Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)
методическая разработка по теме

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют  развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство ритма, лада у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_chuvstva_ritma_popova.docx30.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области

Методическая разработка

Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста

 

Составитель:
музыкальный руководитель Попова     Наталья Леонидовна

        

Вохма 2016

Содержание

  1. Музыкальные игры и упражнения для развития чувства ритма……………………….……………………………………………..3-9
  2. Литература………………………………………………………………..10

        

Музыкальные игры и упражнения для развития чувства ритма

Музыкально-игровые упражнения

«Не зевай»

Игровой материал: музыкально-шумовые инструменты

Ход игры:

«Раз, два, три, ребенок исполняет на муз. инструменте ритм

Не зевай! передает соседу муз. инструмент

Поиграл – выполняют действия первой строки

Передай! передают следующему соседу

Раз, два, три, выполняют действия первой строки

Не спеши! передают следующему соседу

Как играть – выполняют действия первой строки

  Покажи!»

Игровой материал: любой музыкальный инструмент.

Правила игры: дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает музыкальный инструмент. Под текст дети выполняют задания, у кого остался музыкальный инструмент придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.

Ритмическая игра

«Ёжик и барабан»

Музыкальное оборудование: барабан

Ход игры.

Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

Например:

С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! (или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум)

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами - Бум-бум-бум! -

Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

«Слово на ладошке»  

Ход  игры: педагог поет  песню

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в СЛОВО!

— У меня есть корзинка, в которую «собирают» слова. Давайте поищем слова в воде! Дети поют слово и ритмично прохлопают.

(Дети «кладут» в корзинку по слову: «рыбы», «водоросли», «ракушки», «камешки» и т.п.)

— А в кармане они есть? А на полу? На потолке.

«На дачу»

Описание игры: дети воспроизводят ритмические рисунки хлопками.

Мы едем в электричке:                              подпрыгивают на стульчиках

“Ура, ура, ура!

Стучат, стучат колеса                                 шлепки по коленкам.

“Та-та! Та-та! Та-та!”                                  хлопки

Мелькают мимо сосны                               повороты головы вправо, влево

И ели, и дома.

Стучат, стучат колеса                                 шлепки по коленкам.

“Да-да! Да-да! Да-да!”                                хлопки

На даче ждет нас Мурка,                            имитация “мягкие лапки кошки”

Дружище верный Рекс,                              кисти рук трясут.

Приедем мы на дачу -                      

Пойдем все вместе в лес.                           Шлепки по коленкам.

 «Передай хлопок»

Игровой материал: музыкальные инструменты

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Один из играющих «посылает» хлопок или несложный ритм стоящему ребёнку (т. е. хлопает, повернувшись к нему, тот «передаёт» хлопок (ритм) своему соседу и так далее. Хлопок (ритм) «катится» по кругу пока не вернётся к первому игроку.

«Кубик-оркестр»

Игровой материал: кубик, музыкальные и шумовые инструменты

Ход игры. Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

 «Кто стучится у ворот?»

Описание: Педагог предлагает детям придумать ритмические рисунки, хлопать можно и в ладоши, и по телу, отстукивать ногами, в зависимости от характерных особенностей персонажей (Петушок хлопает «крыльями» ,кот-«лапками», коза-«копытцами»).

Весёлые упражнения

 «Звуки короткие и длинные»

Игровой материал: игрушка-заяц

В гостях у детей зайка (игрушка)

Описание игры: на столе раскладываются кружочки(следы) Под аккомпанемент большие следы дети прикрывают ладошкой(прыг-скок), маленькие-показывают пальчиком(прыг да скок).

«Ритмическое эхо»

Описание игры: Зайка отхлопывает(хлоп-хлоп) и отстукивает ножками(топ-топ). Дети его повторяют. Шаловливый зайка любит показывать ритм ушками, хвостиком носиком.

«Большие и маленькие ноги»

Ход  игры: звучит песня Агафонникова . Дети встают в круг и, следуя за текстом, изображают два контрастных образа. Для лучшего образного восприятия  руководитель может сопровождать показ «больших ног» (например, медвежьих) игрой на барабане, «маленьких», например, заячьих или птичьих, - на бубне.

«Озвучь потешку»

Описание игры: ребёнку предлагается прослушать потешку и, выбрав музыкальный инструмент из шумовой группы, исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.

Когда потешка озвучена всеми детьми, её могут озвучить несколько детей одновременно, играя на разных инструментах. Каждый из детей может придумать свой ритмический  вариант потешки.

Гоп, гоп, гули, гоп,

Сели Машеньке на лоб.

Крылышками хлоп, хлоп,

Маша ножкой топ, топ!

«Волшебные ракушки»

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки камешками согласно выложенному ритмическому рисунку (ракушками). Развивать чувство ритма.

Дидактические задачи:         

- развитие ритмического слуха

- воспитывать коммуникативные навыки в игре

- развитие фантазии и музыкальной памяти детей

- развитие интереса к музыкальной игровой деятельности.

Дидактический материал: Картина с изображением моря, ракушки, камешки (по числу детей)

Описание игры: Число участников не ограничено.

Прочитать стихотворение  с показом движений вместе с детьми:

Море вынесло ракушки (волны руками)
На пологий бережок (руками плавно вверх).
И, как будто для просушки, (сильно подуть на пальчики)
Положило на песок (кисти перевернуть ладошками вверх).
Пусть лежат на берегу (сложить ладошки вместе и положить на них голову),
Я за ними прибегу (бег на месте).

Ведущий выкладывает из больших и маленьких ракушек ритмический рисунок и просит детей простучать его камешками. Выигрывает тот, кто справляется с заданием.

«Курочка и цыплята»

Дидактический материал: Плоскостные фигурки мамы-Курицы и цыплят. На обратной стороне каждой фигурки-цыпленка – кружочки разной величины (большие и маленькие), это ритм, который нужно пропеть на слог «пи».

Правила игры: Число участников – вся группа и педагог. Педагог, показывая маму-Курицу, говорит:

«Ищет мамочка-хохлатка

Своих маленьких цыпляток.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,  

Мне найти вас нелегко!»

Каждый ребенок-цыпленок отзывается: на слог «пи» исполняет ритм, изображенный на его картинке. Дети 4-5 лет могут исполнить заданный ритм на музыкальном инструменте.  

«Потеряшки»

Дидактические задачи:

 - воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилам игры;

 - закрепить знания о длительности звуков;

 - воспитывать умение слушать ритм и сопоставлять с записанным на карточках ритмическим рисунком.

Дидактический материал: 3 игрушки, напёрстки, перчатки, карточки с ритмическим рисунком, картонные домики разного цвета.

Описание  игры: Число участников –4-6 (можно индивидуально). У ведущего на руке надета игрушка – топотушка или перчаточная кукла, на ногах у которой (на пальцах ведущего) надеты напёрстки. Игрушка  потерялась, не может найти дорогу домой. Чтобы ей вернуться в свой домик, мы можем подсказать, по какой дорожке ей нужно идти. Игрушка протопывает ритмический рисунок своей дорожки, дети повторяют его (на руке надета перчатка, на пальцах напёрстки) и указывают на карточку с таким ритмом, называя цвет домика, в котором живёт эта игрушка. Таким образом, дети «спасают» 3-х  «потеряшек».

«Веселые горошки»

Возраст: 5-7 лет

Дидактический материал: Киндеры - маракасы с горошками, большие и маленькие карточки «весёлых» горошинок.

Ход игры: Число участников – 8 (четыре пары). Предварительно разучивается песенка «Весёлые горошки». Дети разделены на пары: у одного карточки «весёлых» горошинок, у другого киндеры – маракасы, наполненные горошинками. Ведущий начинает петь песню, дети подпевают, по окончании песни ведущий простукивает своими маракасами простой ритмический рисунок. Дети, у которых в руках маракасы, повторяют за ведущим, дети, у которых карточки, выкладывают ими ритмический рисунок на столе (или на полу). Затем дети проверяют друг друга и меняются ролями. Игра повторяется. Затем, по желанию, можно сделать ведущим кого-либо из детей. Выигрывает та пара, у которой было наименьшее количество ошибок.  

«Кто идет на водопой?»

Дидактические задачи:

- увеличивать у детей объем слухового и зрительного внимания

- формировать самостоятельность через индивидуальное выполнение задания

Дидактический материал: Многофункциональная основа для игр «Сенсино», деревянные фигурки домашних животных, «озеро», камешки (по 2 на ребенка), фонограмма р. н. мелодии.

Ход  игры: Число участников – 3-4. Педагог задает детям вопросы, одновременно простукивая ритм, дети повторяют: «Кто и-дет на во-до-пой? Са-ша все уз-на-ет!». Ребенок вытаскивает из кармашка «Сенсино» фигурку животного: «К нам при-шла со-ба-ка» и т. д., пока все дети не повторят это задание. Затем педагог говорит: «Развеселились животные и в пляс пошли». Звучит р. н. мелодия, дети выстукивают ритм фигурками животных на деревянном столике.

«Ритмическая разминка»

Возраст: 5 – 7 лет

Дидактические задачи:

- развитие чувства ритма

- закрепление 3-х частной музыкальной формы

- формирование коммуникативных качеств

- развитие комбинаторных действий, умений действовать по образцу и замыслу

- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления

Дидактический материал: Ритмические палочки по две на ребенка, карточки с изображением ритмического рисунка, карточки с графическим изображением предметов (дом, снежинка, елка, бантик, бабочка и т. п.), любая 3-х частная форма музыкального произведения, например, «Звездная полька», Австрия.

Описание  игры: Число участников – вся группа. Дети заранее разделены на команды по 3 человека, в руках у каждого по две ритмические палочки. На первую часть музыки дети свободно двигаются по залу, выполняя руками «моталочку» перед собой. На вторую часть музыки дети выполняют ритмический рисунок, изображенный на предложенной карточке. На третью часть музыки дети ищут свою команду в условленном месте и собирают предложенное графическое изображение. Ведущим может быть как музыкальный руководитель, так и ребенок. Количество детей в одной команде может варьироваться, в зависимости от предложенного графического рисунка. Затем игра повторяется с другими карточками.

«Часики»

Возраст: 5-7 лет.

Вид игры: Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма.

Дидактические задачи:

- приобщать детей к музыкальному искусству

- воспитывать умение играть вместе

- формировать чувство товарищества, ответственности.

Дидактический материал: Палочки или ложки по количеству детей.

Описание  игры: Дети делятся на две группы. Первая группа выполняет ритмический рисунок четвертями: «Тик- так». Вторая группа выполняет ритмический рисунок восьмыми: «Тик-так, тик-так».

Сначала игру провести с каждой группой отдельно, затем их соединить.

Стрелки водят хоровод:

Вот минутная идёт:

Длинная и стройная,

Очень беспокойная.

 Вдоль по кругу пролетает,

Все минуты сосчитает.

Часовая – по короче,

Тоже ходит дни и ночи.

Эта стрелка, чуть дыша,

Проползает, не спеша.

Очень медленно для нас

Отмеряет каждый час.

 «Щедрые дары осени»

Возраст: 5-7 лет

Дидактические задачи:

-формировать первичные навыки сочинительства

-развитие творческих способностей детей

-формирование понятия «ритмический рисунок»

-упражнять в сочинении и воспроизведении определенного заданного или сочинённого самим ребенком ритма

-воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилам игры

Дидактический материал: Картинки, на которых  изображена пустая корзинка и герой игры, карточки с изображением «подарков осени» (каждого по 4 больших и 8 маленьких)

Описание  игры: Участников игры разделить на 4 группы. Каждой группе раздаются картинки с изображением пустой корзинки и соответствующих маленьких карточек. Предлагается придумать ритмический рисунок и выложить его в нарисованной корзине с помощью маленьких карточек. Затем хлопать ладошами в ритме, проговорить (ТА-ТА-ти-ти-ТА). Затем группы меняются картинками.

 «Осенний дождик»

Возраст: 5-7лет

Вид игры: Развитие чувства  ритма у детей

Цель: Научить детей слушать и четко передавать ритмический рисунок.

Дидактические задачи:

  • развитие чувства ритма через слово и координацию движения
  • развитие восприятия воли, памяти, мышления на основе усложнения заданий
  • воспитывать умение действовать в коллективе

Дидактический материал: Деревянные дощечки и по две деревянные палочки на каждого игрока.

Описание  игры: Подгруппа детей до 5 человек. Дети с педагогом четко проговаривают стихотворный текст, одновременно ударяя двумя палочками по дощечке. На слова «кап-кап-кап» отстукивают ритм палочкой о палочку, заданный педагогом (принцип «эхо»). Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Дождик, дождик, что ты льешь?
- Кап-кап-кап
*, кап-кап-кап**!
Погулять нам не даешь?
- Каап-кап-кап
***, каап-кап-кап!
Очень мы хотим гулять.
Кап-кап-каап, кап-кап-каап!
Через лужицы скакать.
Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап-кап!
читает и отстукивает ритм педагог;    

** – повторяют ритм дети;

*** – педагог меняет ритм.

Литература

  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.-  М.: Просвещение, 1982.
  2. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры: метод. пособие.- Феникс, 2010.
  3. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: пособие для музыкальных руководителей. -Айрис-Пресс, 2005.
  4. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников.- СПб.:Детство-Пресс,2011.
  5. Никашина Г.А. В мире фантазии и звуков: пособие для педагогов дошкольных учреждений и музыкальных руководителей.- Мозырь: Белый Ветер, 2004.
  6. Интернет-ресурс  http://imc-kirov.spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют  развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...

Методическая разработка по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Игры такие разные»

Цель методической разработки состоит в том, чтобы рассмотреть роль дидактических игр в коррекционно-педагогическом процессе с дошкольниками, в частности роль дидактических игр в обучении детей ма...

Рекомендации для родителей для дистанционной работы с ребенком - Дидактические игры и упражнения на развитие чувства ритма и цвета, композиционных способностей

Дидактические игры, разработанные автором, способствуют развитию творческих способностей у детей посредством использования игрового набора «Дары Фребеля». Игры могут использоваться для сам...

Методическая разработка "Картотека сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста"

Использование сюжетно-ролевых игр позволяет эффективно развивать социальные компетентности дошкольников, учить их правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, выстраивать взаимоотношения с други...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРТОТЕКА музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста»

Данный материал переработан из личного опыта и опыта  коллег,  будет полезен в работе музыкального руководителя ДОУ...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...