкальные  инструменты, пробовать импровизировать небылицы в лицах.

  1. «Расписная ложка» - разучивание песни  с аккомпанементом.

Ноябрь

Занятие №1

«Звуки вокруг нас»

  1. Слушаем голоса вещей ( извлечение звуков из материалов разной фактуры – дерево, железо, пух, шерсть, глина, бумага и тд; прислушаться к ударам – громко – тихо, стучать палочкой, ложкой; сравнение «голосов»  ударных инструментов с «голосами» вещей. Основное содержание в процессе сравнения голосов – музыкальные инструменты – это те вещи, которые сделали люди нарочно, для музыки, научившись у голосов вещей. Спросить, откуда берется музыка, что дети про нее знают).
  2. «Саратовские переборы» РНМ - игра в ансамбле (ложки с бубенцами, трещотки, хлопушки, свирели).

Занятие №2

 «Звуки окружающей природы»

  1. Движение воздуха. Зачем нужен воздух? Чтобы дышать, дуть , прочищать легкие, играть на музыкальных инструментах, разгонять снег и тьму. Зачем ветер? Чтобы шли парусные корабли, работали мельницы, крутились флюгера. А человек может сделать так, как делает ветер? Может (попробовать дуть сильно и слабо). Можно воздухом надувать мыльные пузыри.

Давайте подуем и прислушаемся, кто из вас что услышал? То, что мы услышали, похоже на звук «ф». Люди давно услышали в дуновении такой звук и появилось много незнакомых вам слов, которыми стали называть музыкальные инструменты, в которые дуют: флейта, фагот. Звук от дутья в большие трубы называется фанфары. Но звук ф – тихий звук, громче и шумнее человек вообще подуть не может, если дуть просто так. А если подуть в трубу? (дети играют с духовыми инструментами).

  1. «Саратовские переборы» РНМ

 Занятие №3

«Музыкальные звуки»

  1. Звуки разделяются на две важные группы: шумовые и музыкальные.

«Все на свете дети знают, звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот, самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,

Стук колес и звон стакана, тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые. Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки.»

Каждый музыкальный звук обладает силой ( громко-тихо)

«Сказка про кота»

Жил-был кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил,

Да чуть потише на печке храпел –

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как- то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышатами бой.

Громко крича он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот : «Брысь»

И врассыпную они понеслись.

( А на самом деле в то время, когда кот спал , происходило вот что)

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,

К стене провернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались!    Е.Королева.

Каждый звук имеет свою длительность. Чередование звуков разной длительности образует ритмический рисунок. Исполнение попевки «Петушок, петушок»РНМ (определение длительности звуков)

Каждый музыкальный звук обладает высотой.Д/и «Бубенчики».

Любой звук, существующий в природе и любой музыкальный звук обладают тембром – окраской. Поэтому мы отличаем голоса людей, звучание одного музыкального инструмента от другого.

Игра «Укрась музыку»

Детям предлагается для прослушивания музыкальное произведение, они определяют его настроение и выбирают подходящий по звучанию музыкальный инструмент, украшают звучание на выбранном инструменте.

2.«Саратовские переборы» РНМ

Занятие №4

«Народная музыка»

1.Что такое «народная музыка» -это песни, танцы, хороводы, частушки, игры- которые сочинил русский народ.  Колыбельные песенки помогают укачать ребенка, убаюкать его, успокоить. Эти песенки звучат тихо, ласково, напевно. Исполнить РН Колыбельную.

«Однажды царь проверял караул и увидел, что один солдат-то вроде спит.

- Спишь? – спрашивает царь.

- Никак нет, - отвечает солдат, - не сплю!

- А что же ты делаешь?

- Звезды считаю.

- Ну и много насчитал?

- Здесь тьма –тьмой. Здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел сосчитать – вы помешали…

Попробуй проверь этого солдата!

А если бы солдат и впрямь вздумал звезды пересчитать, смог бы он это сделать? Нет конечно. Их на небе видимо-невидимо.»

А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, кА и звезды на небе.

Всегда любил русский народ песню веселую и грустную. Песни помогали людям трудиться и отдыхать.

«Во поле береза стояла» РНП – аккомпанировать на ДШИ, подгруппа детей водит хоровод.

«Во кузнице» - исполнение с аккомпанированием деревянными ШИ.

«Ой, вставала я ранешенько» РНП – исполнять с аккомпанементом

ДШИ по выбору детей).  «Саратовские переборы» .

Декабрь

Занятие № 1.

«Придумаем музыкальную сказку»

  1. Использовать для сюжета сказки д/и с ДШИ:

Ложки – ритмическая игра «Веселые ложкари»;

Колокольчики – «Колокольчики проснулись;

Бубен – «Тише, громче в бубен бей»;

Дудочка- «Передай дудочку».

  1. Игра на металлофоне «Маленькой елочке холодно зимой» муз. Красева.

Занятие №2.

«Музыка русской зимы»

  1. Слушание зимних звуков, изображение звуков зимы на ДШИ.

«На тройке» Чайковского; рассматривание иллюстрации;

«Ой, мороз, мороз» РНП – слушание и аккомпанирование металлическими  ударными инструментами.

  1. Игра на металлофоне «Маленькой елочке холодно зимой» муз. Красева.

Занятие № 3

«Буквы, звуки и стихи»

  1. Земля – это твердь, буквы Земли звучат твердо и крепко стоят на Земле. Так стоят буквы Т, Д, Б, Г. Буква Д – похожа на дом.

«Буква Д – это буква дома, из нее рисуем дом.

Дом всегда стоит на месте, даже если мы ушли.

Хорошо вернуться в дом – в этом доме мы живем»

Буквы Т и Г похожи на молоток, на топор, на все, чем ударяют.

Попросить детей «изобразить» собой  эти буквы и попробовать, удобно ли стоять на  одной ноге, как стоят Т и Г. Вспомнить, что в природе стоит на одной ноге – цветы, деревья, трава. Они не перемещаются и стоят очень крепко.

Буква Р: « - Как тебя зовут, ворона?

- Каррррповна!

- Что ты делаешь, ворона?

- Карррррркаю.

- Что ж кричишь, как на пожар?

- Нррррравится. Каррррошая я, карррррошая, карррррасавица!           (на трещетках)

Буква и звук С

«Жила –была мышка  Мауси, и вдруг увидала  Котауси.

У котауси злые глазауси и злые –презлые зубауси.

Подбежала котауси к Мауси, И замахала хвостауси:

- Ах, Мауси, Мауси, Мауси, я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси.

Но ответила умная Мауси:

- Ты меня не обманешь, котауси! Вижу злые твои глазауси

И злые –презлые зубауси!»

Так ответила умная Мауси – и скорее бегом от котауси

  1. Игра на металлофоне «Маленькой елочке холодно зимой» муз. Красева.

Занятие № 4

«Гусельки послушаем, да и поиграем вместе»

  1. Давайте мы с вами вспомним сказку «Садко». Садко –богатый купец, жил в Новгороде. Не был он богатырем, как Илья Муромец или Добрыня Никитич, не совершал подвигов. И все-таки сложил народ о нем былину, потому что сила его была подстать богатырской.

Садко играл на инструменте, которому народ приписывал волшебную силу. Как этот инструмент называется? (дети отвечают). /тихо звучит в грамзаписи музыкальный фрагмент в исполнении гусляров/. Гусли – инструмент струнный (показать иллюстрацию). Давным –давно древний человек натянул струны на доску и получил музыкальный инструмент. У разных народов в разное время создавались похожие музыкальные инструменты: арфа, гитара. Название «гусли» происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть. Таким образом, гусли – это инструмент, издающий гудящие звуки. Звук извлекается из струн рукой. Позже для этого стали использовать специальную пластину. (показать медиатр). Звук стал громче. Поэтому гусли еще называют «звончатые».

Рассмотреть иллюстрации, на который изображены гусляры.

Послушать отрывок из былины «Садко».

  1. Игра на металлофоне «Маленькой елочке холодно зимой» муз. Красева.

Январь.

Занятие № 1

  1. « Жил-был симфонический оркестр» Что такое оркестр? Это большой музыкальный ансамбль, в котором инструменты объединены в родственные группы. Слово «ансамбль» - означает  «совместный, вместе». (рассмотреть на иллюстрации музыкантов оркестра и их инструменты, назвать) У каждого музыканта на пюпитре стоят ноты, в них та мелодия, которую он должен играть. И самое интересное то, что у флейтистов, скрипачей, трубачей совершенно разные мелодии. Но когда они играю все вместе, получается ладная, согласная музыка. У дирижера на пульте лежит партитура – нотная запись. В ней все эти мелодии записаны одна под другой и дирижер видит, какие ноты у разных инструментов должны звучать одновременно, какой инструмент должен играть, а какой молчать. Партитуру пишет композитор, а дирижер по этой партитуре дирижирует оркестром. Он машет палочкой не просто так, как ему хочется, он помнит партитуру наизусть и руководит музыкой оркестра.

Прослушивание звучания  отдельных инструментов: «Петя и волк» Прокофьева.

  1. «Что такое тембр?» Почему мы никогда не путаем голоса людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого? Высокие звуки невозможно спутать с низкими. Что же такое тембр? Это окраска звучания звука.

Д/и «Кошка Мурка и музыкальные игрушки», «Определи инструмент»

  1. «Марш деревянных солдатиков» - игра на ДШИ по выбору детей.

Занятие №2

  1. Повторить полученные знания о симфоническом оркестре, продолжить слушать симфоническую сказку  «Петя и волк» (называть услышанные инструменты, уметь находить их  на иллюстрации оркестра).
  2. «Щелкунчик» П.И.Чайковский – слушание отдельных фрагментов, обратить внимание, что сила звучания музыки бывает разная.  И мы с вами никогда не говорим одинаково, только громко или только тихо. Одну и ту же фразу можно сказать чуть громче, чуть тише. Динамические оттенки в музыке раскрашивают мелодию в разноцветные цвета и заставляют звучать более выразительно.
  3.  «Марш деревянных солдатиков» - игра на ДШИ (бубнах, дудочках, барабанах, точно повторять ритмический рисунок).

Занятие №3

  1. «Щелкунчик» П.И.Чайковский – слушание отдельных фрагментов (услышать звучание инструментов симфонического оркестра)
  2.  «Поиграем в тишину». Спросить детей, как взрослые их просят, чтобы стало тише? Они говорят ш-ш-ш… или тс-с-с…. А если только показывают пальцем, то куда прижимают? Попросите по- очереди всех нас помолчать. Прослушать стихотворение:

« Мурка, не ходи, там сыч

На подушке вышит.

Мурка, серый, не мурлычь,

Дедушка услышит.

Няня, не горит свеча

И скребутся мыши.

Я боюсь того сыча.

Для чего он вышит?»

Слышите, в стихотворении все время что-то шепчет или шуршит, то ли девочка, то ли кошка мурка, то ли мыши, то ли сыч (это такая сова), который вообще вышит разноцветными нитками на подушке и шуршать не может. Просто девочка лежит в кроватке    и сама с собой играет  в страшные страшилки и часто шепчет звуки тишины: ш, ч, с. (прослушать в аудиозаписи «Шуршащие звуки»). Придумать, чем можно пошуршать в помещении. На картине М.Врубеля «Царевна-лебедь», уплывая от зрителя, прикладывает палец к губам, прося тишины или прощаясь. Предложить повторить позу Лебеди, почувствовать себя в ее состоянии.

  1. «Немецкая песенка» П. Чайковского –  игра в ансамбле  на бубнах и треугольниках.

Занятие №4

  1. .«Щелкунчик» П.И.Чайковский – слушание отдельных фрагментов. В балете соединены музыка и танец. Смешно и трагично танцует сломанный Щелкунчик. Мастер кукол причудлив, его движения то резкие, то зловеще-вкрадчивые. Он и добр по –своему и страшноват, и смешон, и мудр. Кто же он? Добрый чудак или чародей? Прелестен танец снежинок – чистый, хрупкий, трепетный. А танцы кукол? Эти милые, наивные забавные куклы… (предложить детям для прослушивание , после чего импровизировать понравившиеся танцы).

  1. «Немецкая песенка» Чайковского -  игра в ансамбле на румбах и колокольчиках.

Февраль

Занятие № 1

«Петя и волк» С.С.Прокофьев

1.Музыкальные инструменты люди стали изготавливать с древности. Чтобы найти красивое звучание, человек придумывал все новые и новые инструменты, совершенствовал конструкцию старых. Возникли духовые, ударные и струнные инструменты.

(предложить детям рассмотреть на иллюстрациях разные инструменты и разделить их по группам)

У каждого инструмента свой голос, свой характер. У одного мягкое звучание, у другого –ворчливое. Звук деревянных инструментов мягкий, но разный по тембру. Флейта звучит высоко, светло, а фагот – низко, ворчливо. У медных инструментов звучание яркое, звонкое. Если несколько инструментов объединить вместе, в общее звучание, получаются очень красивые сочетания. Оркестр может передать нежные или  грозные, таинственные или радостные звуки. Замечательный советский композитор С.С.Прокофьев сочинил муз. сказку, в которой он знакомит детей с музыкальными инструментами. Она называется «Петя и волк». Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует действующий персонаж.

(дети прослушивают наиболее яркие фрагменты сказки)

2. «Немецкая песенка» Чайковский – игра на ДШИ

Занятие №2

«Интонация в музыке»

1.Продолжить прослушивание сказки. У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая называется лейтмотивом. Прослушать фрагмент «Птичка». Рассказать о флейте. Мелодия птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Характер этой мелодии изменяется, но она всегда узнаваема. Мелодия утки неторопливая, медленная, неповоротливая. Гобой звучит гнусаво, как будто крякает утка. Мелодию коварной кошки играет кларнет (слушание). Волка изображают три валторны. Тема волка звучит устрашающе, грозно. Старого дедушку изображает строгая, неторопливая мелодия. Ее играет фагот (слушание), (прослушать мелодию Пети и узнать звучание скрипки).

2.Интонация в музыке. Интонация – это манера произношения, в которой определены какие- то чувства. Например, фразу «солнышко встало» можно произнести по-разному. Мелодика произношения фразы может быть разная –то удивленная, то горестная, то сердитая. Это и есть интонация.

Игра «Диалог в одиночку»

Жил-был Забыл.

- Где был?

-Забыл

-Где жил?

-Забыл.

- Что ел?

-Забыл.

- Что пил?

-Забыл.

От имени спрашивающего нужно говорить строго, а от имени забывчивого – плаксиво, в конце громко зареветь.

Игра «Великан и малыш»

- Где живешь?

- В цветке ландыша.

- С кем дружишь?

- … (придумать)

Великан говорит басом, а малыш – высоким и нежным голоском.

3. «Немецкая песенка» Чайковский – игра на ДШИ

Занятие № 3

«Кто в оркестре главный?»

1. В сказке каждый персонаж легко узнается, потому что тембры инструментов похожи на голоса его героев. Музыка может не только передавать голоса, но и изображать движения, манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует марш. Но марш звучит по- разному. Петя шагает быстро и легко, дедушка –тяжело и медленно. Охотники тоже появляются в сказке под марш. Но этот марш шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость. Тема волка тоже немного похожа на марш, она передает его грозные шаги. Заканчивается сказка тоже маршем –шествием всех сказочных героев.

2. Кто в оркестре главный? Когда все музыканты оркестра займут свои места, выходит дирижер. Вот он повернулся лицом к оркестру и поднял палочку. Этот взмах является жестом для музыкантов, который как бы «включает»  музыку. Дирижер может руководить любым оркестром, потому что  во всем мире музыканты в оркестрах сидят одинаково (показать на рисунке) Зачем оркестру дирижер? Оркестр – это один большой инструмент, на котором играет дирижер, только играет он дирижерской палочкой. Он словно художник рисует в воздухе картину, а музыканты делают эти мазки  зримыми, вернее сказать –звучащими.

3. «Немецкая песенка» Чайковский – игра на ДШИ

Занятие № 4

«Как мы музыку сочиняли»

1. Мы говорили, то мелодии всех героев сказки встречаются по нескольку раз. Интересно то, что всегда они звучат по- разному (почему?). Вспомнить и прослушать фрагменты сказки. Музыка, меняя характер, окраску звучания, рассказывает нам обо всем, что происходит в сказке.

2. Как мы музыку сочиняли (импровизировать народные попевки; придумывать сочетания интонаций и разных ритмов при игре на металлофоне; игра – соревнование – кто больше придумает попевок; использовать певческую перекличку «Ау, ты где?» «Я здесь»)

Стр156 «Развитие музыкальных способностей детей» М.Михайлова.

3. «Немецкая песенка» Чайковский – игра на ДШИ.

Март

Занятие №1 -2

1.«Золушка» С.С.Прокофьев

Мы продолжим знакомство с музыкальными сказками С.С.Прокофьева. Он создавал большие музыкальные сказочные спектакли – балеты и оперы. В балете драматургическое действие передается через танец, хореографию,  в опере – через пение. Прокофьев написал музыку для балета на один из самых лучших сюжетов – к сказке «Золушка» Ш.Перро. Его музыка обогатила сказочные образы, сделала их ярче, интереснее, выразительней.

(вспомнить с детьми персонажей сказки и их характеры) Композитор очень точно и выразительно передает характер персонажей через музыку и танец. (прослушивание фрагмента «Урок танцев» из 1 действия) сравнить, как учатся танцевать сестры, готовясь к королевскому балу, какая музыка звучит в это время.

«Урок танцев» - одна из самых комических сцен балета. Учитель танцев пытается научить сестер танцевать гавот. Это такой старинный танец с большим количеством поклонов и приседаний. Музыка отличается смелой изобретательностью и тонким юмором. Гавот играют два скрипача. Они никак не могут вовремя начать мелодию. Сестры тоже не могут вовремя вступить. Танец так и не прозвучал полностью.

2.«Шарманка» Д.Шостаковича – на металлофонах.

Занятие № 3 – 4

  1. «Золушка» С.С.Прокофьева. (прослушивание фрагмента «Вальс» (до боя часов).

Какой же танец танцевала Золушка? (вальс). Да, это вальс. Какой он? Он очень красивый, не быстрый, немного печальный, плавный. Золушка танцует с принцем так, что на нее все время хочется смотреть. Движения ее изящные, красивые и нежные. Мечта Золушки сбылась – она на балу танцует с принцем. Ее чувства очень точно передает музыка вальса. Мелодия его начинается в нижнем регистре, где она звучит взволнованно и затаенно. Постепенно, поднимаясь выше и выше, она звучит все увереннее и словно уносит нас в чудесный сказочный мир чистой и радостной мечты. Средняя часть вальса передает чувство светлой восторженности и торжества Счастья. («Бой часов»)

Что же произошло во время танца Золушки? (наступила ночь и стали бить часы)

Это были волшебные часы. Их бой Прокофьев передал звуками музыки. Музыкальная тема часов вторгается в вихрь вальса. Без двух минут двенадцать зажигается циферблат. Под стук маятника из часов выскакивают карлики и в темноте начинают свой механический танец. Властные, призывные звуки валторны напоминают голос, предупреждающий о том, что отпущенное Золушке время, кончается. Часы начинают бить. С каждым ударом их «сползающие» звуки становятся все более громкими , страшными и зловещими. После двенадцатого удара волшебство кончилось и наступило спокойное просветление.

2. «Детская полька» М.И.Глинки

Апрель

Занятие №1

  1. «Во саду ли в огороде» РНП /на шумовых деревянных/
  2. «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский /на барабанах/

Занятие№2

  1. «Вальс» Е.Тиличеевой /на треугольниках/
  2. «Во саду ли в огороде» РНП.

Занятие №3

  1. «Во поле береза стояла» РНП /на металлофонах и ксилофоне/
  2. « Вальс» Тиличеевой.

Занятие № 4

  1. «Во поле береза стояла» РНП /на металлофонах/
  2. « Во саду ли в огороде» РНП.

Май

Занятия № 1 – 4

Разучивание  к празднику выпуска в школу «Шарманка» Шостаковича / 2 детей  - на металлофонах, 1 на ксилофоне, 2 –на треугольниках, 2 – на коробочках/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зёрнышек я дам"

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Аппликация....

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

Проект "Надежды маленький оркестрик""

Самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки....

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."Актуальность: Большое количество птиц гибнет в зимние холод...

Конспект игры - занятия по сенсорному воспитанию во 2 младшей группе на тему: « Я маленький да удаленький - помогу хоть большому, хоть маленькому»

Данная работа состоит из следующих частей:1. Сюрпризный момент ( дидактическая игра " Кто српятался в коробке")2. Д.И. " Чей голосок ?"3. Д.И. "Подбери клубочки по размеру"4. Пальчиковая гимнастика "У...

Музыкальный кружок « Веселый оркестрик»

Основная цель занятий в детском оркестре -  игровое, творческое развитие личностного потенциала ребёнка, его природной музыкальности....