Образовательный проект «Мы в ЛЕГО играем и чечётку отбиваем» (развитие чувства ритма)
проект (подготовительная группа) по теме

Кислицына Светлана Анатольевна

Танец «Чечётка» как способ развития чувства ритма. (через построение ритмического рисунка с помощью конструктора)«В ритме есть нечто волшебное;

он заставляет нас верить, что

возвышенное принадлежит нам».

И.В.Гете

Актуальность.

Современная цивилизация  отличается ускорением темпа жизни и многообразием  жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребёнок. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка, для социализации, играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.

Все стремления научить ребенка как можно быстрее стать "умным" в конечном счете, сводятся к тому, что ребенок большое количество времени проводит, занимаясь обучением чтению, письму, математике. При этом все меньше времени отводиться на двигательную активность.

Движение тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более доступном для детей уровне, чем интеллектуальное познание.

В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку для правильного развития организма необходимо много двигаться.

Если построить процесс обучения на связи музыки, движения и конструирования это будет способствовать физическому, музыкальному развитию, развитию мышления, а главное эмоционально-положительному  развитию психики.

 

Новизна проекта.

      Оригинальный способ развития у детей чувства ритма, выстукивая его ногами и самостоятельно  создавая   для этого ритмический рисунок с помощью конструктора ЛЕГО. При этом приобщая детей к мировой культуре, знакомя с  редко встречающимся видом танца – чечётка (степ), особенностью которого и является выстукивание ритма ногами.

Цель проекта:

        Научить детей строить модель ритмического рисунка с помощью конструктора и развивать чувства ритма, выстукивая его ногами (отбивая «чечётку»).

Задачи проекта:

  ♦        Учить выкладывать понятный всем ритмический рисунок из деталей конструктора;

  ♦        Развивать чувство ритма, воспроизводя построенный ритмический рисунок голосом, хлопками, притопами;

  ♦        Способствовать созданию условий для  конструирования и развитию его исполнительских, артистических качеств.

  ♦        Приобщать детей к мировой танцевальной культуре.

 

Участники проекта:  подгруппа детей подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

 

План осуществления проекта:

• изучение и анализ литературы по данной теме;

• ознакомление детей с историей и особенностями танца чечётка (степ);

• практические занятия по составлению ритмических рисунков с помощью конструктора и считывание ритма, работа над ритмом;

• выстукивание ритмических рисунков ногами, имитация танца чечётка.

 

Содержание работы.

Беседа с детьми с использованием модели трёх вопросов.

                                         Что мы знаем о танце чечётка?

 

Что мы хотим узнать?

 

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Из истории.

Чечётка — разновидность танца, характерной особенностью которой является ритмическая ударная работа ног. Другое название - «Степ» слово «теп» (от английского «стучать»).

Степ или чечетка – это живой и динамичный танец, замысловатость которого складывается из ритмичных ударов ногами о твердую поверхность для создания звонких дробных звуков.

          Чистота и изящество техники степа, виртуозные движения ног танцора в гармонии с музыкой создают не только зрелищный танец, но и неповторимый слуховой ряд, состоящих из разнообразных дробных звуков.

          Как правило, чечётка исполняется в специальной обуви, подбитой металлическими пластинами. Впрочем, эти металлические пластины — завоевание нового времени. Основатели жанра ими не пользовались, полагаясь на твёрдые подошвы туфель и дубовый пол.

       И, конечно, главной особенностью этого танца является чёткость в отбивании ритма, а значит должно быть развито чувство ритма. Что такое ритм и чувство ритма? Ритм – это чередование различных длительностей звуков. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

     Легенды доносят до нас удивительные истории, где рождение степа связывают то с древнеегипетскими жрецами, которые, поклоняясь богу Ра, исполняли ритуальные танцы на барабанах, ударяя в них ногами, то с африканскими музыкальными и танцевальными традициями, где звук нес определенную информацию.

      Наиболее популярная версия говорит о том, что степ имеет одновременно как европейские, так и африканские корни, которые переплелись на американском континенте.

 

 Степ появился в Америке благодаря смешению многих культур, имеющих сходные танцевальные движения, прежде всего, исходящие из ирландских и африканских традиций. Конец XIX и начало XX века считают временем появления чечетки и постепенным ее распространением по всему миру.

 Характерный во время исполнения танца стук, появляющийся благодаря ударной работе ног, сначала извлекали с помощью жесткой обуви на твердых деревянных поверхностях, но со временем для усиления звука стали набивать подходящие предметы: мелкие монеты, пивные пробки, металлические скобы. Настоящим изобретением было появление специальных металлических набоек. Кроме того, не обязательными, но часто встречающимися атрибутами этого танца являлись: шляпа, трость и перчатки.

 

     Существует легенда, что в 1907 году степ был впервые продемонстрирован американскими танцорами афроамериканского происхождения в Петербурге. Они были удостоены чести выступать на приеме в Зимнем дворце. Особенности американского степа были подхвачены русскими танцорами, ранее использовавшими русские дроби и цыганскую чечетку.

Особой популярностью в 30-40 годах XX века степ обязан голливудским мюзиклам. Внимание к нему было приковано еще и потому, что четкие ритмы стали ассоциироваться с техническим прогрессом, звучанием железных дорог и автомобилей.

На киностудии «Мосфильм» в 1985 году был снят фильм о мастере чечётки, кумира 1950-х годов -  знаменитого чечёточника Алексея Андреевича Быстрова.

 

Принципы построения педагогического процесса:

♦       Сотрудничество;

♦       Создание ситуации успеха;

♦       Игрового познания;

♦       Возможности самовыражения. 

 

Ресурсы:

1.     Методическая литература.

2.     Интернет ресурсы.

3.     Развивающая среда. (Видеоматериалы, иллюстрации, ЛЕГО -конструктор, музыкальный материал, атрибуты костюмов к танцу)

 

План реализации проекта:

Проект делится на три этапа: подготовительный, информационный, практический.

Первый этап (подготовительный – первая неделя)

1.     Подбор материала  для знакомства детей с историей и особенностями танца чечётка.

2.     Подбор аудио и видео материалов по теме.

3.     Подбор конструктора и места для конструирования элементов ритмического рисунка.

4.     Беседа с детьми, с использованием модели трёх вопросов:

- Что мы знаем о танце, о танце чечётка?

- Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

 

Второй этап (информационный - вторая неделя)

     Заинтересовать детей данной темой. Расширять кругозор детей, знаниями о мировой  культуре.

     Проведение занятий по ознакомлению с историей танца чечётка, просмотр  видеоматериала, где наглядно можно увидеть исполнение такого необычного танца. Объяснение детям, что основой танца является ритм.

 

Третий этап (практический – третья неделя)

      Переход к непосредственной работе с ЛЕГО конструктором и работе над ритмом.

Составление каждым ребёнком из элементов конструктора своего, так называемого, ритмического рисунка. Высокая  конструкция (пирамидка) соответствует длинному звуку, низкая – короткому звуку.

Затем используется приём: проговаривание каждого построенного ритма на слоги  – ТА – ТИ -, где  – ТА - длинный звук, - ТИ - короткий звук.

Следующий приём: воспроизведение хлопками каждого ритма. И, наконец, простукивание ритма ногами, то, что приближает нас к чечётке.

Один из ритмов отрабатываем особенно тщательно, обращаем внимание на синхронность в движениях.

Как итог – исполнение этого ритма под специально подобранную музыку, это получится подобие танца чечётка. Дети одевают атрибуты костюма танцора, чтобы почувствовать атмосферу танца Чечётка.

 

Ожидаемые результаты

-  Что мы узнали про танец «Чечётка»?

     Дети эмоционально рассказывали о том, что нового узнали о мире танца, о незнакомом им до этого танце «Чечётка», «Степ». У них появилось желание рассказать об этом друзьям и родителям, а также возникло желание самим попробовать исполнить такой танец.

Занятия дали положительный результат, были выполнены и другие задачи проекта:

- у детей была мотивация для создания своей ритмической модели танца, не похожей на другие. Не просто конструировать, а создавать новый танец, это возможность почувствовать свою значимость.

- дети стали осознаннее передавать ритмический рисунок, относиться к этому процессу внимательнее и ответственнее;

- научились элементарным способам отбивания чечётки;

- старались согласованно действовать в коллективе, добиваясь синхронности в движениях.

Вывод:

    Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Мотивировать ребёнка, заинтересовать, чтобы появилось желание развиваться. Основу данного проекта составляет синтез конструирования, музыки и движения. Это позволило преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма.

 

Перспективы дальнейшего развития проекта. (возможность дальнейшего продолжения проекта)

      Познакомить других детей подготовительных групп, с этим видом танца, с историей возникновения и особенностями исполнения «Чечётки», «Степа». Продолжать заинтересовывать детей, увлекая развивать их музыкальные способности.

 

Литература:

1.     Программа «Этот удивительный ритм» И. Каплунова, И. Новоскольцева.

2.     Интернет ресурсы.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Танец «Чечётка» как способ развития чувства ритма. (через построение ритмического рисунка с помощью конструктора) Автор: Кислицына Светлана Анатольевна музыкальный руководитель Образовательный проект «Мы в ЛЕГО играем и чечётку отбиваем»

Слайд 2

Актуальность. Ребенок большое количество времени проводит, занимаясь обучением чтению, письму, математике. При этом все меньше времени отводиться на двигательную активность.

Слайд 3

Новизна проекта. Ребенку для правильного развития организма необходимо много двигаться. Если построить процесс обучения на связи музыки, движения и конструирования это будет способствовать физическому, музыкальному развитию, развитию мышления, а главное эмоционально- положительному развитию психики.

Слайд 4

Цель проекта: Научить детей строить модель ритмического рисунка с помощью конструктора и развивать чувства ритма, выстукивая его ногами (отбивая «чечётку») картинку

Слайд 5

Задачи проекта: Учить выкладывать понятный всем ритмический рисунок из деталей конструктора; Развивать чувство ритма, воспроизводя построенный ритмический рисунок голосом, хлопками, притопами; Способствовать созданию условий для конструирования и развитию его исполнительских, артистических качеств. Приобщать детей к мировой танцевальной культуре.

Слайд 6

План реализации проекта: Проект делится на три этапа: подготовительный, информационный, практический. Первый этап (подготовительный – первая неделя) Подбор материала для знакомства детей с историей и особенностями танца чечётка. Подбор аудио и видео материалов по теме. Подбор конструктора и места для конструирования элементов ритмического рисунка. Беседа с детьми, с использованием модели трёх вопросов.

Слайд 7

Три вопроса. Дети, что вы знаете о танце Чечётка?

Слайд 8

Что бы вы хотели узнать о танце Чечётка?

Слайд 10

Второй этап (информационный - вторая неделя) Заинтересовать детей данной темой. Расширять кругозор детей, знаниями о мировой культуре. Проведение занятий по ознакомлению с историей танца чечётка, просмотр видеоматериала, где наглядно можно увидеть исполнение такого необычного танца. Объяснение детям, что основой танца является ритм.

Слайд 11

Третий этап (практический – третья неделя) Переход к непосредственной работе с ЛЕГО конструктором и работе над ритмом. - Составление каждым ребёнком из элементов конструктора своей модели ритмического рисунка. фото

Слайд 12

- Пропевание , проговаривание и воспроизведение хлопками получившихся моделей ритма.

Слайд 13

- Воспроизведение ритма ногами, движения похожие на чечётку.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! «В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». И.В.Гете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют  развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов  по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Рекомендации для родителей для дистанционной работы с ребенком - Дидактические игры и упражнения на развитие чувства ритма и цвета, композиционных способностей

Дидактические игры, разработанные автором, способствуют развитию творческих способностей у детей посредством использования игрового набора «Дары Фребеля». Игры могут использоваться для сам...

Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»

В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....

Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...