интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность на тему "Золотая Русь".
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Егорова Елена Борисовна

Конспект интегрированного занятия рассчитан на детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_oseniny_v_podgr.doc102.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗДЕЛУ «МУЗЫКА»

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: «Золотая Русь»

ПРОГРАММНЫЕ  ЗАДАЧИ :

Обучающие: 

  • Формировать музыкальный вкус детей и понимание классической музыки посредством слушания  произведений П.И. Чайковского  (цикл «Времена года»)., Е.Доги.
  • Обогащать впечатления детей,  пополнять словарь музыкальными терминами.
  • Развивать умение видеть художественный образ в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка,  колорита, композиции.
  • Совершенствовать певческие навыки воспитанников.
  • Развивать умение с помощью интонации передавать характер песни.
  • Развивать навыки игры на различных  детских музыкальных инструментах в шумовом оркестре.
  • Развивать способность воспринимать музыкальность поэтической речи.
  • Продолжать развивать умение выразительно читать стихи.
  • Расширять представления детей о характерных признаках осени;  формировать умения находить их в природе.

Развивающие: 

  • Развивать  художественное  восприятие,  внимание,  ассоциативное мышление, образное представление, познавательную активность, зрительную память, пространственное воображение, фантазию, эмоционально - чувствительную сферу детей.

Воспитательные: 

  • Воспитывать  познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
  • Вызвать у детей желание изобразить осень в своих рисунках, пробудить их творческие способности.
  • Воспитывать  дружеское отношение к своим сверстникам, желание  работать в коллективе  и радоваться общему успеху.

МЕТОДЫ и  ПРИЁМЫ:  

Проблемный,  частично поисковый;

Словесный: объяснение, вопросы,  поощрения, художественное слово, рассказ,  пояснения;

Наглядный: показ слайдов, рассматривание и сравнение картин;    

Практический: распевка, пение, импровизация танца с осенними листьями,  игра на музыкальных инструментах, рисование;

Игровой: музыкально-дидактическая игра «Копилка».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Слушание: песни о Родине, пьесы П.И.Чайковского  и  А.Вивальди (цикл «Времена года»- «Осень»), Е.Дога «Осень»

Разучивание песен и стихов об  осени, музыкально-ритмических движений.

Рассматривание репродукций картин,  пейзажей, иллюстраций об осени знаменитых художников;  портретов композиторов, художников, поэтов.

Музыкально-дидактические игры: «Узнай музыкальное произведение», «Хитрая шляпа», «Говорящий коврик», «Придумай песенку», «Поющие руки», «Живая картина»,  «Художники», «Волшебный сундучок».

МАТЕРИАЛЫ  И ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийная установка для просмотра слайдов; осенние листья, музыкальные инструменты: маракасы, металлофоны, треугольник;, репродукции картин художников  И. Левитана «Золотая осень», «Золотая Осень» И.Остроухова, « Золотая Осень» Л.Туржанского, «Поздняя осень» И. Левитана; фоновая музыка, листы бумаги для рисования, гуашь, кисти для рисования, пластилин.

ХОД  НООД:

Речь педагога

Дети входят в зал.

М.р. Почти каждое утро мы встречаемся в этом зале, но не всегда в этом зале нас ждёт столько гостей.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

«Доброе утро:-

Здравствуйте и добрый день!-

И пропеть нам всем не лень.

М.р. « Добрый день, ребята! (пропевает).

Поздороваемся с гостями

М.р. Мы начали нашу встречу с добрых пожеланий, улыбки, а это значит, что мы проявили эмоцию радости и доброжелательности по отношению друг к другу.

Сейчас прослушав один куплет песни,  попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на нашем занятии.

Дети слушают 1 куплет песни «Вижу чудное приволье»

М.р. Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

М.р. Правильно. Сегодня мы будем говорить о России, стране, где мы живём, о её природе.

В.«Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля, леса и степь и горы.

(Н. Забила «Наша Родина»)

(Демонстрируются слайды о России)

В.. Какая же наша Россия?

В. Да, велика и красива Россия в любое время года, но особенно она хороша осенью. Осень  радует нас красотой деревьев,  полей, удивительными сочетаниями красок: зелёными,  жёлтыми, оранжевыми, красными, серыми,  бордовыми. Чем же вас удивляет и восхищает  осень?

М.Р. Многие поэты в своих произведениях воспевали осеннюю красоту русской природы.  Природа, словно, отдавая жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.

В. Давайте вспомним полюбившиеся стихи об осени.

М.р. А я предлагаю вам взять в руки осенние листочки и исполнить танец-фантазию под чудесную музыку Петра Ильича Чайковского «Вальс».

М.р.Композиторы тоже любили это прекрасное время года, многие посвящали ему свои произведения.

Послушайте знакомое вам музыкальное произведение.

Звучит музыка Е.Доги «Осень» (Слайды иллюстраций с изображением осени)

М.р. Какое произведение прозвучало? Кто его написал?

М.р. В каком ладу написано это произведение?

Правильно!

А теперь сложим ладошки «чашечкой», получилась музыкальная копилка, куда мы будем собирать красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы закроем его в копилке. Если слово нам не подходит, мы разведём ладошки в стороны, чтобы оно не попало в нашу копилку.

М.р. Вот сколько красивых, замечательных слов вы положили в нашу копилку. Что вы представляли, когда слушали эту музыку?

В. Давайте посмотрим, какие картины подходят к этой музыке.

( На экране картины «Золотая осень» И Остроухова, «Золотая осень» и « Золотая осень Слободка» И. Левитана, «Золотая осень» Л.Туржанского.)

Тихо звучит музыка.

В. Какие прелестные пейзажи! Какое настроение они у вас вызывают?

В. Какие краски использовали художники?

В. Что, по-вашему, общего в картинах художников и в музыке  Е.Доги?

 

В. А что говорят поэты о самом выразительном времени года?

М.р. А мы с вами знаем песню о золотой осени. Как она называется?

М.р. Как мы будем её петь?

М.р. Но любое наше пение начинается с чего?.

Распевка: Листики.

М.р. Молодцы, исполнили песню дружно, выразительно, напевно.

Но ведь не только золотую осень воспевали художники, но и ту, которую в народе называют поздней – с мелкими надоедливым дождиком, с криками улетающих журавлей, с серебристым инеем по утрам. Давайте послушаем такую музыку.

Звучит «Осенняя песнь» П. Чайковского)

М.р.Мы с вами прослушали ещё одно произведение об осени. Назовите его.

Что можно сказать о темпе музыки?

В каком ладу она написана?

Какой у неё характер?

М.р.Что вы услышали и представили себе во время слушания этой пьесы?

В. Давайте подойдём к картинам и посмотрим, на какой из них изображена поздняя осень.

«Поздняя осень» И Левитана.

В. Вот как художник изобразил эту осеннюю пору:

Тихо звучит фон музыки.

Природа потеряла свои краски, как бы затихла, замерла. Она ждёт не дождётся, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи.

Какие тона преобладают в картине?

М.р. Дети, а хотите нарисовать такую осень звуками?

М.р.Возьмите музыкальные инструменты, слушайте и рисуйте картину звуками.

Подул холодный ветер и нагнал большие тёмные тучи.

Деревья стали желтеть и постепенно ронять листочки на землю.

Дождь шёл всё чаще, целыми днями только и слышно: кап да кап..

Иногда выглянет солнышко, посмотрит с высоты на землю.

Потом вздохнёт и опять спрячется

Не даёт ему ветер погулять, землю обогреть.

Наступила осень…

М.р. Молодцы. Вот какую картину мы нарисовали музыкальными инструментами.

В: Осень можно нарисовать не только с помощью музыкальных звуков, но и с помощью различных художественных материалов. Посмотрите на столы. Мы с вами знаем много способов рисования. Выберите, какой больше подходит вам, и приступайте к работе.

(Воспитатель корректирует работу детей).

В. А сейчас из ваших осенних картинок мы составим одну большую картину осеннего парка.

М.р. Вот какой разной бывает осень на Руси! Сколько тепла и радости она нам дарит!

И сейчас порадуем наших гостей хороводом «На дворе - листопад».

М.р. Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, композиторы, художники о своём настроении, навеянном красотой осени. Вот так чудесно перекликаются произведения поэзии, музыки и живописи . Мы с вами много говорили об осени, читали стихи, пели песни, рассматривали картины, танцевали, рисовали. Вам понравилось? А что особенно понравилось? И мне тоже очень понравилось с вами заниматься.

Я думаю, что вы поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего занятия и со своими родителями.

Предполагаемые ответы детей

пропевают: «Добрый день»;

-«Добрый день, гости!»

Дети садятся на стульчики.

-О России, её природе, широких просторах….

-Россия красивая,  удивительная, неповторимая, разноцветная.

- Осень восхищает богатством красок, красотой природы, осенним богатым урожаем…

Звучит фоновая музыка. Дети читают стихи, идёт показ слайдов об осенней природе.

1 реб.

В золотой карете, что с конём игривым,

Проскакала Осень по лесам  и нивам.

Добрая волшебница всё переиначила:

Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила,

С неба сонный месяц чуду удивляется.

Всё вокруг искрится, всё переливается.

2 реб.В опустевшем старом парке

Осень делает подарки:

Лист дубовый, лист берёзовый,

Лист оранжевый, лист розовый,

Лист багряно-огневой,

 Выбирай себе любой.

Дети исполняют вальс- импровизацию  с осенними листьями.

-Прозвучала музыка Е.Доги « Осень»

-Это произведение написано в мажорном ладу.

- Эта музыка яркая, торжественная, праздничная, светлая, радостная, ликующая и т.д.

- Деревья, одетые в разноцветные наряды,- жёлтые, красные; хоровод листьев, который кружится на ветру; голубое небо.  Потом вдруг налетел ветер, закапали дождинки, солнышко спряталось, но длилось это недолго. Снова выглянуло солнышко, и закружился золотой хоровод.

- Радостное. Ликующее.

 

Художники использовали жёлтые, зелёные, красные, оранжевые, бордовые краски.

Картины и музыка создают яркое, торжественное, светлое, но немного грустное  настроение.

1 реб.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый. Золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют.

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной

Просветы в небо, что в оконца.

        ( И. Бунин)

Дети называют песню  «Осень золотая»

- Петь её будем ласково, нежно, будто реченька течёт.

-Любое пение всегда начинается с распевки.

Песня: «Осень золотая».

Дети слушают «Осеннюю песнь» П. Чайковского

Дети называют.

-Темп у этого произведения плавный, неторопливый

-Она написана в миноре.

- Характер у музыки тоскливый, грустный,  унылый.

-Порывы ветра; листья облетают с деревьев, а многие стоят уже без листьев; долго идёт дождь; по небу тянутся стаи перелётных птиц….

Дети подходят к картинам и рассматривают их.

В этой картине преобладают серые, тёмные, коричневые, синие тона.

Ответы детей.

Играют на маракасах.

Отдельные удары на металлофоне -сверху вниз.

Треугольник

Глиссандо на металлофоне – снизу вверх.

Глиссандо на металлофоне – сверху вниз.

Маракасы.

Треугольник.

Звучит фоновая музыка, дети рисуют.

Составляют картину.

Дети исполняют  игру-хоровод «На дворе - листопад»

-Да очень понравилось!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность физкультура+музыка, посвященная Дню космонавтики.

Конспект организованнойобразовательной деятельности физкультура +музыка, посвященное Дню космонавтики...

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная область ,, Труд". Художественный труд. Тема ,, Осенние листья" ( техника квиллинг). Подготовительная группа.

Бумагокручение или квиллинг -- очень простой  и красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и доступны детям для понимания. Развивает мелкую мот...

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы «Автоматизация звука [р]» совместно с учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

Мир, окружающий ребенка, познается ими в своем многообразии и единстве. И чтобы не было разрыва в получении ребенком информации о каком-либо разделе программы нужны интегрированные занятия. Интегриров...

Интегрированная непосредственная организованная образовательная деятельность в группе детей раннего возраста Тема: «В гостях у шариков»

Занятие для детей раннего возраста интегрированного характера, направленное на развитие сенсорики, речи и т.д. с использованием ИКТ. На занятие дети узнают виды шаров, свойства, цвета....

Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода»

Конспект интегрированной  непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы  «Волшебница Вода» направлен на то, чтобы углублять, расширять и закреплят...

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы «Автоматизация звука [р]» совместно с музыкальным руководителем и учителем-логопедом.

Мир, окружающий ребенка, познается ими в своем многообразии и единстве. И чтобы не было разрыва в получении ребенком информации о каком-либо разделе программы нужны интегрированные занятия. Интегриров...

Конспект интегрированной непосредственно-организованной образовательной деятельности

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» Еманжелинского муниципального районаЧелябинской области...