Методическая разработка на всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети»
методическая разработка по музыке на тему

Лапшина Наталья Николаевна

Целью нашей работы стало формирование у детей с ОНР познавательного интереса к быту и традициям двух  народов  через историческую память, воспитание любви к малой и большой Родине, развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей, и как следствие, оптимизация и повышение качества коррекционно-развивающей работы по преодолению различных недостатков речи. А народное творчество дает массу возможностей и для развития, и для закрепления и совершенствования речевых навыков.  Во первых, обогащаются и расширяются представления об окружающем, которые оформляются в слова, фразы, развернутые высказывания. Попевки, распевки, потешки, скороговорки способствуют развитию темпо-ритмической и интонационно-мелодической стороны речи, закреплению правильного звукопроизношения, формированию силы выдоха и т.п. К тому же, народные подвижные и хороводные игры со словами развивают координацию движений, требуют соответствия движений тексту и его четкое проговаривание. Это своеобразная форма активной терапии. Разыгрывание обрядов, посиделок, сценок и сказок дает возможность закреплять и совершенствовать речевые навыки в свободной  самостоятельной речи. Занятия по фольклору способствуют снижению у детей с ОНР тревожности и проявлений речевого неготивизма, развитию у них эмпатии, воображения, а главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ Подсинский детский сад «Радуга»

МБУК Подсинский СДК

Методическая разработка на всероссийский конкурс

 «Росточек: мир спасут дети»

Номинация: инновации в содержании,

формах, методах и средствах дошкольного

образования (гражданско - патриотическое воспитание)

Составила:музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Лапшина Н.Н.

.

Конкурс «Росточек: мир спасут дети».

Номинация: инновации в содержании,

 формах, методах и средствах дошкольного

 образования (гражданско - патриотическое воспитание)

Лапшина Наталья Николаевна, музыкальный руководитель,

Обобщение опыта работы.

«Формирование основ духовности личности и патриотизма на основе народной культуры у детей старшего дошкольного возраста»

На протяжении нескольких лет коллектив МДОУ Подсинский детский сад «Радуга» работает над проблемой нравственного воспитания детей. За эти годы был накоплен определенный положительный педагогический опыт. С января 2007 года на базе  нашего детского сада действует экспериментальная площадка колледжа педагогического образования, информатики и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Тема эксперимента – « Система работы по формированию этнического самосознания  детей дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания».

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чувство патриотизма не возникает само по себе, оно является результатом длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего детства. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним , детскому саду, родным местам, своей стране. Патриотизм- это чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине. Значит, ребенка еще в дошкольном возрасте нужно 2научить» быть привязанным к чему- либо, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде, чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

 Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.

Огромная роль в этом процессе должна отводиться приобщению к народной культуре. Воспитательно – образовательный процесс в  нашем дошкольном учреждении построен на решении задач патриотического и духовно- нравственного воспитания. Это очень продуктивная модель. Вся работа в этом направлении построена на народном календаре, годичном цикле русского и хакасского народа и включает в себя постепенное знакомство ребенка с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием двух народов. Общение с народным творчеством облагораживает, делает ребенка мягким, добрым, чутким. В процессе радостной работы на основе народных традиций мы не раз замечали, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых. В процессе работы ребенок раскрывается, как цветок, а родители начинают интересоваться народной педагогикой, культурой и искусством, видя изменения в своем ребенке. Это особенно ценно в обстановке постоянной занятости родителей. А если учесть, что основной состав детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду – это дети с различными речевыми недостатками, то значение этой  работы трудно недооценить.

Известно, что неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности дошкольника, затрудняет развитие познавательной деятельности, в силу того, что дети с затруднениями овладевают мыслительными операциями, логической памятью, о чем свидетельствуют работы Е.М. Мастюковой, Л.И. Беляковой, О.Н. Усановой. По мнению Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, у детей дошкольного возраста, имеющих ОНР, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия. В том числе у них наблюдается снижение игровых умений, следовательно, не в полной мере реализуется развивающий потенциал ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

А народное творчество дает массу возможностей и для развития, и для закрепления и совершенствования речевых навыков.  Во первых, обогащаются и расширяются представления об окружающем, которые оформляются в слова, фразы, развернутые высказывания. Попевки, распевки, потешки, скороговорки способствуют развитию темпо- ритмической и интонационно- мелодической стороны речи, закреплению правильного звукопроизношения, формированию силы выдоха и т.п. К тому же, народные подвижные и хороводные игры со словами развивают координацию движений, требуют соответствия движений тексту и его четкое проговаривание. Это своеобразная форма активной терапии. Разыгрывание обрядов, посиделок, сценок и сказок дает возможность закреплять и совершенствовать речевые навыки в свободной  самостоятельной речи. Занятия по фольклору способствуют снижению у детей с ОНР тревожности и проявлений речевого неготивизма, развитию у них эмпатии, воображения, а главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

  Таким образом, приобщение детей к народной культуре служит  основанием для развития личности ребенка с опорой на универсальные духовные ценности, выработанные народами на протяжении веков, воспитанию патриотических чувств, а также является мощным  средством коррекции речевых недостатков и сопутствующих им проблем.  Поэтому объединение усилий разных специалистов в дошкольном учреждении всегда может иметь свою актуальность.

Исходя из специфики экспериментальной деятельности детского сада, накопленного опыта работы, анализа результатов работы по  речевому и музыкальному развитию нами, музыкальными руководителями и логопедом, были определены возможные направления взаимодействия и разработаны конкретные формы работы, определены методы и средства.

Мы предполагали, что воспитание патриотических чувств, этнического самосознания, уважения к другим культурам и народам у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР возможно посредством знакомства с народным творчеством. И как следствие – обогащение социального и культурного опыта детей, включение их в ситуацию самостоятельного, непринужденного общения, которая позволяет совершенствовать и закреплять различные речевые навыки.

Целью нашей работы стало формирование у детей с ОНР познавательного интереса к быту и традициям двух  народов  через историческую память, воспитание любви к малой и большой Родине, развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей, и как следствие, оптимизация и повышение качества коррекционно- развивающей работы по преодолению различных недостатков речи.

Цель обуславливает следующие задачи:

Воспитательные

  • Приобщать дошкольников к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор;
  • формировать гражданские позиции через изучение истории родного края, культуры, быта и традиций.
  • воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего и соседних народов и людям, трудолюбие.
  • воспитывать уважительное отношение в общении с детьми и взрослыми. Учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина и хозяйку, мужа жену.

Образовательные

  • Развивать активное восприятие музыки посредствам музыкального фольклора;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкальное воображение);
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения и музицирования;

Коррекционно- развивающие

  • развивать творческую активность, самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • совершенствовать темпо-римтическую и интонационно- выразительную стороны речи;
  • закреплять и совершенствовать полученные речевые умения и навыфки в самостоятельной речи;
  • оптимизировать эмоциональное состояние детей с ОНР ( снятие эмоционального напряжения вследствие наличия трудностей в общении, устранение проявлений речевого неготивизма, повышение мотивации к общению и т.п.)

Для достижения поставленной цели и решения задач нами были созданы условия,     которые предоставляют возможность  детям погрузиться в мир народной культуры.

1. Организация мини-музея русской культуры.

2. Создание фольклорного ансамбля детей и педагогов.

     3. Заключение договоров между МДОУ и хакасским национальным ансамблем             «Айланыс» и театром « Читиген».

  1. Наличие инструментов и костюмов для детей и взрослых
  2. Отбор репертуара.

Работа ведется по нескольким направлениям.

  1. «Народоведение» - формирование мировоззрения.
  • Народный календарь, где с детьми мы изучаем народные традиции, обряды, обычаи, праздничную культуру.
  •  Быт и уклад жизни
  •  Жанры литературного  устного фольклора (скороговорки, считалки, потешки, дразнилки и т.д.)
  1. «Музыкальный фольклор» - развитие способностей, совершенствование музыкальных и речевых навыков.

Включает в себя различные виды деятельности.

  • Слушанье и восприятие.    

 Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и имеют возможность смотреть выступления хакасского национального ансамбля «Айланыс», г. Абакан, детского образцового фольклорного ансамбля «Печки- лавочки», не имеющего аналогов в Хакасии.

  • Пение сольное и ансамблевое.  

Песенный репертуар разнообразен. Дети знакомятся с устными и песенными жанрами фольклора; (скороговорками, дразнилками, прибаутками, потешками, закличками…),  Музыкальный фольклор используется в разных формах; (занятие-концерт, урок- драматизация, урок-беседа). Обучение включает в себя  упражнения для голосового аппарата: на развитие дикции, дыхания и единой звуковой позиции.  Поются песни различных регионов, разных традиций. Они доставляют детям огромную радость, ведь пропевая эти песни каждый член коллектива может самовыразиться – спеть, сплясать, сыграть,  на инструменте.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Воспринимая последовательность и организованность мелодии и речи, ребенок чувствует себя увереннее, в большей безопасности. Воспитывая певческие навыки, педагог следит. Чтобы дети пели громко, легко, напевно, без крика. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох- медленным. Дикция четкая и ясная. Т.е.,пение  оказывает положительное влияние на детей с различного рода речевыми недостатками.

  • Народная хореография .

  Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, кадрили, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, молодежных увеселений. Танцевальные упражнения способствуют развитию пластичности, ритмичности движений, снятию или ослаблению мышечного напряжения.

  • Фольклорные игры .

Играя в них наши детки раскрепощаются, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт  в общении. Фольклорные игры «Яша», «Бояре», «Золотые ворота», «Плетень», «Дрема» (Приложнение 1)  удобны для развития распевного интонирования, они активизируют и раскрепощают детей, создают необходимую атмосферу увлеченности, которая способствует развитию коллективного творчества, появлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и самовыражения.  

С другой стороны, фольклор оказывает целостное воздействие на личность. Известно, что одновременное восприятие чего-либо несколькими анализаторами обеспечивает глубину и полноту его. В фольклорной игре, в обрядовом действе восприятие идет через все ведущие анализаторы. Человек поет, ритмично двигается, слышит других поющих, видит их, сам является субъектом деятельности, наиболее приближенно! к психофизиологическому уровню его развития.  Кроме того, в процессе фольклорной игры возникает атмосфера коллективного эстетического переживания, что еще более усиливает глубину восприятия.

Эти игры способствуют обогащению словаря, активизации восприятия и понимания речи, определяют её содержание, формируют навык грамматически правильной, связной речи и помогают её развитию.

  • Игра на  народных музыкальных инструментах .

 Для развития ритмической организации  используем народные инструменты устной традиции (ложки, трещетки, погремушки, стукалки).

  Ритмические хлопки притопы в сочетании с игрой на шумовых инструментах  способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат грамотно связывать пение с игрой.  Музицирование на традиционных русских народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.

  • Народный театр.

В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли. Чаще всего это -небольшие праздничные музыкальные композиции, посвященные русским и хакасским народным праздникам. (Приложения 2, 3)

Основной особенностью работы с детьми по народному календарю является гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни то есть постояннопрослеживается взаимосвязь нравственных ценностей, основанных на положительных эмоциях: общий труд и общий праздник. Народный календарь помогает решить целый ряд сложнейших педагогических задач, связанных с системным погружением современных детей в контекст национальной культуры. Дает возможность системного изучения и освоения трудовой и обрядовой жизни человека традиционного общества по «программе»  задаваемой природой. В самом цикле народного календаря заложена периодичность и повторяемость обрядовых песен, танцев, хороводов, закличек и так далее передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Календарные праздники - своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.

В этом фольклорном жанре дети проявляют себя как настоящие артисты, играя разные роли и объединяя все виды деятельности: пение, танцы,  игру на инструментах, фольклорные игры, драматизацию. Эта форма используется нами как итог проделанной работы.

Проводятся календарные обрядовые праздники в детском саду не более двух в месяц, так как к каждому празднику, как сказано выше, необходима большая подготовка. Некоторые праздники проводятся на улице. Это «Семенов день»,  «Встреча Масленицы».  Остальные праздники мы проводим в музыкальном зале. Для таких праздников необходимо и соответственное убранство зала. На сцене оформляется макет избы или крестьянского подворья. Сюда же перемещаются экспонаты музея народного быта: сундук, самовар, туески, плетеные кошелки, короба, прочая утварь, вышитые занавески, салфетки, бранная скатерть, тканые дорожки (все только подлинное, никакой бутафории).

 Для каждого праздника взрослым и детям подбираются соответствующие костюмы. Детям для участия в праздниках сшиты костюмы по уменьшенным выкройкам подлинных сарафанов и рубах. И др.

Таким образом, при формировании патриотических чувств и духовно-нравственных качеств происходит неотрывное от этого процесса развитие культурно-творческого и эмоционального потенциала каждого ребенкаво всех видах продуктивной деятельности. Складывается национальное мировоззрение каждого ребенка, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням, многие другие качества, которые невозможно воспитать без данной системы работы. С другой стороны, народное творчество- замечательное средство развития и обогащения речи детей, закрепления навыков речевого общения, позволяющее значительно улучшить результаты коррекционно – развивающей работы. Нельзя не отметить, что использование фольклора на занятиях и различных мероприятиях позволяет оптимизировать эмоциональное состояние  детей, активизировать их речевую активность.

Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для дошкольников формах обязательно в системной, а не в отрывочной работе (элементы обрядов, народных праздников,старинного быта, фольклора, изобразительно - прикладного искусства). Что позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге формирует культурно-ценностные ориентации, у ребенка остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.

Результатами нашей работы стали укрепление интереса и уважения к творчеству, традициям, быту  русского и хакасского народов, проявление уважительного отношения в общении с детьми и взрослыми, совершенствование специальных музыкальных способностей и речевых навыков, навыков в области пения, драматизации, повысился уровень творческой активности, самостоятельности детей, возросла инициатива.

Предложенный опыт работы по формированию основ духовности и патриотизма на основе народной культуры у старших дошкольников о ОНР удалось адаптировать на общеобразовательные группы. В фольклорном ансамбле МДОУ «Радуга» с. Подсинее «Соловушки» с огромным удовольствием занимаются все дети, начиная с трехлетнего возраста. Они занимают призовые места на районных и республиканских конкурсах ( по республике Хакасия). Данный педагогический опыт был предложен на обсуждение и одобрен на семинарах и конференциях, проводимых в Алтайском районе и г. Абакане(республика Хакасия).

Источники:

  1. Воловник Н.С «У истоков русского фольклора».
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 272с.
  3. Давлетов К. С.  «Фольклор как вид искусства».
  4. Зуева Т. В. «Русский фольклор» Словарь – справочник. - М: Изд. «Просвещение» 2002.
  5. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников». Учебное пособие к программе воспитания и обучения в детском саду - М: Изд. «Педагогическое общество России» 2005.
  6. Латышина Д.И. «Традиции воспитания детей у русского народа».
  7. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гуревич Л.М. образовательная программа для ДОУ «Детство» - М., 1997г.
  8. Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». Учебно  методическое пособие. -  М:  ЦГЛ.  2005.
  9. Мерзляковой С.И «Фольклор, музыка, театр».
  10. Минц  С.И  «Русская фольклористика».
  11. Пропп В.Я. «Поэтика фольклора» Хрестоматия. Изд. «Модэк» 2003.
  12. Сальникова Е.В. Авторская программа  «Байки - побайки» .
  13. Щуров  В.М «Фольклор в детском саду и школе».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игра «Яблонька».

Дети встают в круг. В центре – один ребенок.

Поется песня без музыкального сопровождения:

Мы посадим яблоньку на заре.    -   Дети, взявшись за руки, ходят по кругу.    

Наша яблонька расцветет

По весне, по весне.

Вырастай- ка яблонька                    Дети поднимают руки вверх.

Вот такой вышины,              

Распускайся  яблонькаРасширяют круг, не размыкая рук.

Вот такой ширины.  

Расти, расти, яблонька

В добрый час, в добрый час.          Ведут хоровод.

Потанцуй- ка (имя ребенка),

Попляши для нас.                            Ребенок выполняет танцевальные

движения.

А мы нашу яблоньку

Все трясти будем,                           Имитация движений по тексту.

А мы сладки яблочки,

Собирать будем.                             Дети расходятся, взявшись за руки.

А мы нашу яблоньку

Все пощиплем.                              Имитация движений.

И от нашей яблоньки

Убежим.                                         Разбегаются в разные стороны.

                                                       «Яблонька» ловит детей. Кого

                                                       поймали, тот выходит. «Яблонькой»

                                                      становиться оставшийся ребенок.

Весеннее - летний игровой хоровод «Кострома».

Дети водят хоровод, в центре которого «Кострома».во время пения хоровод идет по кругу, во время диалога- стоит.

Песня:

Кострома, Кострома, государыня моя!

У Костормушки кисель с молоком, смолоком!

У Костромушки блины с творогом, с творогом!

Хоровод останавливается. Дети спрашивают:

- Дома, Кострома?

Ответ:

 - Дома.

Дети:

- Что делаешь?

Ответ:

- Тесто завожу.

Опять звучит песня. Снова диалог:

- Дома, Кострома?

- Дома.

- Что делаешь?

- Блины пеку.

Песня. Диалог:

-   Дома, Кострома?

- Дома.

- Что делаешь?

- Блины ем.

Опять звучит песня. Снова диалог:

- Дома, Кострома?

- Дома.

- Что делаешь?

- Блинов объелась.

Песня. Диалог:

-   Дома, Кострома?

- Дома.

- Что делаешь?

- Хвораю.

Опять звучит песня. Снова диалог:

- Дома, Кострома?

- Дома.

- Что делаешь?

- Да померла я!

- А чего разговариваешь?

- Да по привычке!

Действия Костромы могут варьироваться.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Развлечение - праздник «Масленица»

(старшая логопедическая группа)

Вход: Дети входят под песню фольклорной группы «Иван купала» и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель.: Сегодня мы празднуем самый яркий, очень красивый народный  праздник- Масленицу.

- Кто- то из вас знает, что это за праздник? (ответы детей)

- Это поводы зимы. Сегодня мы провожаем зиму и встречаем весну.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая!

На саночках расписных,

На кониках вороных!

Звучит песня «Масленица». Группа «Иван купала». (фонозапись)

 Музыкальный руководитель.В старину с Масленицей прощались как с царицей. Её провожали шутками, песнями, играми, шумным застольем. Праздник Масленицы длился целую неделю. А начинался он в понедельник.

- Ребята, что ели на Масленицу? (ответы детей)

- Правильно, блины! Послушайте песню, которая так и называется – «Блины».

Дети слушают песню. Потом происходит обсуждение.

- Какая песня по характеру?

- Прежде, чем мы с вами попробуем спеть эту песню, нужно разогреть наши горлышки.

Распевка «Тары- бары» по полутонам мажорным трезвучием.

Проговаривание слов. Хоровое пение.

Музыкальный руководитель:

- Молодцы, ребята!

- А теперь пойдемте в другую часть зала и поздороваемся с нашей гостьей.

Дети проходят в центр зала и встают вокруг чучела Масленицы.

- Это – Масленица. Масленицей называли куклу, набитую соломой. Народ пел, веселился, плясал и играл вокруг такого чучела. А мы устроим перепляс.

Дети танцуют «Перепляс».

Музыкальный руководитель:

- А давайте поиграем. Ведь на праздниках не только пели и танцевали, но и играли.  Кто пойдет рассчитывать?

Проводится русская народная  игра «Яблонька».

- Тин- тонка, тин- тонка,

Подай блинка!

Тетушка, не скупись!

Масленым блинком поделись!

Вносится угощение.

Музыкальный руководитель:

- За то, что вы пели, плясали возле нашей гостьи, Масленица угощает вас калачами.

- В понедельник Масленицу Встречали, а в воскресенье – провожали. Чучело Масленицы сжигали, чтобы зима поскорее уходила. Вот и мы с вами в конце недели устроим праздник Масленицы.

Поется прощальная хороводная песня для Масленицы. Дети водят хоровод, затем уходят из зала. Угощение раздается в группе во время ужина.

Чучело Масленицы находится в зале до конца недели. Затем устраивается большой праздник для детей детского сада, который проводится на улице при теплой погоде.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Хакасский народный праздник «Айран- той»- праздник первого молока.

Передняя часть зала оформлена как хакасская юрта. В юрте колыбель. У колыбели мать и отец. Ближе к центру – очаг. У одной из стен стоит береза.

В углу сидит хайджи и играет на инструменте - чатхане. (звучит фонограмма)

Ведущий:  Когда- то, давным – давно, сказки людям рассказывал хайджи. Кто такой хайджи? Это-  сказитель. На Руси сказки и легенды рассказывал мудрый старец, а у хакасов такого человека называют хайджи. Но рассказывает он их необычно. Он их поёт. И манера пения тоже необычная. Хайджи поёт горлом.

Звучит фонограмма. Хайджи поет.

Входит Белая волчица (шаманка). Поднимает руки вверх, над огнем.

О, мать наша, Богиня огня!

У тебя тридцать зубов красного пламени.

О, Дева наша, Богиня огня!

У тебя сорок зубов высокого пламени.

Благодарим тебя белым молоком белой коровы,

Чаем от черной смородины.

Дай счастья народу!  

Ты охраняла нас всю зиму, берегла от стужи.

     Поклонимся тебе.

Ведущий объясняет, что огонь у древних хакасов считался символом жизни, защитником дома и семьи.

Ведущий:  - Итак, на свет появился новый человек. Сразу после рождения ребенка хакасы совершают обряд благодарения огню. Взяв ребенка на руки, мать обходила три раза  вокруг огня.

Происходит действие.

Мать: Тридцатизубая мать Огонь! Сороказубая богиня Огонь! Благодарим тебя! Дай здоровья ребенку! Береги его, наш верный друг.

Ведущий:   Обряд поклонения огню мы совершили. Теперь нужно положить ребенка в колыбель.

- Как вы думаете, кто делал для малыша колыбель?

- Дедушка.

- перед тем, как положить дитя в колыбель, в неё клали ножницы, если это девочка, и ли нож, если это мальчик.

Волчица: - Не будь плаксой, желаем удачи, здоровья.

можно ли теперь положить ребенка?

Ведущий:  - Нет. Теперь надо обжить колыбель. Для этого в неё клали котенка и качали его.

Волчица обкуривает колыбель.

Ведущий:   - смотрите, это для того, чтобы наш ребенок крепко спал.

Волчица:Ради жизни на земле,

Ради счастья на земле,

                 Пусть в этой колыбели

                 Будет много здоровых детей.

Волчица уходит.

Ведущий: - Чтобы ребенок крепко спал, мама поёт ему колыбельную.

Мать:

Бай, бай, моё дитя.

Отец придет из тайги,

Принесет высокое дерево,

Положит дрова возле печи.

Мама печку растопит

И согреет наш дом.

Будет люлечку качать и ребенка усыплять.

Ведущий:Наш малыш уснул и улыбается во сне.

Детям предлагается поиграть и потанцевать.

  1. Исполняется хакасский танец «Кукушечка».
  2. Хакасская народная игра.
  3. Хакасские загадки:

- голубая шапка вся в заплатках  (небо)

- поле не мерено, овцы не считаны  ( небо, звезды)

- зимой бедный, а летом богатый  (лес)

- сама со щепку, а слышно её через гору     (кукушка)

Ведущий:Сейчас мы познакомимся еще с одним обрядом. У хакасского народа береза считается священным деревом. На березу завязывают разноцветные ленточки, кроме черных, и загадывают желание. Эти ленточки называются чаломы. Обязательно завязывали три узелка. С первым узелком просили хорошего урожая, со вторым- благополучия, с третьим – здоровья.

Выходит Волчица и завязывает на березу ленточки. Вслед за ней подходят дети.

Ведущий:Вот и наш малыш проснулся.

- До трех месяцев ребенку не давали имени.

А в три месяца справляли именины. Имя ребенку давал дедушка. Приходили гости, дарили подарки.

Волчица кладет монеты в колыбель.

- воспитанием детей занималась мама. Хакасская пословица гласит: « Силу женщины забирает ребенок, а силу отца- тайга».  Так говорили, потому что отец уходил на охоту, чтобы прокормить семью.

Мать: А у нас появился первый зубик.

Ведущий:Вот тебе монетка на первый зуб.

- Ну вот, наш малыш уже пошел.

Беги мой малыш.

Перед тобой весь мир.

Пусть земля, на которую ты ступишь,

Будет тверда.

Ведущий:Итак, мы отправили малыша в мир, соблюдая все обряды. Пожелаем ему доброго пути.

 - Какие хакасские слова вы сегодня узнали и запомнили? ( хайджи, чатхан, чалома).

Праздник заканчивается. Дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Методические разработки по психологии дошкольников. Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.

Диагностика и психокоррекция детей дошкольного возраста, основанная на ресурсах психофизического развития детей.В связи с постоянным ростом требований к интеллектуальной готовности детей к школе, данн...

Методическая разработка физкультурного развлечения совместно с родителями для детей с нарушением слуха среднего возраста на тему « Волк-Забивака-символ чемпионата мира по футболу 2018 года в гостях у детей»

В данной методической разработке представлен опыт организации командных игр для слабослышащих детей и их родителей при проведении физкультурных занятий....

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие «Времена года»

Данные методическая разработка составлена с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностики в средней группе (1) МБДОУ №27 и предназначено для работы пед...

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»

КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫЕЛДОВОЙ ЕВГЕНИИ ВАЛЕРЬЕВНЫДЛЯ УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»В НОМИНАЦИИ «ИННОВАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ, ФОРМАХ, МЕТОДАХ И СРЕДСТ...

Методическая разработка. Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы (по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в саду») Тема: «Дети гуляют зимой на участке»

Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной     деятельности. Основная образовательная область: «Художественно – эстетическая»Задачи НОД:Образо...