Шумовой Оркестр
консультация по музыке на тему

Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребѐнку незатейливый инструмент. Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие вос- питатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском са- ду вообще и в группе в частности. Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям: - быть лѐгкой для детей и педагогов -Быть интересной для них -Быть систематической -быть групповой формой обучения Учение для дошкольника должно быть не только лѐгким и приятным время- провождением, но и интересным. Если просто дать в руки ребѐнка какой-нибудь инструмент, его заинтересо- ванности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т.д. Если интерес будет отсут- ствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребѐнка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж). У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи: -активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре. -Воспитание интереса и любви к музицированию. -Практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми поня- тиями музыкальной грамоты. -Создание предпосылок для развития творческого мышления. -Знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования. Шумовые инструменты используются в детском саду для развития ос- нов интонационного слуха и образно- ассоциативного мышления. С их по- мощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Поз- же дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звѐзд, пе- сенка светлячка и т.п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально. Все партии вна- чале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придаѐт уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть лѐгкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все пар- тии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено фор- мирование и развитие метроритмического чувства во всѐм его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов ( хлопки, шлепки, щелчки), различные виды тактирования, подчѐркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур: Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная воз- можность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как зву- чит настоящий оркестр. Маленькие дети обладают богатейшим воображени- ем и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре. Малыши представляют, что всѐ, что зву- чит, они сами сыграли! Взрослый может быть реальным дирижѐром и руко- водить детьми во время исполнения. И это всѐ можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструмен- ты, сделанные своими руками. Таким образом, можно украсить любое собы- тие в группе: день рождения ребѐнка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограм- ма очень способствует организации игры в оркестре. Музыка – искусство временнОе, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструмен- тами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкс- периментировать какие звуки можно ещѐ извлечь из инструмента, оказавше- гося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палоч- кой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т.п. Исследовательская деятельность – необходимый этап в по- знании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разны- ми наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а чет- вѐртое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издаѐт яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секре- ту, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т.п. Вот вам и обогаще- ние словаря. Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрическо- го пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипу- лировать ими в воздухе малышам ещѐ сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик: Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей разви- тию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зре- ние. А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит: Дзинь- бум, дзинь –бум, Бубен нам устроил шум Постучим. пошумим И все снова побежим. Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные удары и звон-тремоло. Ещѐ одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чѐм я играю». На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, ука- зывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инст- рументы- называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (при- мер – тамбурин с колокольчиками). Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей синструментами симфонического оркестра. Мы запоминаем их название, слушаем звук и ви- дим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфоническо- го оркестра. Народные духовые инструменты: Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка, гармошка (кнопочно-духовой) Струнные: Шарманка (щипковый) Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра. Ударные: деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колоколь- чики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполни- телями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики. (коробочки из-под творога и йогуртов с крышеч- кой или натянутой сверху плѐнкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Весѐлые барабаны» Весело играем мы все в барабаны, Весело играем мы все в барабан! Ля-ля-ля… Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлѐпать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с уда- рами в инструмент. Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постуки- вания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумыва- ются подговорки типа: Молоточек, тук-тук-тук, Молоточек, ты мой друг, Молоточек, тук-тук-тук, Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики) Дили-дили-дили-дон. Бом- бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе) Слышат все наш звон! В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем приѐм игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот приѐм выполняется без инструмента - хлопок в ладоши и «фо- нарики». В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до- си и треугольник, чередуясь между собой. В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую. Даѐм де- тям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечка- ми и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как стру- на. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая вы- ходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музы- кальный инструмент. Резинкой можно громко щѐлкать, оттягивая еѐ сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, за- правленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробоч- ку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фо- нограмму. Игра «Музыкальное приветствие». Дети держа в руках «кальмарчики», дви- гаются врассыпную лѐгким бегом, а на акцентированные концы фраз повер- нувшись к произвольному партнѐру, щѐлкают резинкой и говорят «Привет!». В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков». Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инст- рументы и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своѐм инструмен- те, затем со сменой музыки, кладут его на пол и переходят по кругу к дру- гому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нѐм. Взрослый может исполнять роль дирижѐра. Таким образом, осваиваются разные приѐмы игры на разных инструментах

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление самодельных инструментов для шумового оркестра

Где живут звуки? Откуда они появляются и куда прячутся? Оказывается, их можно приручить и поселить прямо в детском саду. Правда, для этого звукам потребуются специальные домики - музыкальные инструмен...

шумовой оркестр для дошкольников

шумовой оркестр для дошкольников...

шумовой оркестр, танцы, тексты...

Мои методические разработки к утренникам и выступлениям для детей дошкольного возраста....

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР ДОМА

Консультации для родителей...

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и сочинению сказок - шумелок

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и сочинению сказок - шумелок.Цель: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, ...

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...