конспект занятия "Зима - художница"
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Соколова Марина Альбертовна

Раскрытие творческого потенциала ребенка через интеграцию музыкального искусства, поэтического слова и художественного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima_hudozhnitsa.docx105.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

департамент образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад № 141»

ул. Березовская, д. 95 а, тел:224-04-20

Непосредственно-образовательная деятельность с элементами музыкальной и изобразительной деятельности

 в старшей группе.

«Зима – художница»

                                 Воспитатель:

                                                                Соколова Марина Альбертовна              

                                          Музыкальный руководитель:                  

                                                                      Кукушкина Ирина Александровна

Цель:

      Раскрытие творческого потенциала ребенка через интеграцию музыкального искусства, поэтического слова и художественного творчества.

Задачи:

Образовательные:

      1.Формировать умение у детей определять характер музыкального произведения;

      2.Уточнять и расширять знания о зиме и её приметах;

      3.Активизировать словарь по теме, учить составлять полные предложения, отвечая на вопросы;

      4.Познакомить с поэтическим творчеством  Ф. Тютчева, С. Михалкова, современного поэта Д. Марковой; продолжить знакомство с творчеством     А.С. Пушкина.

      5.Продолжить знакомство с  концертом А. Вивальди «Зима» («Времена года»);

      6.Продолжить знакомство с  художественными произведениями: «Взятие снежного городка» В. Сурикова, «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Зима» И. Шишкина;

Развивающие:

      1.Развивать выразительность речи, учить использовать подходящую интонацию при выражении мысли автора;

      2.Стимулировать творческую активность в различных видах художественной деятельности;

      3.Развивать художественный вкус, фантазию, самостоятельность в выборе техники рисунка.

Воспитательные:

      1.Приобщать к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе.

Оборудование и материалы: картины (репродукции) художников о зиме, музыкальное сопровождение : А. Вивальди «Времена года» «Зима» 1-я часть, музыка П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года», романс «Зимний вечер» М. Яковлева на стихи Пушкина. Материал для рисования: листы, акварель, кисти, свеча, мольберты.

Ход занятия:

  Дети заходят в музыкальный зал и останавливаются у выставки репродукций картин о зиме.

 1 часть занятия  Мотивация

Воспитатель:  Какое время года изобразили художники на этих картинах? Как вы догадались? В какие игры дети любят играть зимой? Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц?

   Погода зимой такая разная: то белый пушистый снег в полной тишине медленно кружится над домами и деревьями и тихо падает на землю, то вьюги и метели сметают всё на своём пути и несутся навстречу прохожим, сбивая шапки и подмораживая носы и щеки. Художники, писатели, поэты любят описывать зимнюю природу. Композиторы и музыканты тоже изображают картины природы, но не красками и словами, а музыкальными звуками.

Музыкальный руководитель: Я предлагаю послушать музыку Вивальди об этом же времени года: можно ли сказать, что разные части этого произведения подходят по характеру к разным произведениям?

   Дети слушают фрагмент концерта А. Вивальди «Времена года» «Зима» 1-я часть. Определяют, какая часть произведения подходит к какой картине и почему.

2 часть занятия  Основная

Воспитатель:

      Посмотри скорей в окошко, деточка:

      Первозимья светлая пора!

      На снегу березовая веточка,

      Словно росчерк быстрого пера.

   Такими словами современный поэт Дина Давыдовна Маркова зовет нас вместе с ней порадоваться наступлению зимы. Какое слово нам подсказывает, что зима только наступила? Почему эту пору поэт называет светлой? Что поэту напомнила березовая веточка на снегу?

   Поэт так точно описывает природу, словами рассказывает об увиденном, будто художник кисточкой и красками пишет картину. Послушайте, как красиво Александр Сергеевич Пушкин рассказал о зимней дороге.

   Звучит музыка П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года». Ребенок читает отрывок из стихотворения «Зимняя дорога»:

      Сквозь волнистые туманы

      Пробирается луна,

      На печальные поляны

      Льет печально свет она.

      По дороге зимней, скучной

      Тройка борзая бежит;

      Колокольчик однозвучный

      Утомительно гремит.

Музыкальный руководитель: Похожее настроение передали поэт и композитор? Какая картина подойдет к этим произведениям по духу?

 А теперь послушайте, какую радость может передать поэтическое слово.

Дети декламируют отрывок из стихотворения «Белые стихи» С. Михалкова:

      Снег кружится,

      Снег ложится-

      Снег! Снег! Снег!

      Рады снегу зверь и птица

      И, конечно, человек!

      Рады серые синички:

      На морозе мерзнут птички,

      Выпал снег - упал мороз!

      Кошка снегом моет нос.

      У щенка на черной спинке

      Тают белые снежинки.

      Тротуары замело,

      Все вокруг белым-бело:

      Снего-снего-снегопад!

      Хватит дела для лопат,

      Для лопат и для скребков,

      Для больших грузовиков.

      Снег кружится,

      Снег ложится-

      Снег! Снег! Снег!

      Рады снегу зверь и птица

      И, конечно, человек!

   С таким же светлым, чистым настроением девочки станцуют для нас танец снежинок.

Динамическая пауза

                                            Танец Снежинок.

Девочки танцуют с белыми шарфиками.

   Столько же радости мы слышим и в стихах Пушкина.

Ребенок читает отрывок из стихотворения «Зимнее утро».

      Мороз и солнце; День чудесный!

      Еще ты дремлешь, друг прелестный-

      Пора, красавица, проснись:

      Открой сомкнуты негой взоры

      Навстречу северной Авроры,

      Звездою севера явись!

Воспитатель: Если бы вы были художниками, какую бы картину вы нарисовали к этому произведению? (ответы детей)

   Cейчас прозвучит отрывок из стихотворения Ф. Тютчева, а мы посмотрим на картину И. Шишкина и подумаем, как художник передал спокойствие и волшебство зимнего леса. (читает ребенок)

      Чародейкою Зимой

      Околдован, лес стоит,

      И под снежной бахромою,

      Неподвижною, немою,

      Чудной жизнью он блестит.

      И стоит он, околдован,-

      Не мертвец и не живой-

      Сном волшебным очарован,

      Весь опутан, весь окован

     Легкой цепью пуховой…

   Дети описывают картину, подбирают слова из услышанного отрывка.

Музыкальный руководитель: Стихи о зиме вдохновляли не только художников на написание картин, но и композиторов на сочинение музыки к этим стихотворениям. Так создавались песни-романсы. И сейчас прозвучит романс «Зимний вечер» М. Яковлева на стихи Пушкина.

                                        Романс «Зимний вечер»

 Какие произведения мы с вами прослушали? Кто их написал? (ответы детей)

Воспитатель: Какое настроение передают все прослушанные нами сегодня произведения? А какой вы сами видите зиму?         Сейчас вы попробуете нарисовать зимнюю природу, а мы посмотрим, какое настроение  у вашей Зимушки?

Продуктивная деятельность детей

                                         Рисунок «Зима – художница»

Дети под музыку рисуют зимние картины.

3. Итог занятия

Из волшебного сундучка достают снежинки, где составлены вопросы к детям.

Какое настроение  у вас сегодня возникло, когда вы слушали сегодня  музыкальные произведения, стихотворения? А какой вы сами увидели, представили зиму? Какое настроение получилось у вашей Зимушке? Если бы вы были художниками, какую бы картины вы нарисовали к услышанным произведениям?  К каким? Почему?  Давайте создадим галерею наших творческих работ в группе и пригласим детей из других групп.

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что запомнилось? Удивило вас?