Музыкально-ритмические игры, способствующие формированию творческой инициативы дошкольников
методическая разработка по музыке на тему

Федичкина Ольга Николаевна

Основная цель включения на занятиях музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-ритмические игры, способствующие формированию творческой инициативы дошкольников

Игра в детском саду и вне его стен - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая игра – одна из разновидностей детских игр, подразумевающая активную деятельность, направленную на выполнение определенных музыкальных и ритмических задач. Она вызывает у детей положительные эмоции, бодрое настроение и дети, сами того не замечая, осваивают новые движения, активируют свои процессы развития чувства ритма, развивают воображение, разучивают танцевальные движения, улучшают координацию. Игра под ритмичную музыку улучшает настроение дошкольников, способствует проявлению положительных эмоций, через игру ребенок познает мир.

Правильно подобранный музыкальный репертуар позволяет вызвать у детей интерес и любовь к музыке, развить музыкальную память. В зависимости от возраста детей и от их подготовленности, музыкальный руководитель должен выбирать и разнообразные по форме и содержанию музыкальные произведения, которые подводят детей к осознанию и различению простых элементов выразительности, понимаю своих движений в зависимости от силы звучания, тембровой окраски, темпа, агогических изменений. Как и в любой деятельности, необходимо соблюдать последовательность: от простого к сложному.

Музыкально-ритмические игры формируют положительные черты характера ребенка, воспитывают волю, способность контролировать свои эмоции, выражать их в движениях.

Музыкально-ритмические игры:

– улучшают общее физическое развитие, формируют красивую осанку, учат пластичным, выразительным движениям;

  • формируют навыки общения, учат принимать решения, идти на компромиссы;

– развивают способность выражать в движении музыкальные образы, характер музыки;  

– совершенствуют танцевальные движения;

– выразительно дополняют танцы с различными предметами;

  • развивают крупную и мелкую моторику;

– учат прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах, развитию творческого потенциала ребенка.

Я бы хотела привести несколько примеров музыкально-ритмических игр, которые я активно использую в своей работе с дошкольниками.

«У меня, у тебя»

У меня, у тебя звонкие ладошки (хлопки в ладоши)

У меня, у тебя как пружинки ножки (выполняют «пружинку»)

Мы с тобой, мы с тобой шлеп,шлеп,шлеп,шлеп («шлепают»)

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок. (прыгают как зайки)

В проигрыш кружатся, ручками выполняя фонарики.

У меня, у тебя глазки словно пуговки (показывают на глазки и губки)

У меня, у тебя губки словно клюковки

Мы с тобой глазками хлоп,хлоп,хлоп,хлоп («хлопают» ручками, изображая реснички)

Мы с тобой губками чмок,чмок,чмок,чмок (посылают воздушные поцелуи)

У меня, у тебя чудо локоточки (показывают локоточки)

У меня, у тебя острые носочки (выствляют ножку на пяточку)

Мы с тобой, мы с тобой хлоп,хлоп,хлоп,хлоп (хлопают)

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок,прыг-скок (легко прыгают на двух ножках)

«Если нравится тебе

Целью данной игры является развитие координации движений, ритмичности.

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!

Далее действие меняется. Дети поют: «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа правой и левой ногами.

Текст может изменяться таким образом:

Если весело живется, хлопай так!

Если весело живется, хлопай так!

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, хлопай так!!!

«У жирафа пятнышки везде»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(хлопки по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(указательными пальцами дотрагиваемся до мест, о которых поется в песне)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(руками щипаем себя, как бы делая складки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. (показываем то, о чем поется)

«Танцевальная фигура замри»

Цель: развивать воображение дошкольников, формировать умение самостоятельно менять движения  в зависимости от характера музыкального произведения.

Игра: под веселую музыку дети выполняют свободные танцевальные движения, музыкальный руководитель останавливает звучание музыки, а дети быстро замирают в выбранной ими танцевальной позе. Педагог отмечает наиболее интересные танцевальные фигуры.

 «Танец с Дедом Морозом»

Цель: развивать у детей зрительное внимание, ориентацию в пространстве, чувство ритма.

Ход игры: дети стоят в хороводе и выполняют движения под пение. Для напева используется хорошо знакомая мелодия.

        Мы сейчас пойдем направо

        Дружно – раз, два, три!

        А потом пойдем налево

        Дружно – раз, два, три!

        В центре круга соберемся

        Дружно – раз, два, три!

        И на место все вернемся

        Дружно – раз, два, три!

        Мы тихонечко присядем,

        Дружно – раз, два, три!

        И немножечко приляжем

        (Дети складывают руки под щекой.)

        Пусть попляшут наши ножки

        (Дети притопывают ногами.)

        Дружно – раз, два, три!

        И похлопают ладошки

        Дружно – раз, два, три!

        Повернемся мы направо

        (Кружатся вправо.)

        Дружно – раз, два, три!

        Не начать ли все сначала

        Дружно – раз, два, три!

        (Дети снова берутся за руки)

 «Найди своё место»

Цель: закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.

Ход игры: дети стоят в рассыпную по периметру музыкального зала. Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются определенным заранее движением: подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение: ноги вместе, руки на пояс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений дошкольников

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстн...

Педагогический проект "Танцевальная и музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников"

данный проект помогает развить творческие способности детей через эффективное использование системы форм, методов и приемов хореографического обучения...

Дидактические игры, способствующие формированию основ ЗОЖ дошкольников

Дидактические игры, способствующие формированию основ ЗОЖ дошкольников...

«Элементарное музицирование в формировании творческой инициативы и музыкальной культуры дошкольников»

Элементарное музицирование - это один из любимых видов детской исполни тельской деятельности, это особый вид творчества, где происходит максимальное проявление индивидуальности дошколенка. Данный мате...

Досуговая деятельность , как средство формирования творческой инициативы дошкольников

Данная презентация представляет собой  рабочий материал музыкального руководителя в Образовательной области "Художественно- эстетическое воспитание".Раскрыта такая тема, как  форми...

Музыкально-ритмические движения как способ развития творческих способностей дошкольников.

Как музыкально-ритмические движения влияют на развитие творческих способностей у дошкольников....