«Элементарное музицирование в формировании творческой инициативы и музыкальной культуры дошкольников»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лычагина Мария Александровна

Элементарное музицирование - это один из любимых видов детской исполни тельской деятельности, это особый вид творчества, где происходит максимальное проявление индивидуальности дошколенка. Данный материал предланает нам, педагогам, меньше обучать, больше взаимодействовать, как рекомендует нам Федеральный государственный образовательный стандарт.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                         Лычагина Мария Александровна

                                                                         Музыкальный руководитель

                                                                         МБОУ Школа № 57 г. о. Самара

                                                                         г. Самара            

          «Элементарное музицирование в формировании творческой

              инициативы и музыкальной культуры дошкольников»

О широких возможностях элементарного музицирования с детьми написано и сказано немало ведущими педагогами и психологами. В то же время актуальным и значимым для современной педагогики остается поиск действенных, инновационных методик музыкального воспитания детей.

Приобрести многообразный музыкальный опыт - опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, опыт общения творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки как радости и удовольствия – помогает элементарное музицирование.  

     Каждый музыкальный педагог, работающий с детьми, может сказать, что  музицирование является одним из любимых видов детской исполнительской деятельности. Оно помогает совершенствовать эстетическое восприятие и чувства детей, развивает музыкальные способности и творческую самостоятельность. В процессе музицирования у ребенка развивается память и фантазия, музыкальный вкус, а также мускулатура и мелкая моторика пальцев рук, что способствует координации мышления и двигательных функций организма.

Элементарное музицирование - это не абстрактно – интеллектуальная и созерцательная деятельность, это прежде всего, практика, которая дает ребенку возможность творить и переживать. Музицирование – это особый вид творчества, где происходит максимальное проявление индивидуальности дошколенка. ФГОС рекомендует нам, педагогам «меньше обучать – больше взаимодействовать». А это значит, что современная действительность предполагает поиск новых эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Как заинтересовать детей и вовлечь родителей в музыкально – образовательное пространство ДОУ? Ставя перед собой эти задачи, я решила организовать работу по двум направлениям:

  • Повысить компетентность родителей в вопросах   музыкального

          воспитания детей.

/ Помимо традиционных форм работы с родителями, я решила использовать интернет-ресурсы для общения с семьями воспитанников. Совместно с педагогами ДОУ были созданы «родительские группы» в мессенджере Вайбер, где я могла разместить наглядную информацию, интернет-ссылки с интересным и познавательным материалом по вопросам музыкального воспитания детей, методический и музыкальный материал для ребят и их родителей /.

  •  Объединить всех участников образовательного процесса общей идеей.  

          /Так был организован и реализован образовательный проект

           «Элементарное музицирование в формировании творческой

            инициативы и музыкальной культуры дошкольников».                 

Целью проекта стало:

Создание условий, способствующих повышению познавательной активности дошкольников в разных видах музыкальной деятельности. Поиск эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Участники проекта:

- Дети всех возрастных групп;

- Родители воспитанников;

- Педагоги ДОУ.

Каких же результатов мы ждали от данного проекта?

  • Повышение уровня осведомленности детей и родителей о способах

          и средствах элементарного музицирования;

  • Обогащение предметно – пространственной развивающей среды;
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс;

Данный проект проходил в три этапа:

                                     Подготовительный этап:

  •  поиск информации о различных шумах и шумовых инструментах,

           особенностях их происхождения и звучания.

  • тематические консультации и мастер-классы с родителями;

                                     Основной этап: 

  • сбор необходимого материала для изготовления различных видов

          шумовых инструментов.

  • изготовление шумовых инструментов дома и в детском саду.

                                    Заключительный этап:

  • выставка итоговых работ на тему «Создаем музыку сами»;
  • использование шумовых инструментов в разных видах

          видах непосредственно-образовательной деятельности с детьми в ДОУ;

  • создание семейных шумовых оркестров;
  • музыкально-фольклорный праздник во всех возрастных группах

          ДОУ «Приходила Коляда!»

  • Городской семинар «Элементарное музицирование в формировании

          творческой инициативы и музыкальной культуры дошкольников».

На подготовительном этапе была создана творческая группа педагогов и родителей, которая определила ход и содержание проекта.

Тематические консультации, фото и видео-презентации, информационные буклеты, встречи за круглым столом - помогли участникам проекта познакомиться с богатым миром звуков, узнать историю создания музыкальных и шумовых инструментов и особенность их звучания.

Далее, определились «тематические маршруты», которые отражали направление деятельности и были распределены по всем возрастным группам ДОУ. Они получили вот такие забавные названия:

  • «Звучные палочки»;
  • «Веселые зернышки»;
  • «Забавные пуговки»;
  • «Необычные шумелки»;
  • «Удивительные камушки»;
  • «Смешные шуршики».

На основном этапе начался сбор необходимых материалов для создания шумовых игрушек и инструментов, и сам процесс их изготовления. Он получился познавательным, творческим, интересным и сплотил коллектив взрослых и детей в одну команду.

Заключительный этап проекта порадовал всех своим результатом. Выставка готовых работ была насыщенной, разнообразной и пользовалась повышенным интересом у всех участников проекта. Педагоги ДОУ стали использовать изготовленные шумовые инструменты в разных видах непосредственно – образовательной деятельности. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети простукивали нужное количество ударов с помощью шумового инструмента.

На занятиях по развитию речи дети использовали шумовые инструменты при проговаривании чистоговорок, стихов и рассказов; а по ознакомлению с окружающим миром – сравнивали звучание и свойства материалов, из которых были изготовлены инструменты. На занятиях по физической культуре некоторые шумовые инструменты стали даже атрибутами для упражнений. А на музыкальных занятиях и досугах - дошколята играли в шумовом оркестре, озвучивали сказки, использовали шумовые самоделки в пении, музыкальных и дидактических играх, инсценировках, плясках.

Музыкальные уголки в группах пополнились шумовыми игрушками, что позволяло детям разнообразно музицировать. Родители воспитанников также были увлечены процессом: доставали необходимый материал, вырезали, клеили, красили, посвящали этому целые семейные вечера. А еще объединялись в рабочие подгруппы и контролировали ход проекта на всем его протяжении, вносили свои предложения и коррективы. Так, например, родители подготовительной группы «Непоседы» предложили изготовить что-то необычное. Результатом совместного детско-родительского творчества стал «Музыкально-шумовой бизиборд».

Итогом образовательного проекта стал городской семинар для педагогов ДОУ города и музыкально - фольклорный праздник «Приходила Коляда!», который ярко и необычно прошел во всех возрастных группах детского сада. Дошколята ходили «в гости» друг к другу и к специалистам ДОУ, пели колядки, играли, поздравляли и угощали друг друга. Такая форма взаимодействия взрослого и ребенка – легкая, непосредственная, музыкальная, где каждый может выразить себя и проявить творческую инициативу – пришлась по нраву всем участникам образовательного проекта и стала традиционной формой проведения зимнего досуга в нашем детском саду.

Использование самодельных шумовых инструментов вносит разнообразие в образовательный процесс, помогает выработке исполнительских навыков у детей, прививает любовь к музыкальному творчеству. Кто-то из известных педагогов однажды сказал: «Детям нужно активное музицирование, а не пассивное слушание. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать … Дети не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями. Они внутри музыки, а не снаружи её».

Это высказывание, на мой взгляд, как нельзя лучше отображает суть и содержание нашего образовательного проекта. Обучающие задачи в процессе его реализации осуществлялись попутно; преобладали задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС ДО. А у наших дошколят была возможность познать себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.

                                 «Домашние мастерские»

   C:\Users\master\Desktop\фото шумелок\муз инстр\IMG-20180216-WA0009.jpg             C:\Users\master\Desktop\фото шумелок\муз инстр\IMG-20180216-WA0002.jpg 

           Выставка  музыкально - шумовых инструментов «Создаем музыку сами!»

     

   

 Родители и дети группы «Непоседы» за изготовлением «Музыкально-шумового бизиборда».

        Презентация бизиборда на городском семинаре воспитателем группы П.П.Крайновой.  

   C:\Users\master\Desktop\фото шумелок\IMG_2350.JPG     

             Наши шумовые инструменты в деле! Дети выступают перед участниками семинара.

                 

    Музыкально-фольклорный праздник в детском саду «Приходила Коляда!»

       

                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка

Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать в...

Перспективный план по развитию элементарного музицирования и обучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе

Перспективный план по развитию элементарного музицирования иобучению игре на детских музыкальных инструментах в младшей группе СЕНТЯБРЬВиды музыкально-творческой деятельностиПрограммный репертуар...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬВИДЫРЕПЕРТУАРЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯСРЕДСТВАМУЗЫКАЛЬНО-  ВОСПИТАНИЯТВОРЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   1. Музыкальные1. СлушаниеПредложить детям узнать назв...

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

Музыкально-ритмические игры, способствующие формированию творческой инициативы дошкольников

Основная цель включения на занятиях музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие ин...

Досуговая деятельность , как средство формирования творческой инициативы дошкольников

Данная презентация представляет собой  рабочий материал музыкального руководителя в Образовательной области "Художественно- эстетическое воспитание".Раскрыта такая тема, как  форми...

Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста

О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворе...