учитель года. 2017г.
учебно-методический материал по музыке на тему

учитель года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx31.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 В 15 лет я поступила в педагогическое училище №2 на специальность дошкольного работника.  Обучение давалось мне легко, я на отлично сдала экзамены по педагогике и психологии, что подтверждает то, что я могу чувствовать людей и детей и получается, что профессию я выбрала правильно и работаю по призванию и работа мне приносит удовольствие. Также все остальные предметы я осваивала с лёгкостью и удовольствием. Но самое интересное и как оказалось значимое в  студенческие годы было то, что я имела возможность играть в оркестре на русском народном инструменте- домре. Я получила знания о музыкальной грамоте, научилась слышать себя и других в оркестре, понимать дирижёрский жест, узнала и научилась слышать тембры разных инструментов, что в дальнейшем стало фундаментам для работы в музыкальной сфере,  а именно музыкальным руководителем детского сада «Тополёк». В д/с «тополёк» я пришла работать  в 25 лет воспитателем. Заведующая детского сада Шульц Валентина Кирилловна мне предложила попробовать должность муз. работника. Я попробовала, вначале у меня было много страха и неуверенности, но поддержка заведующей  заставила меня поверить в свои силы, за что я ей непомерно благодарна. И сейчас мне 55 лет, и наверно поэтому я до сих пор работаю муз. руководителем детского сада, узнаю новые грани этого замечательного дела, получаю новые знания и опыт.

Есть внутренняя музыка души.

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум. Не заглуши

Её с годами буднями и бытом!

Она таится, в глубине светя

Порой в случайном слове,

В слабом жесте.

Её имеют многие.  Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве.

Евгений Винокуров, русский поэт ХХ в.

Детство…. Привычное для каждого слова- тёплое, уютное, как мама, мандарины, ёлка, золушка. Хочется всем сразу улыбнуться, потому что это слово вмещает в себя воспоминания о том, что тебе было очень хорошо. Приходят на ум весёлые истории, верные друзья, твоя малая родина. Это случается у каждого, кто произносит простое слово- детство.

Я выросла на берегу Ачаирки, которая впадает в Иртыш, и в любое время я видела как меняется вид за моим окном. То бескрайний белый простор, а то разливанное «море» воды, когда Иртыш просыпается от зимней спячки, рушит лёд, сливается вместе с Ачаиркой, заливая луга. А вот и лето. Цветущие разноцветные луга, то фиолетовые от кипрея, то жёлтые то пижмы, то белые то кашки. Стрекот кузнечиков, пение птиц с утра до поздней ночи. Даже лягушки упивались радостью жизни. И эта музыка в траве не утихает. Поймаешь скрипача в руку, поднесёшь к уху и слушаешь, как он играет на своей скрипке. Я слушала, а в душе звенел какой- то колокольчик, навевая незатейливый мотив. Случайности всегда превращаются в закономерности. Случайно в нашем доме оказался баян и мы слушали песни нашего деда. «но ты мне улица родная и в непогоду дорога»- пел он. Дальше, по иронии судьбы, я играла партию домры в оркестре, когда получала образование. Затем, случайно меня пригласили работать музыкальным руководителем, я сомневалась что у меня получится…. А оказалось, что сейчас я уже 30 лет с детьми пою и танцую, разучиваю игры и хороводы, делаю постановки сказок, готовлю костюмы.

В детстве я хотела стать геологом- я много раз видела гружёные баржы, которые шли по Иртышу, везя на себе тонны грузов. Я мечтала найти полезные ископаемые, редкие металлы, сокровища и сделать жизнь людей лучше. Оказалось, что моя мечта сбылась- я нахожу в детях редкие таланты, хотя слово «редкие» неуместно в этом случае. Все дети талантливы, нужно только разглядеть в каждом его изюминку», помочь им стать добрее, лучше.

Я проживаю жизнь с детьми и они проживают её со мной. Дети всегда замечают все изменения во мне: грустная я или весёлая, мои новые туфли, помаду, колечко- и всё это молча,- одними глазами. Я научилась у них видеть настроение, чувствовать их обиды.

Я счастлива, что моя жизнь связана с детским садом. Сейчас я встречаю уже второе поколение моих воспитанников. Многие стали хорошими людьми, есть, конечно, и такие, которых хочется понять, в чём же ошиблась, что недодала?

Музыка помогает мне стать лучше, чище и добрее, а я в свою очередь, отдаю детям, всё что умею. Спасибо за то, что мой каждый день начинается и заканчивается с песней, как в детстве. И как в детстве звучит в душе колокольчик радости.

Текст.

Ребёнок и музыка необыкновенно схожи. Малыш совершает путь, открывая для себя мир музыки и с её помощью открывает себя и окружающий мир, который чрезвычайно важен для него. Это необыкновенный маршрут, помогающий ребёнку в его музыкальных достижениях, в свершении многочисленных и разнообразных открытий. Музыка имеет безграничное и великое значение для ребёнка. Во время внутриутробного развития, с момента рождения и до школьного порога, общение детей с музыкальным искусством является процессом удовольствия, радости и творчества. Не секрет, что ребёнок дошкольник любит петь и танцевать и счастливые мгновения его жизни всегда сопровождает музыка. Искусство невозможно увидеть и потрогать, но оно оказывает на детей самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности. Ребёнок свободен в своих проявлениях, что же заставляет растущего человека постоянно выбирать музыкальную деятельность. Музыка- это самовыражение. Ребёнок- это своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов жизни музыки.

Музыка- это взаимопонимание. С помощью музыки ребёнок может рассказать о себе и быть понят другим человеком.

Музыка органично включается в любое событие жизни ребёнка. Как же может взаимодействовать ребёнок с музыкой? Взрослые часто не замечают, что жизнь ребёнка наполнена музыкой. А ребёнок уже в самом раннем возрасте откликается на музыку разного характера, увлеченно поёт, танцует. Музыкальная деятельность ребёнка в чём- то гораздо сложнее, чем  взрослого. Взрослый либо слушает, либо исполняет. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он зачастую осуществляет многие виды деятельности вместе. Допустим, слушает музыку и одновременно создает двигательную импровизацию. К концу дошкольного возраста у ребёнка появляется музыкально- художественная деятельности. Его интересует не только сам процесс, но и результат деятельности. Личный эмоциональный опыт, накопленный к этому времени, позволяет переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. От трёх и до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений. И одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных- это танцевально- ритмическая гимнастика. Доступность- это простые, общеразвивающие упражнения. Эффективность- разностороннее воздействие на опорно- двигательный аппарат, сердечно- сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность- это не только музыкальное сопровождение и элемента танца, входящие в упражнения танцевально- ритмический гимнастики, но и образные упражнения, сюжетные композиции, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребёнка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально- духовного к конкретно физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. Эстетическая культура человека связана с его мировоззрением, гражданственной зрелостью, общественному долгу. Вот почему проблеме формирования гармонической личности тесно переплетается с вопросами эстетического воспитания и музыкальному воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание.

Ритмика- один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно- образные движения и используются как средство для более глубокого её понимания. Движения под музыку применялись издавна в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Перед ритмикой ставится задача развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность музыкально- ритмического воспитания в её гуманном характере. Ёще швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак- Далькроз (1865-1950гг.) говорил, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

В последнее время в дошкольных учреждениях стали применять нетрадиционные средства эстетического воспитания детей. Я использую в своей работе парциальную программу «Са- Фи-Дансе» Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина. Танцевально- игровая гимнастика для детей.

В детском саду вместо термина ритмика вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально- двигательное воспитание», музыкально- ритмические движения», затем «движения под музыку». Однако между этими терминами нет принципиального различия. Вопрос о соответствии музыки и движения в ритмике был решён однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению второстепенная. В мировой практике музыкального воспитания по- прежнему используется термин ритмика, поэтому возможно и целесообразно признать его и в дошкольном воспитании.

Цели и задачи ритмики.

Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки( выделении средств выразительности, форм), её образов и формирований на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

-учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки;

- развивать основы музыкальной культуры;

-развивать музыкальные способности, слуховые представления, чувство ритма;

-учить определять музыкальные жанры(марш, песня, танец), виды ритмики(игра, пляска, упражнения), различать простейшие музыкальные понятия(высокие и низкие звуки и т. д.);

-формировать красивую осанку, учить выразительным пластичным движениям;

-развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно- образных движений.

Задачи эти успешно решаются только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным(фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

Виды ритмики: 1) музыкально- ритмические упражнения; 2) танцы, пляски, хороводы; 3) музыкальные игры.

1)Музыкально- ритмические упражнения можно разделить на подготовительные (предварительно разучиваются отдельные виды движений) и самостоятельные. 2)Следующий вид- танцы, пляски. Хороводы делят на две группы: зафиксированные и свободные. Зафиксированные имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Свободные танцы дети придумывают сами, используя знакомые элементы. 3) музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку(сюжетные, несюжетные) и игры под пение(хороводы, инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образ музыки, а в несюжетных- выполнить задание, связанное с общим настроением музыки. В играх с пением композиция движений зависит от характера музыки и текста.

Репертуар по ритмике. Подбору репертуара всегда придавалось большое значение. В 20- 40гг. чаше всего звучали отрывки из произведений западно- европейских композиторов (К.М. Вебер, И. Штраус, Ф. Зупе) в 50- 60 гг. когда постепенно складывалось музыкальное воспитание в детском саду (Н.А. Ветлугина)- к созданию произведений для ритмики специально привлекаются композиторы. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развить. Основные принципы отбора репертуара по ритмике:

-художественность музыкальных произведений, динамичность их образов;

-моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

-соответствие движений характеру образам музыки;

-разнообразие движений (танцевальные, сюжетно- образные, физические упражнения).

 Цели и задачи ритмики  программы «Ладушки» Новоскольцевой и  содержание программы«Са- Фи-Дансе» созвучны, поэтому я взяла эту программу как дополнение и помощь в своей работе. Основной целью программы «Са- Фи-Дансе»   является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально- игровой гимнастики. Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач для детей 3- 7 лет.

  1. Укрепление здоровье.
  2. Усовершенствование психо- моторных способностей (содействовать развитию чувства ритма, памяти, уметь согласовывать движения с музыкой).
  3. Развитие творческих способностей.

Планирование занятий по танцевально- игровой гимнастике.

Модель программы «Са- Фи- Дансе»

танцевально- ритмическая гимнастика

игрогимнастика

Нетрадиционные виды упражнений

игропластика

пальчиковая гимнастика

Игровой самомассаж

Игры- путешествия

креативная гимнастика

Музыкально- подвижные игры

Как организовывать на музыкальных занятиях детей с разным уровнем подговленности развития!

Главное- заинтересовать детей. Создать интересную игровую ситуацию. Темп ведения занятия музыкальным руководителем зависит от восприятия детей. При слишком быстром темпе дети не успевают понять, чего же от них хотят, при затягивании- теряют к нему интерес. Речь должна быть чёткой, выразительной, небыстрой.  Задачи ставятся точно, коротко и ясно, чтобы дети успели их понять. При этом важно чтобы дети смотрели на педагога. Обращаю их внимание: «Покажите мне свои красивые глазки….».  Как собрать внимание детей, подготовить их музыкальной деятельности? Внутреннее напряжение детей выражается в зажатости рук и ног. «Мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства: эмоциями можно управлять и путём регулирования внешнего их проявления….» (Столяренко Л.Д. «Психология»).  В занятия ритмикой хорошо вписывется программа А.И. Бурененой «Ритмическая мозаика» по ритмической пластике и программа Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование: музыка, речь, движения». Это самостоятельные фронтальные дополнительные занятия, которые проводятся во вторую половину дня. Продолжительность- 20- 25 минут, в зависимости от возраста детей и их самочувствия. В порциальной программе «Са- Фи –Дансе» Сайкиной Е.Г., Фирилёвой Ж.Е. заложены панто- мимические движения, которые формируют образное выражение эмоционального состояния, настроения. Которые помогают раскрыть сюжет, лежащий в основе музыкально- двигательной композиции, развивают воображение детей, поддерживают постоянный интерес, помогают внутреннему раскрепощению. Если ребёнок еще привыкает к дошкольному учреждению, то я даю ему возможность присмотреться к тому, что делают другие. А если у ребёнка есть проблемы с поведением, я его ставлю за всеми остальными детьми, чтобы он не отвлекал внимание во время выполнения музыкально- ритмических движений. Рядом с ним должен находиться воспитатель. Если же детей с нарушением поведения несколько, то их нужно разместить между уравновешенными детьми. Для активизации внимания детей координация движений, развитие чувства ритма включаю в начало музыкального занятия, игры или упражнения, с использованием «звучащих жестов».( Т.Э. Тютюнникова. «Учюсь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движения»). С помощью «Звучащих жестов» легко перейти к разучиванию танцевальной композиции. При развитии у наших детей ориентировки в пространстве я успешно применяю модели, разработанные в программе «Са –Фи- Дансе». Обруч, гимнастические палки, детский стул, помогают детям осознать местоположения и направление движения. Упражнения с предметами всегда вызывают интерес у детей. Движения с реальными предметами постепенно уступают место движениям с воображаемыми предметами. Для развития у детей пластичности и координации движений с музыкой я включаю танцы и пляски разных жанров. Танцевальные композиции я старюсь выбирать с сюжетной линией, привношу игровой момент в разучивание танцевальных движений, использую игры со словом. Парные бальные танцы ставлю в зависимости от возраста и возможности детей. Образные танцы (петрушек, гномов и т. д.) разучиваю по подгруппам. Через народные игры и хороводы (русские и украинские и т. д.) приобщаю детей к многонациональной культуре и традициям нашей страны. Мужские качества: мужественность, смелость, надёжность. Женское начало: нежность, грациозность, красота- всё это культивируется в процессе постановки парных танцев. Особого внимания требуют домашние дети, приходящие в среднюю, старшую, подготовительную к школе группы, с ослабленным здоровьем часто болеющие и пропускающие много занятий. Для таких детей провожу дополнительные занятия, о которых говорилось свыше.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.

Наглядный метод- это прежде всего постоянное сочетание наглядно- слухового и наглядно- зрительного приёмов.

Тактильно- мышечная наглядность (прикосновение к ребёнку, чтобы уточнить положение головы).

Словесный метод(беседа, объяснение, оценка и т.д.). применяется как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Образно –сюжетный рассказ при разучивании игры; к объяснению, напоминанию, в упражнениях, танцах; оценка более обоснована в средней и старшей группах и т.д.

Практический метод(многократное выполнение конкретного музыкально- ритмического движения). Особенно важно предварительно отрабатывать в подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, манипуляций с предметами и т.д.; а затем уже включать их в игры, пляски, хороводы. Нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж- необходимо облекать их в интересную форму, используя для этого игровой и частично- соревновательный методы игры.

Этапы и методика обучения ритмики.

  1. этап.

- Ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание ( в общих чертах).

Методика обучения первого этапа.

  1. Прослушивание вместе с детьми музыкального произведения.
  2. Педагог раскрывает его характер и показывает движение, поясняет содержание, элементы этого движения, выполняет вместе с группой или несколькими детьми новое движение полностью.
  3. Объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребёнка.
  1. этап.

- углублённое разучивание музыкально- ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроение музыкального произведения.

       1)  педагог напоминает последовательность действий.

       2)  оценка достижений детей.

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознано выполняли движения. Для этого педагог задаёт вопросы о характере движения, предлагает вкратце пересказать сюжет или композиции хоровода и т.д.

  1. этап.

- закрепление представлений о музыке и движениях, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни. Методика закрепления музыкально- ритмических движений нацелена на работу над его качеством. Воспитатель напоминает последовательность, отмечает удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально- ритмических движений. Предлагаются творческие задания, можно внести изменения в знакомую пляску, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танцев.

В нашем дошкольном учреждении стали традиционными посещения родителями утренников, развлечений, участие в конкурсах родителей. Наших воспитанников приглашают на праздники в Элитовский дом культуры на праздники «День матери», «8 марта», «День защитника отечества», «День победы», «День защиты детей». Многие дети продолжают своё музыкальное образование в музыкальной школе. Мы тесно сотрудничаем с преподавателями ДШИ с. Элиты. Наши бывшие воспитанники, обучающиеся в ДШИ, вместе со своими преподавателями приходят к нам несколько раз в течение учебного года и выступают перед детьми и сотрудниками ДОУ. Наши воспитанницы: Козлова Анастасия, Шидловская Екатерина, Паутова Виталина, Зайцева Александра, Константиниди Анастасия, Зубакин Александр работают преподавателями в сфере культуры и образования. Наши воспитанники также готовят номера и выступают перед преподавателями ДШИ. Присутствующие родители дошкольников могут проконсультироваться с педагогами по поводу поступления в ДШИ, а преподаватели оценивают музыкальные способности наших детей. Дети избегают стрессов при поступлении в ДШИ, а преподаватели имеют возможность набрать в свой класс учеников, раскрывших свои творческие способности в разных видах музыкальной деятельности. Для некоторых из них, возможно, музыка в будущем станет профессией. Каждый ребёнок, выходя из дошкольного учреждения в жизнь должен найти себе в музыке «опору» и «утешение». П.И. Чайковский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс Воспитатель года 2017г

Конкурс Воспитатель года 2017г...

Текст песни на конкурс "Воспитатель Года" 2017г. сл. Филоновой Ю.В. муз. М. Дунаевского

Есть маленький садик, в нём милые детки живут. Прекрасные феи детишек здесь любят и ждут.И мне повезло оказаться в волшебном саду, где я воспитателем деток, с любовью служу.Припев: И утром рано,...

Воспитатель года 2017г.

laquo;В поисках священного тотема»...

Приказ №207 -2 от 29.11.2017г О подготовке к городскому конкурсу "Учитель года - 2017" в номинации "Воспитатель года - 2017" с приложением

Приказ №207 -2 от 29.11.2017г О подготовке к городскому конкурсу "Учитель года - 2017" в номинации "Воспитатель года - 2017" с приложением...

Презентация участника конкурса "Учитель здоровья" 2017г.

Презентация участника конкурса "Учитель здоровья" 2017г....

Визитная карточка на воспитатель года 2017г

Сценарий визитки на конкурс «Воспитатель года» Сценарий визитки на конкурс «Воспитатель года»(Звучит телефонный звонок).Заведующий в своем кабинете-Алло,да-да,это детсад ...