Музыкальные скороговорки
статья по музыке на тему

Шавва Валентина Ивановна

В данной статье рассматриваются понятия "скороговорка", "музыкальная скороговрка" и этапы работы над музыкальной скороговоркой в рамках музыкальных занятий в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_skorogovorki.docx16.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные скороговорки.

Музыкальные скороговорки обладают большим педагогическим потенциалом, использование их на музыкальных занятиях в детском саду может дать очень многое ребенку. Постараемся выяснить, что это такое, каковы результаты включения этого вида работы в структуру занятия, а также приведем примеры их использования.

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например, "на дворе трава, на траве дрова". «Скороговорка — это синтаксически короткая правильная фраза, сказанная на любом языке со специально усложнённой артикуляцией. В скороговорках содержатся близкие по звучанию, но разные фонемы (к примеру, «ш» и «c») и трудные для произношения сочетания звуков». Как видим, основная цель использования скороговорок в работе– улучшение дикции, избавление от дефектов речи. Преимущественно используются логопедами, дефектологами. Интересным является то, что скороговорки можно использовать как при работе, с детьми, так и со взрослыми (с первыми в силу возраста, для избавления и даже предупреждения проблем с дикцией, которые могут возникнуть в дальнейшем; со вторыми в том случае, когда работа по исправлению речевых дефектов не проводилась ранее или если возникают проблемы с дикцией (работа ранее не проводилась). Также работу над «качеством произношения» проводят и публичные личности (политики, актеры и т.д.). Как видим, переоценить роль скороговорок очень сложно на всех этапах жизни человека.

Но вернемся к музыкальным скороговоркам. Что это такое? Это тексты, положенные на музыку, то есть песенки. Маленькие по размеру, но очень емкие по своим учебным задачам, песенки эти способствуют развитию четкой артикуляции, точной интонации, воспитывают метроритмическую свободу и образность исполнения. Они незаменимы в работе с детьми на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях. Их можно исполнять под сопровождение или a capella, они могут быть самостоятельным сочинением (имеющим начало и конец), а могут и быть построены в виде секвенций (одна и та же короткая мелодическая попевка может исполняться по полутонам вверх или вниз). Их даже можно исполнять одноголосно или двухголосно ( с более продвинутыми воспитанниками, с подготовительной группе детского сада).

Работа над музыкальными скороговорками должна проходить в несколько этапов:

  1. Показ и исполнение скороговорки музыкальным руководителем детям. Он должен быть точным, без дефектов, ярким, образным, интересным и привлечь внимание ребят. Его основное назначение - знакомство с материалом, создание положительного эмоционального настроя к данному виду работы у детей.
  2. Работа над материалом как над обычной скороговоркой (без музыки). Темп сначала нужно использовать медленный, но сохранить ритм. Формы работы – индивидуальная, групповая.
  3. Интонирование мелодии в небыстром темпе (работа над чистотой исполнения (скачками, если такие встречаются в мелодии, точным по времени переходом по времени на следующий звук и т.д.).
  4. Соединение текста и музыки. Сначала в медленном темпе только одного звена секвенции, затем его ускорение. После этой работы можно начинать исполнять попевку на разной высоте (секвенцировать ее).

Каждому этапу следует уделить немало времени, так как от качества работы, проделанной на каждом этапе, зависит общий результат.

Абсолютно любую скороговорку можно превратить в музыкальную. Достаточно только желания педагога разнообразить работу и знаний о уровне развития своих учеников (их речевых, дикционных проблемах, музыкальных способностях и т.д.).

Если музыкальный руководитель не обладает достаточной смелостью, опытом или боится предложить детям свои скороговорки, можно использовать пособие М.Погребинской «Музыкальные скороговорки». В нем предложены песенки-попевки для разного уровня учеников.

Желательно использовать данный вид работы с детьми в возрасте от 5 лет (так как задач много, требуют определенного уровня развития психических процессов и кругозора от ребенка). Но также можно использовать и скороговорки с более маленькими воспитанниками в том случае, если мелодия будет недостаточно развитой (используется 1-2- звука, максимум), а ритм простым, исполнение будет проводиться с инструментальной поддержкой, состоять она будет не более чем из 3 звеньев секвенции.

Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать о таком интересном, полезном, необходимом виде работы как музыкальные скороговорки. К сожалению, немногие музыкальные руководители включают их в структуру занятий, но… хочется верить, что скоро все изменится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

скороговорки

Мы собрали для вас самые известные скороговорки, которые помогут вашим детям потренироваться в произношении различных звуков и просто позабавят  всю семью....

Физкультминутки и скороговорки

Физкультминутоки и скороговорки, способствующие закреплению детьми грамотного употребления различных падежных конструкций имён существительных...

Организовано образовательная деятельность в соответствии с ФГОС по музыкально – театрализованной деятельности (для детей подготовительной группы) «Скороговорки»

Цель. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.Задачи:1)      Развивать выразительную речь;2)      Воспитывать доброжелательное от...

Музыкальные скороговорки

Авторские музыкальные скороговорки с нотным приложением....

Музыкальные скороговорки.

Скороговорка - фраза с трудновыговариваемым подбором звуков. Представленные скороговорки можно пропеть на не сложный мотив....

Скороговорки на музыкальных занятиях

Скороговорки. Как один из важнейших способов развития артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста.Использование скороговорок на музыкальных занятиях позволяют добиться более четког...